- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конкурсное движение в школе или «Зачем это нужно?»
Конкурсное движение в школе или «Зачем это нужно?»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стабровская Е.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конкурсное движение в школе
или
«Зачем это нужно?»
«Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее»
Э. Ренан (1823-1892) - французский философ, историк, писатель
«Где я находил талант … , я вознаграждал его. Моим правилом было открывать дорогу таланту, не спрашивая у него бумаг о дворянском происхождении»
Наполеон I (1769 - 1821)
Со времен Наполеона Бонапарта и Эрнеста Ренана в отношении образования и таланта практически ничего не изменилось. Образование осталось главной надеждой на будущее современного общества, а талант по-прежнему нуждается в раскрытии и поддержке. Не стоит утомлять читателя заумными фразами, заимствованными из учебников по педагогике, о целях и задачах школьного образования. Речь пойдет об ОДОД - Отделении Дополнительного Образования Детей - и его непосредственной деятельности, которая и состоит в раскрытии детских талантов.
В системе образования огромную роль играет подбор кадров. Чтобы заметить «искру Божью» в ребенке, педагог сам должен быть одаренным, творческим человеком, способным создать условия для развития потенциала учащегося. В нашей школе под руководством не только мудрого, требовательного, но и творческого, талантливого директора Светланы Андреевны Бабак сложился коллектив неравнодушных людей. Руководителю, который пишет стихи и выступает дизайнером интерьеров школы, необходимо соответствовать. В учреждении созданы все условия и для личного роста педагогов, как профессионального, так и творческого. Но это тема отдельной статьи.
Отделением Дополнительного Образования Детей руководит Парфенова Александра Александровна. Талантливый руководитель, мудрый психолог, тонко чувствующий человек и прекрасный организатор. ОДОД ГБОУ СОШ № 191 существует с 2003 года. В Отделении успешно реализуются 24 образовательные программы различной направленности, действуют 64 объединения. В 2013 году открылся ШСК (школьный спортивный клуб) «Смена». В Отделении занимается около 80% учащихся нашей школы. Девиз Отделения - «Мы раскрываем таланты»!
Как оценить результативность дополнительного образования? Есть различные формы подведения итогов. Кроме количественного показателя задействованных в ОДОД учащихся, проходят отчетные концерты, выступления, выставки. Сухие цифры статистических данных диагностики, которую проводят педагоги трижды за учебный год (входящая, на момент формирования групп, промежуточная и итоговая), не смогут передать полноту тех результатов и вершин, которые достиг каждый ребенок за период занятий. Как оценить личные достижения и понять уровень знаний, умений и навыков, приобретенных за конкретный период?
Участие в конкурсном движении различных уровней, на мой взгляд, более чем показательно. В рамках реализации образовательных программ ОДОД предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях и т.д.
Этот юбилейный для школы год стал наиболее успешным для ОДОД. Учебный год еще не закончен, участие в конкурсах продолжается. Если в 2012 - 2013 учебном году количество конкурсов, в которых приняли участие наши школьники, было немногим более 60, то на конец этого учебного года их планируется около 90!
По итогам февраля 2014 г. мы приняли участие в 4-х Международных (43 участника, 6 побед), 7-и Всероссийских (45 участников, 3 победы), 1-м Региональном (4 участника, 2 победы), 19 -и Городских (219 участников, 7 побед), 35- и Районных (347 участников, 47 побед) и 12 - и Школьных (739 участников, 9 творческих коллективов, 109 побед) конкурсах. Многие участвуют в нескольких конкурсах в течение года. Этим объясняется число конкурсантов, превышающее списочный состав учеников школы.
Стоит отметить педагогов, подготовивших коллективы и конкурсантов, получившие наиболее значимые результаты. Вот некоторые из них:
Архипова Светлана Николаевна. Ансамбль русской песни «Росиночка»:
-
Международный Конкурс-Фестиваль «Волшебная феерия». Организаторы - Всероссийский НИИ охраны природы Северо-Западный филиал. Дуэт Архипов Николай, Хохлов Антон - Лауреаты I степени.
-
Международный Фестиваль «Музыкальный Дед Мороз». Организатор - Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. I место - солистка Архипова Мария.
-
Международный Фестиваль «Зимние звезды в Дрездене», Германия. III место - ансамбль «Росиночка», солисты: II место -Архипова Мария, III место - Архипов Николай.
Якиревич Вера Евсеевна. Шахматный клуб «Белая Ладья»:
-
Международный Шахматный турнир «Математические каникулы», Болгария, Приморское. В составе команды Санкт-Петербурга - I место Поваренкова Ксения.
-
Региональный турнир «Молодежный мир». Молодежная организация «Мы - мир.ru» «Мирникум», шахматы, командное первенство. Поваренкова Ксения, Вац Семен - I место, Хомяков Александр, Подольская Мария - II место.
-
Городской Полуфинал Санкт-Петербурга среди мальчиков до 10 лет по шахматам. Организатор - Шахматная федерация Санкт-Петербурга. Вац Семен - I место.
