Рабочая программа по литературе, 9 класс

Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина. Специфика школьного курса “Литература” состоит в том, что предметом его изучения являются произведения  искусства слова.  С одной стороны, их чтение и восприятие  связано с ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 1

г. Новоалександровска Ставропольский край

«Утверждаю»

Директор гимназии __________________________/ /

Приказ № ___ от «___»_______________20__ г.

Рабочая программа


Мальцевой Инны Викторовны

высшая квалификационная категория,

по учебному курсу «Литература»


9 «Б» класс

(углублённое изучение)


.



Программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина.

Программа реализована:

Литература. 9 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с углублублённым изучением литературы /авт.-сост. А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефёдова, Т.Г. Тренина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.





2013-2014 учебный год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина.

Специфика школьного курса "Литература" состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира гимназиста, а с другой, обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определённых результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед гимназией удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

Задачи литературного образования в школе:

1) Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.

2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить учащегося анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

8) Воспитать устойчивый художественный вкус у гимназистов.

9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10) Развить потенциальные творческие способности учащихся.

Этап основного общего литературного образования (5-9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная цель этого этапа - на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование базируется на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, включающего и адаптацию).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям обучающимся.

В-третьих, произведения соответствуют образовательным целям данного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 9-м классе центральной является проблема «Классика и современность».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на конкретном этапе обучения.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе автор разработал алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма сделает гимназиста вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает её интеграции с другими авторскими программами литературного образования.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование следующих компетенций:

  • учебно-познаватльный (включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, учащегося к самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);

  • общекультурной (осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);

  • коммуникативной (навыки работы в парах, группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссию).

Рабочая программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Рабочая программа составлена с учётом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных учителем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося - читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- анализ и интерпретация произведений;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

В конце полугодия и учебного года обучающиеся выполняют контрольные срезы в форме тестов.

Формы обучения: заучивание материала наизусть в классе; атака мыслей; комбинированный урок; урок-беседа; повторительно-обобщающий урок; урок-консультация; речетворчество; урок-мастерская; урок-исследование; урок-семинар; урок-практикум; урок-дискуссия; диспут; урок развития речи; тест с обратной связью; тест творческий; тест с закрытыми ответами.









































Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты обучения

1. Общие учебные умения

В результате изучения литературы ученик девятого класса должен:

знать-понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- основные этапы стадиального развития литератур в XIX и XX столетиях.

2. Специальные предметные умения

Учащийся должен уметь:

- выразительно читать произведения (или фрагменты);

- пересказывать эпизод, сюжет художественного произведения;

- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

- цитировать художественное произведение;

- сравнивать произведения и героев;

- называть стилевое своеобразие изученных произведений;

- составить конспект критической или литературоведческой статьи;

- самостоятельно подготовить доклад на заданную тему;

- самостоятельно написать сочинение на заданную тему;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

- развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

- выбора произведения для внеклассного чтения.



Учебно-тематический план

раздела /

темы


Наименование

разделов и

тем

Всего часов

В том числе, час.

Дата


Теория

Практика

Контроль





1.

Урок-беседа. Понятие классики. Классическое литературное произведение, его особенности. Причины актуальности классики в разные эпохи. Творчество писателя в контексте мировой культуры. Классика и современность.





1





1





-





-

2.

А.С. Пушкин. «Пророк».

1

1

-

-

3.




Урок-беседа. А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом». Особенности определения роли поэтического творчества в жизни человечества.

1

1

-

-

4.

Урок-практикум. Читательская лаборатория: «Как научиться определять эстетическую программу писателя по его произведениям».

1

-

1

-

5.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

1

-

-

6.

Урок-беседа. «Слово о полку Игореве»: патриотизм, национальная гордость, чувство любви к родной земле.

1

1

-

-

7.

Урок-беседа. «Слово о полку Игореве»: изображение Руси и русского человека. Образы Игоря и Ярославны.

1

1

-

-

8.

Урок-беседа. «Слово о полку Игореве»: идейное звучание образа Святослава. Авторская позиция.

1

1

-

-

9.

Урок-исследование. Идейно-художественное значение произведения «Слово о полку Игореве».

1

-

1

-

10.

Первый урок мастерства. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» как просветительская драма. Своеобразие основного конфликта комедии, отражение в нем типического конфликта эпохи 10-х - начала 20-х гг. Отражение русской общественной жизни начала XIX в. в комедии.

1

1

-

-

11.

Урок развития речи. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

1

-

1

-

12.

Урок-семинар. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

-

1

-

13.

Урок-беседа. Протест Чацкого против крепостничества, невежества, бездумного подражания иностранному; утверждение человеческого достоинства. Сложность характера Чацкого.

1

1

-

-

14.

Урок-исследование. Образы «литературных негодяев» в комедии (Молчалин, Загорецкий и др.). Проблема «ума» в комедии А.С. Грибоедова и смысл ее заглавия. Разные типы «ума» в комедии. Особое значение образа Молчалина.

1

-

1

-

15.

