- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий урока: М. Исаковский Весна
Сценарий урока: М. Исаковский Весна
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведева О.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Областное государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Разработка урока чтения
на тему:
"М. В. Исаковский «Весна»"
Учитель русского языка чтения
высшей квалификационной категории
Медведева О.А.
2015 г.
Тема: М. В. Исаковский «Весна»
Цель: Продолжить знакомство учащихся с творчеством поэта, познакомить со стихотворением «Весна»;
Задачи:
-
развивать мышление, зрительное восприятие, творческое воображение детей;
-
показать красоту природы весной;
-
воспитывать чувство любви к природе;
-
формировать навык выразительного чтения.
-
Активизировать, расширять лексический запас по теме «Весена» развивать фразовую и монологическую речь.
Ход урока
-
Организационный момент. Слайд 1.
Слайд 2.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Слайд 3.
-
Когда я говорю, все слушают внимательно и стараются меня понять.
-
Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
-
Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд4.
-
Какое стихотворение М. В. Исаковского вы учили дома?
-
Чтение наизусть стихотворения «Ветер» (Учащиеся читают стихотворение «Ветер»)
Слайд 5.
-
Вам было на дом дано задание узнать, чем необычно это стихотворение? (состоит из одного предложения).
-
Назовите глаголы, которые передают действия ветра.
-
А какого они времени? (Прошедшего времени)
-
Вспомним загадку о ветре. (Без ног, без ног, а ворота открывает)
-
В чём сходство стихотворения и загадки? (Ветер, как живое существо)
-
О ветре говорится как о явлении природы или как о живом человеке? (докажите)
-
На кого похож своими поступками ветер? (на озорного мальчишку).
-
Почему вы так считаете? ( он как будто балуется: стучит в окошко и убегает, бегает по крыше, играет). Слайд 6
3. Гимнастика для глаз
- А в какое время года мы можем наблюдать такой озорной ветер? Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится? Слайд 7.
Конечно же - весной.
- Завтра у нас заканчивается календарная зима. Мы так соскучились по солнечным весенним денечкам. И, с удовольствием, поговорим с вами сегодня о весне. Вы согласны со мной?
- По каким признакам вы узнали, что речь идет о весне?
-Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)
- Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, и какие признаки этого месяца вы услышали:
Слайд 8.
1. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Выступление Тетушки Совы.
- Ребята, а вы знаете, что в народе месяц март называют протальник?
-А знаете, почему его так называют? Да потому, что в марте снег становится рыхлым, темнеет, и появляются первые проталины.
-Что такое проталины. (Проталины - это то место, где растаял снег, и появились первые островки земли. (говорят дети)
Слайд 9.
2. Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Выступление Тетушки Совы
- Апрель называют снегогон.
- Какое это слово по составу? (Это слово сложное)
- Какие слова в нём спрятались? (В нем спрятались два слова (снег, гнать, апрель гонит снег).
- Так почему апрель называют снегогоном? (В апреле весна «гонит снег». Пригревает солнышко, снег начинает быстро таять, бегут ручьи.)
Выступление Тетушки Совы
Слайд10.
3. Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
- Май называют травень. Как вы думаете, почему? (Да потому, что в мае появляется зелёная травка, распускаются листья на деревьях, всё вокруг зелено.)
Выступление тетушки совы.
Слайд11.
Какое очень важное событие люди с нетерпение ждут весной?
- Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постепенно тают.)
-Очень опасно ходить по подтаявшем льду, т. к. он может подломиться.
-Очень опасны шалости на реке во время ледохода.
-А как называется явление в природе, когда разливается вода? (Половодье)
-Что такое половодье? (В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
(Клип о весне под Весенний вальс Штрауса) Слайд 12. Послушаем сообщение ученицы 7 класса о весне.
-Вот и пришла весна - самое красивое время года! -Тают сосульки, бегут ручьи, повсюду лужи... В марте еще везде лежит снег, а в апреле уже сажают семена, в мае мы радуемся обилию цветов.
