Доклад: «Проблема обучения слабовидящих школьников сочинениям по картине является актуальной и недостаточно разработанной в тифлопедагогике»

  Работа по картине в классах для слабовидящих учащихся требует от учителя знания таких характеристик зрения, как узость обзора ( требуется анализ по частям ) ,острота зрения ( надо обеспечить контактное восприятие ), состояние цветного зрения ( использовать чёрно- белый вариант ) и т. д. Работая над восприятием сюжетной картины, учитель прежде всего решает не искусствоведческие, а дидактические задачи , связанные с развитием речи учащихся. В связи с этим в работе скартиной уместна такая последо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема доклада: «Проблема обучения слабовидящих школьников сочинениям по картине является актуальной и недостаточно разработанной в тифлопедагогике.»

Работа по картине в классах для слабовидящих учащихся требует от учителя знания таких характеристик зрения, как узость обзора ( требуется анализ по частям ) ,острота зрения ( надо обеспечить контактное восприятие ), состояние цветного зрения ( использовать чёрно- белый вариант ) и т. д.

Работая над восприятием сюжетной картины, учитель прежде всего решает не искусствоведческие, а дидактические задачи , связанные с развитием речи учащихся. В связи с этим в работе с картиной уместна такая последовательность : тема ( о чём она ), сюжет ( момент, ситуация ), герои , впечатление от картины в целом , композиция ( размещение героев, характер линий ) и затем уже разговор о цвете, свете , тенях и т. д.

В работе с картиной учитель исходит из её содержания ,из того ,что на ней нарисовано. Он добивается от учащихся , чтобы их дополнения и впечатления соответствовали содержанию картин , а не искажали её. Учитель должен хорошо знать эпоху , в которую написана картина , иметь необходимую достоверную информацию об авторе , истории создания картины , её содержании , значении и т. д. , т. е. быть полностью подготовленным к руководству такой работой.

Используя картину прежде всего как средство развития речи учащихся , учитель должен постепенно должен дать глубокое , обдуманное расположение частей ( композиция ); создание единого центра картины , в котором находятся главные действующие лица ; позы и жесты каждого отдельного персонажа ; использование цвета , тени и света в живописи как средств эмоционального воздействия на зрителя.

Таким образом , вопросы и пояснения в работе учителя идут от внешнего её созерцания к проникновению во внутреннюю сущность. Такой путь усиливает впечатление от изображённого на картине , углубляет понимание её идейно - художественного содержания.

Выделены четыре этапа формирования обобщённого способа умственной деятельности.

На первом этапе дети осмысливают картину в плане речи под руководством учителя.

На втором учатся умственным действиям с помощью алгоритмов и при опоре на них.

На третьем осуществляется переход от обобщений системы действий при опоре на наглядный образ к мыслительному обобщению.

На четвёртом происходит окончательное овладение способом действия. Этот этап характеризуется высокой степенью самостоятельности обобщения всех мыслительных операций.

С помощью этой методики развивается логическое мышление учащихся , интеллектуальное развитие и умение составлять рассказ по картине.

Задачей тифлопедагога в работе с картиной является также обучение слабовидящих детей умениям пользоваться полученными представлениями в работе воображения и мышления , так как психологическими исследованиями установлено , что именно воображение должно восполнять те пробелы , которые вызваны нарушением зрения.

При написании сочинения по картине А.А. Пластова « Летом» у учащихся 5 класса на первом занятии организуется обмен мнениями о прошедшем лете. Учитель при этом наблюдает над речевым развитием своих учеников , определяет задачи для последующей работы с ними. Учащиеся рассказывают о том ,как они отдохнули летом ,что они видели ,что узнали , где им удалось побывать.

Выяснив ,где отдыхали ребята летом , учитель далее управляет их рассказами , т.е. последовательно выслушивает рассказы о лесе , о реке , поле ,рыбной ловле , сборе грибов , ягод и т. ,д.

Такая беседа явится хорошей предпосылкой для формирования последующих доверительных взаимоотношений учащихся и учителя. Поэтому здесь очень важны объективные словесные оценки и поощрения ответов всех учеников.

Рассматривая цветные иллюстрации , школьники вспоминают время , проведённое летом. Учитель должен заранее подобрать картины , изображающие лето ,чтобы психологически подготовить учащихся к предстоящей беседе.

Занятие оканчивается выводом : лето - прекрасная, щедрая пора года. Учитель заключает : «Лето - это много солнца». От избытка впечатлений и чувств учащиеся подхватывают и дополняют мысль учителя.

Это занятие полезно закончить чтением стихов о лете. Повышает эмоциональный тонус занятия использование музыкальных записей.

Хорошо подготовленное занятие о летних впечатлениях учащихся оставляет значительный след в их памяти , способствует развитию речи , облегчает восприятие картины , помогая увидеть и понять торжество , красоту родной природы.

