Интегрированный урок (литература + музыка) по теме «Баллада как жанр в литературе и музыке»

Представлен урок на тему:  «Баллада как жанр в литературе и музыке» Цели: обучающая (что должен знать): 1.     Баллада - лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом. 2.     Баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением, в которой рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев. 3.     Сравнивать и сопоставлять язык двух художественных произведений: литературного, музыкального. Какие средства выразительности каждого  вида искусства создают единый драматический образ. Цель развивающая (деятельностная): обучать учащихся работать с текстом, с таблицами,  развивать умение анализировать художественный текст, организовать работу в группах. Научить: 3.1    Методологическим умениям: (формулирование выводов на основе имеющихся знаний); 3.2    Логическим умениям: ·       работа с терминами и понятиями- баллада, драматический образ; ·       поиск и выделение главного (непосредственно работа с текстом); 2.3    ИКД ·       извлечение из текста информации, заданной в неявном виде; ·       формулирование выводов; ·       перефразирование мысли; ·       решение практических задач на основе имеющихся знаний 2.4  Работа с информацией: ·       работа с текстом, поиск информации в тексте. Цели, развивающие личностную мотивацию: развивать творческие способности учащихся через организацию творческой учебной деятельности. ЕСО (единица содержания образования) ·       каким образом учащиеся работают с  текстом, с таблицами; ·       алгоритм действия учащихся при  работе с текстом (ЕСО- выделена, вместе с детьми обсуждена-3 уровень) Граница знания - незнания: учащиеся сумели выполнить последовательность действий. Учебный материал: материал подобран и сконструирован с учётом работы на уроке, с мотивацией, с интересом учащихся. Содержит проблемный вопрос, логика подачи материала позволила учащимся успешно выполнить задания. (3 уровень). Типы заданий: ·       Тест в начале урока по пройденному материалу; ·       Сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке. ·       Выводы по тексту баллады. Методы: ·       репродуктивные, поисковые, проблемные  (3-4 уровень) Тип урока: знакомство с определением жанра, углубление и расширение темы «Музыкальный образ», «Литературный образ». Этапы урока: 1.                Проверка домашнего задания ·       работа с тестом. 2.                Подготовка к усвоению материала ·       запись темы, цели и задачи урока.   3.                Определение баллада как жанра в литературе и музыке ·       работа с определением баллады как жанра в литературе и музыке, ·       сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке. 4.                Усвоение нового ·       работа с  художественными образами: литературными, музыкальными, ·       работа в группах, ·       исходя их темы урока, эпиграфа учащиеся должны выделить цели, средства, действия, результаты. 5.                Подведение итогов урока. В группах оценить работу каждого. 6.                Рефлексия Внешняя логическая связь: ·       проверка домашнего задания, тест, ·       переход к изучению темы, знакомство с определением «баллада», ·       выводы по поставленным вопросам, общий вывод по цели урока. Внутренняя логическая связь: ·       осуществлена диагностика пройденного материала  ( тестирование); ·       сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке, ·       групповая работа с текстом литературным, музыкальным; ·       сделаны выводы по фрагментам и общие выводы по цели урока; Формы обучения: групповые. Результат урока: задание выполнили все группы. Анализ эффективности реализации целей: Замысел урока полностью совпал с целями урока, цели сформулированы учащимися, пройденный материал проверен, новый материал проработан, имела место творческая деятельность учащихся, межпредметные связи соблюдены.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интегрированный урок (литература + музыка)

по теме "Баллада как жанр в литературе и музыке"

Демченко Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: интегрированный урок.

Цели и задачи урока:

Образовательные: Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия «литературный образ», «музыкальный образ», на примере баллады "Лесной царь", подчеркнуть значение гениев (И. В.Гёте, В.А. Жуковский, Ф.Шуберт).

Развивающие: Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности. Расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся.

Воспитательные: Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание любви к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству - музыке.

