- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КТП для вечерней школы. Русский язык. 9-12 класс
КТП для вечерней школы. Русский язык. 9-12 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 12 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кретова Л.Н. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Аши
Челябинской области
Согласовано Утверждена приказом
заместитель директора по УВР директора школы
Кравченко Е.Г. Киселёва О.В.
«___»______________20__г. №_______от________
Рабочая программа учебного предмета
« Русский язык »
9 класс, базовый уровень
Разработана
Кретовой Л.Н.._
учителем русского языка и
литературы первой
квалификационной категории
город Аша
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 9 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы по русскому языку для 9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский- м.: Просвещение, 2010г.
Учебник:Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс
Научный редактор - акад. РАО Н.М.Шанский .
М.: Просвещение, 2011г.
Еженедельная учебная нагрузка - 2 часа .
Программа М.Т. Баранова и др. рассчитана на 68 часов.
Весь учебный материал поделен на 3 учебных блока.
Зачет №1.
Общие сведения о языке.
Повторение изученного в 5-8 классах.
Зачет №2.
Сложное предложение.
Зачет №3.
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.
Цели и задачи программы по русскому языку:
- воспитаниегражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Требования к уровню подготовки обучающихся, успешно освоивших рабочую программу.
-
Обучающиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновать свои ответы, приведя свои примеры.
-
К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать основные нормы литературного языка.
По пунктуации.Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновать их выбор и расставлять в соответствии с изученными правилами в 5-9 классах; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии.Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать выбор, правильно писать слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова.
Правильно писать изученные в 5-9 классах орфограммы.
По связной речи.Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов. Подготовить и сделать доклад по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой статьи или ее фрагмента. Писать сочинение публицистического характера, заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником речевой этикет.
Учебно-методический комплекс.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-10 классы. Авторы - М.Т. Баранов и др. - М.Просвещение, 2010г.
-
Русский язык: учебник 9 класс. О/У. Л.А.Тростенцова и др.- М.Просвещение, 2011г.
-
Г И А выпускников 9 кл. в новой форме. Русский язык. Авторы: И.П. Цыбулко и др. - «Интеллект - Центр»: 2010г.
-
Русский язык. 9 класс. (материалы для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы). - М. «Дрофа» 2008г.
-
С.Е. Барова и др. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. - М. «БАЛАСС», 2007г.
Учебно-тематический план. 9 класс. Русский язык.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки
РР
Контрольные работы колич. часов
I зачет
Международное значение русского языка
1
1
Повторение изученного в 5-8 классах.
8
8
1
1
1
II зачёт
Сложное предложение.
51
51
10
4
5
III зачёт
Общие сведения о русском языке
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.
8
8
2
1
68
68
13
5
6
Календарно-тематическое планирование в 9 классе по русскому языку
1
Зачет №1-9 уроков
№
Тема урока
Дата
Тип урока
Элементы содержания
Требования стандарта
1
Международное значение русского языка.
комбинированный урок
Международное значение русского языка. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский язык - язык русской художественной литературы. Лексические и фразеологические новации последних лет. Взаимообогащение языков народов России.
Знать : содержание понятия» мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового, знать, что русский язык - один из мировых языков.
Уметь: определять общую тему для нескольких текстов, формулировать общий тезис.
2
Повторение.
(5 +2Р)
Р. Устная и письменная речь уч-ся. Монолог и диалог.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум-зачет
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Овладение основными видами речевой деятельности: письмом.
Знать основные нормы русского литературного языка:
Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов.
Уметь: определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
Уметь: адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям действительности
3
Р. Стили речи.
НРК. М.Фотонов «На магистрали», «Маршал» (Жанровые особенности портретных очерков.)
урок развития речи
Знать: определение литературного языка, формы литературного языка, стили, их признаки.
Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю.
4
Простое предложение и его грамматическая основа.
урок система-тизации знаний,
практикум
Соблюдение основных орфографических норм.
Знать: определение литературного языка, формы литературного языка, стили, их признаки.
Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю.
