Яблоко - это целый мир

Яблоко – это целый мирИкоев Чермен Мурмановичнаучный руководитель: Барышева Диана Сергеевна,учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ № 26, 8 класс, г. Владикавказ Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека   Так какое оно, сказочное яблочко? Оказывается, этот вопрос волнует не только меня. Собирая и изучая материал по теме, мне довелось столкнуться с большим количеством статей, публикаций, исследований. Яблоко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18


ХI Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»








Секция: Фольклор и литература



Тема:«Яблоко - это весь Мир»





Автор работы: ученик 8»Б» класса

ИкоевЧерменМурманович

Место выполнения работы

МБОУ СОШ № 26, 8 класс, г. Владикавказ

Научный руководитель:

Барышева Диана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы












г. Владикавказ, 2013-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


ВВЕДЕНИЕ


Образ яблока, его символ получили широкое распространение в мировой художественной культуре. Они нашли отражение в мифах, сказках, пословицах, разных народов, библейских сказаниях, в творчестве отдельных писателей, поэтов, живописцев. При знакомстве с этими произведениями самого различного жанра и происхождения у меня возник необычайный интерес к выяснению причин такого широкого распространения указанного образа. Этот интерес подкреплялся тем, что в существующей научной литературе нет полного и убедительного ответа на возникший у меня вопрос.

Поэтому в качестве предмета исследования было выбрано именно функционирование образов и символов яблока в самых различных источниках.

Целью исследования является изучение особенностей функционирования образов и символов яблока в различных фольклорных и литературных источниках.

Гипотеза исследования состоит в том, что яблоко представляет собой мифопоэтический символ, в котором персонифицируется красота, молодость, источник продолжения человеческого рода, связь между поколениями, модель мира.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи: 1) исследовать роль образа и символа яблока в мифах и сказаниях; 2) изучить особенности образа и символа яблока в народных и литературных сказках как смысловой и эстетической категории; 3) проследить судьбу образа и символа яблока в искусстве.

Теоретическую основу исследования составили концепции крупнейших специалистов в области мифологии и литературоведения (А.Афанасьев, М.М.Бахтин, И.С.Брагинский, Г.Гачев, А.Ф.Лосев, Д.С.Лихачев, Т.Соловей, Б.Успенский и др.), теории когнитологии (С.А.Аскольдов, А.П.Бабушкин, А.Вежбицкая, В.И.Карасик, К.Б.Касевич, В.В.Колесов, Е.С.Кубрякова, В.А.Маслова, Л.В.Миллер, Ю.С.Степанов и др.).

В основу исследования была положена концептная методика, согласно которой основной единицей анализа является концепт, представляющий собой культурно-семиотический феномен, сочетающий в себе «мифопоэтические параметры, а также религиозно-философское и культурно-историческое знание о мире»1.

Концептуальный анализ художественного текста - это особый тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается художественный концепт как смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступить в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов.2

До настоящего времени нет однозначного определения концепта. В данной работе под концептом понимается «исходный смысл, не обретший формы; это сущность, явленная плотью слова в своих содержательных формах: в конструктивных - образе и символе, и в структурной - в понятии»3.

Итак, концепт может быть представлен в понятиях, образах и символах. Под понятием, как известно, разумеется мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфических для них признакам. Так, под понятием «яблоко» подразумевается сочный, обычно многосемянный нераскрывающийся плод растений семейства розоцветных подсемейства яблоневых. Под образом понимается способ и форма отражения действительности, характеризующиеся нераздельным единством чувств и смысловых моментов. Под символом понимается такой образ, который характеризуется неисчерпаемой многозначностью своего содержания. Именно проблема яблока-символа наиболее значима для настоящей работы.

ГЛАВА I. ОБРАЗ И СИМВОЛ ЯБЛОКА В МИФАХ И СКАЗАНИЯХ


Этимология слова яблоко неоднозначна, но абсолютное большинство исследователей указывают на его индоевропейское происхождение.


1.1. Символ «яблоко» в мифах Древней Греции


Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека.

