• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Выпускная работа слушателя дополнительной профессиональной программы «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: идеология, содержание, технология ведения» Тема: Реализация программы развития коммуникативных универс

Выпускная работа слушателя дополнительной профессиональной программы «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: идеология, содержание, технология ведения» Тема: Реализация программы развития коммуникативных универс

       Актуальность исследования данной работы  связана,  прежде всего,  с наличием серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности. Предмет «Речь и культура общения» на ступени основного общего образования  носит надпредметный характер, так как обучает речевой деятельности, умения и навыки которой необходим...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»



Выпускная работа

слушателя дополнительной профессиональной программы «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: идеология, содержание, технология ведения»



Тема: Реализация программы развития

коммуникативных универсальных учебных действий

в рамках предмета «Речь и культура

общения»





Выполнила:

Абрамова Марина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ СОШ №1, г.Михайловск

Проверил:

Куровская М.А.









Екатеринбург 2014

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3 - 6

Практическая часть 7 - 12

Заключение 13 - 15

Список литературы


























ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Ключевой идеей реформирования образования стала идея изменения концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фунд.Ядро, с. 67]

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Актуальность исследования данной работы связана, прежде всего, с наличием серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности.

Педагоги отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и внешне-речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности. Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15-17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Предмет «Речь и культура общения» на ступени основного общего образования носит надпредметный характер, так как обучает речевой деятельности, умения и навыки которой необходимы как в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек - письменный монологический текст - человек». Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при их практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и невербальные средства этого общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приблизиться к коммуникативно (социально)- успешному общению.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках РИКО.

Предмет исследования - средства формирования коммуникативных УУД.

Цель - теоретически разработать и определить средства формирования коммуникативных УУД школьников на уроках РИКО, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

1) провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

2) разработать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 8-9 классов на уроках речи и культуры общения.

3) подтвердить результативность работы учителя русского языка по формированию коммуникативных УУД школьников.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного

процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В системе школьного образования учебный предмет «Речь и культура общения» занимает особое место: коммуникативно направленная речевая

деятельность, основам которой обучает этот курс, является не только

объектом, но и средством обучения. Нравственные ценности личности, востребованные в различных жизненно-важных ситуациях общения, формируются в процессе обучения этому общению и этой речевой деятельности.

Речевая деятельность на русском языке становится средством познания и обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, текст на русском языке становится неразрывно связанным со всеми школьными предметами, а умения говорить, слушать, писать и читать (умения речевой деятельности) влияют на качество усвоения всех других школьных предметов.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Поэтому ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В курсе РиКО важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Много внимания уделяется основам работы с письменным текстом - приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста. Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения.

Работая с предложенным текстом в позиции адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо а) для создания текста-отклика

(рецензия, отзыв), б) для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта).

Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка / умения, ученик имеет возможность эффективно использовать их не только в учебных ситуациях общения.

Умения общаться и работать с текстом на основе владения русским (родным) языком обеспечивают возможность добиваться успеха в процессе речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни, способствует социальной адаптации ученика в условиях современного мира.

Приемы и способы формирования коммуникативных УУД:

1.«Я-учитель». Учащемуся предлагается выступить в роли учителя. Заранее ему дается цитата-высказывание лингвиста, ученого, связанное с усвоением лингвистических понятий по разделам русского языка. Выступающий читает эту фразу под диктовку, при этом просит одноклассников либо объяснить написание того или иного слова, либо вспомнить правила оформления цитаты, либо выделить ключевые слова в высказывании, определить тему и основную мысль высказывания и т.д. Затем «ученик- учитель» комментирует цитату и задает вопросы: согласны ли вы с моим комментарием? Что вы можете добавить по данному комментарию? Какие вопросы вы еще хотите мне задать?

2. Групповая форма работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Например, повторение разделов русского языка происходит в соревновательной форме. Для того чтобы наиболее точно и правильно сформулировать понятие орфоэпии, лексики, грамматики, фразеологии и т.д. учитель предлагает проблемные задания:

Раздел «Фразеология»

-объясните фразеологизм одним словосочетанием;

-объясните фразеологизм другим фразеологизмом;
-запишите фразеологические обороты, определив их по толкованию:

очень сильно устать- без задних ног; очень мало- гулькин нос; запомнить- зарубить на носу и т.д.