5
Сложное предложение и знаки препинания в нем.
урок система-тизации знаний,
практикум
6
Предложения с обособленными членами.
урок система-тизации знаний,
практикум
7
Предложения с обращениями, вводными словами вставными конструкциями.
урок система-тизации знаний,
практикум
8
Диктант по теме «Повторение».
Зачет №2-51 урок
урок проверки, оценки и коррекции знаний
9
Сложные предложения
(1 ч.)
Союзные и бессоюзные предложения.
урок система-тизации знаний,
практикум
Предложения простые и сложные. Сложные предложения
Союзные и бессоюзные сложные предложения
Знать: два основных структурных типа предложения, знать, что сложные предложения имеют две или более грамматические основы, на письме оформляются знаками завершения в конце предложения.
Уметь:разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений.
10
11
Союзные сложные предложения. (6 ч.) Разделительные и выделительные знаки препинания
урок изучения и закрепления новых знаний
Сложные предложения с разделительными и выделительными знаками препинания.
12
Разделительные и выделительные знаки препинания
урок изучения и закрепления новых знаний
13
РР. Сочинение в форме дневниковых записей по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве».
урок развития речи
Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины.
14
Интонация союзного сложного предложения.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
Знать: основные единицы языка, их признаки.
Уметь: опознавать языковые единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ.
15
Диктант по теме «Сложные предложения».
урок проверки, оценки и коррекции знаний
16
Работа над ошибками.
урок коррекции знаний-зачет
17
Сложносочиненные предложения (3+2Р)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в ССП. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
НРК. В.Богданов «На Бородинском поле», «Природа». (Смысловые отношения между частями ССП.)
урок изучения и закрепления новых знаний
Сложносочиненное предложение (ССП) и его особенности.
ССП с союзами (соединительными, разделительными, противительными). Разделительные знаки препинания между частями ССП.
Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить ССП.
Знать: определение ССП, группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении; разновидности смысловых отношений между частями ССП.
Уметь: различать простые и сложные предложения, находить ССП в ряду указанных, определять разновидности смысловых отношений между частями ССП.
18
Сложносочиненные предложения с разделительными и противительными союзами.
урок изучения и закрепления новых знаний
19
Сочинение-описание по воображению (на основе картины В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»).
урок развития речи
Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины
20
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум-зачет
21
Сложноподчиненные предложения (19+5Р)
Понятие о сложноподчиненном предложении.
урок изучения и закрепления новых знаний
Сложноподчиненное предложение (СПП) и его особенности. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным.
Указательные слова в главном предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточными предложениями.
Типичные речевые сферы применения СПП.Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль.
Знать : определение СПП; знать, что придаточное предложение может относиться к слову, словосочетанию или всему главному предложению.
Уметь: находить главное и придаточное предложения в СПП; определять средства связи придаточного с главным предложением.
22
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному; знать условия выделения запятыми на письме придаточного предложения.
Уметь: находить главное и придаточное предложение в СПП, определять место придаточного по отношению к главному, средства его связи с главным; уметь находить границы придаточного предложения, правильно ставить знаки между частями СПП.
23
РР. Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты».
урок развития речи
Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины
24
Союзы и союзные слова в СПП.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.
Уметь: определять, каким членом предложения может быть союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями СПП.
25
Роль указательных слов в СПП.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать, что в главной части СПП могут использоваться указательные слова, что подчинительные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом, что перед второй частью расчлененного составного союза ставится запятая.
Уметь: находить главное предложение с указательным словом и без него, определять, каким членом предложения являются указательные слова, какой частью речи они выражены.
26
РР. Изложение (сжатое) (по тексту об иллюстрациях Н. Кузьмина).
урок развития речи
Знать: структуру изложения:: вступление, основная часть, заключение, приемы сжатия текста.
Уметь: связно, логично, сжато передавать содержание текста.
27
28
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: основные группы СПП и их признаки; признаки придаточных определительных.
Уметь: определять значение придаточных определительных; ставить к ним вопросы; находить место придаточных определительных в СПП; определять средства связи придаточного с главным.
