Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс Гольцова (204 часа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Город Белореченск муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С.Пушкина


УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от 31 августа 2015 года

протокол № 8

Председатель _______ Т.В.Ломовцева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку

Уровень образования (класс) основное общее образование, 10-11 класс

Количество часов 204

Учителя Надеждина Полина Львовна, Рубцова Наталья Александровна

Программа разработана на основе авторской программы «Русский язык. 10-11 классы», авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина

- 7_е изд. - М.: OOO «Русское слово -учебник», 2012






1.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов на 2015 - 2016 учебный год составлена на основе авторской программы к учебнику «Русский язык.10-11 класс» под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина. М., Русское слово, 2008.

« Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (10-11 классы)» - М: «Русское слово», 2012г., в соответствии с требованиями:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку, утвержденного Приказом Министерства образования РФ№ 1039 от 05. 03. 2004;

- Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- БУП 2004, утвержденного Приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.;

- Письма МОН КК №47-10474/15-14 от 17.07.2015г. о рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования;

- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы», авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина- 7_е изд. - М.: OOO «Русское слово -учебник», 2012

Цели обучения

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально - стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристикам личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о

лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Одна из основных задач - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

2.Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10-11 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Материал программы отобран и структурирован таким образом, что при необходимости содержание отдельных блоков или разделов может быть развернуто в самостоятельные курсы (в рамках элективных или факультативных).

Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

3.Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

В учебном плане МБОУ СОШ 2 на 2015-2016 учебный год на изучение русского языка в 10 классе отведено 102 часа в год (3 часа в неделю), в 11 классе отведено 102 часа в год (3 часа в неделю).

4.Содержание учебного предмета «Русский язык»
10 класс

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение.

1

1

2

Лексика, фразеология, лексикография

4

13

3

Фонетика, графика, орфоэпия

2

5

4

Морфемика и словообразование

2

6

5

Морфология и орфография.

6

18

6

Части речи. Имя существительное

2

8

7

Имя прилагательное

2

9

8

Имя числительное

2

6

9

Местоимение

1

5

10

Глагол. Причастие. Деепричастие

5

16

11

Наречие.

1

3

12

Слова категории состояния

1

1

13

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия

4

9

14

Повторение и обобщение

1

2

ИТОГО:

34

102



Содержание программы (102 часа)

Введение (1 ч)

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.



ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (13 ч)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ(5 ч)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (6 ч)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.

2См. также раздел «Культура речи».


МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (18 ч)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И иЫ после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное (8 ч)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное (9 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на-ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Ни ННв суффиксах имен прилагательных.


Имя числительное (6 ч)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.


Местоимение (5 ч)

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол (6 ч +8 ч +2 ч)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.


Наречие (3 ч)

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.


Слова категории состояния (1 ч)

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.


Служебные части речи.

Предлог (2 ч)

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.


Союзы и союзные слова (2 ч)

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.


Частицы (4 ч)

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие (1 ч)

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.

Повторение. Культура речи (2 ч)

Содержание учебного предмета «Русский язык»
11 класс

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

I

Синтаксис и пунктуация

29

72



1

Основные понятия синтаксиса и пунктуации

1

2

2

Словосочетание

1

6

3

Предложение

1

3

4

Простое предложение

13

34

5

Сложное предложение

9

18

6

Предложения с чужой речью

2

5

7

Употребление знаков препинания

2

4

II

Культура речи

2

11

III

Стилистика

2

17

IV

Из истории русского языкознания

1

2


Итого

34

102

11 КЛАСС (102 часа)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (2 ч)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

Основные синтаксические единицы.

Основные принципы русской пунктуации.

Пунктуационный анализ.

Словосочетание (6 ч)

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение (3 ч)

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений

по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераcпространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое предложение (34 ч)

Простые осложненное и неосложненное предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания

при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные

определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и

присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически

не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки

препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при

междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е (18 ч)

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном

сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический

разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

П редложения с чужой речью (5 ч)

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи (11 ч)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность,

точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика (17 ч)

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и

стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный

стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые

типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов

разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания (2 ч)

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль.

Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

Перечень практических работ в 10 классе

№ п/п

Вид работы

1

Контрольное изложение с элементами сочинения ( по тексту КИМ)

2

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

3

Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

4

Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

5

Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

6

Контрольный диктант по теме «Правописание причастий, деепричастий, наречий»

Перечень практических работ в 11 классе

п/п

Содержание практической части

1.

