КТП для вечерней школы. Русский язык. 9-12 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Аши

Челябинской области



Согласовано Утверждена приказом

заместитель директора по УВР директора школы

Кравченко Е.Г. Киселёва О.В.

«___»______________20__г. №_______от________


Рабочая программа учебного предмета

« Русский язык »

9 класс, базовый уровень






Разработана

Кретовой Л.Н.._

учителем русского языка и

литературы первой

квалификационной категории







город Аша

2014 г.





Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку 9 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы по русскому языку для 9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский- м.: Просвещение, 2010г.

Учебник:Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс

Научный редактор - акад. РАО Н.М.Шанский .

М.: Просвещение, 2011г.

Еженедельная учебная нагрузка - 2 часа .

Программа М.Т. Баранова и др. рассчитана на 68 часов.


Весь учебный материал поделен на 3 учебных блока.

Зачет №1.

Общие сведения о языке.

Повторение изученного в 5-8 классах.

Зачет №2.

Сложное предложение.

Зачет №3.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

Цели и задачи программы по русскому языку:

- воспитаниегражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Требования к уровню подготовки обучающихся, успешно освоивших рабочую программу.

  1. Обучающиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновать свои ответы, приведя свои примеры.

  2. К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать основные нормы литературного языка.

По пунктуации.Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновать их выбор и расставлять в соответствии с изученными правилами в 5-9 классах; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии.Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать выбор, правильно писать слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова.

Правильно писать изученные в 5-9 классах орфограммы.

По связной речи.Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов. Подготовить и сделать доклад по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой статьи или ее фрагмента. Писать сочинение публицистического характера, заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником речевой этикет.

Учебно-методический комплекс.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-10 классы. Авторы - М.Т. Баранов и др. - М.Просвещение, 2010г.

  2. Русский язык: учебник 9 класс. О/У. Л.А.Тростенцова и др.- М.Просвещение, 2011г.

  3. Г И А выпускников 9 кл. в новой форме. Русский язык. Авторы: И.П. Цыбулко и др. - «Интеллект - Центр»: 2010г.

  4. Русский язык. 9 класс. (материалы для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы). - М. «Дрофа» 2008г.

  5. С.Е. Барова и др. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. - М. «БАЛАСС», 2007г.






Учебно-тематический план. 9 класс. Русский язык.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

РР

Контрольные работы колич. часов

I зачет

Международное значение русского языка

1

1




Повторение изученного в 5-8 классах.

8

8

1

1

1

II зачёт

Сложное предложение.


51

51

10

4

5

III зачёт

Общие сведения о русском языке


Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

8

8

2


1


68

68

13

5

6














Календарно-тематическое планирование в 9 классе по русскому языку

1

Зачет №1-9 уроков

Тема урока

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования стандарта

1

Международное значение русского языка.

комбинированный урок

Международное значение русского языка. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский язык - язык русской художественной литературы. Лексические и фразеологические новации последних лет. Взаимообогащение языков народов России.

Знать : содержание понятия» мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового, знать, что русский язык - один из мировых языков.

Уметь: определять общую тему для нескольких текстов, формулировать общий тезис.

2

Повторение.

(5 +2Р)

Р. Устная и письменная речь уч-ся. Монолог и диалог.





урок обобщения и систематизации знаний,

практикум-зачет

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Овладение основными видами речевой деятельности: письмом.

Знать основные нормы русского литературного языка:

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

Уметь: адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям действительности

3

Р. Стили речи.

НРК. М.Фотонов «На магистрали», «Маршал» (Жанровые особенности портретных очерков.)

урок развития речи

Знать: определение литературного языка, формы литературного языка, стили, их признаки.

Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю.

4

Простое предложение и его грамматическая основа.

урок система-тизации знаний,

практикум

Соблюдение основных орфографических норм.





Знать: определение литературного языка, формы литературного языка, стили, их признаки.

Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю.

5

Сложное предложение и знаки препинания в нем.