Урок-беседа. Развитие и исход конфликта между Чацким и фамусовским обществом. (Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов) и новаторство А.С. Грибоедова. Личная и общественная драма Чацкого.

1

1

-

-

16.

Роль образа Софьи в комедии. Восприятие образа Софьи на протяжении XIX-ХХ вв.

1

1

-

-

17.

Традиции просветительской драмы XVIII в. Художественное мастерство А.С. Грибоедова. Способы создания характеров и развития действия, переплетение личного и общественного конфликтов, внесценические персонажи. Своеобразие речевой формы комедии: речевые характеристики персонажей, приближенный к разговорному язык, свободные интонации (разностопный ямб), крылатые выражения в комедии. Восприятие комедии на протяжении XIX в.

1

1

-

-

18.

Урок-семинар. И.А. Гончаров о комедии. «Горе от ума» в русской критике и на сцене русских театров.

1

-

-

1

19.

Урок-семинар. Историческое значение комедии «Горе от ума». Традиции просветительского классицизма в литературе XIX в.

1

-

-

1

20.

Урок развития речи. Читательская лаборатория: «Как написать сочинение в соответствии с заданной темой».

1

-

1

-

21.

Урок-беседа. «Связь времён» в классическом произведении. Причины актуальности классики в наше время. А.С. Пушкин в XIX и XX веках. Классика в контексте литературного развития последующих эпох.

1

1

-

-

22.

А.С. Пушкин «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Идейные и нравственные ценности в стихотворении. Поэтическое мастерство А.С. Пушкина.

1

1

-

-

23.

Второй урок мастерства. Урок-исследование. О романтизме как творческом методе и художественной системе. Э.Т.А. Гофман. «Кавалер Глюк».

1

-

1

-

24.

Урок внеклассного чтения. Сокровища книжных полок. Знакомство школьников с произведениями зарубежных писателей. (В. Скотт. «Пуритане», «Квентин Дорвард». М. Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей».Ч.Р. Мэртьюрин. «Мельмот-скиталец».Г. фон Клейст «Пентисилея». Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле»). Чтение и обсуждение одного из произведений.

1

-

1

-

25.

Образ «молодого человека» и проблема выбора его места в жизни в классической литературе первой половины 19 века.

1

1

-

-

26.

Б. Констан. «Адольф» и русская литература.

1

1

-

-

27.

П.А. Вяземский и А.С. Пушкин о романе Б. Констана. Особенности романа. Внутренний конфликт героя. Романтический герой и мир обывателей. Идейная и композиционная роль барона фон Т***. Пафос романа.

1

1

-

-

28.

Урок-беседа. А.С. Пушкин: жизнь и судьба.

1

1

-

-

29.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Особенности жанра «романа в стихах» и значение образа «лирического повествователя». Система авторских лирических отступлений в романе, их тематика, эмоциональная направленность, способы введения в повествование. Образ Автора. Образ читателя и его значение в романе. Особенности стиха в «Евгении Онегине»: «онегинская строфа».

1

1

-

-

30.

Урок-семинар. Реализм романа. Общечеловеческие и философские проблемы романа.

1

-

-

1

31.

Урок-исследование. Проблема смысла жизни. Образ Онегина.

1

-

1

-

32.

Урок-беседа. Незаурядность характера Онегина, его разлад со «светом», «русская хандра», скептицизм, влияние на его характер европейского и русского байронизма. Национальная самобытность характера Онегина.

1

1

-

-

33.

Урок-исследование. Трагические аспекты характера. Онегин и Ленский.

1

1

-

-

34.

Урок-дискуссия. Проблема счастья и долга в романе. Образ Татьяны. Татьяна как воплощение народных, национальных понятий о добре и зле, счастье и совести. Нравственная цельность характера Татьяны. Онегин и Татьяна.

1

1

-

-

35.

Урок-дискуссия. Проблема воспитания в романе. Воспитание и образование Онегина, Ленского, Ольги, Татьяны. Национальные корни русской культуры и ее взаимодействие с прогрессивной европейской культурой. Культурная среда и ее роль в процессе формирования личности.

1

1

-

-

36.

Урок-семинар. Образы Москвы и Петербурга в романе. Поместная жизнь дворянства в произведении. Русская природа в романе. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».

1

-

-

1

37.

Урок развития речи. Собирание материала по книге.

1

-

1

-

38.

Урок развития речи. Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

-

1

-

39.

А.С. Пушкин «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»), «Бесы», «Туча». Поэтическое мастерство А.С. Пушкина.

1

1

-

-

40.

А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Многообразие тематики и проблематики лирики А.С. Пушкина, её жанровое своеобразие.

1

1

-

-

41.

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву».

1

1

-

-

42.

А.С. Пушкин. «Демон».

1

1

-

-

43.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама».

1

1

-

-

44.

Урок развития речи. Выразительное чтение поэтических произведений А.С. Пушкина.

1

-

1

-

45.

Урок-беседа. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. «Смерть поэта».

1

1

-

-

46.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Поэт», «И скучно и грустно».

1

1

-

-

47.

