- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок (литература + музыка) по теме «Баллада как жанр в литературе и музыке»
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме «Баллада как жанр в литературе и музыке»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демченко С.И. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок (литература + музыка)
по теме "Баллада как жанр в литературе и музыке"
Демченко Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: интегрированный урок.
Цели и задачи урока:
Образовательные: Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия «литературный образ», «музыкальный образ», на примере баллады "Лесной царь", подчеркнуть значение гениев (И. В.Гёте, В.А. Жуковский, Ф.Шуберт).
Развивающие: Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности. Расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся.
Воспитательные: Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание любви к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству - музыке.
«В балладе ... главное не событие, а ощущение,
которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...»
В.Г. Белинский
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
-
Проверка домашнего задания.
Учитель: На предыдущих уроках литературы мы говорили о чудесном воздействии на человека произведений устного народного творчества, о зарождении русской письменности, познакомились с жанрами древнерусской литературы, окунулись в прошлое России, в жизнь Древней Руси.
А то, насколько вы усвоили этот материал, мы сейчас проверим: выполним небольшое тестовое задание. (Приложение 1)
2) А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу напарника
(Взаимопроверка) -Слайд № 1-4
-
Запись темы, определение целей и задач урока.
Учитель (Слайд № 5):
Тема сегодняшнего урока - «Баллада как жанр в литературе и музыке». Как вы думаете, о чем мы будем говорить, в связи с этой темой? (ребята предлагают вопросы для обсуждения:
- что такое баллада?
- о чем рассказывается в балладах?
- кто авторы баллад).
Попробуем ответить на эти вопросы в течение урока. Работать мы будем в группах и все вместе.
А эпиграфом к уроку будут слова известного русского писателя, критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского: «В балладе ... главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...». В конце урока мы с вами и попытаемся ответить на вопрос: что же главное в балладе: событие, или ощущение?
Учитель: Обратимся к ключевому слову урока - баллада.
Что такое баллада? Давайте разберемся откуда пришло к нам это слово.
Слово «баллада» В переводе с итальянского языка означает (ballare) - плясать. Так в старину назывались танцевальные песни. Изначально это были, наверно, авторские песни, но со временем они становились народными.
Баллады писались в стихотворной форме, куплетов было много, и исполняли их под какой-нибудь, инструмент. Со временем, когда под балладу перестали плясать, она стала носить серьезный, эпический смысл.
Слайд № 6
Баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением. В них рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.
Учитель:
А вот определение баллады как литературного жанра:
Слайд № 6
Баллада - небольшое стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер.
Главные жанровые особенности баллады: (составить кластер)
-
Баллада имеет сюжет, который построен на узнавании некой тайны, она держит слушателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героев.
-
Важную роль в раскрытии идеи играет диалог, который заставляет развиваться сюжет.
-
Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему, выражая свои чувства и эмоции по отношению к разворачиваемым действиям.
-
Баллада имеет зачин и концовку, как любое эпическое произведение.
-
баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов, что сближает ее с лирическими произведениями.
-
в балладе всегда остается тайна, загадка, раскрытие которой - задача слушателей либо читателей.
Сравните характеристики определения баллады . Отметили вы какие-либо закономерности этих двух определений? (Круги ВИЕТА)
Слайд № 7
И снова вы правы. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими происшествиями, с героическими поступками.
-
Физкультминутка.
Учитель (Слайд № 8): Как мы уже говорили, слово «баллада» пришло к нам с итальянского языка (ballare) - плясать. На юге Франции издавна с наступлением мая существовал обычай встречать приход весны. Это был настоящий праздник. В этот день парни уходили в лес и возвращались с громадными охапками зеленых ветвей. Ими украшали окна и двери домов. А среди самых красивых девушек выбирали «майскую королеву» - хозяйку праздника. Все плясали и водили хороводы. Песни, под которые танцевали, прославляя весну, назывались балладами, что означало «танцевальные песни».