урок система-тизации знаний,

практикум

6

Предложения с обособленными членами.

урок система-тизации знаний,

практикум

7

Предложения с обращениями, вводными словами вставными конструкциями.

урок система-тизации знаний,

практикум

8

Диктант по теме «Повторение».


Зачет №2-51 урок

урок проверки, оценки и коррекции знаний

9

Сложные предложения

(1 ч.)

Союзные и бессоюзные предложения.

урок система-тизации знаний,

практикум

Предложения простые и сложные. Сложные предложения

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Знать: два основных структурных типа предложения, знать, что сложные предложения имеют две или более грамматические основы, на письме оформляются знаками завершения в конце предложения.

Уметь:разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений.

10

11

Союзные сложные предложения. (6 ч.) Разделительные и выделительные знаки препинания

урок изучения и закрепления новых знаний

Сложные предложения с разделительными и выделительными знаками препинания.

12

Разделительные и выделительные знаки препинания

урок изучения и закрепления новых знаний

13

РР. Сочинение в форме дневниковых записей по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве».

урок развития речи

Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины.

14

Интонация союзного сложного предложения.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ.

15

Диктант по теме «Сложные предложения».

урок проверки, оценки и коррекции знаний

16

Работа над ошибками.

урок коррекции знаний-зачет

17

Сложносочиненные предложения (3+2Р)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в ССП. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

НРК. В.Богданов «На Бородинском поле», «Природа». (Смысловые отношения между частями ССП.)

урок изучения и закрепления новых знаний

Сложносочиненное предложение (ССП) и его особенности.

ССП с союзами (соединительными, разделительными, противительными). Разделительные знаки препинания между частями ССП.

Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить ССП.

Знать: определение ССП, группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении; разновидности смысловых отношений между частями ССП.

Уметь: различать простые и сложные предложения, находить ССП в ряду указанных, определять разновидности смысловых отношений между частями ССП.

18

Сложносочиненные предложения с разделительными и противительными союзами.

урок изучения и закрепления новых знаний

19

Сочинение-описание по воображению (на основе картины В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»).

урок развития речи

Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины

20

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум-зачет

21

Сложноподчиненные предложения (19+5Р)

Понятие о сложноподчиненном предложении.

урок изучения и закрепления новых знаний

Сложноподчиненное предложение (СПП) и его особенности. Главное и придаточные предложения.

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным.

Указательные слова в главном предложении.

Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточными предложениями.

Типичные речевые сферы применения СПП.Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль.

Знать : определение СПП; знать, что придаточное предложение может относиться к слову, словосочетанию или всему главному предложению.

Уметь: находить главное и придаточное предложения в СПП; определять средства связи придаточного с главным предложением.

22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному; знать условия выделения запятыми на письме придаточного предложения.

Уметь: находить главное и придаточное предложение в СПП, определять место придаточного по отношению к главному, средства его связи с главным; уметь находить границы придаточного предложения, правильно ставить знаки между частями СПП.

23

РР. Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты».

урок развития речи

Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины

24

Союзы и союзные слова в СПП.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.

Уметь: определять, каким членом предложения может быть союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями СПП.

25

Роль указательных слов в СПП.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать, что в главной части СПП могут использоваться указательные слова, что подчинительные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом, что перед второй частью расчлененного составного союза ставится запятая.

Уметь: находить главное предложение с указательным словом и без него, определять, каким членом предложения являются указательные слова, какой частью речи они выражены.

26

РР. Изложение (сжатое) (по тексту об иллюстрациях Н. Кузьмина).

урок развития речи

Знать: структуру изложения:: вступление, основная часть, заключение, приемы сжатия текста.

Уметь: связно, логично, сжато передавать содержание текста.

27

28

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: основные группы СПП и их признаки; признаки придаточных определительных.

Уметь: определять значение придаточных определительных; ставить к ним вопросы; находить место придаточных определительных в СПП; определять средства связи придаточного с главным.