Почти идеально круглая форма этого плода связывалась с представлениями о мире, вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка - с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая, атласная кожица, скрывающая сочный плод, - с тайной и богатством; сладость и аромат - с удовольствием и наслаждением. Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод - плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов - это одновременно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной... Именно здесь, под мировым древом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием; здесь ищут бессмертие и здоровье. В ветвях дерева прячутся луна и солнце.

Древнегреческий герой Геракл, совершая свой двенадцатый подвиг, должен был достать яблоки вечной молодости из сада Гесперид. На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере (сама Гея преподнесла ей этот свадебный подарок). Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их бдительно охранять дракону Ладону и четырем сестрам-нимфам Гесперидам. Как мы знаем, Гераклу удалось похитить эти чудесные яблоки, преодолев множество препятствий, И хотя Эврисфей подарил яблоки герою, а Геракл в свою очередь - Афине Палладе, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду, ведь Вечность и бессмертие - удел богов, а не смертных.

В этом мифе яблоки, с одной стороны, могут подарить вечную молодость, а с другой - провоцируют на неблаговидные поступки: Еврисфей пытается завладеть ими «чужими руками», грозит смертью за ослушание.

А вот еще одна легенда, согласно которой Парис должен был разрешить спор между Герой, Афиной и Афродитой, вручив золотое яблоко самой прекрасной их трех богинь. Каждая из них, стараясь получить это яблоко, обещала Парису: Гера - власть над Азией, Афина - воинскую славу и победу, а Афродита - прекраснейшую из смертных женщин Елену, дочь Зевса и Леды. Парис, недолго думая, отдал яблоко Афродите. Похищение Парисом Елены было причиной кровопролитной и долгой Троянской войны. Яблоко Париса с надписью «Прекраснейшей» назвали яблоком раздора.

И опять мы наблюдаем «двуличное» яблоко: как олицетворение красоты, женского начала (а значит и жизни) и как символ непримиримой вражды.


1.2. Яблоко в славянской мифологии


Прочитав мифы Древней Греции, я решил выяснить, как образ яблоко представлен в славянской мифологии. Из Энциклопедии символов Дж.Купера я узнал, что в славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, любви, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства. Плоды яблок, побеги и цвет яблони играли важную роль в свадебных обрядах. Обмен яблоками между парнем и девушкой символизировал взаимную симпатию. Принимая от сватающегося парня яблоко, девушка как бы давала согласие на брак. Белорусы, украинцы и поляки втыкали ветку яблони в каравай, а русские - в свадебную курицу. Молодожёнам дарили яблоки, желая большого потомства.

В славянской символике яблоко имеет положительное значение. Западные славяне верили, что для обеспечения здоровья всей семьи необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко. Считалось, что перед тем, как набрать воду из источника, в него в качестве жертвы нужно бросить яблоко. У восточных славян в Рождество и на Новый год яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали его на яблоню. Яблоко являлось даром для колядующих, приглашенных на свадьбу и крестины. Участники же обходных обрядов приносили в дом хозяев яблоко и оставляли на очаге. В Словакии переворачивали полную корзину яблок, чтобы в хозяйстве было изобилие. Дж.Купер приводит обширную информацию о «яблочной» и «яблоневой» символике у славян. Будет лукавством утверждать, что ни одна легенда не содержит ничего «отрицательного» о яблоке. Однако мы в нашей работе хотели бы придерживаться трактовки Яблони как Мирового древа, оси Вселенной, яблока как плода, приносящего здоровье, сулящего продолжение рода, приносящего богатство и счастье. Мне очень близка такая трактовка образа: я люблю яблоки, у моей бабушки в саду растет несколько яблонь, и я не могу представить, чтобы от яблочка исходило зло.


1.3. Яблоко в осетинском народном творчестве


В эпосе народов Северного Кавказа (Нартовский эпос - бытует у 12 народов Северного Кавказа) мы легко обнаруживаем первозданный мир древнего человека, человека божественного. Путешествуя вместе с его героями, мы обретаем уникальную возможность познать вместе с ними тайны Древнего мира, с которыми они так органично сосуществуют.

Итак, заглянем в покрытое паутиной времени наше с вами мифологическое прошлое.