Со временем баллады утратили свой плясовой характер, и название «баллада» закрепилось за поэтическим произведением повествовательного характера, исполнение которого часто сопровождалось игрой на каком-либо инструменте.
Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами - жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие - прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.
Учитель:
Песня - баллада есть и в русском устном народном творчестве. Слайд № 9
Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский, а известный австрийский композитор Франц Шуберт положил музыку. Называется эта баллада «Лесной царь».
Вы спросите, а кто такой Гете? Шуберт? Жуковский?
Давайте обратимся к учебникам за справкой (работа учащихся с учебником).
1 группа: прочитает статью о Гете. (Гёте был многосторонне образованным человеком. Поистине универсальный гений - поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссёр, актёр, учёный, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель… Вот где образец для подражания!
2 группа: прочитает статью учебника «Литература» о Жуковском и выделит самые важные моменты, связанные с творчеством Василия Андреевича.
Ребята из 3 группы подготовили сообщение о творчестве Шуберта.
Слайд № 10-11
Презентация детей о Шуберте.
Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте и о его переводчике, и о композиторе, всех их объединяет произведение «Лесной царь».
-
Слушание музыки. Шуберт баллада «Лесной царь».
Учитель: Познакомимся с самой балладой.
Я предлагаю вам послушать балладу Франца Шуберта. Уверена, что музыка не оставит вас равнодушными.
(слушаем музыку)
Ребята, какие ассоциации вызвала у вас музыка Шуберта? Выразите их одним прилагательным (Таинственная, особенная…….)
-
таинственная,
-
особенная,
-
необыкновенная,
-
яркая,
-
волшебная;
-
экзотическая,
-
исключительная,
-
необычная,
-
страшная
-
загадочная.
Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя .
Что можно сказать о музыкальной характеристике героев?
(рассказчик очень взволнован, отец встревожен, сын испуган и напряжен, интонации лесного царя напротив привлекательны и сладки).
Учитель: Поработаем в группах.
Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма
Поработаем в группах
I группа - приведет доводы в пользу эпоса
(в балладе повествуется о событиях, Жуковский использует линейную композицию, мы видим:
В 1четверостишие - холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.
2 - малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.
3 - лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.
4 - сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.
5 - лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.
6 - испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.
7 - пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его.
8 - отец оробел, он не скачет - летит; но младенец уже мёртв.)
II группа - представит примеры, указывающие на лирику, как род литературы
(во-первых баллада написана в стихотворной форме, состоит из 8 четверостиший с параллельным способом рифмовки:
… мглой?
… молодой.
… приник;
… старик.
Во-вторых, мы видим переживания героев и чувства автора.
Лирическое начало создается всем строем стихотворения, всем его содержанием. Как и в музыке с первых строк создает тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок.
III группа - укажет основные средства драматического произведения, использованного в балладе
(В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира.
Диалог отца с сыном принимает вид спора, в котором мы увидеть характеры героев, их взгляды и убеждения.
I группа - Проследит за образом отца
II группа - Проследит за образом Лесного царя
III группа - Проследит за образом Ребёнка
-
Видит ли Лесного царя отец?
(Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)
3.Каким нам представляется Лесной царь?
(Он в тёмной короне, с густой бородой.
Он рассказывает о себе: Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
Он очень таинственный, загадочный и волшебный, он говорит: в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять)
2. Почему видение является только сыну? (Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)
8. Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца. (Ездок запоздалый
Обняв, … держит и греет (сына) старик.
Ласковый, спокойный, - Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
не верит сыну на видения отвечает :
- О нет, то белеет туман над водой. - О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
- О нет, всё спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне.
В конце баллады уже не так спокоен: Ездок оробелый не скачет, летит;).
4. Почему баллада названа именем Лесного царя? (Это один из главных героев; он погубил мальчика).
5. Какое трагическое событие положено в основу сюжета? Смерть мальчика).
6. Между кем идёт борьба за душу малютки? (Между отцом и Лесным царём, человеком и видением).