29

30

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

НРК. Особенности использования СПП с придаточным изъяснительным в письменных текстах. Н.Воронова «Побег в Индию», М.Гроссмана «Сердце турмана».

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: основные группы СПП и их признаки; признаки придаточных изъяснительных.

Уметь :определять значение придаточных изъяснительных; ставить к ним вопросы; находить место придаточных изъяснительных в СПП; определять средства связи придаточного с главным.

31

32

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: виды придаточных обстоятельственных..

Уметь: определять значение придаточных обстоятельственных; ставить к ним вопросы; находить место придаточных обстоятельственных в СПП; определять средства связи придаточного с главным, различать придаточные места и времени.

33

34

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: признаки придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия .

Уметь: определять значение придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, ставить к ним вопросы, определять средства связи главного с придаточными, отличать указанные виды придаточных от других видов., правильно ставить знаки препинания между частями СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия .

35

36

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

НРК. Особенности использования СПП с придаточным сравнения в письменных текстах.

Н.Годины «Окликаю по имени рощу».

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: признаки придаточных образа действия, меры.степени и сравнения.

Уметь: определять значение придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, ставить к ним вопросы, определять средства связи главного с придаточными, отличать указанные виды придаточных от других видов., правильно ставить знаки препинания между частями СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными..

37

РР. Сочинение по данному началу( на основе картины В.П.Фельдмана «Родина»).

урок развития речи

Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины

38

39

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

урок изучения и закрепления новых знаний


СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Типичные речевые сферы применения СПП. Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль.




Знать, какие СПП называются многочленными; знать виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, их комбинации; правила постановки запятой в СПП с несколькими придаточными.

Уметь: определять виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, обосновывать условия постановки запятой в СПП с несколькими придаточными.

40

РР. Происхождение псевдонимов. (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»).

урок развития речи

41

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: порядок синтаксического разбора, порядок пунктуационного разбора СПП.

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП.

42

РР. Подробное изложение текста с включением дополнительного материала (на основе текста «Сергей Иванович Ожегов»)

урок развития речи

Знать: структуру изложения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: связно, логично, подробно передавать содержание текста.

43

Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение»

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум-зачет

44

Диктант по теме «СПП»

урок проверки, оценки и коррекции знаний

45

Бессозные сложные предложения (6+2Р)

Понятие о БСП.

урок изучения и закрепления новых знаний

Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль.

Умение передавать интонационно смысловые отношения между частями БСП. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными предложениями.

Знать: определение БСП, знать, что смысловые отношения между частями БСП в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме - при помощи знаков препинания. Знать: особенности интонации БСП со значением перечисления, сопоставления, причины.пояснения.

Уметь: произносить указанные БСП с интонацией перечисления, сопоставления, предупреждения; определять смысловые отношения между частями БСП.

46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

НРК. К.Рубинский«Одинокие», «По безобразному бульвару,,,» (Определение смысловых отношений между частями БСП.)

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП. со значением перечисления.

Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации, правильно ставить знаки препинания между частями БСП. со значением перечисления.

47

РР. Подробное изложение с дополнительным заданием.

урок развития речи

Знать: структуру изложения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь связно, логично, подробно передавать содержание текста.

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП. со значением причины, пояснения дополнения.

Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП, обосновывать условия выбора знаков препинания между частями БСП. со значением причины, пояснения дополнения

49

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

урок изучения и закрепления новых знаний

зачет

Знать: условия постановки тире между частями БСП. со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания между частями БСП. со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

50

РР. Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка».

урок развития речи

Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины

51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

Знать: порядок синтаксического разбора, порядок пунктуационного разбора БСП.

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП.

52

Диктант по теме «БСП»

урок проверки, оценки и коррекции знаний

53

Сложные предложения с разными видами связи. (5+2Р)

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

НРК. К.Макаров «Лошади». (Особенности использования сложных предложений с различными видами связи в письменных текстах.)

урок изучения и закрепления новых знаний

Различные виды сложных предложений с разными видами связи. Раз-делительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Знать, какие СП называются многочленными, виды синтаксической связи в многочленных предложениях.