Контрольное изложение с элементами сочинения- рассуждения

2.

Контрольная работа по теме «Орфография»

3.

Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

4.

Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

5.

Контрольная работа по теме «Простое предложение. Сложное предложение»

6.

Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

5. Тематическое планирование 10 класс

урока

Содержание

Кол-во

часов по

разделам

и темам


Введение

Русский язык среди языков мира.

1

1.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как один из мировых языков. Понятие нормы литературного языка.

1


Лексика. Фразеология. Лексикография

13


Лексика

8

2.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов

1

3.

Изобразительно-выразительные средства языка

1

4.

Изобразительно-выразительные средства языка

1

5

Омонимы и их употребление

1

6.

Паронимы и их употребление

1

7

Синонимы и их употребление

1

8.

Антонимы и их употребление.

1

9.

Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения (по тексту КИМ)



Необщеупотребительная лексика. Фразеология

5

10.

Происхождение лексики современного русского языка

1

11.

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.

1

12

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

1

13

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография

1

14

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

1


Фонетика. Графика. Орфоэпия

5

15

Звуки и буквы.

1

16

Фонетический разбор слова.

1

17

Орфоэпия. Литературные нормы.

1

18

Р.Р. Готовимся к сочинению-рассуждению (часть С). Как сформулировать проблему текста.

1

19

Р.Р.. Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

1


Морфемика и словообразование

6

20

Состав слова. Морфемный разбор слова

1

21

Словообразование. Основные способы образования слов.

1

22

Способы образования слов различных частей речи.

1

23

Словообразовательный разбор

1

24

Формообразование. Основные способы формообразования в современном русском языке.

1

25

Проверочная работа по теме «Словообразование»

1


Морфология и орфография

77


Орфография. Гласные в корне слова

5

26

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

27

Чередующиеся гласные е-и в корне слова.

1

28

Чередующиеся гласные о-а в корне слова.

1

29

Употребление гласных после шипящих.

1

30

Употребление гласных после Ц.

1


Орфография. Согласные в корне слова

6

31

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

32

Правописание непроизносимых согласных.

1

33

Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

1

34

Правописание двойных согласных.

1

35

Р.Р.. Готовимся к сочинению-рассуждению (часть С). Комментирование проблемы и выявление авторской позиции

1

36

Р.Р.. Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМ)

1


Орфография. Правописание приставок

7

37

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

38

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

1

39

Гласные И и Ы после приставок.

1

40

Правописание Ъ и Ь.

1

41

Проверочная работа по теме «Орфография»

1

42

Употребление прописных букв.

1

43

Правила переноса слов.

1


Самостоятельные части речи. Имя существительное

8

44

Имя существительное как часть речи.

1

45

Морфологический разбор имени существительного.

1

46

Правописание падежных окончаний имён существительных.

1

47

Гласные в суффиксах имён существительных.

1

48

Правописание сложных имён существительных.

1

49

Правописание НЕ с именами существительными.

1

50

Синтаксическая роль имени существительного.

1

51

Проверочная работа по теме «Имя существительного»

1


Имя прилагательное

9

52

Имя прилагательное как часть речи.

1

53

Морфологический разбор имени прилагательного

1

54

Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных

1

55

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных

1

56

Н и НН в суффиксе отглагольных имён прилагательных

1

57

Правописание НЕ с именами прилагательными

1

58

Правописание сложных имён прилагательных

1

59

Синтаксическая роль имени прилпгательного

1

60

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1


Имя числительное

6

61

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

1

62

Склонение имён числительных

1

63

Правописание имён числительных

1

64

Р.Р. Готовимся к сочинению-рассуждению (часть С). Аргументация собственной позиции

1

65

Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение (по текстам КИМа)

1

66

Употребление имён числительных в речи

1


Местоимение

5

67

Местоимение как часть речи

1

68

Морфологический разбор местоимения

1

69

Разряды местоимений

1

70

Правописание местоимений.

1

71

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1


Глагол

6

72

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

1

73

Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

1

74

Ь в глагольных формах

1

75

Гласные о-е, ы-и в суффиксе глаголов.

1

76

Синтаксическая роль глагола.

1

77

Проверочная работа по теме «Глагол».

1


Причастие

8

78

Причастие как часть речи.

1

79

Морфологический разбор причастия.

1

80

Образование действительных причастий

1

81

Образование страдательных причастий

1

82

Правописание суффиксов причастий

1

83

Н и НН в причастиях полной и краткой формы

1

84

Правописание НЕ с причастиями

1

85

Переход причастия в слова других частей речи

1


Деепричастие

2

86

Деепричастие как часть речи. Морфологический разбор деепричастия

1

87

Переход деепричастий в наречия и предлоги

1


Наречие

3

88

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречия

1

89

Правописание наречий

1

90

Контрольный диктант по теме «Правописание причастий, деепричастий, наречий».