Зачитать: Отец Лесной царь
«дитя» «дитя»
«мой младенец» «мой младенец»
--------- «неволей иль волей, а будешь ты мой!»
7. Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка? (Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).
9.Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим? (Смерть. Многоточие, глаголы - смена действия порождает тайну, неопределённость, неясность, а значит, и неоднозначность толкования баллады, даёт простор читательской фантазии).
Что можно сказать о музыкальной характеристике героев?
(рассказчик очень взволнован, отец встревожен, сын испуган и напряжен, интонации лесного царя напротив привлекательны и сладки).
10. Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем - «дитя», «малютка», «младенец»? (Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль)
-
Подведение итогов. Слайд № 13
Учитель литературы:
Баллада прочитана, прослушана музыка, наступил момент, когда можно оглянуться назад и подвести итог.
1) О каком новом литературном жанре вы сегодня узнали?
2) Благодаря кому этот жанр пришёл в русскую литературу и получил достойное развитие?
3) Какие образы баллады «Лесной царь» отложились в вашей памяти?
4) Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка?
5) Давайте вернемся к эпиграфу урока, к словам Белинского, что же главное в балладе: событие, или всё - таки ощущение? (Конечно же, в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает».)
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)
1) Иллюстрирование героев или эпизодов баллады (по желанию).
-
Выразительное чтение по ролям - для работы в классе на следующем уроке (обязательно для всех).
-
Термины «баллада» выучить (обязательно для всех).
-
Написать отзыв о балладе «Лесной царь» В.А.Жуковского или Шуберта (по желанию).
-
Рефлексия.
Продолжить предложение:
-
На уроке самым интересным было…
-
На этом уроке я научился…
-
На этом уроке самым неинтересным было…
-
Я буду вспоминать о…
-
Теперь я хотел бы узнать о ….
Приложение 1
Тест, 6 класс
Древнерусская литература
-
Древнерусская литература относится к периоду:
а) IX - XIII веков
б) XI - XVIII веков
в) XI- XVII веков
-
Основными жанрами древнерусской литературы были:
а) роман
б) жития
в) слово
г) былины
д) стихотворения
е) летописи
-
Назовите наиболее известный (из ранних летописных сводов) памятник древнерусской литературы:
А) «Сказание о белгородском киселе»
б) «Повесть временных лет»
В) ««Повести о разорении Рязани Батыем»».
4. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен
а) князем Владимиром
б) Нестором
в) Александром Невским
5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?
а) превосходство человека мирного труда над воином,
б) величие русского человека,
в) прославление находчивости русского человека.
6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа (простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов).
а) Повесть временных лет
б) Повесть о разорении Рязани Батыем
в) Сказание о белгородском киселе
7. Какой прием использован автором "Повести о разорении Рязани Батыем" в сточке: «..один рязанец бьется с тысячей, а два с десятью тысячами…»
а) анафора
б) гипербола
в) олицетворение
8. Назовите имена создателей славянской азбуки
а) князь Владимир
б) Нестор
в) Кирилл
г) Мефодий
8 правильных ответов - оценка «5»
7-6 правильных ответов - оценка «4»
5-4 правильных ответов - оценка «3»
3 и меньше правильных ответов - оценка «2»
Ответы:
-
Древнерусская литература относится к периоду:
в) XI- XVII веков
-
Основными жанрами древнерусской литературы были:
б) жития
в) слово
е) летописи
-
Назовите первый памятник древнерусской литературы:
б) «Повесть временных лет»
4. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен
б) Нестором
5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?
а) превосходство человека мирного труда над воином,
6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа
в) Сказание о белгородском киселе
7. Какой прием использован автором "Повести о разорении Рязани Батыем" в сточке: «..один рязанец бьется с тысячей, а два с десятью тысячами…»
б) гипербола
8. Назовите имена создателей славянской азбуки
в) Кирилл
г) Мефодий
Приложение 2
Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» (Перевод баллады Гёте, 1818)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в тёмной короне, с густой бородой.
- О нет, то белеет туман над водой.