М.Ю. Лермонтов. «Завещание», «Пророк».

1

1

-

-

48.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Русский романтический роман о «молодом человеке». Актуальность проблематики произведения. Особенности композиции: смещение хронологической последовательности, объединение в романе пяти новелл с самостоятельными сюжетами, смена повествователей. Общий принцип композиции: от загадки к разгадке.

1

1

-

-

49.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Повесть «Бэла».

1

1

-

-

50.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Повесть «Максим Максимыч».

1

1

-

-

51.

Урок-исследование. Журнал Печорина. Постепенное раскрытие образа Печорина. Своеобразие лермонтовского психологизма как способа раскрытия философских и идейно-нравственных исканий героя.

1

1

-

-

52.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Повесть «Тамань».

1

1

-

-

53.

Печорин и Грушницкий.

1

1

-

-

54.

Печорин и Вернер.

1

1

-

-

55.

Урок-семинар. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

-

-

1

56.

Особое значение новеллы «Фаталист» как завершающего звена в философских поисках Печорина.

1

1

-

-

57.

Трагедия Печорина, ее сущность и причины.

1

1

-

-

58.

Восприятие романа современниками писателя и его современное звучание.

1

1

-

-

59.

Урок-семинар. В.Г. Белинский о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

-

-

1

60.

Урок развития речи. Читательская лаборатория: «Как сопоставить героев двух разных произведений».

1

-

1

-

61.

Урок развития речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

-

1

-

62.

Национальное своеобразие русского романтизма. В.А. Жуковский «Невыразимое», «Море». Романтический характер лирики поэта.

1

1

-

-

63.

В.А. Жуковский «Светлана». Особенности лирического героя поэзии В.А. Жуковского.

1

1

-

-

64.

А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье».

1

1

-

-

65.

Е.А. Баратынский. «Перстень».

1

1

-

-

66.

В.Ф. Одоевский. «Последний квартет Бетховена».

1

1

-

-

67.

Ф.И. Тютчев. «Вечер», «Последний катаклизм», «Последняя любовь». Философское мировосприятие лирического героя.

1

1

-

-

68.

Урок развития речи. Читательская лаборатория: «Как сопоставить лирические произведения одного автора».

1

-

1

-

69.

Третий урок мастерства. Урок-беседа. О реализме как творческом методе и художественной системе.

1

1

-

-

70.

Оноре де Бальзак. «Гобсек».

1

1

-

-

71.

Чарльз Диккенс. «Пойман с поличным».

1

1

-

-

72.

Проспер Мериме. «Матео Фальконе».

1

1

-

-

73.

Повторительно-обобщающий урок. Особенности реализма в русской литературе. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Н.В. Гоголь. «Ревизор». И.С. Тургенев. «Ася».

1

1

-

-

74.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Замысел и жанровое своеобразие этого романа. Мотив путешествия как основа организации сюжета.

1

1

-

-

75.

Урок-исследование. Образ Чичикова. Чичиков как предприниматель («приобретатель»).

1

1

-

-

76.

К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Художественная роль пейзажа в литературном произведении. Одухотворенность природы.

1

1

-

-

77.

Чичиков и помещики. Сатирический пафос и положительный авторский идеал в произведении.

1

1

-

-

78.

Своеобразие композиции поэмы. Внесюжетные элементы. «Микросюжеты» и их роль в поэме.

1

1

-

-

79.

Описания, их роль в произведении. Мир вещей в произведении Н.В. Гоголя. Многообразие тематики и пафоса авторских лирических отступлений.

1

1

-

-

80.

Образ России - центральный образ поэмы.

1

1

-

-

81.

Широкое обобщающее значение образов поэмы. Способы и приемы типизации при создании образов помещиков.

1

1

-

-

82.

Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора в «Мертвых душах».

1

1

-

-

83.

Восприятие романа современниками писателя и его современное звучание. В.Г. Белинский и К.С. Аксаков о «Мертвых душах». Литературная полемика вокруг поэмы.

1

1

-

-

84.

Урок развития речи. Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать стилевое своеобразие литературного произведения».

1

1

-

-

85.

Н.А. Некрасов. «Похороны», «Железная дорога», «Несжатая полоса». Гражданская позиция мировосприятия лирического героя.

1

1

-

-

86.

Урок развития речи. Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на основе восприятия и анализа лирического произведения».

1

-

1

-

87.

Н.А. Некрасов. «Стихотворения в прозе» («Деревня», «Как хороши, как свежи были розы…»).

1

1

-

-

88.

Л.Н. Толстой. «Холстомер». Понятие психологизма. Психологизм как художественное средство раскрытия характера. Способы создания психологизма в литературном произведении.

1

1

-

-

89.

Урок-практикум. Читательская лаборатория: «Как определить психологизм в произведении».

1

-

1

-

90.

Урок внеклассного чтения. Сокровища книжных полок. Знакомство с произведениями русских писателей (А.Н. Островский «Не в свои сани не садись» А.К. Толстой «Двух станов не боец…», «У приказных ворот собирался народ…». Н.А. Лесков «Железная воля». М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь». Н.А. Некрасов «Колыбельная песня» (Подражание Лермонтову).