Уметь: находить многочленные СП; определять виды синтаксической связи между частями многочленного СП; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями СП разных типов.

54

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

урок изучения и закрепления новых знаний




Знать:правила постановки/непостановки знаков препинания в многочленных СП с различными видами связи.

55

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

урок изучения и закрепления новых знаний

Знать: порядок синтаксического разбора, порядок пунктуационного разбора СП с различными видами связи.

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы СП с различными видами связи.

56

РР. Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

урок развития речи

Знать: структуру изложения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: связно, логично, подробно передавать содержание текста.

57

РР. Публичная речь.

урок развития речи

Знать:смысл понятий монолог, диалог.

Уметь: владеть различными видами диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений)

58

Повторение.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь:опознавать языковые единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ.

59

Диктант по теме « Сложные предложения».

Зачет №3-8часов

урок проверки, оценки и коррекции знаний

60

Общие сведения о языке

(3 ч.)

Роль языка в жизни общества

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

Роль языка в жизни общества. Я. как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Р.я. - первоэлемент великой русской литературы. РЛЯ и его стили. Богатство, красота, выразительность р.я. Р.я. как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место р.я. среди языков мира. Р.я. как один из индоевропейских языков. Р.я. как один из славянских языков. Роль старославянского языка в развитии р.я. Значение письменности, русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты.

Знать: русский язык - язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков.

Уметь: рассказывать о значении русского языка в современном мире и функционировании в современном обществе

61

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

62

Русский язык как национальный язык русского народа. Его место среди языков мира.



урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

63

Систематизация изученного

по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. (4+2Р)

Правописание приставок и корней.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

Систематизация знаний о признаках текста, теме, и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении, о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические, историко-ли-тературные тему. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Раздели-тельные и выделительные знаки препинания в пред-ях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтак-сические синонимы прямой речи, их текстообразующая роль. Умение выделять в произ-ношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

64

РР. Выборочное изложение.

урок развития речи

65

Систематизация знаний по морфемике. Правописание суффиксов. Н и НН в словах.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

Знать: условия выбора Н-НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий.

Уметь: правильно писать Н-НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий.

66

Систематизация знаний по морфологии. Правописание окончаний. Не и ни в словах.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум

Знать: условия выбора не-ни в словах разных частей речи.

Уметь: правильно писать не-ни в словах разных частей речи.

67

Сочинение на свободную тему.

урок развития речи

Знать :структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины

68

Систематизация знаний по синтаксису простого и сложного предложения.

урок обобщения и систематизации знаний,

практикум-зачет

Знать: основные единицы языка, их признаки

Уметь :опознавать языковые единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации






















Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Аши

Челябинской области



Согласовано Утверждена приказом

заместитель директора по УВР директора школы

Кравченко Е.Г. Киселёва О.В.

«___»______________20__г. №_______от________


Рабочая программа учебного предмета

« Русский язык »

10-12классы, базовый уровень






Разработана

Кретовой Л.Н.._

учителем русского языка и

литературы первой

квалификационной категории







город Аша

2014 г.





Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку 10-12 классы составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский- м.: Просвещение, 2010г.

Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

"Русский язык 10-11", М., "Просвещение", 2011 г. (базовый уровень).

Еженедельная учебная нагрузка -

10 класс -34.(1ч. в неделю);-2 зачетных блока;

11 класс -68 ч. (2ч. в неделю); -2 зачетных блока;

12 класс -68 ч. (2ч. в неделю) );-2 зачетных блока;

Цели и задачи программы по русскому языку:

- воспитаниегражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать знания и умения в практической деятельности:

производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;












Учебно-методический комплекс:

  1. Программа «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2001. - с.8-44 (под ред. А.И.Власенкова)

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы. - М.: Просвещение, 2001-2005. - 351 с.

  3. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому я²耀ку.10 класс: Программы 34 и 68 ч. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ВАКО, 2005. - 240с.