«Жизнь нартов зависела от одного дерева. А дерево это было такое: до полуночи оно цвело, с полуночи до рассвета приносило плоды. Нартам это дерево было очень дорого, они стерегли его как большое сокровище». Эта волнующая картина сказочного сада примечательна тем, что для древнего сознания образ сада представлялся огражденным, укрытым от бедствий, упорядоченным, дружелюбным человеку пространством, противоположным «внешней тьме», Хаосу.

Описание яблони и места, где она росла, во многом сближается с уже обозначенным нами образом древней модели мира - Мировым древом. Нартовское древо ориентировано на солнце по двум сторонам света («с полуночи до рассвета») (заход-восход, запад-восток), с ритмичным временным циклом («из года в год...»). Три волшебные птицы, являясь медиаторами Священного древа, обозначают собой три сакральные зоны по вертикали. Подобную космогоническую схему передает и традиционный осетинский орнамент, во множестве своих сюжетов воспроизводя изобразительную идею Мирового древа. Здесь можно увидеть и три зоны по вертикали мироздания, и растительный верх, и змеевидный, драконообразный низ, и сидящих на древе волшебных птиц.

Само присутствие в начале повествования Нартовского эпоса образа Волшебной яблони - символа Мирового древа, многое открывает нам для дальнейшего исследования. Начало эпоса предполагает наличие у его истоков особого первомира, в котором взросла, погруженная в гармонию Космоса, Волшебная яблоня. По своей семантике этот первомир напоминает библейский Рай до грехопадения, до вкушения человеком плода от Древа добра и зла.


1.4. Яблоко и Библия


В Библии Бог разрешил Адаму «вкушать плода со всех деревьев, за исключением дерева познания добра и зла…».

Однако причем здесь яблоко? Дело в том, что слова яблоня, яблоко действительно встречаются в Песне Песней. Но что они обозначают? Одни думают, что это лимонное дерево с его плодами, другие - апельсинное4. Такое мнение представляется убедительным, если принять во внимание тот факт, что яблоневые деревья очень редки на Востоке, а их плоды не имеют ни красоты, ни приятного запаха, ни вкуса. Отсюда можно сделать вывод, что яблоко в современном его понимании было привнесено в Библию европейцами, у которых оно было и вкусное, и румяное, и душистое. Таким образом, произошло переосмысление образа. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья и кончая современностью, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем, или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала свое «знание» Адаму. Следствием стало изгнание из рая на землю и весь долгий и тяжкий путь человечества. Таким образом, яблоко сыграло роковую роль. А змей на этих картинах - видимо, из греческих мифов, ведь сад Гесперид охранял дракон Ладон.

В современном русском языке фразеологизм вкусить от древа познания имеет значение «овладеть знаниями, стать умудренным в чем-либо». Но такая трактовка представляет собой буквальное понимание библейского текста. В Библии это выражение имеет иное значение: «узнать обо всем существующем на свете». Поэтому знание, которое приобретают Адам и Ева не делает их всеведущими богами. Если ранее зло существовало в природе, но не существовало греха, то с момента грехопадения идея зла становится достоянием человека, а грех осознается как возможный способ действия5.



ГЛАВА II. СИМВОЛ «ЯБЛОКО» В НАРОДНЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗКАХ


2.1. Символ «яблоко» в сказках разных народов


В народных сказках яблоко выступает как плод жизни и бессмертия. В итальянской сказке «Яблоко и кожура» в семье вельможи не было детей. Волшебник дает ему яблоко и говорит: «Пусть жена съест это яблоко, и через девять месяцев у нее родится чудесный мальчик». Так и случилось, но появились два мальчика: один у знатной дамы, съевшей очищенное яблоко, другой - у служанки, съевшей кожуру. У дамы белолицый, как очищенное яблоко, а у служанки румяный, как яблочная кожура.

В грузинской сказке «Иван-Заря» яблоки бездетной семье приносит река: «Только наполнила кувшин доверху, видит - несет река три яблока. Понравились ей яблоки, достала их и принесла домой. Одно дала мужу, другое сама съела, а третье они поровну поделили. И родились у них три сына: Иван-Вечерний, Иван-Полночный и Иван-Заря».