1

-

1

-

91.

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

1

1

-

-

92.

Символизм и неоромантизм.

1

1

-

-

93.

Э.Г. Бирс. «Убит под Ресакой».

1

1

-

-

94.

М.А. Горький. «Песня о соколе».

1

1

-

-

95.

М.А. Горький. «Старуха Изергиль» Проблема смысла человеческой жизни в новелле. Особенности ранней романтической прозы М. Горького. Идейная позиция и стиль М. Горького.

1

1

-

-

96.

Н.С. Гумилёв. «Озеро Чад». Поэтическое мастерство Н.С. Гумилёва, «мужественность» стиля, философская глубина художественного восприятия мира лирическим героем.

1

1

-

-

97.

А.А. Блок. «Скифы», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия». Своеобразие поэтического стиля, его символичность.

1

1

-

-

98.

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Сатирическое изображение современной писателю действительности.

1

1

-

-

99.

Урок-исследование. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Образ профессора Преображенского.

1

-

1

-

100.

Урок-исследование. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Шарик и Шариков. Смысл названия произведения.

1

-

1

-

101.

Урок-исследование. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Современное звучание произведения.

1

-

1

-

102.

Урок развития речи. Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на свободную тему по литературному материалу».

1

-

1

-

103.

Е.И. Замятин. «Мы». Выражение авторской позиции.

1

1

-

-

104.

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Особенности композиции, образ повествователя.

1

1

-

-

105.

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

1

1

-

-

106.

А.Т. Твардовский. «Тёркин на том свете». Главы из поэмы.

1

1

-

-

107.

А.А. Ахматова «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне голос был…», «Родная земля». Особенности любовной лирики.

1

1

-

-

108.

А.А. Ахматова. «Реквием». Жанр и построение стихотворения.

1

1

-

-

109.

В.Л. Кондратьев «Сашка». Характеры героев. Психологизм писателя. Особенности стиля и идейное звучание произведения.

1

1

-

-

110.

Урок развития речи. Сочинение на тему «Героизм человека на войне».

1

-

1

-

111.

В.В. Маяковский «Послушайте!», «Левый марш», «Прозаседавшиеся», Необычайное приключение…». Лирический герой дооктябрьской поэзии В.В. Маяковского. Героика и сатира в послеоктябрьской поэзии. Тема поэта и поэзии.

1

1

-

-

112.

Чингиз Айтматов. «После сказки» (Белый пароход). Смысл названия произведения.

1

1

-

-

113.

Б.Л. Пастернак «До всего этого была зима», «Мело, мело по всей земле…». Особенности поэтической образности. Поиски гармонии лирическим героем поэзии Б.Л. Пастернака.

1

1

-

-

114.

М.И. Цветаева «Красной кистью…», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Москве». Поэтическое своеобразие лирики М.И. Цветаевой.

1

1

-

-

115.

Урок-практикум. Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать новаторство поэта».

1

-

1

-

116.

Урок внеклассного чтения. Сокровища книжных полок. Знакомство с произведениями писателей. Дж.Р.Р. Толкиен «Повелитель колец».И. Северянин «Триолет», «Рондо XX», «Увертюра».

1

1

-

-

117.

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Особенности повествования. Проблематика произведения. Образ праведника земли русской. Смысл названия новеллы и её нравственно-философское звучание.

1

1

-

-

118.

А.И. Солженицын. «Захар-калита». Тема новеллы.

1

1

-

-

119.

В.М. Шукшин. «Охота жить». Идейный смысл композиции, образ повествователя.

1

1

-

-

120.

Урок-мастерская. В мастерской художника слова. Писатель и действительность.

1

-

1

-

121.

Урок развития речи. Собирание материала на основе наблюдений над действительностью.

1

-

1

-

122.

У. Голдинг. «Повелитель мух».

1

1

-

-

123.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Философское звучание романтической сказки. Тема человеческой ответственности за свою планету. Символика в сказке. Особенности композиции произведения.

1

1

-

-

124.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Гимн непобедимости человека. Особенности реализма писателя.

1

1

-

-

125.

Урок внеклассного чтения. Сокровища книжных полок. Знакомство с произведениями зарубежных писателей. (Э. Хемингуэй. «Снега Килиманджаро», «Кошка под дождём».Э. Маккефри. «Хроники Перна».Р. Желязны. «Хроники Эмбера».Д.Б. Пристли. «31июня».Р. Брэдбери. «451о по Фаренгейту».Р. Шекли «Абсолютное оружие». Б. Шоу «Тайна костюмерной». Ш. Андерсон «Погибший роман». Акутогава Рюкоске «Бататовая каша». Веркор «Однажды». А. Моруа «Самый великий». М. Дрюон «Рыцарь». Ж. Ануй «Жаворонок»).

1

1

-

-

126.

Урок-мастерская. В мастерской художника слова. Писатели о литературных учителях.

1

-

1

-

127.

