Доклад на тему Развитие речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе-интернате VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ - ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII вида № 1 г. Новочеркасска













Выступление на МО:

Тема: «Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения»






























Разработала :

учитель русского языка высшей категории

Волошкина Александра Ивановна


г. Новочеркасск

2012 год

Развитие речи -важная задача обучению родному языку. Речь- основа всякой умственной ,деятельности , средство коммуникации.

Являясь коммуникативной единицей высшего уровня, связная речь позволяет обучающемся логично и последовательно излагать знания, рассказывать о приобретённых умениях и навыках.. Умение учеников сравнивать ,классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь обучающегося - показатель его умственного развития.

Нарушение всех компонентов языка у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них связной речи. Эти трудности усугубляются рядом других недостатков: слабостью осмысления материала, неупоминанием логики событий, соскальзывание с темы, ведущим к образованию побочных ассоциаций, быстрой истощаемостью мотивов к речи.

Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках русского языка, чтения и развития речи.

В объяснительной записке к рабочей программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении языку

«Развитие речи - это принцип работы как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной ( контекстной) речью, над орфографически грамотным письмом - вот основное содержание уроков по языку».

Практика работы по развитию речи в школе опирается на основные принципиальные положения, которые определяют:

1.связь работы по развитию речи с развитием мышления;

2.взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи обучающихся.

Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог.

«Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе , без всяких усилий со стороны ребёнка, есть разговорная».

В устной речи, как в речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения. Одним из условий успешного развития речи обучающихся является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию обучающихся речь учителя, Она не должна быть упрощённой; ведь каждое новое слово, оборот речи педагог поясняет учащимся или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы.

Учителю следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью, а также отличать факты удачного использования их в речи обучающихся, поясняя , что и почему особенно его порадовало.

На уроках русского языка и чтения мы требуем полных ответов на поставленные вопросы, оформленных стилистически правильно. Несомненно , что требование полных ответов является целесообразным и обязательным, но это требование должно быть ограниченно определёнными учебными ситуациями. Но если учитель не ставит задачи специально, работать над построением предложения, то требовать полного ответа не следует, т.к. эти ответы вносят в беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить.

Общим требованием, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить содержательной, логической, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и чтения, С этой целью исправляются и предупреждаются речевые недочёты, проводится словарная и лексическая работа, изучаются грамматика и орфография.

Готовя учащихся к связному высказыванию, важно заранее отобрать необходимый словарь, наметить определённые грамматические формы и синтаксические конструкции, которые требуется активизировать, а также решить, когда данный языковой материал будет закреплён.

Словарная работа на уроках развития речи ведётся в трёх направлениях:

  1. обогащение словаря за счёт новых лексических единиц

  2. уточнение значения уже известных слов;

  3. активизация пассивного словаря.

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:

- название предметов и их частей;

- название действий или состояние предметов

-название признаков предметов;

-работа с загадками;

-сравнение двух предметов на основе определённых признаков и т.д.

К конструктивной группе упражнений можно отнести:

- восстановление деформированного текста, предложения;

- ступенчатое распространение предложения;

-соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

Чтобы хорошо, живо, эмоционально, интересно говорили, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо вводить обучающихся « в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать своими словами прочитанное. Умение построить рассказ зависит от лексикона обучающихся. Нужно требовать от обучающихся рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую ими картину.

Уроки развития речи должны нести коррекционную направленность на совершенствование языковых норм и правил.

Но успех в работе будет возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.


© 2010-2022