В русских сказках образ яблока встречается очень часто. И чаще всего это яблоки молодильные. В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» Иван-царевич добывает яблоки для царя, который «очень устарел и глазами обнищал». Также и в сказке «Ведьма и Солнцева сестра»: «Отпустила его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочко, вмиг помолодеет». В этих сказках роль яблока такая же, как и в мифе о яблоках Гесперид. А вот в сказке «Хаврошечка», как в славянских мифах, яблоко подносится суженому: «Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». И даже несчастная бедная девушка из сказки «Безручка», отведав золотого яблочка, становится невестой своего хозяина.

В отрывке из «Сказки о серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко играет роль предсказателя судьбы, так как знает обо всем, что происходит в мире. И это понятно, ведь мы уже знаем о том, что яблоня - это дерево жизни и познания, и только яблоку дано владеть всеми секретами жизни и красоты, только плод дерева жизни связан с солнцем и звездами.

В сказке «Гуси-лебеди», известной всем с самого раннего детства, яблоня заслоняет Аленушку с братцем от страшных гусей-лебедей. Жар-птица в сказке «Иван-царевич и Серый волк» прилетает поклевать не что иное как золотые яблочки.

Неудивительно, что именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. В сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» мать-Змеиха обратилась яблонькой, чтобы погубить Ивана.

Итак, в сказках разных народов яблоко и яблоня - спасители и помощники положительных героев. В мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам, им и служат, а в сказках яблони приближены к человеческому миру, дарят свет, тепло и красоту.


2.2. «Яблоко» в творчестве А.С. Пушкина


Сказки А.С. Пушкина относятся к жанру литературных сказок, но говорить о яблоке и не вспомнить знаменитую «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» невозможно. Тем более, что яблоко в этой сказке «злое».

А об удивительных свойствах яблочка в народных сказках А.С. Пушкин, конечно, знал: ведь рядом с ним была замечательная сказительница - Арина Родионовна. Тогда почему именно яблоко выбрал наш любимый поэт для осуществления вероломных замыслов завистливой мачехи? Ведь наверняка можно было выбрать какой-то другой предмет?

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинаются гонения на царевну. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступает своей падчерице: она тоже румяна, бела (не описание ли яблока?), высока, стройна, но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление к абсолютизации своей красоты, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Зеркало у А.С. Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, потому что ее красота равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.

От яблока невозможно оторвать глаз: Пушкин дважды повторяет усилительную частицу так. Казалось бы, яблоко не может принести вреда: ведь видны семечки насквозь. Но поэт недаром поставил после этой фразы многоточие (стоит насторожиться!). Мачеха передала падчерице свой портрет!

Попытаемся обобщить наши наблюдения, подвести итог исследованию: так каково же оно, сказочное яблочко, «положительное» или «отрицательное?

Теперь мы можем с уверенностью утверждать, что яблоко - молодильное, дарит здоровье и красоту, способствует семейному счастью и достатку. Только попасть оно может в руки недобрых людей. Таким образом, в сказках роль яблока определяется тем, в чьих руках оно находится.


2.3. Яблоко в живописи


Теперь доказано, почему именно яблоко наделено удивительной силой. Действительно, яблоко символизирует жизнь, молодость, здоровье. Неудивительно, что многие художники запечатлели яблони, превратили свои райские сады в яблоневые. Яблоня здесь - и центр мира, и древо жизни, олицетворение здоровья, молодости, счастья.

Так как яблоко часто является символом молодости, здоровья и красоты, то многие художники изображают свои модели с яблоком в руках (Рафаэль, «Портрет молодого человека с яблоком»; В.Л. Боровиковский, «Портрет Скобеевой» и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, анализ образов и символов яблока в исследованных текстах позволил раскрыть их сущность в различных культурных традициях.

В античном мире яблоко символизирует собой раздор и смуту, что нашло отражение в устойчивом выражении Яблоко раздора.

В славянской мифологии и обрядах яблоко воспринимается положительно, как несущее добро, здоровье, счастье.

В Нартовском эпосе яблоко представляется как символ мирового древа, напоминающего библейский рай до грехопадения.

В сказках разных народов мира яблоко символизирует «бессмертие и вечную молодость», выступает в роли спасителя положительных героев, дарит мир, свет, тепло, красоту.