Урок внеклассного чтения. Сокровища книжных полок. Знакомство с произведениями русских писателей. (В. Набоков. «Приглашение на казнь». А.Н. Толстой. «Хождение по мукам». М.А. Булгаков. «Роковые яйца». В.Г. Распутин. «Пожар». В.В. Быков. «Сотников». Ч. Айтматов. «И дольше века длится день». В.В. Орлов. «Альтист Данилов». В.С. Пикуль. «Баязет».

1

1

-

-

128.

Урок-конференция: «Мир художественной литературы».

1

-

1

-

129.

Урок-конференция: «Мир художественной литературы».

1

-

1


130.

Повторительно-обобщающий урок. Русская литература начала 19 века. Тест с обратной связью.

1

-

-

1

131.

Повторительно-обобщающий урок. Романтизм как творческий метод и художественная система. Тест творческий.

1

-

-

1

132.

Повторительно-обобщающий урок. Реализм как творческий метод и художественная система. Тест с закрытыми ответами.

1

-

-

1

133.

Повторительно-обобщающий урок. Символизм и неореализм. Тест с обратной связью.

1

-

-

1

134.

Повторительно-обобщающий урок. Русская литература 20 века. Тест творческий.

1

-

-

1

135.

Итоговое тестирование.

1

-

-

1

136.

Резервный урок.

1

1

-

-

ИТОГО

136

96

28

12

























Содержание программы учебного курса

КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие классики. Классическое литературное произведение, его особенности. Причины актуальности классики в разные эпохи. Творчество писателя в контексте мировой культуры. Классика и современность.

А.С. Пушкин. «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом». Особенности определения роли поэтического творчества в жизни человечества.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять эстетическую программу писателя по его произведениям».

«Слово о полку Игореве». Художественные достоинства древнейшего художественного произведения русской литературы. Патриотизм, национальная гордость, чувство любви к родной земле в произведении. Образный строй произведения. Изображение Руси и русского человека в «Слове…». Образы Игоря и Ярославны. Идейное звучание образа Святослава. Авторская позиция в «Слове…». Эпическое и лирическое в «Слове…». Непреходящее идейно-художественное значение произведения для русской культуры.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» как просветительская драма. Своеобразие основного конфликта комедии, отражение в нем типического конфликта эпохи 10-х - начала 20-х гг. Отражение русской общественной жизни начала XIX в. в комедии. Мировоззрение Чацкого и идейная позиция А.С. Грибоедова. Протест Чацкого против крепостничества, невежества, бездумного подражания иностранному; утверждение человеческого достоинства. Сложность характера Чацкого. «Горе от ума» как комедия. Способы создания комического эффекта. Образы «литературных негодяев» в комедии (Молчалин, Загорецкий и др.). Проблема «ума» в комедии А.С. Грибоедова и смысл ее заглавия. Разные типы «ума» в комедии. Особое значение образа Молчалина. Развитие и исход конфликта между Чацким и фамусовским обществом. (Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов) и новаторство А.С. Грибоедова. Личная и общественная драма Чацкого. Роль образа Софьи в комедии. Восприятие образа Софьи на протяжении XIX-ХХ вв.

Традиции просветительской драмы XVIII в. Художественное мастерство А.С. Грибоедова. Способы создания характеров и развития действия, переплетение личного и общественного конфликтов, внесценические персонажи. Своеобразие речевой формы комедии: речевые характеристики персонажей, приближенный к разговорному язык, свободные интонации (разностопный ямб), крылатые выражения в комедии. Восприятие комедии на протяжении XIX в.

И.А. Гончаров о комедии. «Горе от ума» в русской критике и на сцене русских театров.

Историческое значение комедии «Горе от ума». Традиции просветительского классицизма в литературе XIX в.

Читательская лаборатория: «Как написать сочинение в соответствии с заданной темой».

КЛАССИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ

«Связь времён» в классическом произведении. Причины актуальности классики в наше время. А.С. Пушкин в XIX и XX веках. Классика в контексте литературного развития последующих эпох.

А.С. Пушкин «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Идейные и нравственные ценности в стихотворении. Поэтическое мастерство А.С. Пушкина.

Э.Т.А. Гофман. «Кавалер Глюк». Конфликт художника с обывательским миром. Апология искусства в новелле. Романтическое двоемирие и романтическая ирония Гофмана. Трагический пафос новеллы. Восприятие творчества Э.Т.А. Гофмана русскими писателями. В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Ф.М. Достоевский о Гофмане.

В мастерской художника слова. Писатели-романтики о литературном творчестве.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

В. Скотт. «Пуритане», «Квентин Дорвард».

М. Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Ч.Р. Мэртьюрин. «Мельмот-скиталец».

Г. фон Клейст «Пентисилея».

Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле».

ОБРАЗ «МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА» И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЕГО МЕСТА В ЖИЗНИ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Б. Констан де Ребек. «Адольф» и русская литература. П.А. Вяземский и А.С. Пушкин о романе Б. Констана. Особенности романа. Внутренний конфликт героя. Романтический герой и мир обывателей. Идейная и композиционная роль барона фон Т***. Пафос романа.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

Ж.де Сталь «Корина, или Италия».