«В балладе ... главное не событие, а ощущение,

которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...»

В.Г. Белинский

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: На предыдущих уроках литературы мы говорили о чудесном воздействии на человека произведений устного народного творчества, о зарождении русской письменности, познакомились с жанрами древнерусской литературы, окунулись в прошлое России, в жизнь Древней Руси.
А то, насколько вы усвоили этот материал, мы сейчас проверим: выполним небольшое тестовое задание. (Приложение 1)

2) А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу напарника

(Взаимопроверка) -Слайд № 1-4

  1. Запись темы, определение целей и задач урока.

Учитель (Слайд № 5):

Тема сегодняшнего урока - «Баллада как жанр в литературе и музыке». Как вы думаете, о чем мы будем говорить, в связи с этой темой? (ребята предлагают вопросы для обсуждения:

- что такое баллада?

- о чем рассказывается в балладах?

- кто авторы баллад).

Попробуем ответить на эти вопросы в течение урока. Работать мы будем в группах и все вместе.

А эпиграфом к уроку будут слова известного русского писателя, критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского: «В балладе ... главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...». В конце урока мы с вами и попытаемся ответить на вопрос: что же главное в балладе: событие, или ощущение?

Учитель: Обратимся к ключевому слову урока - баллада.

Что такое баллада? Давайте разберемся откуда пришло к нам это слово.

Слово «баллада» В переводе с итальянского языка означает (ballare) - плясать. Так в старину назывались танцевальные песни. Изначально это были, наверно, авторские песни, но со временем они становились народными.

Баллады писались в стихотворной форме, куплетов было много, и исполняли их под какой-нибудь, инструмент. Со временем, когда под балладу перестали плясать, она стала носить серьезный, эпический смысл.

Слайд № 6

Баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением. В них рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.

Учитель:

А вот определение баллады как литературного жанра:

Слайд № 6

Баллада - небольшое стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер.

Главные жанровые особенности баллады: (составить кластер)

  1. Баллада имеет сюжет, который построен на узнавании некой тайны, она держит слушателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героев.

  2. Важную роль в раскрытии идеи играет диалог, который заставляет развиваться сюжет.

  3. Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему, выражая свои чувства и эмоции по отношению к разворачиваемым действиям.

  4. Баллада имеет зачин и концовку, как любое эпическое произведение.

  5. баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов, что сближает ее с лирическими произведениями.

  6. в балладе всегда остается тайна, загадка, раскрытие которой - задача слушателей либо читателей.

Сравните характеристики определения баллады . Отметили вы какие-либо закономерности этих двух определений? (Круги ВИЕТА)

Слайд № 7
И снова вы правы. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими происшествиями, с героическими поступками.

  1. Физкультминутка.

Учитель (Слайд № 8): Как мы уже говорили, слово «баллада» пришло к нам с итальянского языка (ballare) - плясать. На юге Франции издавна с наступлением мая существовал обычай встречать приход весны. Это был настоящий праздник. В этот день парни уходили в лес и возвращались с громадными охапками зеленых ветвей. Ими украшали окна и двери домов. А среди самых красивых девушек выбирали «майскую королеву» - хозяйку праздника. Все плясали и водили хороводы. Песни, под которые танцевали, прославляя весну, назывались балладами, что означало «танцевальные песни».
Со временем баллады утратили свой плясовой характер, и название «баллада» закрепилось за поэтическим произведением повествовательного характера, исполнение которого часто сопровождалось игрой на каком-либо инструменте.
Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами - жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие - прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.

Учитель:

Песня - баллада есть и в русском устном народном творчестве. Слайд № 9

Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский, а известный австрийский композитор Франц Шуберт положил музыку. Называется эта баллада «Лесной царь».

Вы спросите, а кто такой Гете? Шуберт? Жуковский?

Давайте обратимся к учебникам за справкой (работа учащихся с учебником).