  4. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс: Программы 34 и 68 ч. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ВАКО, 2005. - 240с.


Список справочной литературы по русскому языку для учащихся

  1. Боровикова Л.., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работы. - М.,2000.

  2. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гроздарёв Ю.А. Русское слово. - М.,1991.

  3. Вякшин Н.Л. Русский язык в афоризмах. - М., 2001.

  4. Дейкина А.Д.. Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. - М.1998.

  5. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.- М., 1997.

  6. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. - М., 1990.

  7. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 кл.- М.,2001.

  8. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. - М., 1994.

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. - Челябинск, 1994.

  10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М., 1996.

  11. Русское слово как предмет языкознания. - М.,1972.

  12. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб заведений. - М., 1996.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 12 класса учащиеся должны:

  • иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном - в устной и письменной форме;

  • выявлять подтекст;

  • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной форме;

  • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;

  • уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;

  • пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;

  • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

  • уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

  • уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

  • уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;

  • уметь участвовать в дискуссии;

  • иметь представление о функциональной сущности языка, его функциям и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.


Тематическое планирование ( 10 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

к/р

дикт.

пр/р

РР

1

Контрольный диктант (входной контроль)

1

-

1

-

-

2

Общие сведения о языке

6

1

-

0

-

3

Повторение изученного по фонетике, орфоэпии, морфемике, словообразования, орфографии

10

-

1

2

-

4

Повторение изученного по лексике и фразеологии

8

-

1

1

-

5

Повторение изученного по морфологии и орфографии.

9

-

1

2

-

Итого:

34

1

4

6

-


Тематическое планирование ( 11 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

к/р

дикт.

пр/р

РР

1

Контрольный диктант (входной контроль)

1

-

1

-

-

2

Повторение изученного по синтаксису и пунктуации

21

-

2

2

-

3

Научный и публицистический стили

40

-

2

2

5

4

Подготовка к ЕГЭ

6


Итого:

68

-

5

4

5



Тематическое планирование (12 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

к/р

дикт.

пр/р

РР

1

Контрольный диктант (входной контроль)

1

-

1

-

-

2

Художественный стиль

22

-

1

5

4

3

Общие сведения о языке

12

1

-

-

-

4

Повторение изученного

27

-

1

4

6

5

Подготовка к ЕГЭ

6


Итого:

68

1

3

9

10







Календарно-тематический план (10 класс)

№ п/п

№ урока

Дата урока

тема

Форма урока

1

1

Проверочный диктант (входной контроль).

урок проверки знаний

Общие сведения о языке (6):


2

1

Язык и общество. Язык и культура.

комбинир.

3

2

Язык и история народа.

комбинир.

4

3

Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15-17 веках; период выработки норм русского национального языка.

комбинир.

5

4

Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

комбинир.

6

5

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии речи.

комбинир.

7

6

К/р «Общие сведения о языке».

урок проверки знаний

ЗАЧЁТ №1 «ПОВТОРЕНИЕ ФОНЕТИКИ, ГРАФИКИ, ОРФОЭПИИ, ОРФОГРАФИИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ», ДАТА:


Повторение фонетики, орфоэпии, орфографии, морфемики, словообразования (10):

Повторение фонетики, орфоэпии, орфографии (5):

8

1

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

комбинир.

9

2

Основные нормы литературного произношения и ударения русского языка.

комбинир.

10

3

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

комбинир.

11

4

Написания, подчинённые морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Урок объяснения нового материала

12

5

Практическая работа «Фонетический разбор».

урок закрепления

Морфемика и словообразование (5):

13

1

Обобщающее повторение ранее изученного.

комбинир.

14

2

Выразительные словообразовательные средства.

Урок объяснения нового материала

15

3

Практическая работа «Словообразовательный разбор».

урок закрепления

16

4

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение фонетики. Графики. Орфоэпии, орфографии, морфемики, словообразования».

урок проверки знаний

17

5

Работа над ошибками диктанта.