Э.Дж.Э. Бульвер-Литтон «Пелэм, или Приключения джентельмена».

Ф.Р.де Шатобриан «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне».

А.де Мюссе «Исповедь сына века».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Особенности жанра «романа в стихах» и значение образа «лирического повествователя». Система авторских лирических отступлений в романе, их тематика, эмоциональная направленность, способы введения в повествование. Образ Автора. Образ читателя и его значение в романе. Особенности стиха в «Евгении Онегине»: «онегинская строфа».

Реализм романа. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Проблема смысла жизни. Образ Онегина. Незаурядность характера Онегина, его разлад со «светом», «русская хандра», скептицизм, влияние на его характер европейского и русского байронизма. Национальная самобытность характера Онегина. Трагические аспекты характера. Онегин и Ленский.

Проблема счастья и долга в романе. Образ Татьяны. Татьяна как воплощение народных, национальных понятий о добре и зле, счастье и совести. Нравственная цельность характера Татьяны.

Проблема воспитания в романе. Воспитание и образование Онегина, Ленского, Ольги, Татьяны. Национальные корни русской культуры и ее взаимодействие с прогрессивной европейской культурой. Культурная среда и ее роль в процессе формирования личности.

Образы Москвы и Петербурга в романе. Поместная жизнь дворянства в произведении. Русская природа в романе. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».

Своеобразие композиции романа. Открытый финал романа, его смысл. Глубина обобщений и авторская позиция в романе.

Читательская лаборатория: «Как написать сочинение в соответствии с его замыслом».

Восприятие романа современниками писателя и его современное звучание. В.Г. Белинский о Пушкине.

Читательская лаборатория: «Как работать с критической статьёй о литературном произведении».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Русский романтический роман о «молодом человеке». Актуальность проблематики произведения. Идейная значимость предисловия к роману. Особенности композиции: смещение хронологической последовательности, объединение в романе пяти новелл с самостоятельными сюжетами, смена повествователей. Общий принцип композиции: от загадки к разгадке. Постепенное раскрытие образа Печорина. Своеобразие лермонтовского психологизма как способа раскрытия философских и идейно-нравственных исканий героя. Особое значение новеллы «Фаталист» как завершающего звена в философских поисках Печорина.

Философская и идейно-нравственная проблематика романа: проблемы свободы личности и предопределения, добра и зла, гуманизма и эгоизма. Романтическая трактовка характера Печорина как возвышенной, непонятной личности. Романтическая привлекательность образа главного героя. Трагедия Печорина, ее сущность и причины.

Читательская лаборатория: «Как написать сочинение в соответствии с типологией формулировки темы».

Восприятие романа современниками писателя и его современное звучание.

Читательская лаборатория: «Как сопоставить героев двух разных произведений».

Русская классическая лирика первой половины XIX века

В.А. Жуковский «Невыразимое», «Море». Романтический характер лирики поэта. Особенности лирического героя поэзии В.А. Жуковского.

А.С. Пушкин «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»), «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Многообразие тематики и проблематики лирики А.С. Пушкина, её жанровое своеобразие. Поэтическое мастерство А.С. Пушкина.

А.В. Кольцов «Косарь», «Разлука», «Хуторок». Фольклорные корни лирики А.В. Кольцова. «Песня» как основа жанровой организации стихотворений. Образ лирического героя.

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Завещание», «Пророк». Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, особенности лирического героя его поэзии. Мастерство М.Ю. Лермонтова.

Читательская лаборатория: «Как сопоставить лирические произведения одного автора».

СТИЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие стиля. Стиль писателя и стиль произведения. Стилевое многообразие литературы. Стиль и творческая индивидуальность. Стиль и язык.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Замысел и жанровое своеобразие этого романа. Мотив путешествия как основа организации сюжета. Образ Чичикова. Чичиков как предприниматель («приобретатель»). Чичиков и помещики. Сатирический пафос и положительный авторский идеал в произведении. Образ России - центральный образ поэмы.

Своеобразие композиции поэмы. Внесюжетные элементы. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль в произведении. Мир вещей в произведении Н.В. Гоголя. Многообразие тематики и пафоса авторских лирических отступлений.

Значение второстепенных и эпизодических персонажей в гоголевском художественном мире. Многозначность образа «мертвых душ» в поэме. Смысл заглавия. Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Широкое обобщающее значение образов поэмы. Способы и приемы типизации при создании образов помещиков.

Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора в «Мертвых душах». Гоголевский «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Приемы и способы создания комического эффекта. Особенности гоголевского повествования. Образ повествователя, повествователь и автор.

Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать стилевое своеобразие литературного произведения».

Читательская лаборатория: «Как научиться писать вступление и заключение сочинения в соответствии с его темой, замыслом и типом».

Восприятие романа современниками писателя и его современное звучание. В.Г. Белинский и К.С. Аксаков о «Мертвых душах». Литературная полемика вокруг поэмы.

Стилевое разнообразие русской классической поэзии середины XIX века

Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…». Философское мировосприятие лирического героя.