Учитель говорит о роли цвета , света и тени в изображении Пластовым летнего солнечного дня. Отмечает , что наличие тёплых тонов ( красный ,жёлтый ,оранжевый ) в сочетании с оттенками зелёного цвета помогает художнику создать запоминающиеся образы природы и человека- труженика.

Слабым учащимся целесообразно дать ,например, карточки с такими словосочетаниями : женщина - труженица ,смуглое румяное лицо , выбиваются из-под платка , среди изумрудной зелени , солнце озаряет поляну , в лесу тихо , безветренно.

Опыт работы со слабовидящими учащимися показывает , что восприятие ими картин становится постепенно более полноценным, художественно осмысленным и эмоциональным , что сказывается и на повышении качества письменных творческих работ на основе

наблюдаемых картин.



Подготовила доклад учитель русского

языка и литературы ГС(К)ОУ шк.-инт.№4

Ильясова Светлана Валерьевна.

г.о. Тольятти 2014 год.



10 «А» класс

  1. Богатырёва Юлия - редколлегия.

  2. Гринек Дмитрий - помощник командира класса.

  3. Мирзаева Лейла - редколлегия.

  4. Мисиожник Максим - учебный сектор.

  5. Овсянников Максим - ответственный за дежурство.

  6. Орлова Валерия - культурно - массовый сектор.

  7. Подболоцкий Василий - командир класса.

  8. Родионова Анна - культурно - массовый сектор.

  9. Уваров Алексей - спортивный сектор.

10.Ульянова Татьяна - редколлегия.





29.03.2013. Тема урока : Порядковые числительные.

Класс : 6 «Б».

Цель : отработка умения находить порядковые числительные, знать об их изменении, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, уметь разграничивать количественные и порядковые числительные.

Ход урока :

  1. Контрольная диктовка -упр.375.

  2. Синтаксическая пятиминутка. Дети радуются первому белому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу.

Разбор словосочетания первому снегу, белому снегу.

При разборе внимание учащихся обращается на то ,что в обоих случаях зависимые слова согласуются с существительным в роде, числе и падеже, а в предложении выступают в роли определений. Делается вывод о том , что порядковое числительное первому имеет те же признаки , что и прилагательное белому.

  1. Гимнастика для глаз.

  2. Объяснение нового материала - параграф 66.

-склонение порядковых числительных;

- составить словосочетания ,используя порядковые числительные;

- упражнения упр.376 ,377.

Итоги урока :

- как изменяются порядковые числительные?

-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного?

-каким членом предложения может быть порядковое числительное?

5.Домашнее задание : упр.378.









2.04.2013г. Тема урока : Местоимение как часть речи.

Класс 6 « Б».

Цели урока: дать понятие о местоимении как части речи , о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте , о синтаксической функции местоимений ; умение находить местоимений в речи , определять их роль в тексте , правильно употреблять местоимения.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

2.Синтаксический разбор предложения.

Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нём меня привлекала его звучность , богатство слов и выражений.

- Найдите в предложениях местоимения , определите их синтаксическую роль.

- Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нём ? Для чего ?

- Поставьте местоимения этого предложения в начальную форму.

- Какие ещё личные местоимения вы знаете?

3. Зрительная гимнастика.

4. Наблюдения над новым материалом на с.157.

Чтение текста упражнения. Учитель обращает внимание на то, что во втором предложении местоимение заменяет слово весна предшествующего предложения и соединяет первое предложение со вторым. Местоимение такая заменяет всё предыдущее предложение и соединяет третье и четвёртое.

Делается вывод о том , что местоимения могут соединять предложения в тексте.

  1. Запись текста под диктовку.

В доме у нас жил ёжик , он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Подчеркните местоимения и существительные, вместо которых они употреблены. С какой целью автор использует такую замену?

  1. Физминутка.

  2. Устная работа с текстом по нахождению ошибок в употреблении местоимений.

Учащимся сообщается, что местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное, а двусмысленность может вызываться одинаковым родом разных существительных. Даётся задание исправить предложения.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Экскурсовод ознакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного.

  1. Итоги урока :

- Что такое местоимение? Какую синтаксическую роль они играют в предложении ?

9. Домашнее задание : упр. 392.

2.04.2013 г. Тема урока : Н.М. Рубцов .Слово о поэте. Стихотворение « Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова.

Класс : 6 « Б».

Цели урока : дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Н. М. Рубцова , отметить « песенность» его поэзии ; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения.

Ход урока :

  1. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя о жизни и творчестве поэта.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. В селе Елецк Архангельской области . Когда началась война, мальчик оказался в детском доме на Вологодчине :

Мать умерла,

Отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт проходу.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с 15-ти лет. Николай вернулся и поступил в лесотехникум.