29
30
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
НРК. Особенности использования СПП с придаточным изъяснительным в письменных текстах. Н.Воронова «Побег в Индию», М.Гроссмана «Сердце турмана».
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: основные группы СПП и их признаки; признаки придаточных изъяснительных.
Уметь :определять значение придаточных изъяснительных; ставить к ним вопросы; находить место придаточных изъяснительных в СПП; определять средства связи придаточного с главным.
31
32
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: виды придаточных обстоятельственных..
Уметь: определять значение придаточных обстоятельственных; ставить к ним вопросы; находить место придаточных обстоятельственных в СПП; определять средства связи придаточного с главным, различать придаточные места и времени.
33
34
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: признаки придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия .
Уметь: определять значение придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, ставить к ним вопросы, определять средства связи главного с придаточными, отличать указанные виды придаточных от других видов., правильно ставить знаки препинания между частями СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия .
35
36
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
НРК. Особенности использования СПП с придаточным сравнения в письменных текстах.
Н.Годины «Окликаю по имени рощу».
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: признаки придаточных образа действия, меры.степени и сравнения.
Уметь: определять значение придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, ставить к ним вопросы, определять средства связи главного с придаточными, отличать указанные виды придаточных от других видов., правильно ставить знаки препинания между частями СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными..
37
РР. Сочинение по данному началу( на основе картины В.П.Фельдмана «Родина»).
урок развития речи
Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины
38
39
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
урок изучения и закрепления новых знаний
СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Типичные речевые сферы применения СПП. Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль.
Знать, какие СПП называются многочленными; знать виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, их комбинации; правила постановки запятой в СПП с несколькими придаточными.
Уметь: определять виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, обосновывать условия постановки запятой в СПП с несколькими придаточными.
40
РР. Происхождение псевдонимов. (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»).
урок развития речи
41
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: порядок синтаксического разбора, порядок пунктуационного разбора СПП.
Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП.
42
РР. Подробное изложение текста с включением дополнительного материала (на основе текста «Сергей Иванович Ожегов»)
урок развития речи
Знать: структуру изложения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь: связно, логично, подробно передавать содержание текста.
43
Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение»
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум-зачет
44
Диктант по теме «СПП»
урок проверки, оценки и коррекции знаний
45
Бессозные сложные предложения (6+2Р)
Понятие о БСП.
урок изучения и закрепления новых знаний
Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль.
Умение передавать интонационно смысловые отношения между частями БСП. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными предложениями.
Знать: определение БСП, знать, что смысловые отношения между частями БСП в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме - при помощи знаков препинания. Знать: особенности интонации БСП со значением перечисления, сопоставления, причины.пояснения.
Уметь: произносить указанные БСП с интонацией перечисления, сопоставления, предупреждения; определять смысловые отношения между частями БСП.
46
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.
НРК. К.Рубинский«Одинокие», «По безобразному бульвару,,,» (Определение смысловых отношений между частями БСП.)
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП. со значением перечисления.
Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации, правильно ставить знаки препинания между частями БСП. со значением перечисления.
47
РР. Подробное изложение с дополнительным заданием.
урок развития речи
Знать: структуру изложения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь связно, логично, подробно передавать содержание текста.
48
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать условия постановки двоеточия между частями БСП. со значением причины, пояснения дополнения.
Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП, обосновывать условия выбора знаков препинания между частями БСП. со значением причины, пояснения дополнения
49
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.
урок изучения и закрепления новых знаний
зачет
Знать: условия постановки тире между частями БСП. со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания между частями БСП. со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
50
РР. Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка».
урок развития речи
Знать: структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины
51
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
Знать: порядок синтаксического разбора, порядок пунктуационного разбора БСП.
Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП.
52
Диктант по теме «БСП»
урок проверки, оценки и коррекции знаний
53
Сложные предложения с разными видами связи. (5+2Р)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
НРК. К.Макаров «Лошади». (Особенности использования сложных предложений с различными видами связи в письменных текстах.)
