- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Лингвистический конкурс Дружные одноклассники
Лингвистический конкурс Дружные одноклассники
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кожахметова А.А. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лингвистический конкурс
«Дружные одноклассники»
Цели мероприятия:
-
Прививать интерес к русскому языку;
-
расширить представления о русском языке;
-
развивать интеллектуальные способности учащихся, устную речь детей, логическое мышление, любознательность;
-
совершенствовать навыки работы в паре;
-
воспитывать дружбу, взаимовыручку, взаимоподдержку.
Наглядность: интерактивная доска, листы, ватман, маркеры, пословицы и поговорки , слайды
Ход мероприятия:
С каждого 9-го класса участвует пара учеников (девочка, мальчик), болельщики по 4 человека с каждого класса.
1. Вступительное слово.
Ребята, ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана.
В основе многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык-это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура - это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
Язык-это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. Язык связан с мышлением, сознанием людей.
Язык - это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
И вот сегодня лингвистический конкурс посвящен дружбе: дружбе одноклассников.
Наше уважаемое жюри будет оценивать не только правильные ответы этапов конкурса, но и вашу находчивость, и то, как вы помогаете друг другу, выручаете друг друга при выполнении того или иного задания.
2. Представление.
1) Представить участников конкурса:
9а класс - «Азбука», 9ә класс - «Букварь», 9б класс - «Буква», 9в класс - «Звук»
2) Представить жюри
3. Этапы конкурс
1 - тур Разминка «Знаешь ли ты свою Родину?»
Каждой паре задается по 2 вопроса (раздать на листочках). Дети думают 30 секунд и отвечают, зачитывая вопрос.
9а - 1. Крупный промышленный центр. (Караганда)
2. Исчезающее море на юго-западе Казахстана. (Аральское)
9ә - 1. Сорт яблок, которым славится Алматы. (Апорт)
2.Самое большое озеро Казахстана. (Балхаш)
9б - 1. Город, в районе которого был расположен военный полигон. (Семипалатинск)
2. Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш)
9в - 1. Выдающийся казахский писатель, автор романа "Путь Абая". (М. Ауэзов)
2.Что добывают на западе Казахстана. (Нефть)
2- тур «Мудрые слова».
Вам предстоит соединить начало и конец поговорки или пословицы и объяснить употребление их в речи.
золотые руки, сел в калошу, изо дня в день, белая ворона, от нечего делать, ломать голову, от всего сердца, с глазу на глаз, яблоку негде упасть, бить баклуши, делать из мухи слона, вставлять палки в колеса; язык болтает, голова отвечает; будьте как дома, но не забывайте, что в гостях; имея не храним, потерявши плачем; яблоня от яблони недалеко падает; мир освещается солнцем, а человек знанием; ученье - свет, а неученье - тьма; от одного слова да навек ссора; через семь лет и сосед братом станет; слово не воробей - вылетит не поймаешь; что посеешь, то и пожнешь; семь раз отмерь, один раз отрежь; один в поле не воин.
3 - тур «Мы творцы»
Напишите небольшой текст любого жанра под названием «Глаза, которые меня окружают». По глазам можно многое узнать о характере, о намерениях человека. Глаза бывают добрыми и злыми, лучистыми и грустными... Приглядитесь друг к другу,
посмотрите своему однокласснику в глаза, и всё, что у вас появилось, отразите в своём небольшом тексте.
Одновременно болельщики и жюри выполняют задание «Новое словечко»
Переставить буквы так, чтобы из одного слова получить другое:
-
Барыня - рабыня
-
Лейка - лакей
-
Мошкара - ромашка
-
Приказ - каприз
-
Старик - стирка
4- тур «Пантомима»
Показать пословицы. Угадывают болельщики команды.
1 команда «Делать из мухи слона »
2 команда «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
3 команда «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
4 команда «Слово не воробей - вылетит не поймаешь»
5 - тур «Дружная семейка»
Перечислите все части речи, которые мы уже знаем. А теперь попробуйте на каждую букву написанных по вертикали двух слов, трудолюбие и литература, подобрать дружную семейку. Кто быстрее это сделает, тот и победитель. (2 пары подбирают слова к трудолюбию, 2 пары - к слову литература)
т - ты (местоимение) л - ли (частица)
р - разве (частица) и - или (союз)
у - удивляться (глагол) т - три (числительное)
д - десять (числительное) е - есть (глагол)
о - ох (междометие) р - радостно (наречие)
л - легко (наречие) а - арбуз (существительное)
ю - юла (существительное) т - тот (местоимение)
б - без (предлог) у - у (предлог)
и - или (союз) р - ручной (прилагательное)
е - еловый (прилагательное) а - ай (междометие)
Вопросы для групп поддержки.
1. Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
2. Напишите 10 слов с удвоенными согласными.
(Аллея, баллада, вилла, гамма, грамматика, коралл , доллар, колледж, сессия, теннис, шоссе, фонограмма, хоккей, хобби, эффект и др. )
6-тур «Дальше, дальше…»
1. Она стоит в конце повествовательного предложения.
2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
3. В русском языке он состоит из 33 букв.
4.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
5. Сколько склонений в русском языке?
6. Что изучает морфология?
7. Чем различаются звуки и буквы?
8. Что обозначает числительное?
9. Сколько гласных букв в русском языке?
10. Назовите особые формы глагола.
-
Разговор двух и более лиц (диалог)
-
Их ровно шесть(падежи)
-
В предложении выделяется волнистой линией (определение)
-
Ставится в конце вопросительного предложения (вопросительный знак)
-
Сколько согласных букв в русском языке? (21)
-
Слово, называющее того, к кому обращаются с речью(обращение)
-
Слово с одним и тем же корнем (однокоренные)
-
Какой язык имеет два «С»? (русский)
-
На какой вопрос отвечает глагол? (что делать, что сделать)
-
Слова близкие по значению, но разные по написанию (синонимы)
1.Сколько звуков в слове «лью»? (3)
2.Антоним к слову «временный» (постоянный)
3.Слово с удвоенной «н» (теннис)
4.Замените одним словом «повесить голову» (пригорюниться, призадуматься)
5.Словарь, в котором можно узнать значение слова (толковый)
6.Часть слова без окончания (основа)
7.Слово с приставкой при- (прибежать, прикрепить)
8.Откуда эти строки «Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!»
9.Назови лишнее слово: существительное, прилагательное, глагол, союз (союз)
10.К какой части речи относится слово «ох»? (междометие)
-
Сколько звуков в слове «ешь»? (3)
-
Синоним к слову «большой» (огромный)
-
Слово с удвоенной «к» (хоккей)
-
Замените одним словом «ткнуть пальцем в небо» (наугад)
-
Словарь, в котором можно проверить написание слова (орфографический)
-
Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении (окончание)
-
Слово с приставкой пра- (прабабушка)
-
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» Автор (А.С.Пушкин)
-
Назови лишнее слово: увидеть, покрасить, краска, добежать (краска)
-
К какой части речи относится слово «про» (предлог)
4. Рефлексия. Игра прошла в теплой дружеской обстановке. Этому способствовало ваше настроение, копилка знаний и солнечный светлый день. Лучи попали и к нам в игру и зарядили нас всех энергией. Ребята, выберите тот лучик, который помог вам в игре.
Подведение итогов конкурс.
Слово членам жюри.
Вручение грамот.