В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.

Военную службу проходил на Северном флоте. На флоте началась и его литературная жизнь, он печатается во

Флотской газете.

В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.) , «Душа хранит» (1969 г.), «Зелёные цветы» (1971 г.).

  1. Зрительная гимнастика.

  2. Прослушивание песен на стихи Н. М. Рубцова «Букет», «Зимняя песня».

Учитель отмечает «песенность» поэзии Рубцова: задушевность, мелодичность, интонацию раздумья. Основные мотивы творчества поэта - родина, природа, русская душа. Любимые образы - свет, звезда, огонёк. Эти образы имеют символические значения - символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека

  1. Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова « Звезда полей» и его анализ.

- Какие образы возникают при чтении стихотворения?

- Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»?

- Какие чувства испытывает лирический герой?

Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова « самой жгучей и самой смертной связью». Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Тема малой родины актуализируется в заключительной

Строке:

И счастлив я, пока на белом свете

Горит, горит звезда мох полей….

- Давайте отметим художественные приёмы, которые помогают автору передать свои эмоции.

Антитезы : с одной стороны - звезда, свет, тепло; с другой- лёд, холод, темень.

Повторы : « Горит, горит звезда полей….»

« Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…»

Эпитеты : мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветный луч.

Метафоры : «сон окутал родину мою», осеннее золото.

-Восклицательная интонация в трёх четверостишиях.

- В чём смысл названия стихотворения?

Звезда полей - символ России, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к стихотворению; выучить его наизусть.



2.04.2013 год. Тема урока : Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах « Бэла», «Максим Максимыч».

Класс: 9 « А,Б».

Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа ; выявление читательской позиции учащихся ; развитие навыков монологической речи.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция.

Ход урока :

  1. Вступительное слово учителя.

Единственный завершённый роман М.Ю. Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В « Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы « Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже « Фаталист» с примечанием, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в 1840 г. Там же печатается « Тамань» и следом выходит двумя частями - томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен первоначального авторского « Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально- психологическим и философским романом.

« Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин- единственный главный герой, его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое- то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной , но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени2 (1841 г.) заявил, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени.

  1. Работа с сюжетным порядком романа- хронологический( фабульный порядок).

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

« Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера- повествователя с Максимом Максимычем.

Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Переезд через Крестовый перевал.

Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Концовка « Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя.

« Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным.

С включением сообщения о том, что Печорин умер.

«Предисловие к « Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды.

« Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

« Княжна Мери» Окончание повести- запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

« Фаталист» История с Вуличем а казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

Такое построение даёт автору возможность:

- максимальную заинтересованность читателя судьбой Печорина;

- проследить историю его внутренней жизни;

- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.

3. Зрительная гимнастика.

4. Реализация домашнего задания:

В ходе проверки учащимся могут быть заданы следующие вопросы для выявления восприятия:

« Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

« Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

5. Диспут на тему « Печорин герой своего времени».

Следует задать ученикам вопрос о том, почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев.

6.Итог урока: учитель отмечает о необычности романа, рассказывает об истории критической литературы о романе.

7.Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению главы « Княжна Мери».
























Срезовый административный тест по литературе для учащихся 10 класса.

Цель: проверить знания учащихся по усвоению литературного произведения Н.В. Гоголя « Мёртвые души».

Учитель русского языка и литературы:

Ильясова Светлана Валерьевна.

ГС( К ) ОУ 2013 год

Тест по литературе на тему: « Поэма Н.В. Гоголя « Мёртвые души».

10 класс.

Задание 1.

Какое из приведённых литературных произведений не принадлежит Н.В. Гоголю :

  1. «Шинель».

  2. «Нос».

  3. « Записки сумасшедшего».

  4. «Пересолил».

Задание 2.

К какому литературному жанру относится произведение Н.В. Гоголя « Мёртвые души»:

  1. Роман.

  2. Притча.

  3. Новелла.

  4. Поэма.

Задание 3.

Кому из героев поэмы « Мёртвые души» соответствуют приведённые характеристики:

  1. «…Господин , не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

  2. « Помещик… ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар».

  3. «… Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой -полтиннички, в третий -чертвертачки…»

  4. « Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

  5. « Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

  6. « Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак… « Ой, баба!» - подумал он про себя».

Ноздрёв Плюшкин

Собакевич Коробочка

Манилов Чичиков

Задание 4.

  1. « Разинь, душенька, ротик» , « препочтеннейший, прелюбезнейший» , « майский день, именины сердца».

  2. « Острил зубы на мордаша» , « чёрта лысого получишь», « субтильный суперфлю» , « во рту словно эскадрон ночевал» .

  3. « Это всё мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет» .

  4. « Наслышан об экономии и редком управлении имениями…» , « почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение…», « вы изволили пойти».