урок изучения и закрепления новых знаний
Различные виды сложных предложений с разными видами связи. Раз-делительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Знать, какие СП называются многочленными, виды синтаксической связи в многочленных предложениях.
Уметь: находить многочленные СП; определять виды синтаксической связи между частями многочленного СП; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями СП разных типов.
54
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать:правила постановки/непостановки знаков препинания в многочленных СП с различными видами связи.
55
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
урок изучения и закрепления новых знаний
Знать: порядок синтаксического разбора, порядок пунктуационного разбора СП с различными видами связи.
Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы СП с различными видами связи.
56
РР. Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
урок развития речи
Знать: структуру изложения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь: связно, логично, подробно передавать содержание текста.
57
РР. Публичная речь.
урок развития речи
Знать:смысл понятий монолог, диалог.
Уметь: владеть различными видами диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений)
58
Повторение.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
Знать: основные единицы языка, их признаки.
Уметь:опознавать языковые единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ.
59
Диктант по теме « Сложные предложения».
Зачет №3-8часов
урок проверки, оценки и коррекции знаний
60
Общие сведения о языке
(3 ч.)
Роль языка в жизни общества
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
Роль языка в жизни общества. Я. как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Р.я. - первоэлемент великой русской литературы. РЛЯ и его стили. Богатство, красота, выразительность р.я. Р.я. как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место р.я. среди языков мира. Р.я. как один из индоевропейских языков. Р.я. как один из славянских языков. Роль старославянского языка в развитии р.я. Значение письменности, русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты.
Знать: русский язык - язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков.
Уметь: рассказывать о значении русского языка в современном мире и функционировании в современном обществе
61
Русский язык как первоэлемент великой русской литературы
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
62
Русский язык как национальный язык русского народа. Его место среди языков мира.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
63
Систематизация изученного
по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. (4+2Р)
Правописание приставок и корней.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
Систематизация знаний о признаках текста, теме, и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении, о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические, историко-ли-тературные тему. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Раздели-тельные и выделительные знаки препинания в пред-ях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтак-сические синонимы прямой речи, их текстообразующая роль. Умение выделять в произ-ношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
64
РР. Выборочное изложение.
урок развития речи
65
Систематизация знаний по морфемике. Правописание суффиксов. Н и НН в словах.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
Знать: условия выбора Н-НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий.
Уметь: правильно писать Н-НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий.
66
Систематизация знаний по морфологии. Правописание окончаний. Не и ни в словах.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум
Знать: условия выбора не-ни в словах разных частей речи.
Уметь: правильно писать не-ни в словах разных частей речи.
67
Сочинение на свободную тему.
урок развития речи
Знать :структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь: свободно выражать собственные мысли, эмоции от восприятия картины
68
Систематизация знаний по синтаксису простого и сложного предложения.
урок обобщения и систематизации знаний,
практикум-зачет
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь :опознавать языковые единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Аши
Челябинской области
Согласовано Утверждена приказом
заместитель директора по УВР директора школы
Кравченко Е.Г. Киселёва О.В.
«___»______________20__г. №_______от________
Рабочая программа учебного предмета
« Русский язык »
10-12классы, базовый уровень
Разработана
Кретовой Л.Н.._
учителем русского языка и
литературы первой
квалификационной категории
город Аша
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 10-12 классы составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский- м.: Просвещение, 2010г.
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
"Русский язык 10-11", М., "Просвещение", 2011 г. (базовый уровень).
Еженедельная учебная нагрузка -
10 класс -34.(1ч. в неделю);-2 зачетных блока;
11 класс -68 ч. (2ч. в неделю); -2 зачетных блока;
12 класс -68 ч. (2ч. в неделю) );-2 зачетных блока;
Цели и задачи программы по русскому языку:
- воспитаниегражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать знания и умения в практической деятельности:
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
Учебно-методический комплекс:
-
Программа «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2001. - с.8-44 (под ред. А.И.Власенкова)
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы. - М.: Просвещение, 2001-2005. - 351 с.
