Литературная гостиная Писатели 19 века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная по теме "Творчество писателей XIX века"

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, магнитофон, иллюстрации из произведений писателей, костюмы и реквизит для сцен из произведений.

ХОД УРОКА

Введение

Все действие происходит на фоне тихой музыки. На сцену выходят два ученика и читают наизусть стихотворение. (Слайд №1. Презентация)

1 ученик:

Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведёт их от сказок,
Былин и преданий.

2 ученик:

Книги учат детей
Всем премудростям жизни -
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.

Уважаемые коллеги, ребята! Сегодня мы пригласили Вас в литературную гостиную, чтобы поговорить и вспомнить творчество писателей XIX века. Начало XIX века часто называют золотым веком нашей поэзии, но нередко так характеризуют и всю литературу этого столетия. Посмотрите внимательно на портреты писателей. Эти лица, их глаза могут рассказать о многом. Отправляясь в эпоху XIX века вы еще ближе познакомитесь с жизнью и творчеством великих русских писателей того времени, увидите отрывки из их произведений.

Иван Андреевич Крылов

Александр Сергеевич Пушкин

Антон Павлович Чехов

  1. Выходят два ученика . (Слайд № 2)

Первая подружка. Вот я тебе сейчас расскажу историю (говорит очень быстро). Ты представляешь, мы с классом собрались идти в кино, стоим, собираемся все вместе, ждем-ждем, ждем-ждем, никак дождаться не можем¸ когда же наши кумушки наговорятся, ну вот весь класс ждёт, а они все говорят и говорят, говорят и говорят. Вот, пока мы их ждали, пока мы все собирались, пока мы все сплетни слушали, кино и закончилось. Так мы и остались ни с чем. А наши-то кумушки, думаешь, расстроились? Не тут-то было, им все как с гуся вода. Вот я тебе еще случай расскажу…… Ой автобус-то и ушел….

Вторая подружка. Эх, ты! Чем же ты от кумушек-то отличаешься? «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Первая подружка. Ух, ты, это ты здорово сейчас сказала. Даже не обидно. Как ты красиво говоришь и даже в рифму.

Вторая подружка. Это не я сказала, это Крылов в своей басне сказал.

Первая подружка. А, да, мы такой рассказ учили.

Вторая подружка. Это не рассказ, это басня.

Первая подружка. А какая разница.

Вторая подружка. Как какая. Ты не знаешь, что такое басня?

Первая подружка. Басня… басня… ну, басня, это басня.

Вторая подружка. Все понятно. Сейчас здесь будет программа, где будут рассказывать о басне и показывать их. Может, останемся, послушаем?

Первая подружка. А что, давай останемся.

Биография Ивана Андреевича Крылова

Первый ученик:

"Дедушка Крылов" - так ласково и почтительно прозвали читатели великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Его басни, которые Гоголь назвал "Книгой мудрости русского народа", вошли в нашу жизнь, в нашу речь, как и народные пословицы и поговорки.

Ваня Крылов родился в семье армейского офицера 2 февраля 1769 г. в Москве. В 1774 году отец вышел в отставку и поселился в Твери. Первоначальное образование будущий баснописец получил дома под руководством своей матери Марьи Алексеевны, женщины доброй и умной от природы. Отец как умел следил за воспитанием сына, водил его иногда на литературные вечера, которые устраивалась в одном из тверских учебных заведений... Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно он учился всему. Усердно занимался он итальянским и французским языками и для практики пробовал переводить. Случайно попалась ему тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и дубе, которая ему очень понравилась...

Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. После него ничего не осталось, только сундучок с книгами. Мать бросилась искать работу.

Второй ученик:

Зимой 1782 года Крылов с матерью и братом Левушкой переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. Жить было ещё труднее, чем в Твери, но Крылов нашел в Петербурге то, о чем мечтал: образованных людей, книги, возможность учиться, театр, которым он особенно увлекался. Когда умерла мать и ушел из жизни горячо любимый брат Крылова, для него начались годы странствий: он жил в Москве, Нижнем Новгороде, на Украине, жил в городах, помещичьих усадьбах.

Первый ученик:

Шли месяцы, годы. Крылов продолжал трудиться, писал стихи, пьесы, переводил басни.

Однажды решился он показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Дмитриев пришел в восторг от басен, он понял, что в этом признание Крылова.

Сначала его басни стали появляться в журналах. Затем выходили книги басен.

Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: "Ведь звери мои за меня говорят".

Второй ученик:

2 февраля 1838 года торжественно отпраздновалось 50-летие литературной деятельности Крылова. Такого великолепного зрелища, каким явился юбилей Крылова, ещё не знала литературная Россия, В приветственной речи Жуковский сказал: "Наш праздник есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым, чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет"

Первый ученик:

9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Он прожил 75 лет.

Инсценировка басни "Ворона и лисица".

  1. Выходят ученики (слайд № 4, 5).

Ведущий : Есть имена, как солнце! Имена-

Как музыка! Как яблони - в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте:

Действительном в любые времена.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина

Первый ученик:

Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в Москве. В семье Пушкиных было трое детей. В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией, даже дети пробовали сочинять стихи.