ЗАЧЁТ №2 «ПОВТОРЕНИЕ МОРФОЛОГИИ И ОРФОГРАФИИ», ДАТА:

Повторение лексики и фразеологии (8):

18

1

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

комбинир.

19

2

Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

комбинир.

20

3

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, используемые в художественной речи.

комбинир.

21

4

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и синтаксическая синонимия.

комбинир.

22

5

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

урок закрепления

23

6

Лексические и фразеологические словари. Практическая работа «Лексико-фразеологический разбор».

урок закрепления

24

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение лексики и фразеологии».

урок проверки знаний

25

8

Работа над ошибками диктанта.

Повторение морфологии и орфографии (9):

26

1

Обобщающее повторение по морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

комбинир.

27

2

Практическая работа «Морфологический разбор знаменательных частей речи, их словообразование и правописание».

урок закрепления

28

3

Практическая работа Морфологический разбор служебных частей речи, их словообразование и правописание.

урок закрепления

29

4

Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

урок закрепления

30

5

Принципы русской орфографии.

комбинир.

31

6

Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

урок закрепления

32

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение морфологии и орфографии».

урок проверки знаний

33-34

8

9

Работа над ошибками диктанта.

ЗАЧЁТ №2 «ПОВТОРЕНИЕ МОРФОЛОГИИ И ОРФОГРАФИИ», ДАТА:





Планирование уроков русского языка в 11 классе

№ п/п

№ урока

ДАТА

ТЕМА

Форма ур.

1

1

Проверочный диктант (входной контроль).

урок проверки знаний

ЗАЧЁТ №1 «Повторение синтаксиса и пунктуации»; ДАТА:



Повторение синтаксиса и пунктуации (21):

2-3

1-2

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения.

комбинир.

4-5

3-4

Обобщающее повторение синтаксиса. Повторение типов сложных предложений.

комбинир.

6-7

5-6

Обобщающее повторение синтаксиса. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

комбинир.

8-9

7-8

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

комбинир.

10-11

9-10

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.

Объяснение нового мат-ла

12-13

11-12

Роль пунктуации в письменном общении.

комбинир.

14-15

13-14

Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

урок закрепления

16-17

18

15-17

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

комбинир.

19-20

18-19

Практическая работа «Синтаксический разбор словосочетаний, простых и сложных предложений, предложений с прямой речью».

урок закрепления

21

20

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение синтаксиса и пунктуации»

урок проверки знаний

22

21

Работа над ошибками диктанта.

ЗАЧЁТ №1 «Повторение синтаксиса и пунктуации»; ДАТА:

ЗАЧЁТ № 2 «НАУЧНЫЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛИ РЕЧИ»; ДАТА:

Стили, речь (10): (40)

23

24

1-2

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность. Выразительность, уместность употребления языковых средств.

комбинир.

25

26

3-4

Текст, его строение и виды его преобразования.

комбинир.

27

28

5-6

Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат (обзор).

комбинир.

29

30

7-8

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

комбинир.

31

32

9-10

Практическая работа «Анализ текстов художественного и научно-популярного стилей».

урок закрепления

Научный стиль (18):

33

34

1-2

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности.

комбинир.

35

36

37

3-5

Лексические и синтаксические особенности научного стиля.

комбинир.

38

39

40

6-8

Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.

комбинир.

41

42

43

9-11

Термин и терминология. Лингвистическая характеристика. Анализ и классификация терминов. Толкование терминов.

комбинир.

44

45

12-13

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

комбинир.

46

47

14-15

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

комбинир.

48

49

16-17

РР Изложение научного стиля.

РР

50

18

РР Работа над ошибками изложения.

РР

Публицистический стиль (12):

51

52

1-2

Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

комбинир.

53

54

3-4

РР Составление очерка.

РР

55

56

5-6

РР Составление эссе.

РР

57

7

РР Составление устного выступления.

РР

58

8

Понятие о дискуссии.

объяснение нового материала

59

9

Практическая работа «Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи».

урок закрепления

60

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Научный и публицистический стили речи».

урок обобщ6ения и систем.