1 группа: прочитает статью о Гете. (Гёте был многосторонне образованным человеком. Поистине универсальный гений - поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссёр, актёр, учёный, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель… Вот где образец для подражания!

2 группа: прочитает статью учебника «Литература» о Жуковском и выделит самые важные моменты, связанные с творчеством Василия Андреевича.

Ребята из 3 группы подготовили сообщение о творчестве Шуберта.

Слайд № 10-11

Презентация детей о Шуберте.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте и о его переводчике, и о композиторе, всех их объединяет произведение «Лесной царь».

  1. Слушание музыки. Шуберт баллада «Лесной царь».

Учитель: Познакомимся с самой балладой.

Я предлагаю вам послушать балладу Франца Шуберта. Уверена, что музыка не оставит вас равнодушными.

(слушаем музыку)

Ребята, какие ассоциации вызвала у вас музыка Шуберта? Выразите их одним прилагательным (Таинственная, особенная…….)

  • таинственная,

  • особенная,

  • необыкновенная,

  • яркая,

  • волшебная;

  • экзотическая,

  • исключительная,

  • необычная,

  • страшная

  • загадочная.

Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя .

Что можно сказать о музыкальной характеристике героев?

(рассказчик очень взволнован, отец встревожен, сын испуган и напряжен, интонации лесного царя напротив привлекательны и сладки).

Учитель: Поработаем в группах.

Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма

Поработаем в группах

I группа - приведет доводы в пользу эпоса

(в балладе повествуется о событиях, Жуковский использует линейную композицию, мы видим:

В 1четверостишие - холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.

2 - малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.

3 - лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.

4 - сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.

5 - лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.

6 - испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.

7 - пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его.

8 - отец оробел, он не скачет - летит; но младенец уже мёртв.)

II группа - представит примеры, указывающие на лирику, как род литературы

(во-первых баллада написана в стихотворной форме, состоит из 8 четверостиший с параллельным способом рифмовки:

… мглой?

… молодой.

… приник;

… старик.

Во-вторых, мы видим переживания героев и чувства автора.

Лирическое начало создается всем строем стихотворения, всем его содержанием. Как и в музыке с первых строк создает тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок.

III группа - укажет основные средства драматического произведения, использованного в балладе

(В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира.

Диалог отца с сыном принимает вид спора, в котором мы увидеть характеры героев, их взгляды и убеждения.

I группа - Проследит за образом отца

II группа - Проследит за образом Лесного царя

III группа - Проследит за образом Ребёнка

  1. Видит ли Лесного царя отец?

(Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)

3.Каким нам представляется Лесной царь?

(Он в тёмной короне, с густой бородой.

Он рассказывает о себе: Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

Он очень таинственный, загадочный и волшебный, он говорит: в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять)

2. Почему видение является только сыну? (Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)

8. Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца. (Ездок запоздалый

Обняв, … держит и греет (сына) старик.

Ласковый, спокойный, - Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

не верит сыну на видения отвечает :

- О нет, то белеет туман над водой. - О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

- О нет, всё спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне.

В конце баллады уже не так спокоен: Ездок оробелый не скачет, летит;).

4. Почему баллада названа именем Лесного царя? (Это один из главных героев; он погубил мальчика).

5. Какое трагическое событие положено в основу сюжета? Смерть мальчика).

6. Между кем идёт борьба за душу малютки? (Между отцом и Лесным царём, человеком и видением).

Зачитать: Отец Лесной царь

«дитя» «дитя»

«мой младенец» «мой младенец»

--------- «неволей иль волей, а будешь ты мой!»

7. Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка? (Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).

9.Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим? (Смерть. Многоточие, глаголы - смена действия порождает тайну, неопределённость, неясность, а значит, и неоднозначность толкования баллады, даёт простор читательской фантазии).

Что можно сказать о музыкальной характеристике героев?