Или: нахождение языковых средств (морфологических, синтаксических, лексических) в тексте определенного стиля целесообразно также проводить в групповой форме: одна группа находит лексические средства, другая морфологические и т.д. Таким образом, выполняется больше заданий за урок, все дети задействованы в работе.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Учащимся выдаются карточки-задания на определение темы, основной мысли, проблемы, стиля, типа текста. После выполнения задания дети меняются карточками и выполняют задание соседа. Затем снова происходит обмен, но уже тетрадями , для проверки друг друга. При этом учащиеся отвечают на следующие вопросы:

-во всем ли я согласен с ответом соседа по парте?

-в чем различаются наши ответы?

-к какому общему выводу мы пришли?

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

3. Различные формы диктантов как средство формирования ведущих компетенций обучающихся. Диктанты позволяют организовывать работу не только над орфографическими и пунктуационными умениями, над учебно- языковым материалом, но и осуществить работу по развитию связной речи учеников.

  • Например, формулировка темы урока по диктанту:

информация, газета, корреспонденция, корреспондент, публицистический стиль, интервью, очевидец, репортер, комментатор, заметка, репортаж.

Тема: жанры публицистического стиля.

При проверке диктанта также учащиеся меняются тетрадями и ставят друг другу оценки.

  • Еще пример: диктанты, направленные на развитие лингвистических и

коммуникативных компетенций с использованием отдельных слов, словосоч-й, предложений:

А)При повторении раздела лексики и лексических явлений для аргументации предлагается под диктовку записать термины, а по окончании записи объяснить значения этих понятий:

синонимы, антонимы, омонимы, многозначность, однозначность, лексика, словарь, этимология, диалектизмы, фразеологизмы и т.д.

Б) при повторении темы: научный стиль предлагается записать словосочетания, представляющие собой термины и понятия. Задаются вопросы: при изучении каких курсов они используются? Объясните написание выделенных вами в словах орфограмм. Вспомните и назовите значения терминов и понятий:

Щелочная реакция, на оси абсцисс, генетическая мутация, круги кровообращения, первобытнообщинный строй, крепостное право, горный массив и т.д.

В) При подготовке к сочинению-рассуждению диктуемые предложения представляют собой цитаты из сборника афоризмов или высказываний ученых-лингвистов. Дети пишут их под диктовку, оформляя как цитаты:

Я знаю, что я ничего не знаю .(Сократ)

Слово- великое оружие жизни. (В.О.Ключевский)

Г) Запишите диктант из предложений, заменив по ходу каждое из них на предложение с прямой речью.

1. По словам моего друга, я человек особенной усидчивости.

2. Мы с друзьями долго совещались, что бы придумать для проведения праздника.

3. Чем лучше книга, как утверждал Маяковский, тем больше она опережает события.

4. В эпиграфе к повести «Капитанская дочка» сказано, что честь надо беречь

смолоду.

4.Для подготовки к сжатому изложению используется прием- сужение текста. Он направлен на формирование осознания логики текста, выделения необходимого для его понимания минимума речевых конструкций:

-передайте основное содержание текста, используя не более трех предложении;

-передайте содержание стихотворения своими словами и максимально кратко.

-запишите текст, выбрав по вариантам только ту информацию, которая является: 1) описанием природы; 2) описанием действий героя; 3) динамичным повествованием.

5. На уроках систематизации знаний, повторения изученного используются кроссворды. Это способствует формированию мотивации и позволяет сохранить уровень сложности заданий.

А) Вспомните основные термины и понятия из раздела русского языка: запишите их, определив по толкованию значения, выделив все орфограммы в словах;

Б)Проверьте знания основных терминов из раздела «Лексика», отгадайте их по значению и впишите свои ответы в сетку кроссворда.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. К 2015 году, по нашему мнению, в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в 5 класс. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Результатом нашего исследования стало определение тех средств, которые позволяют формировать коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся:

-активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в диалоге;

-имеют навыки работы в группе;

-умеют планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяют цель, функции участников, способ взаимодействия;

-понимают смысл прочитанного текста; знают и могут применить разные способы поиска информации;

-умеют осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

-проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений;

-умеют задавать учебные вопросы;

-умеют ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

-способны договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим;

-умеют слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

-владеют способами разрешения конфликтов:выявляет, идентифицирует проблему, находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,принимает решение и реализует его;

-обсуждают в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила;

-умеют договариваться;

-владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия;

-умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Основная задача педагога заключается в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. - 2006. - №3.

2. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. О.А.Дюжева. Развитие речи. 5-9 5лассы. Инновационная технология обучения. Волгоград, 2013.

4. О.А.Дюжева. Русский язык. Современные диктанты. 5-9 классы. Волгоград, 2013.

5. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

6. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008..

8. . Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост.Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2011г.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-4-е изд-е, дораб.- М.: Просвещение, 2011г.



17


© 2010-2022