-
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому я²耀ку.10 класс: Программы 34 и 68 ч. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ВАКО, 2005. - 240с.
-
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс: Программы 34 и 68 ч. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ВАКО, 2005. - 240с.
Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
-
Боровикова Л.., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работы. - М.,2000.
-
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гроздарёв Ю.А. Русское слово. - М.,1991.
-
Вякшин Н.Л. Русский язык в афоризмах. - М., 2001.
-
Дейкина А.Д.. Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. - М.1998.
-
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.- М., 1997.
-
Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. - М., 1990.
-
Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 кл.- М.,2001.
-
Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. - М., 1994.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. - Челябинск, 1994.
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М., 1996.
-
Русское слово как предмет языкознания. - М.,1972.
-
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб заведений. - М., 1996.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 12 класса учащиеся должны:
-
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
-
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном - в устной и письменной форме;
-
выявлять подтекст;
-
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной форме;
-
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;
-
уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
-
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
-
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
-
уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
-
уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
-
уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;
-
уметь участвовать в дискуссии;
-
иметь представление о функциональной сущности языка, его функциям и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Тематическое планирование ( 10 класс)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
к/р
дикт.
пр/р
РР
1
Контрольный диктант (входной контроль)
1
-
1
-
-
2
Общие сведения о языке
6
1
-
0
-
3
Повторение изученного по фонетике, орфоэпии, морфемике, словообразования, орфографии
10
-
1
2
-
4
Повторение изученного по лексике и фразеологии
8
-
1
1
-
5
Повторение изученного по морфологии и орфографии.
9
-
1
2
-
Итого:
34
1
4
6
-
Тематическое планирование ( 11 класс)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
к/р
дикт.
пр/р
РР
1
Контрольный диктант (входной контроль)
1
-
1
-
-
2
Повторение изученного по синтаксису и пунктуации
21
-
2
2
-
3
Научный и публицистический стили
40
-
2
2
5
4
Подготовка к ЕГЭ
6
Итого:
68
-
5
4
5
Тематическое планирование (12 класс)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
к/р
дикт.
пр/р
РР
1
Контрольный диктант (входной контроль)
1
-
1
-
-
2
Художественный стиль
22
-
1
5
4
3
Общие сведения о языке
12
1
-
-
-
4
Повторение изученного
27
-
1
4
6
5
Подготовка к ЕГЭ
6
Итого:
68
1
3
9
10
Календарно-тематический план (10 класс)
№ п/п
№ урока
Дата урока
тема
Форма урока
1
1
Проверочный диктант (входной контроль).
урок проверки знаний
Общие сведения о языке (6):
2
1
Язык и общество. Язык и культура.
комбинир.
3
2
Язык и история народа.
комбинир.
4
3
Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15-17 веках; период выработки норм русского национального языка.
комбинир.
5
4
Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
комбинир.
6
5
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии речи.
комбинир.
7
6
К/р «Общие сведения о языке».
урок проверки знаний
ЗАЧЁТ №1 «ПОВТОРЕНИЕ ФОНЕТИКИ, ГРАФИКИ, ОРФОЭПИИ, ОРФОГРАФИИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ», ДАТА:
Повторение фонетики, орфоэпии, орфографии, морфемики, словообразования (10):
Повторение фонетики, орфоэпии, орфографии (5):
8
1
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
комбинир.
9
2
Основные нормы литературного произношения и ударения русского языка.
комбинир.
10
3
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
комбинир.
11
4
Написания, подчинённые морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Урок объяснения нового материала
12
5
Практическая работа «Фонетический разбор».
урок закрепления
Морфемика и словообразование (5):
13
1
Обобщающее повторение ранее изученного.
комбинир.
14
2
Выразительные словообразовательные средства.
Урок объяснения нового материала
15
3
Практическая работа «Словообразовательный разбор».
урок закрепления
16
4
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение фонетики. Графики. Орфоэпии, орфографии, морфемики, словообразования».
урок проверки знаний
17
5
Работа над ошибками диктанта.
