Тезисы к методической разработке на тему: Развитие парадоксального и гипотетического мышления у студентов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Парадокс и гипотеза.

Любой преподаватель мечтает работать с умными и талантливыми детьми. Но не всегда мы можем похвастать такими учениками. Особенно если работаем в провинции, встречаем учеников из отдаленных поселков, часто лишенных элементарного: стабильного преподавания того или иного предмета, естественных благ цивилизации да и просто интеллектуального общения. Но они тоже должны учиться, получать профессию. Они имеют право познавать этот мир. Однако многие из них неуверенны в себе, зажаты и даже если что-то знают, то скорее промолчат, чем решатся на выступление. Как раскрыть этих детей? Как подтолкнуть к действиям? Это непросто.

Когда в колледж приходят студенты шестнадцати лет, только окончившие девятый класс, они, с одной стороны, еще дети, вчера сидевшие за школьной партой, а с другой стороны, достаточно взрослые, чтобы обсуждать серьезные вопросы, способные если не сформулировать, то хотя бы иметь собственное мнение. Проблемные ситуации помогают студенту оформить свою мысль. Войти в сообщество развитых людей, свободных и смелых.

Конечно, грамотный преподаватель владеет необходимыми навыками, современными технологиями, чтобы «разговорить» ученика. Сделать его свободным и раскованным. Это ведь очень важно не только для духовного развития, но и для социализации студента. Хороший учитель не только дает знания, он воспитывает личность. В этом смысле лучше всего использовать технологии проблемного обучения. В чем их смысл? Создать проблемную ситуацию, поставить студентов в тупик и сначала наблюдать, как они спорят, пытаясь найти истину, а затем помочь им выбраться из сложного положения. Для учителя важно направить учеников в нужное русло, не позволить им отвлечься от главного. Учитель должен понимать, что проблемная ситуация создается благодаря умению преподавателя высказывать нестандартные мнения, идущие вразрез с академическими. Это необходимо, чтобы литература не была похожа на истукан, не подверженный никаким изменениям, кроме окисления и эрозии. Им восхищаются, но втайне боятся и не любят. А литературу нужно любить. Ученик должен вдруг осознать, что чтение - это удовольствие, причем полезное и облагораживающее, что нет единого мнения, что возможны версии, что литература - это жизнь.

Для того чтобы добиться таких результатов, я использую такие технологии:

  1. Дать иную версию развития событий, высказать предположение и послушать варианты студентов, то есть создать гипотезу;

  2. Сделать актуализацию, то есть перевести проблему в современный мир через парадоксальное для студентов утверждение.

Такие ситуации возникают сами собой. Например, мы изучаем роман И. А. Гончарова «Обломов» Это культовое произведение, как сказали бы сегодня, вызывающее споры с первых дней своего появления. После обсуждения сюжета, анализа тематики и проблематики, оценки романа в критике, следует задать вопрос: а что если? Ну а вдруг Обломов женился бы на Ольге Ильинской? Вопрос простой! Но он позволяет пофантазировать: Обломов изменился бы, начал работать или так же провел бы свою жизнь на диване, разочаровав Ольгу? Известно, что основная проблема современного молодого поколения - отсутствие воображения. Оно с детства привыкло нажимать на кнопки и играть в компьютерные игры, где финал предсказуем. Учитель не должен уставать спрашивать: а еще, а еще, а почему и так далее, пока не иссякнут идеи. Кроме развития воображения, фантазии, обретения смелости и свободы, это позволяет достичь сугубо утилитарных целей - запомнить автора, имена героев и проблематику романа. А вдруг Раскольников не решился бы убить старуху-процентщицу? Нет, это слишком просто! А что если Сонечка оттолкнула бы Раскольникова, когда он ей признался в убийстве старухи-процентщицы? Послушать варианты развития событий от учеников интересно и для самого учителя. Как бы он не застыл в своих знаниях. Такая опасность тоже существует. Одним словом, такая работа позволяет создать живой процесс, интересный для всех сторон.

Очень хочется сказать, что современные дети не читают, но об этом всем известно. Постоянно проговаривая проблему вслух, ничего не изменишь. Сегодня почему-то упор делается на различные технические средства, на бумаги, инновации, олимпиады. Однако слова учителя еще никто не отменял. Технические средства - это лишь помощь учителю, но не средство. В конце концов, любой студент может эту информацию найти сам! А почему этого не делает? Есть много другого «интересного». Программы пишут в министерствах, а учитель имеет дело с реальностью. Реальность такова: дети не читают, не умеют говорить, даже чувствовать, не хотят ничего знать. И никакая интерактивная доска не спасет. Кроме того, зачем что-то запоминать, если в любой момент ты можешь нажать на кнопку и узнать нужную информацию, а потом благополучно ее забыть - ведь кнопка никуда не делась!? Трудно учителю бороться с цифровыми технологиями! А зачем бороться? Лучше вложите сотовый телефон в руки Элен Курагиной, оденьте ее в современные одежды, посадите за руль дорогой машины и спросите у студентов, какие мысли это у них вызывает? Они не только представят Элен, но еще и посмеются и не устанут за урок, да и вам будет интересно.

Умение прогнозировать развивает студентов, помогает воспринимать литературу как живой процесс. Актуализация проблемы может быть очень серьезной, выявляющей современные язвы общества, затрагивающей личность самого студента. Важно сделать проблематику произведения личным делом студента. Но актуализация может быть и шуточной. И то, и другое полезно.

В пьесе «Гроза» представлена семейная проблема, которая близка всем. Тем более интересно образ Катерины перенести в сегодняшние декорации. Как сегодня развивались бы события? Конечно, в ее распоряжении были бы развод, возможность самой зарабатывать на жизнь, выйти замуж за Бориса, сделать карьеру, словом, быть свободной в выборе. А значит, нет смысла сводить счеты с жизнью? Значит, сегодня пьеса была бы другой? А какой? И так далее, далее, далее. А Лариса Огудалова? Какой выбор она сделала бы сегодня? Была бы для нее смерть благом? И если студенты скажут, что сегодня она бы стала содержанкой, а они так и скажут, учитель должен непременно переубедить их, сказав, что и сегодня Лариса страдала бы, потому что это такой жизненный и литературный психотип. Сослагательное наклонение дает простор воображению, вариативность. Актуализация помогает четко разграничить авторскую позицию и свою собственную. На фоне прошлого лучше понимается настоящее и наоборот.

Развить гипотетическое мышление, на мой взгляд, очень важно сегодня. Это позволяет лучше разбираться в жизни, систематизировать свой опыт, испытывать радость от понимания контекста прошлого, настоящего и будущего. Человек должен уважать себя, понимать, что у него развито гипотетическое, парадоксальное, ассоциативное мышление. Ведь тогда он будет интересен прежде всего сам себе, а значит, и другим. Как сказал один литературный герой, «хорошо это - быть человеком»!

Не далее, как сегодня, я задала своим студентом вопрос: а что делал бы Обломов сегодня, так же лежал на диване? И я услышала изумительный по своей откровенности и простоте ответ: он бы сидел перед компьютером и играл бы, жил бы в виртуальном мире. Думаю, они совершенно правы. А еще я думаю, что этот образ им самим не понравился, потому что то горькая правда для многих из них! Значит, в актуализации проблемы, образа, поступка есть еще один плюс - это виденье самого себя в контексте современности и в контексте прошлого. И это зерно рано или поздно даст ростки!

© 2010-2022