61

11

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Научный и публицистический стили речи».

урок проверки знаний

62

12

Работа над ошибками диктанта.

Итоги года. Подготовка к ЕГЭ-6 ч.

63

1

Подведение итогов года.

64

2

Подготовка к ЕГЭ

65

3

Подготовка к ЕГЭ

66

4

Подготовка к ЕГЭ

67

5

Подготовка к ЕГЭ

68

6

Подготовка к ЕГЭ







Планирование уроков русского языка в 12 классе (68ч.):

№ п\п

№ УРОКА

ДАТА

ТЕМА

ФОРМА УРОКА

1

1

Проверочный диктант (входной контроль).

урок проверки знаний

ЗАЧЁТ № 1 «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ»; ДАТА:


Художественный стиль(22):


2

3

4

1-3

Общая характеристика художественного стиля (языка худ. лит-ры): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.

комбинир.

5

6

7

4-6

Язык как первоэлемент художественной литературы, как один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи.

комбинир.

8

9

7-8

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

урок закрепления

10

11

9-10

Практическая работа «Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова».

урок закрепления

12

13

11-12

Практическая работа «Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса».

урок закрепления

14

15

13-14

Практическая работа «Анализ художественно-языковой формы произведений русской и современной литературы.

урок закрепления

16

17

15-16

РР Составление текста художественного стиля.

РР

18

19

17-18

РР Анализ текста художественного стиля.

РР

20

21

19-20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Художественный стиль речи».

ур. обобщения и систематиз.

22

21

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Художественный стиль».

урок проверки знаний

23

22

Работа над ошибками диктанта.

ЗАЧЁТ № 2«ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ»; ДАТА:

Общие сведения о языке ( 12):

24

25

1-2

Язык как система.

комбинир.

26

27

3-4

Основные уровни языка.

комбинир.

28

29

5-6

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках.

комбинир.

30

31

7-8

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

комбинир.

32

33

9-10

Выдающиеся учёные-русисты.

комбинир.

34

35

11-12

Контрольная работа «Общие сведения о языке».

урок проверки знаний

ЗАЧЁТ № «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ»; ДАТА:

Повторение изученного (27):

36

37

1-2

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии. ПР Фонетический разбор.

ур. обобщения и систематиз.

38

39

3-4

Систематизация знаний и умений по морфемике и словообразованию. ПР Морфемный и словообразовательный разборы.

ур. обобщения и систематиз.

40

41

5-6

Систематизация знаний и умений по морфологии. ПР Морфологический разбор.

ур. обобщения и систематиз.

42

43

7-8

Систематизация знаний и умений по синтаксису и пунктуации. ПР Синтаксический разбор.

ур. обобщения и систематиз.

44

45

9-10

Систематизация знаний и умений по орфографии.

ур. обобщения и систематиз.

46

47

11-12

Систематизация знаний и умений о языке, его основных уровнях, о тексте.

ур. обобщения и систематиз.

48

49

13-14

Систематизация знаний и умений о стилях речи.

ур. обобщения и систематиз.

50

51

15-16

Систематизация знаний и умений о научном стиле.

ур. обобщения и систематиз.

52

17

РР Создание текста научного стиля речи.

РР

53

54

18-19

Систематизация знаний и умений о публицистическом стиле.

ур. обобщения и систематиз.

55

56

20-21

РР Создание текста публицистического стиля речи.

РР

57

58

22-23

Систематизация знаний и умений о художественном стиле.

ур. обобщения и систематиз.

59

60

24-25

РР Создание текста художественного стиля речи.

РР

61

26

Контрольный диктант по теме «Повторение».

урок проверки знаний

62

27

Работа над ошибками диктанта.

Подготовка к ЕГЭ-6ч.

63

1

Подготовка к ЕГЭ

64

2

Подготовка к ЕГЭ

65

3

Подготовка к ЕГЭ

66

4

Подготовка к ЕГЭ

67

5

Подготовка к ЕГЭ

68

6

Подготовка к ЕГЭ




© 2010-2022