Рабочая программа элективного курса

Рабочая программа по русскому языку для8класса на 2014/2015 учебный год составлена на основе программы образовательных учреждений 5-11 классы, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.     Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» Железнодорожного района
города Барнаула

Рассмотрено Утверждено

Педагогическим советом Директором школы

Протокол № от 13 08.13г О.А.Лаптева

Приказ № 100 от 13.08.14 . .

Рабочая программа

предметного курса «Уроки словесности» 8 класс



уровень основного общего образования ( 5- 8 классы)

на 2014/ 2015 учебный год





Рабочая программа составлена на основе

Программы по русскому языку. Элективные курсы (авт.-сост. С.И.Львова),- 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009

Составитель
Гладышева Татьяна Алексеевна
учитель русского языка, литературы,
высшая категория

Барнаул 2014

Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2014/2015 учебный год составлена на основе программы образовательных учреждений 5-11 классы, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Нормативная база для составления РП:
1.Перечень нормативных документов и материалов, на основе которых составлена программа
Рабочая программа по предметному курсу «Русская словесность» разработана в соответствии с ФкГОС (Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования) Программы по русскому языку. Элективные курсы (авт.-сост. С.И.Львова),- 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009 Нормативно-правовая основа рабочей программы:

1. Статья 28, п.6Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
2. Приказ МО и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» если ФкГОС)
3. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060).

4.В соответствии с БУП, с учебным планом МБОУ «СОШ № 37» на 2014 /2015учебный год и утверждённым приказом директора годового графика работы школы на 2014 /2015 учебный год составляет
2-8, 10 классы - 35 недель

9, 11классы- 34 недели

1-3 классы 33 недели

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем можно публиковать в Интернете лучшие работы и обмениваться мнениями по поводу прочитанных сочинений, написанных другими учениками и опубликованных на школьных сайтах или в детских журналах. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет пробудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств - цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в полной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.
Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

ЦЕЛИ КУРСА:

  1. Научить учащихся анализировать текст.

  2. Сформировать навыки выразительного чтения и письма.

  3. Подготовить учащихся к работам по литературному чтению.

  4. Способствовать интеллектуальному развитию ученика.

  5. Способствовать формированию и развитию навыков в написании творческих работ.

Для реализации этой цели необходимо:

  • ознакомиться с выразительными возможностями языка как материала словесности;

  • ознакомиться с художественностью произведения и теми средствами языка, через которые она достигается в искусстве слова;

  • ознакомиться с языковыми средствами изображения жизни и выражения авторской позиции в различных родах (эпических, лирических, драматических) произведениях словесности;

  • расширить понятийный аппарат учащихся в области литературоведения;

  • расширить словарный запас учащихся;

  • продолжить формирование грамотной речи учащихся;

  • научиться применять полученные знания при написании сочинений.

Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетентности.

Теоретической основой данного курса являются:

  • «Материал словесности» - возможности русского языка, позволяющие ему быть средством общения, сообщения информации и побуждения к действию, а также служить материалом, из которого создаются все произведения.

  • «Произведения словесности» - языковые средства, используемые автором для выражения своей мысли в произведениях.

  • Различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи и требующих самостоятельной работы над текстом.

Дидактический материал:

  • произведения, созданные мастерами слова;

  • оригинальная система вопросов, ответы на которые требуют не простого воспроизведения изученного, а глубокого осмысления проблемы;

  • словарь «Важнейшие термины словесности» для уточнения понятий, ответов на вопросы, расширения словарного запаса учащихся;

  • задания для самостоятельной работы, требующие классификации явлений, составления таблиц, оценки произведения, формулировки выводов;

  • задания творческого характера, требующие создать рассказ, стихотворение, сценку, написать сочинение-рассуждение, критический очерк, эссе;

  • иллюстрации для сравнения произведения словесного искусства с произведением изобразительного искусства, чтобы увидеть их сходство или различие;

  • фонограммы чтения литературных произведений актерами;

  • тексты художественной литературы для выразительного прочтения, с целью передачи голосом смысла

Отличительная особенность курса в том, что кроме необходимого теоретического материала, излагаемого в доступной форме, учащимся предлагается большое количество материала практического

Принципы, на которых базируется программа курса:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

  • уважение к результатам их деятельности в сочетании с требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • выразительность содержания и форм проведения занятий;

  • научность, связь теории и практики;

  • системность и последовательность;

  • прочность полученных знаний;

  • активность и сознательность обучения.

Формы организации работы с учащимися в рамках данного курса:

лекции, практикумы, консультации, то есть формы, требующие не только пополнения теоретических знаний, но и развития практических умений.
Возможные затруднения при изучении курса могут быть связаны :
- с нежеланием преодолевать стереотипы мышления;

- с низким уровнем интеллекта учеников;
- с наличием психологических защит и неумением работать в условиях доверия, открытости установок и прозрачности результатов;
В соответствии с БУП, с учебным планом МБОУ «СОШ № 37» на 2013 /2014учебный год и утверждённым приказом директора годового графика работы школы на 2013 /2014 учебный год составляет
2-8, 10 классы - 35 недель

9, 11классы- 34 недели

1-3 классы 33 недели


Учебно-тематический план.


Тема занятия

Кол-во

часов

Изобразительные ресурсы русского словообразования

14 часов

I. Морфема и её значение

2 часа

Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их стилистическое разнообразие; большое количество способов образования: морфемных (с помощью морфем) и неморфемных ( неморфологических).

Морфема как значимая часть слова. Стилистические приёмы, основанные на семантике морфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём семантизации морфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте.

Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысл вое сопоставление производного и производящего слова и др.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

Словообразовательный повтор

4 часа

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова приставок, суффиксов), однокоренных слов.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора, которы одновременно служит и средством единоначатия смежных я стихов или мстроф поэтического текста; средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическом произведении.

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём. Особенности употребления слов уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей

Внутренняя форма слова

4 часа

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии, саркзма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или люде, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

Окказионализмы

4 часа

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного богатства языка. Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное его чтение


Лексическое богатство русского языка

20 часов

Слово в художественном тексте

1 час

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.

Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анфора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте

Переносное значение слова

8 часов

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.

Многозначные слова

2 часа

Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции художественного приёма: создание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя

Омонимы, синонимы, антонимы

4 часа

Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострение внимания к значению слова, для создания комического эффекта.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания

Лексика ограниченного употребления

2 часа

Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие.

Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте: уместность, понятность, умеренность

Приёмы разъяснения значения диалектизмов в художественно речи: объяснение в сноске, в скобках и др.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения.

Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах

Фразеологизмы

3 часа

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средство эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.

Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение




Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе (элективный курс)

(1 час в неделю, 34 часа)



№ темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Теоретические занятия

Практические занятия

№ 1

Морфема и её значение

2

2

№ 2

Словообразовательный повтор

4

1

3

№ 3

Внутренняя форма слова

4

1

3

№ 4

Окказионализмы

4

1

3

№ 5

Слово в художественном тексте

1

1

№ 6

Переносное значение слова

8

2

6

№ 7

Многозначные слова

2

2

№ 8

Омонимы, синонимы, антонимы

4

1

3

№ 9

Лексика ограниченного употребления

2

1

1

№ 10

Фразеологизмы

3

1

2

Резервный урок

1

Итого

35

8

26










© 2010-2022