-
Городские командные соревнования «Белая ладья», Организатор Шахматная Федерация Санкт-Петербурга. Вац Семен - I место.
Алексюк Елена Викторовна. ИЗО-студия «Веселая палитра»:
-
Городской Конкурс «Мой Петербург». Организаторы - Мемориальный музей «Разночинный Петербург», ГОУ ЦО «Городской дворец творчества юных», ГМО руководителей ОДОД. Федорова Анастасия - Лауреат в номинации «Петербург неузнаваемый».
-
Городской Суворовский конкурс рисунков. Организатор - Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. Киреева Ангелина - II место.
Шаповалова Юлия Сергеевна. Художественная гимнастика. Команда «Подснежники»:
-
VII Традиционный открытый танцевальный Фестиваль «Охтинские сезоны». Организатор - Центр физкультуры и здоровья Красногвардейского района.
Команда «Подснежники» - I место.
Власукова Ольга Сергеевна. Пресс-центр «SMYK», Стабровская Елена Валентиновна. «Секреты и тайны мира профессий»:
-
Открытый Городской Фестиваль - Конкурс детского и юношеского творчества «Будущее за нами». Организован при поддержке Правительства СПб, Санкт-Петербургского Дома Национальностей, ГИБДД Петроградского р-на СПб. Фотография. Власукова Анастасия -II место.
-
Конкурс детского творчества, проводимый в рамках Всероссийского конкурса «Безопасность глазами детей». Учредитель - Главное управление МЧС России, соучредители: Комитет по культуре, Комитет по образованию Правительства СПб… Орлова Анна. Фотография - I место.
Стабровский Владислав. Фотография - II место, Литературное творчество - I место
Власукова Анастасия. Видео-презентация - II место.
Рассказ об участии в конкурсах за год представляется весьма проблематичным, поскольку описание займет не один десяток страниц. Сводную таблицу можно увидеть на сайте школы, как и фото отчет с массовых мероприятий, концертов, выставок, встреч и т.д., которые проходили в ГБОУ СОШ № 191 в этом учебном году. На некоторые конкурсные Проекты, ставшие традиционными, хочется обратить особое внимание.
Школьный Конкурсный Проект ОДОД «Моя семья» (далее Проект) организован в рамках реализации направления «Семья - моя главная опора» как одного из важнейших аспектов «Программы по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге».
Цели и задачи Проекта: формирование ценности семьи, популяризация семейных традиций, воспитание уважения к старшему поколению; повышение роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей; социализация подрастающего поколения через интеграцию семьи и школы в вопросах профориентационного выбора учащихся; профилактика асоциального поведения учащихся; воспитание патриотизма через творческое исследование семьи, сопричастности конкретной семьи к истории страны; создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей; развитие предметных и содержательных связей между детьми, родителями, дедушками, бабушками и другими членами семьи в процессе творческой деятельности; активизация и поиск новых форм сотрудничества школы и родителей.
В Оргкомитет вошли представители Попечительского совета, Совета учреждения, администрации и педагогов ОДОД. С Положением Проекта можно ознакомиться на сайте школы. В 2012-2013 учебном году Проект претерпел ряд изменений, вызванных его популярностью и возросшим количеством участников. Появились новые конкурсы (такие, как «Семейная гостиная», «Спортивная семь -Я»).
Конкурсы проходят в течение всего учебного года ежемесячно. В октябре-ноябре проходит конкурс «Моя родословная». В номинациях: «Генеалогическое древо», «История создания моей семьи», «День бабушек и дедушек», «День матери» участвовало 68 человек и 4 творческих коллектива. Победителями стали 12 человек. В декабре - конкурс-выставка «Рождественский букет». Свои работы в технике декоративно-прикладного творчества, фотографии, рисунка, видео - творчества и исследовательской работы представили 173 участника. 65 из них получили призовые места. В январе стартовал конкурс «Письмо ветерану» или семейные фотохроники Великой Отечественной Войны (62 участника, 2 творческих коллектива, 9 победителей). Масленица. Ярмарочные гуляния собрали в феврале более 90 участников (13 победителей), 3 класса получили I, II, III места по количеству представленных работ. Праздник «Масленица» проходил на двух площадках: в Актовом и Спортивном залах - и объединил более 300 учащихся начальной школы. В организации мероприятия приняли участие театральная студия «Дети райка», Команда художественной гимнастики «Подснежники», Вокальный ансамбль «Серпантин» и ИЗО-студия «Веселая палитра». В марте проходит конкурс «Весенняя капель», в апреле - соревнования «Спортивная семь-Я» и подведение итогов конкурса «Семейная гостиная».
По итогам каждого конкурса жюри подводит итоги, победители получают Грамоты, все участники - сертификаты об участии. К организации мероприятий Проекта привлечены активные, творческие родители, которые не только помогают конкурсантам готовить исследовательские проекты, но и участвуют совместно с детьми в различных «Семейных гостиных». Особой популярностью в этом учебном году пользовались Гостиные «Креативное рукоделие» (педагог - Власукова Ольга Сергеевна) и «Литературный клуб» (педагог - действующий актер «Театра «На Литейном» Милетский Игорь Антонович).
