Внеклассное занятие по творчеству Марины Цветаевой «Моим стихам настанет свой черед»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по творчеству Марины Цветаевой

«Моим стихам настанет свой черед»

Ведущий1 Марина Цветаева… К сожалению, имя великой русской поэтессы стало известно широкому кругу читателей только в 21 веке. Долгое время ее стихи не печатали, не изучали в школьной программе, а о самой Цветаевой ходили слухи, и имя ее было окутано легендами. Между тем, Марина Цветаева оставила о себе все: стихи, прозу, автобиографию, фотографии, как бы говоря потомкам: вот какой была я, помните меня, знайте обо мне.

Наверное, нет ни одного человека, кто бы не знал песню из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» «Мне нравится, что вы больны не мной». Но мало кто знает, что эта песня обрела жизнь благодаря стихотворению Марины Цветаевой. Давайте с нее и начнем нашу литературно-музыкальную композицию «Моим стихам... настанет свой черед»

Ведущий 2 120 лет тому назад в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн, страстной музыкантши, родилась дочь Марина.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Страсть к стихам Марина унаследовала от матери, страсть к работе - от обоих родителей. Стихи начала писать очень рано. Причем, не только на русском, но на французском и немецком языках.

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано»

Ведущий 1 Автору этого стихотворения Марине Цветаевой - двадцать лет. Удивительно, как тогда юная Цветаева смогла предсказать судьбу своих стихов, «написанных так рано»… И как смело заявляла она о своем поэтическом успехе:

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье.

Звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины...»

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

Ведущий 2 Еще в гимназии Цветаева издает свою первую книгу «Вечерний альбом»- стихи 15-ти, 16-ти, 17-ти лет.

Искренние, непосредственные и чистые стихи юной Цветаевой понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Звучит стихотворение

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их не мало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник...
Ты вспомнишь все... Ты сдержишь крик...
- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

Ведущий 1 Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы. Бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда.

Черты лица и его контуры были точными и четкими. Ее голос был высоким и звонким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

А вот характер… Откуда такой характер, испепеляющий сердце жар? Не от бабушки ли?

Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Увеличенная фотография - темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

Вот как об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке»:

Звучит стихотворение «Бабушке» в исп. Татьяны Дорониной (видеозапись)

Продолговатый и строгий овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! - Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица -

Локоны в виде спирали.

Темный, прямой

И взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? -

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен,

И ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

- Бабушка! - Этот жестокий мятеж

В сердце моем - не от вас ли?..

Ведущий 2 За сборником «Вечерний альбом» (1910) последовали еще два: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг»(1913), изданные при содействии Сергея Эфрона.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон… Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу.

«Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».

Они обвенчались в январе 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Звучит стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена,

Не на бумаге! -

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал

без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

Ведущий 1 Еще в начале их совместной жизни Марина Цветаева сказала: «Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободная…» Всюду она возила с собой и хранила крохотную карточку в кожаной рамке, где он с саблей наголо стоит на горе с товарищем: пожелтевшую, стертую фотографию, на которой уже ничего не разобрать.

Звучит стихотворение «Писала я на аспидной доске»

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на морском, и на речном песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим - любим! -
Расписывалась - радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвёл
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечёркивала имя:

Но ты, в руках продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.

Ведущий 2 Письмо Сергея Эфрона: «Маринушка, солнышко мое, здравствуй! Как ты там одна, без меня, как там наши дети? За три года разлук я устал. Мне нужны твои глаза: чистые, справедливые, восхищенные».

А как он был ей нужен!

В исполнении Ирины Дубцовой звучит песня «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» (видеозапись)

Ведущий 1 Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX - начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенно трогательны строки, посвященные ее поэтическому кумиру - Александру Блоку.

Звучит стихотворение «Имя твое…»

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ведущий 2 Мы говорим о времени, когда Марина Цветаева была счастлива.. Все в жизни было - друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем».

Звучит стихотворение «В огромном липовом саду»

В огромном липовом саду -

Невинном и старинном -

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном.

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины.

Пробором кудри разделив…

Тугого шелка шорох,

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы…

Ведущий 1 Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по произведению А.Н.Островского «Бесприданница» звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа». Почему режиссер обратился к стихам Цветаевой, чтобы передать характер героини, жившей в 60-х годах XIX века? Вот что об этом пишет сам Э.Рязанов: «Вначале я, обожающий старинные романсы, буквально начинил ими сценарий. Потом я понял, что вставленные мною романсы столь часто исполняются по радио и телевидению, что хоть они и не стали от этого хуже, в какой-то степени все же поднадоели. Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии… Однако ни у одной из талантливых поэтесс XIX столетия я не смог отыскать, что хотел… И тогда я прибег к помощи Марины Цветаевой».

Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс» (видеозапись)

Ведущий 2 Война и революция изменили жизнь Цветаевой. Живя в Москве без мужа, ничего о нем не зная, потеряв младшую дочь, она все же находила мужество писать. Ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку.

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи.

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.

Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по родине»

Звучит стихотворение «Тоска по Родине»

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где - совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина ...

Ведущий 1 В 1939 году Марина Цветаева возвращается на Родину. Но она встречает ее неприветливо.

Цветаеву не покидает чувство, что ни она, ни ее талант здесь не нужны. Бытовая неустроенность: ей приходится снимать углы за большую цену. Союз писателей ничего не хочет для нее сделать. Да ее просто не признают за поэта. Ее стихи не нужны.

Надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа. Еще раньше арестована дочь Аля. Она тоже заплатит за то, что она дочь Цветаевой, жестоко заплатит - пятнадцатью годами репрессий.

Скоро все сознание заполонит война. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

Звучит стихотворение «О черная гора»

…О черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора - пора - пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь жить.

С волками площадей

Отказываюсь - выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть -

Вниз - по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один - отказ.

Ведущий 2 Под гнетом несчастий и тяжелых ударов судьбы, в одиночестве, в состоянии депрессии, Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года.

«А меня простите - не вынесла» - строчки из предсмертной записки, в которой Марина Цветаева прощается со всеми.

В записке сыну Цветаева-мать напишет: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что
попала в тупик».

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачевой на стихи Марины Цветаевой

«Уж сколько их упало в эту бездну»(видеозапись)

Ведущий 1 В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.

В день пятидесятилетия гибели поэта в 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в храме Вознесения Господня была совершена панихида по рабе Божией Марине.

Говорят, когда Алексий II дал согласие на отпевание Марины Ивановны, его спросили:

- Что позволило сделать исключение для Цветаевой?

- Любовь народная, - ответил Патриарх.

Звучит песня на стихи «В огромном городе моем ночь»

Ведущий 2 Нам жить в XXI веке! Давайте будем беречь своих поэтов! Истинный поэт - редкий гость на земле. Имя Марины Цветаевой пусть навсегда останется в вашей памяти, а ее стихи - в вашем сердце.


© 2010-2022