А.А. Фет «Вечер», «Офелия», «Учись у них - у дуба, у берёзы…», «Мадонна», «Тургеневу». Идея гармонии как основа мироощущения лирического героя.

А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…», «Где гнутся над омутом лозы…», «Порой весёлой мая…». Национально-поэтическая традиция в лирике поэта.

Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Несжатая полоса». Гражданская позиция мировосприятия лирического героя.

Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на основе восприятия и анализа лирического произведения».

Русская классическая драматургия XIX века

А.Н. Островский «Свои люди - сочтёмся». Комический пафос пьесы. Реалистическая точность характеров персонажей. Речевые характеристики персонажей. Мастерство Островского-комедиографа. Современное звучание комедии.

Русская сатирическая литература XIX века

А.К. Толстой «Сон Попова». Образ Попова. Ирония и сатира в стихотворении. Современность звучания произведения и его нравственный смысл.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Либерал». Смысл названия и идейное звучание произведения. Авторская позиция в сказке. Своеобразие стиля сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

А.Н. Островский «Не в свои сани не садись»

А.К. Толстой «Двух станов не боец…», «У приказных ворот собирался народ…».

Н.А. Лесков «Железная воля».

М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь».

Н.А. Некрасов «Колыбельная песня» (Подражание Лермонтову).

ПСИХОЛОГИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие психологизма. Психологизм как художественное средство раскрытия характера. Способы создания психологизма в литературном произведении.

Ф.М. Достоевский «Бедные люди». Особенности жанра. Эпистолярная форма как способ раскрытия характеров главных героев. Психологизм Достоевского. Пафос романа. Идейная позиция писателя и смысл названия романа. Смысл художественной переклички с Н.В. Гоголем. Развитие образа «маленького человека» в русской литературе.

Л.Н. Толстой. «Хаджи Мурат». Мастерство Толстого-реалиста. Психологизм образов («Диалектика души»). Характер Хаджи Мурата. Идейный смысл произведения и его современное звучание.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» («Деревня», «Как хороши, как свежи были розы…»). Жанровое своеобразие цикла, особенности композиции. Психологизм ритмически организованной прозы, особенности повествования.

Читательская лаборатория: «Как определить психологизм в произведении».

В мастерской художника слова. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о задачах искусства.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

И.С. Тургенев «Капля жизни».

Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели».

Л.Н. Толстой «Казаки», «Три смерти».

Идейные искания и художественные открытия в литературе

конца XIX-начала XX в.в.

Р. Киплинг «Дьявол и морская бездна». Борьба с дегероизацией характеров в литературе. Утверждение силы и непреклонности человека.

А.П. Чехов «Попрыгунья». Тема истинной красоты человека в произведении. Любовная проблематика в новелле. Смысл названия новеллы. Стилистическое своеобразие прозы А.П. Чехова. Современное звучание этого произведения.

Читательская лаборатория: «Как понять смысл художественной детали в классическом произведении».

И.А. Бунин. «Холодная осень». Особенности повествования в новелле. Психологизм новеллы. Смысл названия произведения.

М. Горький «Старуха Изергиль» Проблема смысла человеческой жизни в новелле. Особенности ранней романтической прозы М. Горького. Идейная позиция и стиль М. Горького.

В мастерской художника слова. Изображение действительности.

К.Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…»

И.Ф. Анненский «Среди миров».

В.Я. Брюсов «Я помню вечер бедно-скромный…»

Новаторство и психологизм русской поэзии рубежа XIX и XX веков.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

Р. Киплинг «Подлог»

Марк Твен «Журналистика в Теннесси».

Э. Бирс «Хозяин Максона».

Г.Д. Уэллс «Волшебная лавка».

А.П. Чехов «Страшная ночь».

И.А. Бунин «Третьи петухи».

М. Горький «Челкаш».

К.Д. Бальмонт «Свеча горит, и меркнет, и вновь горит сильней…», «Я изысканность русской медлительной речи…».

И.Ф. Анненский. Лирика.

А.В. Амфитеатров «Попутчик».

Л.Н. Андреев «Покой».

В.Ф. Ходасевич «Не матерью, но тульскою крестьянкой…»

А.Т. Аверченко «По ту сторону…»

В. Хлебников «Зверинец», «Утёс из будущего».

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Идейные и художественные поиски в литературе XX столетия. Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года как причины новых явлений в искусстве. Идеологическая борьба и наступление «массовой культуры». Поиски писателями новых средств художественного воздействия на читателей. Борьба за классическое наследие в литературе.

Н.С. Гумилёв «Наступление», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай». Поэтическое мастерство Н.С. Гумилёва, «мужественность» стиля, философская глубина художественного восприятия мира лирическим героем.

О.Э. Мандельштам «Петербургские строфы», «Ленинград». Поэтическая гармония и трагическое мировосприятие лирического героя.

С.А. Есенин «Запели тёсаные дроги», «Собаке Качалова», стихотворение по выбору. Образный строй лирики поэта, её новаторство и опора на традиции фольклорной поэзии.

