- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев
Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шакирова Е.С. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 2.
«Это был один из тех характеров…». Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев.
Цель: познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.
Задачи: 1. Подвести учащихся к осмыслению трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью является сам человек.
2. Помочь учащимся в преодолении «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок - ключ
Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: иллюстрации к повести, репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо султану».
Ход урока
1. Выявление первоначального читательского восприятия.
-
Чья смерть, Андрия или Остапа вызвала более глубокое сочувствие?
-
Кому из героев повести сочувствует автор, а кто вызывает у него
осуждение?
-
Опишите, каким вы видите Тараса, когда он смотрит на Андрия,
летящего на коне с поляками, и на мертвого сына.
-
Почему Тарас спасается в бою под Дубно и гибнет из-за трубки?
-
Почему описание природы сопутствует казакам, а не полякам?
-
Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?
2. Краткий исторический экскурс.
Дается подготовленным учеником.
3. Комментированное чтение первых глав повести с пояснением
непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи.
-
Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем?
В чем различие?
-
Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.
-
В каких эпизодах вы можете обнаружить приемы гиперболизации
-
(повт. по словарю).
-
Почему автор столь подробно в описании натуры Тараса Бульбы рассказывает о причинах, породивших такую натуру?
-
Как вы думаете, Гоголь считает казачество национальным слоем или
-
выражением «русского духа»?
4. Реализация домашнего задания. Составление портрета Тараса по группам.
На доске нарисован круг, разделенный на три сектора. Круг - знак
законченности, завершенности.
Первая группа составляет самохарактеристику героя, вторая - собирает
материал об авторских отступлениях, третья - о сопоставлениях, косвенных характеристиках героя. Пейзаж, интерьер, рассказы о товарищах, размышление сыновей об отце отношение к дому, образ жены
Результат: проверка знания текста практически у всего класса, выявление представлений о сюжетно-динамических способах создания образа и внесюжетных (авторских и косвенных характеристиках) и невозможности их осуществления вне взаимосвязи друг с другом.
5.Творческие задания.
а) Сравните запорожцев в повести Гоголя и на картине И.Е.Репина
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
б) Инсценируйте сцену избрания нового кошевого.
Домашнее задание.
1. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первым главам.
2.Найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.