«Дитя, оглянися: младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
- Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит.
- О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
- Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.
- О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То вётлы седые стоят в стороне.
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
- Родимый, лесной царь нас хочет догнать:
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мёртвый младенец лежал.
Примечания :
Бирюзовый - зеленовато-голубой цвет.
Жемчужный - белый, как жемчуг.
Чертоги - пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
Перлы - жемчуга.
Сулить - обещать.
Дуброва (дубрава) - лес.
Вётлы - ивы.
Плениться - очароваться, увлечься.
«свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым.
«тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла - это символы враждебных человеку сил.
Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме привычного для нас, - «слепой, заблуждающийся».
Приложение 3
Работа в группах
1)Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма
I группа - приведет доводы в пользу эпоса
II группа - представит примеры, указывающие на лирику, как род литературы
III группа - укажет основные средства драматического произведения, использованного в балладе
2) Давайте проследим за главными образами баллады
I группа - Проследит за образом отца
II группа - Проследит за образом Лесного царя
III группа - Проследит за образом Ребёнка
1) Видит ли Лесного царя отец?
2) Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца.
-
Каким нам представляется Лесной царь?
-
Почему баллада названа именем Лесного царя?
1). Почему видение является только сыну?
2) Какое трагическое событие положено в основу сюжета?
-
Между кем идёт борьба за душу малютки?
-
Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?
Приложение 4
Информационная карта урока.
Учитель литературы: Демченко С.И
Дата: 10.10.13
Класс 6
Предмет: Литература+ музыка
Тема: "Баллада как жанр в литературе и музыке"
Целеполагание для ученика
(ЗУН-что надо знать, что уметь после 45 минут урока)
Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.
-
Знать:
А) баллада - лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.
Б) баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением, в которой рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.
-
Уметь (делать)
-
Работать с текстом, извлекать информацию из текста.
-
Выводы по предложенным вопросам для работы с текстом (сделать выводы, подтвердить словами из текста)
-
Различать интонации действующих лиц баллады.
-
Сравнить язык двух художественных произведений (литературного, музыкального), представлять, как средства выразительности каждого
-
составляют единый драматический образ.
1. Предметные цели:
Познакомить обучающихся с жанровыми особенностями баллады; Закрепить знание понятий «литературный образ», «музыкальный образ», подчеркнуть значение гениев И.В.Гёте, В.А.Жуковский, Ф.Шуберт.
2.Цели, отражающие ОУУН:
Организовать работу в парах, в группах и научить:
2.1 Методологическим умениям:
-
формулирование выводов на основе имеющихся знаний;
2.2 Логическим умениям:
-
работа с терминами и понятиями;
-
поиск и выделение главного;
2.3 ИКД
-
извлечение из текста информации, заданной в неявном виде;
-
формулирование выводов;
-
перефразирование мысли;
-
решение практических задач, на основе имеющихся знаний;
2.4 Работа с информацией:
-
работа с текстом, поиск информации в тексте;
3. Цели, развивающие личностную мотивацию:
Развивать творческие способности учащихся, формировать их духовные потребности, литературного и музыкального вкуса через организацию творческой учебной деятельности.
Опорные понятия: баллада; музыкальный образ; литературный образ;
Учебные действия: работа с текстом учебника, работа с дополнительной литературой, прослушивание музыки.
Диагностические задания:
-
Тест в начале урока по теме: «Древнерусская литература».
-
Сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.
-
Выводы по тексту баллады.
-
Этапы урока
Методический инструментарий
Обратная связь
-
Проверка домашнего задания (работа с тестом).
На основе изученного материала
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
-
Подготовка к усвоению материала
Запись темы, цели и задачи урока
Цель: формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады.
Средства: произведение Ф.Шуберта «Лесной царь», текст баллады Гете «Лесной царь» в переводе В.А.Жуковского;
Действия:
прослушивание, чтение, осмысление. Выводы;
Результат: на основе прозвучавших выводов сделать общий вывод.