А.А. Блок «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия». Своеобразие поэтического стиля, его символичность.

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Сатирическое изображение современной писателю действительности. Образ профессора Преображенского. Шарик и Шариков. Смысл названия произведения. Современное звучание произведения.

Читательская лаборатория: «Как написать сочинение на свободную тему по литературному материалу».

А.А. Ахматова «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне голос был…», «Родная земля». Особенности любовной лирики. Психологизм в поэзии А.А. Ахматовой. Гражданская позиция и патриотизм. Философское звучание лирики.

В.В. Маяковский «Послушайте!», «Левый марш», «Прозаседавшиеся», Необычайное приключение…». Лирический герой дооктябрьской поэзии В.В. Маяковского. Героика и сатира в послеоктябрьской поэзии. Тема поэта и поэзии.

Б.Л. Пастернак «До всего этого была зима», «Мело, мело по всей земле…», стихотворение по выбору учителя и учащихся. Особенности поэтической образности. Поиски гармонии лирическим героем поэзии Б.Л. Пастернака.

М.И. Цветаева «Красной кистью…», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Москве». Поэтическое своеобразие лирики М.И. Цветаевой.

Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать новаторство поэта».

М.М. Зощенко «Собачий нюх». Особенности повествования. Способы создания комического эффекта. Идейное звучание произведения.

М.М. Пришвин «Роман». Особенности повествования. Жанровое своеобразие произведения. Смысл названия и авторская позиция.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

Дж.Р.Р. Толкиен «Повелитель колец».

И. Северянин «Триолет», «Рондо XX», «Увертюра».

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Вторая мировая война и её влияние на литературный процесс. Особенности развития литературы во второй половине XX века.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Философское звучание романтической сказки. Тема человеческой ответственности за свою планету. Символика в сказке. Особенности композиции произведения.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Гимн непобедимости человека. Особенности реализма писателя. «Телеграфный стиль» и эстетика «айсберга». Символика произведения. Евангельские мотивы в произведении.

В мастерской художника слова. Художник и действительность.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

Э. Хемингуэй. «Снега Килиманджаро», «Кошка под дождём».

Э. Маккефри. «Хроники Перна».

Р. Желязны. «Хроники Эмбера».

Д.Б. Пристли. «31июня».

Р. Брэдбери. «451о по Фаренгейту».

Р. Шекли «Абсолютное оружие».

Б. Шоу «Тайна костюмерной».

Ш. Андерсон «Погибший роман».

Акутогава Рюкоске «Бататовая каша».

Веркор «Однажды».

А. Моруа «Самый великий».

М. Дрюон «Рыцарь».

Ж. Ануй «Жаворонок».

Н.А. Заболоцкий «Можжевеловый куст». Философское звучание поэзии Н.А. Заболоцкого, своеобразие его лирического героя.

В.Л. Кондратьев «Сашка». Характеры героев. Психологизм писателя. Особенности стиля и идейное звучание произведения.

Читательская лаборатория: «Как определить отношение писателя к своим персонажам».

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Особенности повествования. Проблематика произведения. Образ праведника земли русской. Смысл названия новеллы и её нравственно-философское звучание.

Произведение русской прозы второй половины XX века (по выбору учителя и учеников).

Русская поэзия второй половины XX века (по выбору учителя и учеников).

В мастерской художника слова. Писатели о литературных учителях.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

В. Набоков. «Приглашение на казнь».

А.Н. Толстой. «Хождение по мукам».

М.А. Булгаков. «Роковые яйца».

А.И. Солженицын. «Захар Калита».

В.Г. Распутин. «Пожар».

В.В. Быков. «Сотников».

Ч. Айтматов. «И дольше века длится день».

В.В. Орлов. «Альтист Данилов».

В.С. Пикуль. «Баязет»

Читательская конференция: «Мир художественной литературы».



































Средства контроля



При организации контроля используются такие формы: взаимоконтроль; самооценка; контрольный опрос с включением игровых элементов; устный опрос у доски; тихий опрос у доски; тихий ответ с места; магнитофонный опрос; цепочка (опрос); сочинения обучающихся, зачеты, устные ответы, тест с обратной связью; тест творческий; тест с закрытыми ответами; доклады, рефераты, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

В конце полугодия и учебного года обучающиеся выполняют контрольные срезы в форме тестов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

  2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

  3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

  4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.



Нормы оценки сочинений

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".

Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.



Учебно-методические средства обучения

Печатные пособия.

  1. Литература. 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений с углубл.изуч.лит. /авт.-сост. А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефёдова, Т.Г. Тренина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - (Библиотека учителя).

  3. Мезина Н.В., Самарина М.А. Литература. Ответы на экзаменационные билеты 9 класса. На правах сочинения: Учебное пособие / Н.В. Мезина, М.А. Самарина - М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  4. Справочные пособия (энциклопедии, справочники по литературе).

Мультимедийные пособия.

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 9 класс.









«Рассмотрено» на заседании МО

Руководитель МО

_____________________/ /

Протокол № ___ от

«____»____________20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________________ / /

«____»____________20__ г.



© 2010-2022