(рассказчик очень взволнован, отец встревожен, сын испуган и напряжен, интонации лесного царя напротив привлекательны и сладки).


10. Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем - «дитя», «малютка», «младенец»? (Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль)


  1. Подведение итогов. Слайд № 13

Учитель литературы:

Баллада прочитана, прослушана музыка, наступил момент, когда можно оглянуться назад и подвести итог.

1) О каком новом литературном жанре вы сегодня узнали?

2) Благодаря кому этот жанр пришёл в русскую литературу и получил достойное развитие?

3) Какие образы баллады «Лесной царь» отложились в вашей памяти?

4) Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка?

5) Давайте вернемся к эпиграфу урока, к словам Белинского, что же главное в балладе: событие, или всё - таки ощущение? (Конечно же, в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает».)


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)

1) Иллюстрирование героев или эпизодов баллады (по желанию).

  1. Выразительное чтение по ролям - для работы в классе на следующем уроке (обязательно для всех).

  2. Термины «баллада» выучить (обязательно для всех).

  3. Написать отзыв о балладе «Лесной царь» В.А.Жуковского или Шуберта (по желанию).

  1. Рефлексия.

Продолжить предложение:

  1. На уроке самым интересным было…

  2. На этом уроке я научился…

  3. На этом уроке самым неинтересным было…

  4. Я буду вспоминать о…

  5. Теперь я хотел бы узнать о ….

Приложение 1

Тест, 6 класс

Древнерусская литература


  1. Древнерусская литература относится к периоду:

а) IX - XIII веков

б) XI - XVIII веков

в) XI- XVII веков

  1. Основными жанрами древнерусской литературы были:

а) роман

б) жития

в) слово

г) былины

д) стихотворения

е) летописи

  1. Назовите наиболее известный (из ранних летописных сводов) памятник древнерусской литературы:
    А) «Сказание о белгородском киселе»

б) «Повесть временных лет»
В) ««Повести о разорении Рязани Батыем»».

4. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен

а) князем Владимиром

б) Нестором

в) Александром Невским

5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) превосходство человека мирного труда над воином,

б) величие русского человека,

в) прославление находчивости русского человека.

6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа (простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов).

а) Повесть временных лет

б) Повесть о разорении Рязани Батыем

в) Сказание о белгородском киселе

7. Какой прием использован автором "Повести о разорении Рязани Батыем" в сточке: «..один рязанец бьется с тысячей, а два с десятью тысячами…»

а) анафора

б) гипербола

в) олицетворение

8. Назовите имена создателей славянской азбуки

а) князь Владимир

б) Нестор

в) Кирилл

г) Мефодий

8 правильных ответов - оценка «5»

7-6 правильных ответов - оценка «4»

5-4 правильных ответов - оценка «3»

3 и меньше правильных ответов - оценка «2»

Ответы:

  1. Древнерусская литература относится к периоду:

в) XI- XVII веков

  1. Основными жанрами древнерусской литературы были:

б) жития

в) слово

е) летописи

  1. Назовите первый памятник древнерусской литературы:
    б) «Повесть временных лет»

4. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен

б) Нестором

5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) превосходство человека мирного труда над воином,

6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа

в) Сказание о белгородском киселе

7. Какой прием использован автором "Повести о разорении Рязани Батыем" в сточке: «..один рязанец бьется с тысячей, а два с десятью тысячами…»

б) гипербола

8. Назовите имена создателей славянской азбуки

в) Кирилл

г) Мефодий












Приложение 2

Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» (Перевод баллады Гёте, 1818)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в тёмной короне, с густой бородой.

- О нет, то белеет туман над водой.

«Дитя, оглянися: младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

- Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит.

- О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

- Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.

- О нет, всё спокойно в ночной глубине:

То вётлы седые стоят в стороне.

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

- Родимый, лесной царь нас хочет догнать:

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мёртвый младенец лежал.

Примечания :

Бирюзовый - зеленовато-голубой цвет.

