- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект креативного урока по русскому языку в 5 классе «Орфоэпия. Рифмование как способ усвоения орфоэпической нормы»
Конспект креативного урока по русскому языку в 5 классе «Орфоэпия. Рифмование как способ усвоения орфоэпической нормы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Модина М.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект креативного урока по русскому языку в 5 классе
«Орфоэпия. Рифмование
как способ усвоения орфоэпической нормы»
Автор УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. ФГОС , 2012
тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока: - дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке;
- показать взаимосвязь орфоэпии с другими науками о языке;
- развивать речевой слух учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные: самостоятельное определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Ход урока
-
Блок. Мотивация
Учащиеся работают в парах, каждой паре выдан листок со словами:
-
щавель
-
торты
-
звонит
-
квартал
-
каталог
-
жалюзи
-
свекла
-
включит
-
красивее
-
творог
Задание: расставить ударение в словах.
-
Блок. Содержательная часть
Проверка задания через выполнение следующего задание. На доске записаны рифмы, их нужно дополнить, вставив подходящее слово из списка. Вставляется не само слово, а его транскрипция, под словом нужно сделать фонетический анализ.
Вырвали за целый [д'э н ']
весь ревень и весь [ ]
Если есть все время [ ],
Не малы ли станут [ш о р т ы]?
У меня в ушах [з в'и н'и т],
Телефон весь день [ ].
Шел я долго и [у с т а л],
Перешел в седьмой [ ].
Слышен в классе [д и а л о к],
Обсуждают [ ].
На окошко [п р'и в'и з'и]
Мне сегодня [ ].
Тетка [Ф'о к л а]
Ела [ ].
Лампу старую [в к л' у ч и т],
Сядет в кресло и [м о л ч и т].
Если прикоснешься к [и в' и].
Станешь ты еще [ ].
Что за странный [н а с а р о к],
Ест и [ ] и [ ].
-
Блок. Психологическая разгрузка
Учащиеся проговаривают зарифмованные строчки, выполняя соответствующие движения.
-
Головоломка (5 мин)
Прием Круги Эйлера
Задание: разместить гостей [А, О, У, Ы, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я] в гостинице так, чтобы ни у кого не было претензий.
-
Блок. Интеллектуальная разминка
Прием «Письмо с дырками»
Задание: восстановить транскрипцию, записать предложение. (5 минут)
[ с'и в о д ш а й' а п а г й'а р с в э т'и т н ц э и м ы й'д'о м н а р'э]
Сегодня хорошая погода, ярко светит солнце, и мы пойдем на море.
6. Блок. Содержательная часть
Что такое орфоэпия?
Что изучает орфоэпия?
Почему важно знать орфоэпические нормы?
Учащиеся пробуют сформулировать ответы на вопросы. Затем обращаются к учебнику и находят материал по теме. Уточняют свои ответы, дополняют материалом из учебника.
Орфоэпия - правильная речь (в переводе). Орфоэпия - раздел науки о языке, изучающий произношение и постановку ударения в словах.
Орфоэпические словари фиксируют орфоэпические нормы, которые нужно знать, чтобы грамотно говорить.
-
Блок. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП)
Игра «Диктор»
На экране слова, которые читает диктор, а учащиеся повторяют за ним:
БаловАть, пломбировАть, дремОта и зевОта, а[ТЭ]лье, пар[ТЭ]р, [те]рмин, каш[НЭ], ску[Ш]но, скворе[ш]ник, пустя[ш]ный.
Объясняют слова, значение которых знают и ищут в словаре слова, значения которых не знают.
-
Блок. Резюме
Анкета для каждого учащегося.
-
Вам понравился урок?
-
Что особенно понравилось?
-
Что вызвало затруднения, а с чем справились легко?
-
Что полезного узнали для себя?
Домашнее задание: выучить зарифмованные строчки.