1


Слова категории состояния

1

91

Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния

1


Служебные части речи. Предлог

2

92

Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога

1

93

Особенности употребления предлогов. Правописание предлогов.

1


Союзы и союзные слова

2

94

Союз как служебная часть речи. Классификация союзов. Морфологический разбор союза. Союзные слова

1

95

Правописание союзов

1


Частицы

4

96

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частицы.

1

97

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление

1

98

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

1

99

Проверочная работа по теме «Правописание предлогов и частиц»

1


Междометие. Звукоподражательные слова

1

100

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1


Повторение и обобщение изученного в 10 классе

2

101

Комплексное повторение. Анализ текста.

1

102

Комплексное повторение. Анализ текста.

Рекомендации на лето

1

Тематическое распределение часов 11 класс

урока

Содержание

Кол-во

часов по

разделам

и темам


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

72


Синтаксис и пунктуация

2

1

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы

1

2

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ

1


Словосочетание

6

3

Классификация словосочетаний.

1

4

Строение и грамматическое значение словосочетания.

1

5

Виды синтаксической связи в словосочетании

1

6

Согласование, управление, примыкание

1

7

Синтаксический разбор словосочетания.

1

8

Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения-рассуждения

1


Предложение

3

9

Анализ изложения. Понятие о предложении.

1

10

Классификация предложений.

1

11

Предложения простые и сложные.

1


Простое предложение

34


Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре

9

12

Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Двусоставные и односоставные предложения.

1

13

Главные члены предложения.

1

14

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Готовимся к ЕГЭ

1

15

Проверочная работа по грамматическим нормам.

1

16

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

17

Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

1

18

Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

1

19

Готовимся к ЕГЭ. Проблема текста, комментарий к проблеме. позиция автора. Р.р. Сочинение- рассуждение (задание 25)

1

20

Синтаксический разбор простого предложения. Готовимся к ЕГЭ. Повторение орфографии. Правописание гласных в корне слова. Отработка заданий по орфографии.

1


Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах

9

21

Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.

1

22

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

1

23

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

1

24

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Готовимся к ЕГЭ: отработка заданий по пунктуации.

1

25

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

1

26

Приложения. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

1

27

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.

1

28

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

1

29

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Готовимся к ЕГЭ. Повторение орфографии.

1

30

Контрольная работа по теме «Орфография»

1


Обособленные члены предложения

9

31

Анализ контрольной работы. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.

1

32

Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях.

1

33

Обособленные обстоятельства

1

34

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1

35

Готовимся к ЕГЭ: отработка заданий.

1

36

Обособленные дополнения

1

37

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения

1

38

Параллельные синтаксические конструкции.

1

39

Знаки препинания при сравнительном обороте

1


Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

6

40

Знаки препинания при словах и конструкциях,

грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.

1

41

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях.

1

42

Готовимся к ЕГЭ: отработка заданий

1

43

Готовимся к ЕГЭ. Аргументация своей позиции. Р.р. Сочинение-рассуждение (часть С)/ Р.р. Сочинение-рассуждение (часть С)

1

44

Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

1

45

Проверочная работа по теме: «Простое предложение»

1


Сложное предложение

18


Сложносочинённое предложение.

5

46

Анализ проверочной работы.

1

47

Понятие о сложном предложении.

1

48

Сложносочинённое предложение.

1

49

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

1

50

Готовимся к ЕГЭ: отработка задания.

1


Сложноподчинённое предложение.

5

51

Сложноподчинённое предложение.

1

52

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

1

53

Готовимся к ЕГЭ: отработка заданий.

1

54

Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными.

1

55

Готовимся к ЕГЭ/ Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными

1


Бессоюзное сложное предложение.

4

56

Бессоюзное сложное предложение.

1

57

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

58

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

59

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1


Сложное синтаксическое целое и абзац

6

60

Сложное синтаксическое целое и абзац. Готовимся к ЕГЭ

1

61

Готовимся к ЕГЭ. Повторение орфографии. НЕ с разными частями речи.

1

62

Готовимся к ЕГЭ. Повторение орфографии. НИ с разными частями речи.

1

63

Готовимся к ЕГЭ. Повторение орфографии. Слитные и раздельные написания.

1

64

Готовимся к ЕГЭ. Повторение орфографии. Дефисные написания.

