Юный филолог

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Юный филолог» является школьной вариативной составляющей филологического образования для учащихся 5-6 классов, имеющих склонности к предмету «русский язык» и желающих пополнить базовые знания.Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, федеральным законом «Об образовании», учебным планом. В ней подчеркивается особая роль активизации процесса обучения при овладении материалом курса, что обесп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа № 21

с углубленным изучением отдельных предметов

Ворошиловского района г. Волгограда


Юный филолог

Направление развития личности школьника: интеллектуальное

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 5-6 классов



Составитель:
Ярыгина Зоя Александровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории,



2014-2015 уч. г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Юный филолог» является школьной вариативной составляющей филологического образования для учащихся 5-6 классов, имеющих склонности к предмету «русский язык» и желающих пополнить базовые знания.

Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, федеральным законом «Об образовании», учебным планом. В ней подчеркивается особая роль активизации процесса обучения при овладении материалом курса, что обеспечивается за счет использования проблемного изложения материала, подачей материала крупными блоками, применением компьютерных технологий.

Программа определяет содержание, основные пути развития интеллектуального творчества в муниципальном образовательном учреждении № 21 и направлена на развитие грамотной и выразительной речи обучающихся.

Программа внеурочной деятельности представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия. Данная программа имеет большое значение для решения не только учебных, но и ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность программы. Современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. Это возможно сделать с помощью презентации. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда - неотъемлемая часть современного учебного процесса.

В учебном процессе всё большее распространение получают также практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.

Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.

Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.

Детский возраст является наиболее оптимальным для творческой интеллектуальной работы, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.Но реализация учебного процесса только с помощью знаниего подхода невозможна в условиях перехода школы на новые федеральные образовательные стандарты. Новое время требует от дополнительного образования детей содержания, форм и методов обучения и воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную, творческую деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Содержание и методы обучения программы "Юный филолог" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Представленная авторскаяпрограмма основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного.

Новизна программы состоит в том, что на занятиях учащиеся будут изучать как серьезные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутье.

Цель: формирование и развитие активной, творческой личности, владеющей грамотной и выразительной речью, способной достойно представлять результаты любой своей работы.

Задачи:

  1. Обобщить и углубить знания по современному русскому языку.

  2. Повысить речевую компетентность обучающихся.

  3. Формировать умения работать с текстами различных стилей.

  4. Совершенствовать умения оперировать теоретико-лингвистическими понятиями и терминами как инструментом анализа.

  5. Подготовить обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях по русскому языку.

  6. Развивать интерес к читательской и научной деятельности.

  7. Развивать умение осознанно использовать ИКТ для создания научно-учебного материала.

  8. Воспитывать интерес к урокам русского языка и потребность расширять кругозор в изучаемой области.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в ней углубляется школьный курс русского языка в его основных разделах. При этом специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена выбором и разработкой определенной современной, актуальной лингвистической проблемы (с опорой на полученные знания). Конечным результатом будут учебно-исследовательские работы (по группам). Практические занятия по программе связаны с использованием ИКТ, обращением не только к научно-учебной литературе, но и текстам песен современных исполнителей, журнальным и интернет-статьям и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 13 лет.

Режим занятий: Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия - 45 мин.

Принципы:

1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Самоопределение школьников в выборе содержания деятельности в рамках занятий.

3. Наглядность работы, демонстрация процесса обучения.

Методы и приёмы:

Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером

Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Эвристический

Планируемые результатыосвоения программы

В результате реализации программы ожидается:

- повышение грамотности устной и письменной речи обучающихся, интереса к читательской деятельности;

- развитие умения видеть особенности текста;

- научные работы обучающихся;

- участие в научно-практической конференции;

-участие в олимпиадах по русскому языку.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание грамотного образованного человека с активной жизненной позицией. Конечным результатом овладения программы должно стать овладение обучающимися навыками лингвистического мастерства.

Способы проверки результатов освоения программы: конкурсы, олимпиады, конференции. В конце года предполагается итоговое занятие, на котором учащимися будут представлены результаты собственной учебно-исследовательскойработы.


Учебно-тематический план


Название раздела

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

План

Факт

I. Введение

1.

Что изучает филология? Как устроен язык. Вводное занятие.

1

1




II. Лексикология

2.

Лексикология. Слово и его значение. Многозначные слова.

1

1





3.

Группы слов. Антонимы. Синонимы. Контектуальные антонимы и синонимы.

1

0,5

0,5




4.

Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы. Паронимы.

1

0,5

0,5




5.

Архаизмы. Историзмы. Варваризмы.Неологизмы.

1

0,5

0,5




6.

Свободные и несвободные значения слова. Фразеологизмы. Группы фразеологизмов. Крылатые выражения.

1

0,5

0,5




7.

Образные средства языка. Метафора. Метонимия. Олицетворение.

1

0,5

0,5




8.

Эпитет. Антитеза. Синекдоха. Аллегория. Сравнение.

1

0,5

0,5




9.

Художественный символ. Гипербола. Литота.

1

0,5

0,5




10.

Стилистические фигуры. Антитеза. Оксюморон. Градация. Параллелизм. Инверсия.

1

0,5

0,5




11.

Анафора. Эпифора. Риторический вопрос. Эллипсис. Умолчание. Многосоюзие. Бессоюзие.

1

0,5

0,5




12

Типы словарей.

1

1




III. Фонетика

13

Фонетика русского языка. Слог и ударение.

1


1




14

Позиции и чередования звуков. Фонетическая транскрипция.

1


1




15

Фонологические лингвистические школы (Московская, Ленинградская, Казанская)

1

1




IV. Русская графика и орфография

16

Русская графика и орфография. Принцип русской графики.

1

0,5

0,5




17

Применение орфографических алгоритмов.