-
Определение баллада как жанра в литературе и музыке
На основе нового материала
Сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.
-
Усвоение нового. Работа с художественными образами: литературными, музыкальными.
Исходя их темы урока, эпиграфа учащиеся должны выделить цели, средства, действия, результаты.
Сопоставление двух миров и художественных образов баллады.
Цель: изучить жанровые особенности баллады.
Средства: текст баллады.
Действия: чтение, анализ.
Результат: выводы.
Работа в группах. Сопоставление образов.
-
Подведение итогов урока. В группах оценить работу каждого.
На основе изученного за урок- анкета в группах.
Выступления групп, представители групп оценивают работу в целом класса и выделяют лучшую группу.
-
Рефлексия
На основе ответов на вопросы
Выражают вое мнение
-
Приложение 5
Тема урока: "Баллада как жанр в литературе и музыке"
Цели: обучающая (что должен знать):
-
Баллада - лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.
-
Баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением, в которой рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.
-
Сравнивать и сопоставлять язык двух художественных произведений:
Литературный, музыкальный.
Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический образ.
Цель развивающая (деятельностная): обучать учащихся работать с текстом, с таблицами, развивать умение анализировать художественный текст, организовать работу в группах.
Научить:
-
Методологическим умениям: (формулирование выводов на основе имеющихся знаний);
-
Логическим умениям:
-
работа с терминами и понятиями- баллада, драматический образ;
-
поиск и выделение главного (непосредственно работа с текстом);
2.3 ИКД
-
извлечение из текста информации, заданной в неявном виде;
-
формулирование выводов;
-
перефразирование мысли;
-
решение практических задач на основе имеющихся знаний
2.4 Работа с информацией:
-
работа с текстом, поиск информации в тексте.
Цели, развивающие личностную мотивацию: развивать творческие способности учащихся через организацию творческой учебной деятельности.
ЕСО (единица содержания образования)
-
каким образом учащиеся работают с текстом, с таблицами;
-
алгоритм действия учащихся при работе с текстом
(ЕСО- выделена, вместе с детьми обсуждена-3 уровень)
Граница знания - незнания: учащиеся сумели выполнить последовательность действий.
Учебный материал: материал подобран и сконструирован с учётом работы на уроке, с мотивацией, с интересом учащихся. Содержит проблемный вопрос, логика подачи материала позволила учащимся успешно выполнить задания.
(3 уровень).Типы заданий:
-
тест в начале урока по пройденному материалу;
-
Сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.
-
Выводы по тексту баллады.
Методы:
-
репродуктивные, поисковые, проблемные (3-4 уровень)
Тип урока: знакомство с определением жанра, углубление и расширение темы «Музыкальный образ», «Литературный образ».
Этапы урока:
-
Проверка домашнего задания
-
работа с тестом.
-
Подготовка к усвоению материала
-
запись темы, цели и задачи урока.
-
Определение баллада как жанра в литературе и музыке
-
работа с определением баллады как жанра в литературе и музыке,
-
сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.
-
Усвоение нового
-
работа с художественными образами: литературными, музыкальными,
-
работа в группах,
-
исходя их темы урока, эпиграфа учащиеся должны выделить цели, средства, действия, результаты.
-
Подведение итогов урока. В группах оценить работу каждого.
-
Рефлексия
Внешняя логическая связь:
-
проверка домашнего задания, тест,
-
переход к изучению темы, знакомство с определением «баллада»,
-
выводы по поставленным вопросам, общий вывод по цели урока.
Внутренняя логическая связь:
-
осуществлена диагностика пройденного материала ( тестирование);
-
сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке,
-
групповая работа с текстом литературным, музыкальным;
-
сделаны выводы по фрагментам и общие выводы по цели урока;
Формы обучения: групповые.
Результат урока: задание выполнили все группы.
Анализ эффективности реализации целей:
Замысел полностью совпал с целями урока, цели сформулированы учащимися, пройденный материал проверен, новый материал проработан, имела место творческая деятельность учащихся, межпредметные связи соблюдены.