Урок внеклассного чтения по стихотворению Д. Кугультинова

Урок посвящен экологической теме - сохранению сайгака в наших степях. Данная проблема очень актуальна в нашей республике, поскольку численность сайгака катастрофически уменьшилась. Сайгак всегда был для калмыков священным животным, о нем в народе живут легенды и предания. В рамках этой проблемы проводятся различные мероприятия на всех уровнях. Очень важно воспитывать трепетное отношение к окружающему миру уже с малых лет.  Стихотворение нашего знаменитого поэта не может оставить равнодушным нико...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова»





Урок открытых мыслей в 5 «а»классе

(Внеклассное чтение по стихотворению Д. Н. Кугультинова «Смерть сайгака, или расстрелянное утро» ).





с. Троицкое - 2010 г.

Используемая технология: групповая

Ведущий метод: сотрудничество, диалог

Оборудование: портрет поэта, рисунки учащихся, сочинения- миниатюры

Использование КТ: компьютерная презентация, мультфильм «Сага о сайге».

Оформление доски: 1. Название урока: «Быть Человеком».

2. Рисунки учащихся.

3. Эпиграф: Поэт помогает человеку стать че-

ловеком, имя которого звучит гордо.

Конечно, поэт прежде всего сам дол-

жен быть Человеком с большой бук-

вы…

Д. Н. Кугультинов.

Цели: 1. Создание условий для формирования правильного нравственного

выбора;

2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления;

3. Обучение навыкам работы с художественным текстом, выразитель-

ного чтения художественного произведения;

Ход урока:

  1. Стадия вызова. Вступительная беседа. К сегодняшнему уроку. Ребята, вы готовились: читали текст, размышляли, рисовали к нему свои иллюстрации, писали сочинения-миниатюры, учили наизусть.

- Какими были ваши первые чувства после прочтения стихотворения?

- А какие еще стихи, сказки поэта вы читали?

- Что вы можете сказать об авторе, прочитав это произведение?

Какой это человек, по-вашему?

Тема нашего урока «Быть человеком». Мы еще не раз в течение нашего урока открытых мыслей будем возвращаться к этим словам. А сейчас прослушайте короткую информацию о поэте. ( сообщение ученицы).

  1. Стадия ознакомления. Аналитическая беседа по содержанию стихотворения:

-Скажите, как построено стихотворение? Какова его композиция?

Вспомните, что такое композиция? ( на слайде)

- Какие картины изображает нам автор в первой части? О чем, о ком и как он говорит? ( чтение отрывков наизусть, демонстрация иллюстраций к ним )

- Вы почувствовали настроение героя, его ощущения? Что вы можете сказать?

- Какие художественные средства использует автор, создавая эти картины? ( находим эпитеты, олицетворения, объясняем что это такое) -слайд

ВЫВОД: Поэт чувствует свою неотделимость от природы, чувствует себя ее частицей. ( Находим и читаем строки стих-я)

- Что мы можем сказать о человеке, который так может чувствовать и ощущать окружающий его мир?

Условно разделяя стихотворение на две части, мы видим, что они построены по принципу контраста. - Как мы называет такой прием?

( антитеза)

- Что же происходит в начале этой части, после союза НО ?

- Что изменилось в мире после этого выстрела? ( читаем)

- Как поэт говорит о человеке, совершившем это? Как вы понимаете выражение « рассудком нищий»?

( чтение отрывка наизусть)

- Как вы объясните строки поэта о том, что не сайгака здесь убили, а

расстреляли образ утра чистый?

  1. Рефлексия. Стадия обобщения, закрепления. Обратим снова внимание на эпиграф к уроку.

- Что имел в виду поэт, говоря, что поэт учит нас быть человеком? Что это значит?

- Какие же уроки нам преподает поэт в своем стихотворении?

Слово учителя. Давид Никитич очень часто в своих стихах подчеркивает свое единение с природой, с миром, умел его очень тонко понимать и чувствовать.( «Я слит с землею. Я ее частица», «Весь мир во мне и в мире я как дома»). Он с таким волнением и переживанием пишет и о сорванном тюльпане, и о раздавленном червяке… и учит нас беречь и ценить окружающий нас мир. Вы знаете, что 2010 год объявлен в нашей республике Годом сайгака. А почему? ( читаем цитаты из сочинений учащихся).

На слайде Указ Президента Калмыкии..№ 422

Конечно, мы сегодня говорим о сохранении сайгака, но имеем в виду и наши тюльпаны, и сусликов и вообще сохранение нашей природы.

- Скажите. а вам хотелось бы участвовать в этом? Какую лепту вы можете внести в это большое и важное дело?

- Может ли настоящий человек, о котором говорил поэт, оставаться в стороне?

( предложения уч-ся- подготовить листовки и плакаты-миниатюры

«Сохраним сайгака», сочинения в газету, лекции для мл. классов)

- Как вы думаете, трудно быть таким человеком, о котором говорит поэт?

А вот как об этом говорит немецкий поэт И. Бехер:

…Но быть человеком-не так это просто.

Но быть человеком-награда в наш век.

И хочется крикнуть с трибуны, с погоста:

Храни человечность свою, человек!

  1. Итоги урока.

  2. Дом.задание: - письменная работа «Какие уроки я получил, читая стихотворение?»

- плакаты-миниатюры для школьного стенда

6. Просмотр мультфильма «Сага о сайге» ( с последующим обсуждением).

( На Международном экологическом форуме в июне 2009 года в

городе Ханты-Мансийске фильм получил высшую награду).



© 2010-2022