1


1



V. Морфемика. Словообразо-вание

18

Морфемика. Словообразование.

1

0,5

0,5




19

Словообразовательный и морфемный анализ слова.

1


1




20

Способы словообразования.

1

0,5

0,5



VI. Морфология

21

Морфология. Слово в грамматике.

1

1





22

Главные части речи.

1

0,5

0,5




23

Служебные слова.

1

0,5

0,5




24

Слова, не относящиеся к частям речи.

1

0,5

0,5



VII. Синтаксис

25

Синтаксис русского языка.

1

1





26

Словосочетание. Виды словосочетаний.

1

0,5

0,5




27

Виды связи в словосочетании.

1

0,5

0,5




28

Простое предложение, его особенности.

1

0,5

0,5




29

Сложное предложение. Виды сложных предложений, их особенности.

1

0,5

0,5



VIII. Пунктуация

30.

Принципы русской пунктуации.

1

1





31

Пунктуационные алгоритмы русского языка.

1


1



IХ. Стилистика русского языка

32

Стилистика русского языка.

1

0,5

0,5




33

Типы речи.

1

0,5

0,5




34

Русская диалектология.

1

0,5

0,5



Х. Итоговое занятие

35

Итоговое занятие.

1


1




Содержание курса

Тема 1. Введение. О русском языке. Функции языка. Русский язык на рубеже веков. Особенности устной и письменной речи. О речевом мастерстве. Уровни языка (1 час)

Тема 2. Лексикология. Слово и его значение. Многозначные слова. Лексико-семантические группы слов. Антонимы. Синонимы. Контектуальные антонимы и синонимы. Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы. Устаревшие и новые слова. Паронимы. Свободные и несвободные значения слова. Фразеологизмы. Образные средства языка. Идиомы. Типы словарей (11 часов)

Тема 3. Фонетика. Слог и ударение. Позиции и чередования звуков. Фонетическая транскрипция. Фонологические лингвистические школы (Московская, Ленинградская, Казанская) (3 часа)

Тема 4. Русская графика и орфография. Принцип русской графики. Применение орфографических алгоритмов (2 часов)

Тема 5.Морфемика. Словообразование. Словообразовательный и морфемный анализ слова. Способы словообразования (3 часа)

Тема 6. Морфология. Слово в грамматике. Главные части речи. Служебные слова. Слова, не относящиеся к частям речи (4 часа)

Тема 7. Синтаксис. Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Простое предложение, его особенности. Сложное предложение. Виды сложных предложений, их особенности (5 часов)

Тема 8. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные алгоритмы русского языка (2 часа)

Тема 9. Стилистика русского языка. Типы речи. Русская диалектология (3 часа)

Тема 10. Итоговое занятие (1 час)

Предполагаемые результаты реализации программы

Первый уровень: приобретение школьниками социальных знаний -школьник знает и понимает общественную жизнь: «учитель - ученик».

Второй уровень: получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям: Природа, Мир, Человек, Культура, Наука и пр. - школьник ценит общественную жизнь: «учитель - ученик - класс»

Третий уровень: приобретение опыта самостоятельного общественного действия, когда школьник самостоятельно действует в общественной жизни: «учитель - ученик - класс - общественная среда»


Ресурсное обеспечение реализации программы

- кадровое: педагог школы, реализующий программу; библиотекари;

- материально-техническое: выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей, наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, проектор, экран;

- информационно-методическое: раздаточные материалы, таблицы, схемы, комплекты контрольных работ и тестов, научно-учебная литература, интернет-ресурсы.



Рекомендуемая литература

I. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность / Р. И.Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.

2. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. - М. : АСТ, 1996.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4 / В. И. Даль. - М., 1978-1980.

4. Дроздова, О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания: Пособие для учителя / О.Е. Дроздова. - М.:Владос, 2003.

5.Дускаева, Л. Р. На пути к речевому мастерству / Л. Р. Дускаева,О. В. Протопопова. - Пермь, 2006.

6. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. - М., 1983.

7. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку/ А. О. Орг. - М. : Просвещение, 1994.

8. Розенталь, Д.Э. Занимательная стилистика /Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М., 1988.

9. Селезнева, Л.Б. Русский язык: Пунктуация: Учебное пособие (Школьный курс за 100 часов) / Л. Б. Селезнева. - М.:Вентана-Граф, 2007.

10. Селезнева, Л.Б. Русский язык: Орфография: Учебное пособие (Школьный курс за 100 часов) / Л. Б. Селезнева. - М.:Вентана-Граф, 2007.

11. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Гл. ред. М. Аксенова. - М:Аванта, 2004.

II. Литература, рекомендуемая для детей и родителей

1. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках / Н. М. Бетенькова. - М. : Новая школа, 1996.

2. Граник, Г. Г. Речь, язык и секреты пунктуации/ Г. Г. Граник[и др.] - М.:Просвещение, 1996.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. / В.И. Даль. - М., 1981.

4. Дроздова, О. Е. Уроки языкознания для школьников. Пособие для учащихся. - М.:Владос, 2001.

5. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку/ А. О. Орг. - М. : Просвещение, 1994.

6. Селезнева, Л.Б. Русский язык: Орфография. Пунктуация: Учебное пособие / Л.Б. Селезнева. - М., 2007.

7. Словарь русского языка: в 4-х т. / гл. ред. А.П. Евгеньева. - изд. 4-е, стереотип. - М., 1999.

8. Шанский, Н.М. Занимательный русский язык / Н.М. Шанский. - М., 1996.

9. Шанский, Н.М. Русский язык на "отлично" / Н.М. Шанский. - Ростов н/Д, 1998.

10. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10 / Отв. ред. Л. Петрановская. - М., 1998.


© 2010-2022