ЗАЧЁТ №2 «ПОВТОРЕНИЕ МОРФОЛОГИИ И ОРФОГРАФИИ», ДАТА:
Повторение лексики и фразеологии (8):
18
1
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.
комбинир.
19
2
Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
комбинир.
20
3
Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, используемые в художественной речи.
комбинир.
21
4
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и синтаксическая синонимия.
комбинир.
22
5
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
урок закрепления
23
6
Лексические и фразеологические словари. Практическая работа «Лексико-фразеологический разбор».
урок закрепления
24
7
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение лексики и фразеологии».
урок проверки знаний
25
8
Работа над ошибками диктанта.
Повторение морфологии и орфографии (9):
26
1
Обобщающее повторение по морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
комбинир.
27
2
Практическая работа «Морфологический разбор знаменательных частей речи, их словообразование и правописание».
урок закрепления
28
3
Практическая работа Морфологический разбор служебных частей речи, их словообразование и правописание.
урок закрепления
29
4
Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
урок закрепления
30
5
Принципы русской орфографии.
комбинир.
31
6
Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
урок закрепления
32
7
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение морфологии и орфографии».
урок проверки знаний
33-34
8
9
Работа над ошибками диктанта.
ЗАЧЁТ №2 «ПОВТОРЕНИЕ МОРФОЛОГИИ И ОРФОГРАФИИ», ДАТА:
Планирование уроков русского языка в 11 классе
№ п/п
№ урока
ДАТА
ТЕМА
Форма ур.
1
1
Проверочный диктант (входной контроль).
урок проверки знаний
ЗАЧЁТ №1 «Повторение синтаксиса и пунктуации»; ДАТА:
Повторение синтаксиса и пунктуации (21):
2-3
1-2
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения.
комбинир.
4-5
3-4
Обобщающее повторение синтаксиса. Повторение типов сложных предложений.
комбинир.
6-7
5-6
Обобщающее повторение синтаксиса. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
комбинир.
8-9
7-8
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
комбинир.
10-11
9-10
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.
Объяснение нового мат-ла
12-13
11-12
Роль пунктуации в письменном общении.
комбинир.
14-15
13-14
Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
урок закрепления
16-17
18
15-17
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
комбинир.
19-20
18-19
Практическая работа «Синтаксический разбор словосочетаний, простых и сложных предложений, предложений с прямой речью».
урок закрепления
21
20
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение синтаксиса и пунктуации»
урок проверки знаний
22
21
Работа над ошибками диктанта.
ЗАЧЁТ №1 «Повторение синтаксиса и пунктуации»; ДАТА:
ЗАЧЁТ № 2 «НАУЧНЫЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛИ РЕЧИ»; ДАТА:
Стили, речь (10): (40)
23
24
1-2
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность. Выразительность, уместность употребления языковых средств.
комбинир.
25
26
3-4
Текст, его строение и виды его преобразования.
комбинир.
27
28
5-6
Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат (обзор).
комбинир.
29
30
7-8
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
комбинир.
31
32
9-10
Практическая работа «Анализ текстов художественного и научно-популярного стилей».
урок закрепления
Научный стиль (18):
33
34
1-2
Назначение научного стиля, его признаки и разновидности.
комбинир.
35
36
37
3-5
Лексические и синтаксические особенности научного стиля.
комбинир.
38
39
40
6-8
Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.
комбинир.
41
42
43
9-11
Термин и терминология. Лингвистическая характеристика. Анализ и классификация терминов. Толкование терминов.
комбинир.
44
45
12-13
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
комбинир.
46
47
14-15
Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
комбинир.
48
49
16-17
РР Изложение научного стиля.
РР
50
18
РР Работа над ошибками изложения.
РР
Публицистический стиль (12):
51
52
1-2
Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
комбинир.
53
54
3-4
РР Составление очерка.
РР
55
56
5-6
РР Составление эссе.
РР
57
7
РР Составление устного выступления.
РР
58
8
Понятие о дискуссии.
объяснение нового материала
59
9
Практическая работа «Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи».
урок закрепления
60
10
Повторительно-обобщающий урок по теме «Научный и публицистический стили речи».
урок обобщ6ения и систем.