Чичиков Собакевич

Манилов Ноздрёв

Задание 5.

По описанию жилища героев поэмы « Мёртвые души» определите, кому оно принадлежит:

  1. « Дом господский стоял одиноко на юру , открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны две- три клумбы…».

  2. « Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  3. « Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей… и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

  4. « Он шагнул в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба…» На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Собакевич Плюшкин

Манилов Коробочка



Задание 6.

Кого из героев поэмы характеризует :

  1. Мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность.

  2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.

  3. Кулачество, человеконенавистничество, грубость.

  4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.

  5. Безалаберность, хвастовство, наглость.

  6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм.

Ноздрёв

Манилов

Чичиков

Коробочка

Плюшкин

Собакевич

Задание 7.

Соотнесите картины природы и героев поэмы:

  1. « День был не то ясный, не то мрачный… а какого- то светло- серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат».

2.« Дождь зарядил надолго», « кнута не видишь, такая тьма!»

«темнота была такая, хоть глаз выколи».

3. «Поле…Во многих местах состояло из кочек».

4. « За домом тянется заросший и заглохший сад».

Коробочка

Манилов

Плюшкин

Ноздрёв



Задание 8.

Н.В. Гоголь писал : « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:

1. Плюшкин.

2. Манилов.

3. Собакевич.

4. Коробочка.

5. Ноздрёв.





Задание 9.

«Прореха на теле человечества» - о ком так сказал Н.В. Гоголь.

  1. Чичиков.

  2. Плюшкин.

  3. Манилов.

  4. Коробочка.

  5. Собакевич.

Задание 10.

Лирические отступления - это:

  1. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженного в литературном произведении художественными средствами.

  2. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в произведении литературы.

  3. Условный образ в лирическом произведении, чьё отношение(лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.



Задание 11.

Какую роль играет мотив дороги, проходящей через всё произведение в поэме Н.В. Гоголя :

  1. Способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы.

  2. Показывает необъятные просторы Родины и красоту русской природы.

  3. Является связующим звеном между помещиками во время путешествия Чичикова.

Задание 12.

В чём состоит конфликт поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые души»:

1.В противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

2. В изображении состояния помещичьего хозяйства

3. В изображении морального облика поместного и чиновничьего дворянства.

Задание 13.

Кого из героев поэмы Гоголь не относит к «мёртвым душам»:

  1. Чичикова.

  2. Плюшкина.

  3. Умерших крестьян.

  4. Селифана.



Задание 14.

Какое из определений относится к понятиям «сатира», «гротеск», «юмор», «сарказм»:

  1. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

  2. Один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.

  3. Художественный приём намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

  4. Один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм.

Сатира. Юмор.

Гротеск. Сарказм.



Ключ к тесту по литературе:

Задание 1. Задание 5.

Ответ: 4. Ответ:

Задание 2. 1- Манилов.

Ответ: 4. 2- Коробочка.

Задание 3. 3- Собакевич.

Ответ: 4- Плюшкин.

  1. Чичиков. Задание 6.

  2. Манилов. Ответ:

  3. Коробочка. 1- Манилов.

  4. Ноздрёв. 2- Коробочка.

  5. Собакевич. 3- Собакевич.

  6. Плюшкин. 4- Плюшкин.

Задание 4. 5- Ноздрёв.

Ответ: 6- Чичиков.

  1. Манилов. Задание 7.

  2. Ноздрёв. Ответ:

  3. Собакевич. 1- Манилов.

  4. Чичиков. 2- Коробочка.

3- Ноздрёв.

4-Плюшкин.

Задание 8. Задание 12.

Ответ: Ответ: 1.

  1. Манилов. Задание 13.

  2. Коробочка. Ответ: 3.

  3. Ноздрёв. Задание 14.

  4. Собакевич. Ответ:

  5. Плюшкин. 1- Сарказм.

Задание 9. 2- Сатира.

Ответ: 2. 3- Гротеск.

Задание 10. 4- Юмор.

Ответ: 2.

Задание 11.

Ответ: 2.







Срезовый административный диктант для учащихся 10 класса

по русскому языку.



Цель: проверить знания, умения и навыки у учащихся по теме

« Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения».



Учитель русского языка и литературы

Ильясова Светлана Валерьевна.



ГС ( К ) ОУ 2013 год

Текст диктанта

Андрей Рублёв.

В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так - значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.

Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

( По В. Прибыткову.)

Текст диктанта

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов - Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал в континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического чёрного ( синего и чёрного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов - это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок.

(По материалам журнала.)

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,- говорил он. - Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой - нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих.

(По В. Порудоминскому.)















В программу по развитию речи учащихся включена работа над пейзажем. Эта учебная деятельность особенно важна для познания слабовидящими школьниками через восприятие природы

















































































































































































© 2010-2022