Итоги участия в Проекте - номинация «Семья года», награждение Дипломами, ценными призами победителей проходит в мае. Информация об итогах Проекта размещается на сайте, победители конкурсного Проекта «Моя семья» становятся участниками парада достижений школы.
Еще один творческий конкурс невозможно обойти вниманием. «Гордость России» - проект, направленный на формирование нравственности и гражданского самосознания учащихся через раскрытие понятий «Отчизна», «Культура», «Традиции». Понятие нравственности является условием развития свободной, законопослушной личности. Участие в данном проекте раскрывает не только талант и творческие способности конкурсанта, но и воспитывает на основе духовно-нравственных ценностей такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, уважение к своей истории, культуре, традициям.
Основными задачами Конкурса стали: организация деятельности детей и подростков, направленной на осмысление базовых ценностей отечественной культуры и традиции; выявление одаренных детей; изучение мемориальных мест, связанных с именами великих людей России.
Учредители Конкурса - Администрация образовательного учреждения, Попечительский Совет школы, Храм Покрова Божьей Матери, в лице настоятеля Протоирея Петра Мухина.
В конкурсе принимают участие все желающие с 1 по 11 классы, а также семьи или члены семей учащихся. На рассмотрение могут быть представлены коллективные работы. Сроки проведения для учащихся 1- 4 классов - октябрь-ноябрь (выбор героя, подача заявки, оформление работы). Организуется выставка конкурсных материалов. Для 5-8 и 9-11 классов - в ноябре предварительный смотр работ, декабрь - защита. По итогам конкурса участники отмечаются сертификатами участия. Победителям и лауреатам, авторам выдающихся работ вручаются Дипломы и Грамоты. Подведение итогов и награждение победителей для учащихся 1-4 класса проходят в декабре, для 5-11 классов - в мае.
В этом учебном году Конкурс совпал не только с Юбилеем школы, но и с Олимпийскими играми в Сочи. Многие исследовательские работы были связаны с именами великих спортсменов Олимпийских и Паралимпийских игр.
Подводя итог вышесказанному, ответить на вопрос «Кому это нужно?» становится очень просто: это нужно нам - участникам образовательного процесса. Школе, поскольку победы в конкурсах поднимают престиж образовательного учреждения; педагогам, так как участие в конкурсном движении учащихся - показатель результативности работы педагога с этими детьми; родителям, поскольку, невозможно скрыть гордость за ребенка, проявившего свой талант и отмеченного Дипломом или Грамотой победителя; наконец, самим детям, в руках у которых ключи от будущего, ради которых и существует школьное образование, конкурсное движение. Приятно и полезно поместить в портфолио документ, подтверждающий твой успех. Но сколько труда, энергии, желания, творчества на пути к этому успеху пришлось вложить в начатое дело!
Педагог-организатор ОДОД
Стабровская Елена Валентиновна
Удивительное образование.
В школе, казалось, обычной
Мне довелось учиться.
И вот историей личной
С вами хочу поделиться.
Кроме уроков общих,
Что в основной программе,
Есть в нашей школе особое,
Удивительное Образование.
И для меня находкой
Стала возможность эта:
Легкой, прямой походкой
Шагнул на стезю поэта…
Или же я фотограф?
Может, компьютерный гений?
Вижу: я ставлю автограф
В томике стихотворений…
Поскольку с предметами туго,
Что в основной программе,
Нашел я хорошего друга -
Дополнительное Образование.
Здесь мне, я верю, рады:
В студии театральной
Научат и скажут правду,
Как личностью стать гениальной.
На сцену меня, конечно,
Больше, увы, не пустили,
Зато улыбнулись сердечно,
За пульт и плейлист посадили.
А это легко получилось.
И знаете, я доволен,
В спектакле сыграть не случилось,
Но к театру я все же пригоден.
Мое увлечение - фото -
Тоже сказалось удачно:
В снимках увидели что-то
Пресс-Центр и жюри однозначно.
В районе и городе конкурс -
И мы побеждаем дружно!
В чем этот секрет и фокус?
Спросить педагогов нужно!
В игре деловой, социальной
Мы вместе с профгруппой играли,
Секреты и тайны профессий
Почти целый год постигали
Есть в нашем ОДОДе и танцы,
Вокальный ансамбль, гимнастика.
Есть секции - иностранцы,
Брейк, шахматы - просто фантастика!
Спортклуб под названием «Смена»
И изостудия тоже.
Кем станем - покажет время,
Нам в этом ОДОД поможет.
И что же сказать в заключение?
Хочу поделиться фактом:
Все секции, без исключения,
Поверьте, друзья, БЕСПЛАТНО!
Ну как тут не верить в правду?
И в то, что я что-то значу?
Я, школа, приду к тебе завтра,
Встречай меня, на удачу!
Стабровский Владислав, 8 «А» класс