1

65

Контрольная работа по теме: « Простое предложение. Сложное предложение»

1


Предложения с чужой речью.

5

66

Анализ контрольной работы.

1

67

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

1

68

Знаки препинания при диалоге

1

69

Знаки препинания при цитатах.

1

70

Готовимся к ЕГЭ. Аргументация своей позиции. Р.р. Сочинение-рассуждение (часть С)/ Р.р. Сочинение-рассуждение (часть С

1


Употребление знаков препинания

4

71

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.

1

72

Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания.

1

73

Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

1

74

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

1


П раздел. КУЛЬТУРА РЕЧИ

11

75

Язык и речь, правильность речи.

1

76

Типы норм литературного языка.

1

77

Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы.

1

78

Нормы литературного языка.

1

79

Готовимся к ЕГЭ. Отработка заданий.

1

80

Готовимся к ЕГЭ. Лексические нормы.

1

81

Морфологические нормы.

1

82

Готовимся к ЕГЭ. Отработка задания.

1

83

Виды и роды ораторского красноречия.

1

84

Ораторская речь и такт.

1

85

Готовимся к ЕГЭ. Синтаксические нормы.

1


Ш раздел СТИЛИСТИКА

17

86

Классификация функциональных стилей.

1

87

Художественный стиль.

1

88

Изобразительно-выразительные средства.

1

89

Готовимся к ЕГЭ: отработка задания.

1

90

Готовимся к ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства

1

91

Публицистический стиль.

1

92

Изобразительно-выразительные средства.

1

93

Готовимся к ЕГЭ: отработка задания.

1

94

Готовимся к ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства

1

95

Текст.

1

96

Функционально-смысловые типы речи.

1

97

Готовимся к ЕГЭ: отработка задания.

1

98

Текст. Основная мысль текста.

1

99

Готовимся к ЕГЭ: отработка заданий.

1

100

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение (часть С)

1


1У. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

2

101

М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А. А. Шахматов

1

102

Толковые словари: В.И.Даль, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов

1

6. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.

1. Программа по русскому языку. 10 - 11 классы. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2012

2. Учебник: Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2008.

3. Егораева Г.Т. Иванова С.Ю. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение 25 задания (С) - М.: Экзамен, 2015

4. Егораева Г.Т. Иванова С.Ю. Русский язык. ЕГЭ. Сборник текстов. - М.: Экзамен, 2015

5. ЕгораеваГ.Т. Сборник заданий и методических рекомендаций. - М.: Экзамен, 2015

6.Львова С.И. Цибулько И.П. Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий. - М.: Эксмо, 2015

7.Новикова. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. - М.: Экзамен, 2015

8.Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2015

9.Русский язык. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2016

10.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ за 30 занятий. - М.: Астрель, 2015

11.Русский язык 2015. ФИПИ. Самое полное издание типовых вариантов реальных занятий ЕГЭ. - М.: Астрель, 2015

12.Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».

Перечень ЭОР, используемых при реализации программы по русскому языку.

1. Всё для учителя русского языкаlit.1september.ru

2.Портал информационной поддержки ЕГЭ 9151394.ru/

3. Сетевое объединение методистов som.fio.ru/

4. «Учительская газета» ug.ru/

5. Российский образовательный портал school.edu.ru/

6. Все образование Интернетаall.edu.ru/

7. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы mapryal.org/

8. Русский филологический портал philology.ru/default.htm

9. Мир русского слова rusword.com.ua

10. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки bibliogid.ru

7.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык».

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства


Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать еѐ в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме;

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно- публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию;

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста;

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему;

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка;

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности;

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач4

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма;

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

•уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Формы и виды контроля на уроках русского языка:

устный опрос;

письменный опрос - заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ а) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант); б) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое); в) сочинение; г) изложение; д) самостоятельная работа; е) обучающая работа (упражнения и диктанты неконтрольного характера);

тестовые задания;

словарно-орфографическая работа;
графический диктант;
работа со схемами и таблицами обобщающего характера.

Критерии оценивания устных и письменных работ.

-Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1. полноту и правильность ответа;

2. степень осознанности, понимания изученного;

3. языковое оформление ответа.

Балл «5»:1. ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Критерии оценивания письменных контрольных работ.

Диктант. «5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6

Изложение и сочинение.

«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3» 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней

имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок.




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 2

от 31 августа 2015 года № 1

_________ П.Л.Надеждина




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

____________ Н.А.Рубцова

31 августа 2015 года


© 2010-2022