В сказке А.С. Пушкина яблоко, подобно библейскому плоду, выступает в роли искушения, а в роли искусителя - мачеха. Отрицательная коннотация яблока проявляется и в русской пословице: Яблоко от яблони недалеко падает.

Чудесное наливное яблочко из тридевятого царства, обладающее великой Тайной, сокрыто не за горами и долами, а в нашей памяти и душе. Оно продолжает озарять нас своим сиянием, поить живительными соками нашу фантазию и будить неуемную любознательность. На то оно и «молодильное», чтобы уметь все это делать:

…по прежнему сияет чистота.

Прекрасно было яблоко, что с древа

Адаму на беду сорвала Ева.6



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М.: Индрик, 1994. - 211 с.

  2. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. - М.: Российское Библейское общество, 2012. - 1338 с.

  3. Библейская энциклопедия. - М., 1891. - 905 с.

  4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. - М., 1999. - 624 с.

  5. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб., 2004. - 240 с.

  6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. - М.: Правда, 1988. - 576 с.

  7. Купер Дж. Энциклопедия символов. - М.: Золотой век, 1995. - 397 с.

  8. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. - 2000. - № 4. - С.41-46.

  9. Мифы народов мира. Энциклопедия. / Под ред. С.А. Токарева. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т.I. - 672 с.; Т.II. - 720 с.

  10. Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьников // Русский язык в школе. - 2006. - № 3. - С.23-27.

  11. Николаюк Н. Библейское слово в нашей речи. - СПб.: Светлячок, 1998. - 448 с.

  12. Тысяча и одна ночь. Волшебные сказки о любви / Под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2012. - 304 с.

  13. Русские народные сказки / Сост., вступит. ст. и прим. В.П. Аникина. - М.: Правда, 1985. - 576 с.

  14. Соловей Т. Молодильные яблоки из тридевятого царства // Уроки литературы. - №5 - 2001. - С.45-48.

  15. Шекспир У. Сонеты / перевод С.Я. Маршака // Под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - С.173 («Сонет о яблоке» (№ 93).

Яблоко - это целый мир

Икоев Чермен Мурманович

научный руководитель: Барышева Диана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 26, 8 класс, г. Владикавказ


Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека

Так какое оно, сказочное яблочко?

Оказывается, этот вопрос волнует не только меня. Собирая и изучая материал по теме, мне довелось столкнуться с большим количеством статей, публикаций, исследований. Яблоко, яблоня… эти образы-символы изучены с разных точек зрения. Меня привлекли работы Н.А. Куна «Мифы Древней Греции», Нартские сказания осетин, А.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», Т.Соловей

Передо мной стояли такие задачи:

  1. Выяснить, как и когда зародился в фольклоре этот противоречивый образ.

  2. Какова его смысловая нагрузка.

  3. Проследить, какое развитие он получил в литературе.

  4. Понаблюдать и поразмышлять над тем, что значит образ яблоко в нашей жизни; может статься, не такой уж это и противоречивый символ.

Прежде чем начать свое исследование, я решил составить план действий. С чего начать? Исследовать образ яблока в …чем? Поэзии, песнях, беллетристике? И понял, что это очень обширная тема, и начать необходимо сосвятая святых, основы основ, с бесценного клада устного народного творчества.

Итак, во-первых, прочитать произведения различных жанров фольклора и выбрать материалы, связанные с образом яблоко.

Во-вторых, изучить историю вопроса и «подковаться теоретически» для успешной аналитической работы.

В-третьих, исследовать отобранный материал с точки зрения смыслового содержания образа.

В-четвертых, обобщить полученные знания, связав их с современной общественной жизнью.

1Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьников // Русский язык в школе. - 2006. - № 3. - С.23.

2 Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. - 2000. - № 4. - С.42.

3 Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб., 2004. - С.23.

4 Библейская энциклопедия. - М., 1891. - С.804.

5Николаюк Н. Библейское слово в нашей речи. - СПб.: Светлячок, 1998. - С.136.

6Шекспир У. Сонеты / перевод С.Я.Маршака // Под ред. В.П. Бутромеева, В.В.Бутромеева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - С.173 («Сонет о яблоке» (№93).

© 2010-2022