Второй ученик:

Пушкины жили весело и открыто. Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет десяти, со смуглым личиком, не скажу чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались. За детьми ходила няня Арина Родионовна - крепостная крестьянка. Она знала много народных русских песен, сказок 'была замечательной рассказчицей.

Первый ученик:

Незаметно прошло детство, и вот Пушкину уже двенадцать лет. Его родители хотели для своих сыновей блестящей карьеры. Именно поэтому они отдали своего старшего сына в закрытое учебное заведение - Царскосельский лицей. Отныне лицей заменит ему дом, семью. В Лицее Пушкину всё давалось легко, но учился он неровно: успешно занимался историей, языками, литературой, а математические науки его не увлекали.

Второй ученик:

В Лицее Пушкин встретил товарищей, которые, как он, интересовались литературой, писали стихи. У Пушкина страсть к поэзии появились очень рано. И сверстники, и взрослые быстро догадались, что Саша Пушкин - талант. Он видел и слышал то, чего обыкновенные люди как бы не замечают. Иногда встречают это в стихах - тогда узнают.

Восхищённый Жуковский пишет: "Чудесный талант! Какие стихи!"

Первый ученик:

Вскоре Пушкин становится одним из лучших русских поэтов того времени. Он повсюду читает свои пламенные стихи. Слух о "вольных стихах" и эпиграммах Пушкина, которые получали всё большее распространение и "везде ходили по рукам", дошёл до властей.

Александр I, взбешенный деятельностью Пушкина, его популярностью, намеревается сослать его в Сибирь. Ссылку в Сибирь заменяют ссылкой на южную окраину России (1820).

Затем его переводят в Одессу, а в 1824 году в усадьбу его отца в Михайловское. Там он много работал, а вечерами, когда завывала вьюга он снова, как в детстве, слушал нянины сказки, песни.

(Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин "Няне")

Исполнение песни У лукоморья дуб зеленый

Второй ученик:

А друзья, какие были у него друзья!.. Спасали, верили, любили, приезжали в ссылку.

(Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин "Пущину")

Первый ученик:

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Пушкин тяжело переживал судьбу своих друзей.

(Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин "Во глубине сибирских руд") или исполнение романса

Второй ученик:

Через несколько месяцев поэту разрешается вернуться в Москву. Прямо с дороги, измученный, грязный стоит он перед царем и на вопрос царя, принял ли бы он участие в восстание, прямо и с гордостью отвечает: "Непременно, государь! Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём" Но декабристы не приняли Пушкина в тайное общество потому, что берегли его как выдающего поэта, который действует как нельзя лучше для "благой цели".

Первый ученик:

Москва восторженно встретила Пушкина. Не было, казалось, человека, который не стремился бы увидеть Пушкина.

В эти годы Пушкин много работает, готовит к изданию новые произведения

(Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин "Я Вас любил")

Второй ученик:

И ещё он ценил честь и достоинство. И не считал, что если у кого-то царский или генеральский мундир, то эти люди важнее других, без мундиров.

Один, в офицерском мундире, принялся ухаживать за его женой, Натальей Николаевной. Он был француз, служивший при русском дворе, по фамилии Дантес. Наталья Николаевна была очень красива. А Пушкин - нет. И Дантес решил, что не может красивая женщина любить некрасивого поэта. Пусть лучше полюбит его красавца француза. Он плохо разбирался в особенностях русской жизни. И не дано ему было понять, в чью судьбу он решил вмешаться столь легкомысленно и зло. Его поведение было оскорбительно для Пушкина и для Натальи Николаевны. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль.

Первый ученик:

Поэт ничего не сказал своей любимой Наташе, чтобы не волновать её. Сел в карету и отправился на Чёрную ручку. Там было место дуэли. Дуэль состоялась. Дантес выстрелил в него. Рана оказалась смертельна.

3. Выходят два ученика . (Слайд №7)

Музыкальная пауза. Звучит скрипка.

1 чтец: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом вырождение, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; ни одного, кто бы воскликнул, громко возмутился… И такой порядок, очевидно, нужен, очевидно счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти. Стрясется беда - его никто не увидит и не услышит, как он теперь не видит и не слышит другого…»

2 чтец: Эти слова были написаны Чеховым в 1898 году, но звучат так, словно родились только что. В них - весь Чехов.

1 рассказчик: Антон Павлович и был тем самым «человечком с молоточком», который напоминал и напоминает, что жить пошло и скучно, безынтересно, нельзя, что в каждом человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

2 рассказчик: Чехов смотрел на людей, на мир, бесстрашно и правдиво рассказывал обо всем, что видел вокруг. Его творчеством восхищались талантливейшие современники Толстой и Чайковский. Чехов был не просто писатель, мастер слова. Это был человек, который создал себя сам.

Чтец:

В наши дни трехмесячных успехов

И развязных гениев пера

Ты один, тревожно-мудрый Чехов,

С каждым днем нам ближе, чем вчера.

Сам не веришь, но зовешь и будишь,

Разрываешь ямы до конца

И с беспомощной усмешкой тихо судишь

Оскорбивших землю и Отца.