Жемчужный - белый, как жемчуг.

Чертоги - пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Перлы - жемчуга.

Сулить - обещать.

Дуброва (дубрава) - лес.

Вётлы - ивы.

Плениться - очароваться, увлечься.

«свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым.

«тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла - это символы враждебных человеку сил.

Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме привычного для нас, - «слепой, заблуждающийся».












Приложение 3

Работа в группах


1)Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма

I группа - приведет доводы в пользу эпоса

II группа - представит примеры, указывающие на лирику, как род литературы

III группа - укажет основные средства драматического произведения, использованного в балладе

2) Давайте проследим за главными образами баллады

I группа - Проследит за образом отца

II группа - Проследит за образом Лесного царя

III группа - Проследит за образом Ребёнка

1) Видит ли Лесного царя отец?

2) Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца.


  1. Каким нам представляется Лесной царь?

  2. Почему баллада названа именем Лесного царя?

1). Почему видение является только сыну?

2) Какое трагическое событие положено в основу сюжета?

  1. Между кем идёт борьба за душу малютки?

  2. Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?









Приложение 4

Информационная карта урока.

Учитель литературы: Демченко С.И

Дата: 10.10.13

Класс 6

Предмет: Литература+ музыка

Тема: "Баллада как жанр в литературе и музыке"

Целеполагание для ученика

(ЗУН-что надо знать, что уметь после 45 минут урока)

Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.

  1. Знать:

А) баллада - лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Б) баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением, в которой рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.


  1. Уметь (делать)

    1. Работать с текстом, извлекать информацию из текста.

    2. Выводы по предложенным вопросам для работы с текстом (сделать выводы, подтвердить словами из текста)

    3. Различать интонации действующих лиц баллады.

    4. Сравнить язык двух художественных произведений (литературного, музыкального), представлять, как средства выразительности каждого

составляют единый драматический образ.

1. Предметные цели:

Познакомить обучающихся с жанровыми особенностями баллады; Закрепить знание понятий «литературный образ», «музыкальный образ», подчеркнуть значение гениев И.В.Гёте, В.А.Жуковский, Ф.Шуберт.

2.Цели, отражающие ОУУН:

Организовать работу в парах, в группах и научить:

2.1 Методологическим умениям:

  • формулирование выводов на основе имеющихся знаний;

2.2 Логическим умениям:

  • работа с терминами и понятиями;

  • поиск и выделение главного;

2.3 ИКД

  • извлечение из текста информации, заданной в неявном виде;

  • формулирование выводов;

  • перефразирование мысли;

  • решение практических задач, на основе имеющихся знаний;

2.4 Работа с информацией:

  • работа с текстом, поиск информации в тексте;

3. Цели, развивающие личностную мотивацию:

Развивать творческие способности учащихся, формировать их духовные потребности, литературного и музыкального вкуса через организацию творческой учебной деятельности.

Опорные понятия: баллада; музыкальный образ; литературный образ;

Учебные действия: работа с текстом учебника, работа с дополнительной литературой, прослушивание музыки.

Диагностические задания:

  1. Тест в начале урока по теме: «Древнерусская литература».

  2. Сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.

  3. Выводы по тексту баллады.


Этапы урока

Методический инструментарий

Обратная связь

  1. Проверка домашнего задания (работа с тестом).

На основе изученного материала

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

  1. Подготовка к усвоению материала

Запись темы, цели и задачи урока

Цель: формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады.

Средства: произведение Ф.Шуберта «Лесной царь», текст баллады Гете «Лесной царь» в переводе В.А.Жуковского;

Действия:

прослушивание, чтение, осмысление. Выводы;

Результат: на основе прозвучавших выводов сделать общий вывод.

  1. Определение баллада как жанра в литературе и музыке

На основе нового материала

Сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.


  1. Усвоение нового. Работа с художественными образами: литературными, музыкальными.

