Конспект креативного урока по русскому языку в 5 классе «Орфоэпия. Рифмование как способ усвоения орфоэпической нормы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект креативного урока по русскому языку в 5 классе

«Орфоэпия. Рифмование

как способ усвоения орфоэпической нормы»

Автор УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. ФГОС , 2012


тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока: - дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке;

- показать взаимосвязь орфоэпии с другими науками о языке;

- развивать речевой слух учащихся;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные: самостоятельное определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осущест­вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Ход урока

  1. Блок. Мотивация

Учащиеся работают в парах, каждой паре выдан листок со словами:

  1. щавель

  2. торты

  3. звонит

  4. квартал

  5. каталог

  6. жалюзи

  7. свекла

  8. включит

  9. красивее

  10. творог

Задание: расставить ударение в словах.

  1. Блок. Содержательная часть

Проверка задания через выполнение следующего задание. На доске записаны рифмы, их нужно дополнить, вставив подходящее слово из списка. Вставляется не само слово, а его транскрипция, под словом нужно сделать фонетический анализ.

Вырвали за целый [д'э н ']

весь ревень и весь [ ]

Если есть все время [ ],

Не малы ли станут [ш о р т ы]?


У меня в ушах [з в'и н'и т],

Телефон весь день [ ].


Шел я долго и [у с т а л],

Перешел в седьмой [ ].

Слышен в классе [д и а л о к],

Обсуждают [ ].

На окошко [п р'и в'и з'и]

Мне сегодня [ ].

Тетка [Ф'о к л а]

Ела [ ].

Лампу старую [в к л' у ч и т],

Сядет в кресло и [м о л ч и т].


Если прикоснешься к [и в' и].

Станешь ты еще [ ].


Что за странный [н а с а р о к],

Ест и [ ] и [ ].


  1. Блок. Психологическая разгрузка

Учащиеся проговаривают зарифмованные строчки, выполняя соответствующие движения.


  1. Головоломка (5 мин)

Прием Круги Эйлера

Задание: разместить гостей [А, О, У, Ы, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я] в гостинице так, чтобы ни у кого не было претензий.

Конспект креативного урока по русскому языку в 5 классе «Орфоэпия. Рифмование как способ усвоения орфоэпической нормы»


  1. Блок. Интеллектуальная разминка

Прием «Письмо с дырками»

Задание: восстановить транскрипцию, записать предложение. (5 минут)

[ с'и в о д ш а й' а п а г й'а р с в э т'и т н ц э и м ы й'д'о м н а р'э]

Сегодня хорошая погода, ярко светит солнце, и мы пойдем на море.


6. Блок. Содержательная часть

Что такое орфоэпия?

Что изучает орфоэпия?

Почему важно знать орфоэпические нормы?

Учащиеся пробуют сформулировать ответы на вопросы. Затем обращаются к учебнику и находят материал по теме. Уточняют свои ответы, дополняют материалом из учебника.

Орфоэпия - правильная речь (в переводе). Орфоэпия - раздел науки о языке, изучающий произношение и постановку ударения в словах.

Орфоэпические словари фиксируют орфоэпические нормы, которые нужно знать, чтобы грамотно говорить.


  1. Блок. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП)

Игра «Диктор»

На экране слова, которые читает диктор, а учащиеся повторяют за ним:

БаловАть, пломбировАть, дремОта и зевОта, а[ТЭ]лье, пар[ТЭ]р, [те]рмин, каш[НЭ], ску[Ш]но, скворе[ш]ник, пустя[ш]ный.

Объясняют слова, значение которых знают и ищут в словаре слова, значения которых не знают.


  1. Блок. Резюме

Анкета для каждого учащегося.

  1. Вам понравился урок?

  2. Что особенно понравилось?

  3. Что вызвало затруднения, а с чем справились легко?

  4. Что полезного узнали для себя?

Домашнее задание: выучить зарифмованные строчки.


© 2010-2022