(Саша Черный. «Простые слова»)

Биография А.П.Чехова

1 ученик.

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге в 1860 году. Он рос, когда крепостного права уже не существовало, но его традиции ещё прочно держались в жизни. Хозяин лавки бил безнаказанно мальчиков, которые работали на него, учитель грубо издевался над учениками, родители пороли своих детей. Несмотря на суровость отца, семья жила дружно. Когда выпадало свободное время, каждый занимался тем, к чему имел способности.

У Антона Чехова было выдающееся от природы актёрское дарование. С помощью незаметного грима он мог до такой степени изменить своё лицо, что даже близкие люди не узнавали его и по целым часам беседовали с Антоном как с незнакомым человеком.

2 ученик.

Любили дети слушать и рассказы матери. Она умела это делать интересно. Евгения Яковлевна рассказывала о своём детстве, о тяжести крепостного права. Мать внушала детям любовь и уважение к бедным людям, ко всем вообще беззащитным существам: к маленьким птичкам, животным и даже к сорванным цветам.

1 ученик.

Детство Антона Павловича кончилось рано. Торговля отца совсем перестала ладиться. Он вынужден был всё продать и уехать в Москву, где в это время уже учились старшие сыновья.

Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. Шестнадцатилетний юноша стал работать, давая уроки детям богатых. Нужны были деньги, чтобы жить, платить за обучение, помогать родным, которые в Москве очень нуждались.

После окончания гимназии Чехов тоже уезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. Здесь он начинает писать маленькие юмористические рассказы. Сначала в этих рассказах по-доброму описывались смешные истории, которых так много было в запасе ещё у Чехова-гимназиста.

2 ученик.

В 1884 году Антон Павлович окончил университет и начал работать в подмосковной больнице. Но по-прежнему его главным трудом была литература. За короткую жизнь им было написано много замечательных произведений. Среди них рассказы, повести, пьесы. Его называют не только русским писателем, но и писателем с мировым именем, творчество которого известно повсюду

Сценка из рассказа А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"

Генерал Булдеев, генеральша, приказчик Иван Евсеич, доктор.

Ведущий: "У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой. Коньяком, прикладывал к больному зубу скипидар, керосин. Мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. …

Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором."

Иван Евсеич: Тут в нашем уезде, ваше превосходительство, десять лет назад служил акцизный, Яков Васильевич. Заговаривает зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой ! сила ему такая дадена…

Булдеев: Где же он теперь?

Иван Евсеич: А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то идут к нему, помогает… тамошних саратовских на дому у себя пользуют, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему. Ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете!

Булдеев: Ерунда! Шарлатанство!

Иван Евсеич: А вы попытайте, ваше превосходительство. Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

Генеральша: Пошли, Алеша! Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытывала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

Булдеев: Ну, ладно. Ну не только что к акцизному, но и к черту пошлешь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Приказчик: Его в Саратове каждая собака знает. Извольте писать, ваше превосходительство: в город Саратов, стало быть… его благородию господину Якову Васильевичу…Васильевичу…

Булдеев: Ну?

Приказчик: Васильевичу…Якову Васильевичу… а по фамилии… А фамилию вот забыл!… Васильевичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с…

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.(изображают)

Генеральша: Ну, что же? Скорей думай!

Иван Евсеич: Сейчас.. Васильевичу… Якову Васильевичу… Забыл! Такая еще простая фамилия.. словно как бы лошадиная… Кобылин. Постойте… жеребцов нешто? Нет, это не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло…

Генеральша: Жеребятников???

Иван Евсеич: Никак нет. Постойте… Кобылицин… Кобылятников… Кобелев…

Генеральша: Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

Иван Евсеич: Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Все не то!

Булдеев: Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

Иван Евсеич: Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…

Генеральша: Коренников?

Иван Евсеич: Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!

Булдеев: (рассердился) Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.(играют)

Иван Евсеич: Ой, батюшки! Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик: (подняв вверх глаза) Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…

Иван Евсеич: Вспомнил?

Приказчик: Никак нет, ваше превосходительство.

Ведущий: И в доме все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию…

Все выкрикивали: Табунов… Коненко… Конченко…Жеребеев… Кобылеев… Тройкин, Уздечкин, Рысистый, Лошадитский, Меринов! Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

Генерал: Экий ты какой, братец беспамятный… Для меня эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Ведущий: Утром генерал опять послал за доктором.

Генерал: Пусть рвет! Нет больше сил терпеть…

Ведущий: Приехал доктор и вырвал больной зуб.

Приказчик: (бормотал) Буланов… Чересседельников… Засупонин… Лошадский…

Доктор: Иван Евсеич! Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой…

Приказчик: (закричал радостно) Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов - фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

Генерал: На-кося! (с презрением, поднося к лицу приказчика два кукиша) не нужно мне твоей лошадиной фамилии! На-кося!

Заключение:

1 ученик.

Вот и всё. Последней книжки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится

2 ученик.

Ну, а если захотите
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.

3 ученик.

В этом вам поможет книга!
Стоит в руки её взять.
И любимые герои
С вами встретятся опять!

Все: До новых встреч!



© 2010-2022