Исходя их темы урока, эпиграфа учащиеся должны выделить цели, средства, действия, результаты.

Сопоставление двух миров и художественных образов баллады.

Цель: изучить жанровые особенности баллады.

Средства: текст баллады.

Действия: чтение, анализ.

Результат: выводы.

Работа в группах. Сопоставление образов.


  1. Подведение итогов урока. В группах оценить работу каждого.

На основе изученного за урок- анкета в группах.

Выступления групп, представители групп оценивают работу в целом класса и выделяют лучшую группу.

  1. Рефлексия

На основе ответов на вопросы

Выражают вое мнение
















Приложение 5

Тема урока: "Баллада как жанр в литературе и музыке"

Цели: обучающая (что должен знать):

  1. Баллада - лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

  2. Баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением, в которой рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.

  3. Сравнивать и сопоставлять язык двух художественных произведений:

Литературный, музыкальный.

Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический образ.

Цель развивающая (деятельностная): обучать учащихся работать с текстом, с таблицами, развивать умение анализировать художественный текст, организовать работу в группах.

Научить:

  1. Методологическим умениям: (формулирование выводов на основе имеющихся знаний);

  2. Логическим умениям:

  • работа с терминами и понятиями- баллада, драматический образ;

  • поиск и выделение главного (непосредственно работа с текстом);

2.3 ИКД

  • извлечение из текста информации, заданной в неявном виде;

  • формулирование выводов;

  • перефразирование мысли;

  • решение практических задач на основе имеющихся знаний

2.4 Работа с информацией:

  • работа с текстом, поиск информации в тексте.

Цели, развивающие личностную мотивацию: развивать творческие способности учащихся через организацию творческой учебной деятельности.

ЕСО (единица содержания образования)

  • каким образом учащиеся работают с текстом, с таблицами;

  • алгоритм действия учащихся при работе с текстом

(ЕСО- выделена, вместе с детьми обсуждена-3 уровень)

Граница знания - незнания: учащиеся сумели выполнить последовательность действий.

Учебный материал: материал подобран и сконструирован с учётом работы на уроке, с мотивацией, с интересом учащихся. Содержит проблемный вопрос, логика подачи материала позволила учащимся успешно выполнить задания.

(3 уровень).Типы заданий:

  • тест в начале урока по пройденному материалу;

  • Сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.

  • Выводы по тексту баллады.

Методы:

  • репродуктивные, поисковые, проблемные (3-4 уровень)

Тип урока: знакомство с определением жанра, углубление и расширение темы «Музыкальный образ», «Литературный образ».

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания

  • работа с тестом.

  1. Подготовка к усвоению материала

  • запись темы, цели и задачи урока.


  1. Определение баллада как жанра в литературе и музыке

  • работа с определением баллады как жанра в литературе и музыке,

  • сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке.

  1. Усвоение нового

  • работа с художественными образами: литературными, музыкальными,

  • работа в группах,

  • исходя их темы урока, эпиграфа учащиеся должны выделить цели, средства, действия, результаты.

  1. Подведение итогов урока. В группах оценить работу каждого.

  2. Рефлексия

Внешняя логическая связь:

  • проверка домашнего задания, тест,

  • переход к изучению темы, знакомство с определением «баллада»,

  • выводы по поставленным вопросам, общий вывод по цели урока.

Внутренняя логическая связь:

  • осуществлена диагностика пройденного материала ( тестирование);

  • сравнительная характеристика определения баллады в литературе и музыке,

  • групповая работа с текстом литературным, музыкальным;

  • сделаны выводы по фрагментам и общие выводы по цели урока;

Формы обучения: групповые.

Результат урока: задание выполнили все группы.

Анализ эффективности реализации целей:

Замысел полностью совпал с целями урока, цели сформулированы учащимися, пройденный материал проверен, новый материал проработан, имела место творческая деятельность учащихся, межпредметные связи соблюдены.



© 2010-2022