-Весна, как настоящая добрая волшебница, преображает землю после долгой зимы, дарит людям тепло и радость.
-Пригрело солнце - заплакали весенними слезами сосульки. Тает снег, журчат весёлые ручейки. Правда, мартовскому солнышку нельзя верить. Ещё и морозцем прихватит, и метель налетит. Да разве весну остановишь?! Уже возвращаются с юга перелётные птицы. На проталинах появляются первые весенние цветы, зелёная травка. Набухают почки на деревьях, проклёвываются первые листочки. День всё длиннее. Весело щебечут птицы, строят гнёзда - радуются весне. Звери готовят свои жилища для будущего потомства. В мае земля становится ещё краше: всё больше цветов, появляются бабочки, жуки, пчёлы. Лес покрывается свежей зелёной листвой. Поют соловьи. Гремят первые грозы. (Читают дети)
Слайд 13-19 Вновь у нас физкультминутка.
-Может быть, кто-то из вас догадался, почему мы сегодня так много говорим о весне? Слайд 20.
4. Сообщение темы урока Слайд 21.
Мы сегодня продолжаем изучать творчество Исаковского, стих-е «Весна». Вспомните какая основная тема творчества Исаковского? Основная тема его творчества - тема Родины, природы. И хотя его нет снами, его поэзия могла бы сказать о себе.
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона.
Отличительная черта поэзии Исаковского - ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой.
-
Прослушивание аудизаписи стихотворения.
-
Чтение учителем стихотворения «Весна».
-
Чтение стихотворения детьми.
Слайд 22. Словарная работа: перестук - звуки, возникающие в процессе постукивания.
Слайд 23. Гребень - верхняя точка, верх. Гребень горы. Гребень волны. Гребень крыши.
Чтение стихотворения по цепочке.
Чтение стихотворения учащимися.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Настроением жизни, радости, обновления, бодрости)
- Чем создается это настроение? (Повторы - весна, весна; восклицательные предложения)
- Как показывает поэт весеннее пробуждение земли? (Снег растаял, луга зазеленели, воробьи опьянели, яблони в цвету)
- Как встречает это время года все живое в природе? (Радуется, просыпается, бурлит)
- Какими качествами живого существа поэт наделил весну? (Дышит, шумит, кричит - глаголы настоящего времени)
- Почему даже старики в это время года радуются жизни? (Все бурлит, кипит, живет, радует. Человек - это частица природы)
Слайд 24. -Сейчас мы с вами будем писать картину, как художники, потому что художники не рисуют их, а пишут. -Вы уже догадались какое время года мы будем описывать?
- Представьте, что доска - это наш альбомный лист, на котором мы будем изображать весну. (Работа с интерактивной доской). А давайте попробуем оживить эту картину. Слайд 25.
-Что случилось с природой! Всё вокруг вдруг ожило, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница-Весна.
-Какое настроение создает картина?
-Представьте себе мысленно, что вы слышите? (я слышу смех детей, пение птиц, журчание ручья).
-А что чувствуете?
5. Закрепление.
Слайд 26.
Какое стихотворение мы читали?
Кто автор этого стихотворения?
В какой местности описывается весна?
Чему учит это стихотворение? (Любить природу, жизнь, радоваться, быть внимательными, наблюдательными)
Как мы должны встретить весну? (Позаботиться о птицах, о деревьях, о цветах)
Природа - это красота, а значит, и жизнь. Поэтому ее нужно беречь и заботиться о ней.
-
Итог урока.
-
Выставить оценки.
-
Прокомментировать ответы учащихся.
Домашнее задание: Слайд 27.
Выразительное чтение стихотворения М. В. Исаковского «Весна» стр.195- 196
Рефлексия Слайд 28.
А сейчас нарисуем весеннюю картину. У нас есть деревце, но на нём нет листочков. Сейчас мы с вами поможем дереву распустить листочки. И каким будет дерево - зависит от вас. Кому понравился урок сегодня, тот прикрепит зеленые листочки, кому не понравился - прикрепит желтые.
Слайд 29-30.