61
11
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Научный и публицистический стили речи».
урок проверки знаний
62
12
Работа над ошибками диктанта.
Итоги года. Подготовка к ЕГЭ-6 ч.
63
1
Подведение итогов года.
64
2
Подготовка к ЕГЭ
65
3
Подготовка к ЕГЭ
66
4
Подготовка к ЕГЭ
67
5
Подготовка к ЕГЭ
68
6
Подготовка к ЕГЭ
Планирование уроков русского языка в 12 классе (68ч.):
№ п\п
№ УРОКА
ДАТА
ТЕМА
ФОРМА УРОКА
1
1
Проверочный диктант (входной контроль).
урок проверки знаний
ЗАЧЁТ № 1 «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ»; ДАТА:
Художественный стиль(22):
2
3
4
1-3
Общая характеристика художественного стиля (языка худ. лит-ры): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.
комбинир.
5
6
7
4-6
Язык как первоэлемент художественной литературы, как один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи.
комбинир.
8
9
7-8
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
урок закрепления
10
11
9-10
Практическая работа «Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова».
урок закрепления
12
13
11-12
Практическая работа «Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса».
урок закрепления
14
15
13-14
Практическая работа «Анализ художественно-языковой формы произведений русской и современной литературы.
урок закрепления
16
17
15-16
РР Составление текста художественного стиля.
РР
18
19
17-18
РР Анализ текста художественного стиля.
РР
20
21
19-20
Повторительно-обобщающий урок по теме «Художественный стиль речи».
ур. обобщения и систематиз.
22
21
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Художественный стиль».
урок проверки знаний
23
22
Работа над ошибками диктанта.
ЗАЧЁТ № 2«ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ»; ДАТА:
Общие сведения о языке ( 12):
24
25
1-2
Язык как система.
комбинир.
26
27
3-4
Основные уровни языка.
комбинир.
28
29
5-6
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках.
комбинир.
30
31
7-8
Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
комбинир.
32
33
9-10
Выдающиеся учёные-русисты.
комбинир.
34
35
11-12
Контрольная работа «Общие сведения о языке».
урок проверки знаний
ЗАЧЁТ № «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ»; ДАТА:
Повторение изученного (27):
36
37
1-2
Систематизация знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии. ПР Фонетический разбор.
ур. обобщения и систематиз.
38
39
3-4
Систематизация знаний и умений по морфемике и словообразованию. ПР Морфемный и словообразовательный разборы.
ур. обобщения и систематиз.
40
41
5-6
Систематизация знаний и умений по морфологии. ПР Морфологический разбор.
ур. обобщения и систематиз.
42
43
7-8
Систематизация знаний и умений по синтаксису и пунктуации. ПР Синтаксический разбор.
ур. обобщения и систематиз.
44
45
9-10
Систематизация знаний и умений по орфографии.
ур. обобщения и систематиз.
46
47
11-12
Систематизация знаний и умений о языке, его основных уровнях, о тексте.
ур. обобщения и систематиз.
48
49
13-14
Систематизация знаний и умений о стилях речи.
ур. обобщения и систематиз.
50
51
15-16
Систематизация знаний и умений о научном стиле.
ур. обобщения и систематиз.
52
17
РР Создание текста научного стиля речи.
РР
53
54
18-19
Систематизация знаний и умений о публицистическом стиле.
ур. обобщения и систематиз.
55
56
20-21
РР Создание текста публицистического стиля речи.
РР
57
58
22-23
Систематизация знаний и умений о художественном стиле.
ур. обобщения и систематиз.
59
60
24-25
РР Создание текста художественного стиля речи.
РР
61
26
Контрольный диктант по теме «Повторение».
урок проверки знаний
62
27
Работа над ошибками диктанта.
Подготовка к ЕГЭ-6ч.
63
1
Подготовка к ЕГЭ
64
2
Подготовка к ЕГЭ
65
3
Подготовка к ЕГЭ
66
4
Подготовка к ЕГЭ
67
5
Подготовка к ЕГЭ
68
6
Подготовка к ЕГЭ