- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОНСПЕКТ УРОКА 9 КЛАСС БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КОНСПЕКТ УРОКА 9 КЛАСС БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурбекова С.М. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9 КЛАСС
Тема: Повторение темы «Бессоюзные сложные предложения».
Цель: повторение и закрепление сведений о бессоюзных сложных
предложениях;
совершенствование умений и навыков речевой деятельности на основе
связного текста;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народа.
Оборудование и наглядные пособия: иллюстрации к тексту «Памятник
великому баснописцу», карточки с
заданиями, таблица «БСП».
Тип урока: урок - повторение.
Методы и приёмы: слово учителя, беседа.
Ход урока.
-
Орг. момент. Проверка посещаемости уч - ся. Подготовка к уроку.
-
Проверка домашнего задания. Расскажите, как встречают и отмечают праздник Наурыз в нашей стране.
-
Актуализация опорных знаний.
- Какие сложные предложения называются бессоюзными?
- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного?
- Чем отличаются БСП от ССП и СПП?
- В каких предложениях, союзных или бессоюзных, смысловые отношения (грамматические значения) выражаются более чётко, определённо?
-
Работа над текстом « Памятник великому баснописцу».
Много в Санкт - Петербурге чудесных сокровищ искусства; немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках. Но мы хотим вам рассказать об одном из самых замечательных.
С набережной Невы входите вы в Летний сад, проходите несколько шагов и останавливаетесь, поражённые произведением искусства: на постаменте перед вами Иван Андреевич Крылов. Он сидит, словно живой: большая голова чуть наклонена вниз, глаза серьёзны и внимательны, будто разглядывают вас, в руке - книга.
А внизу, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы герои его басен. И кажется вам: вот-вот губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку. Тогда оживут и задвигаются бронзовые медведи и зайцы, обезьяны и волки.
Вскоре после смерти баснописца решили поставить ему памятник - была объявлена всенародная подписка. Памятник сооружён по проекту скульптора Клодта и установлен в Летнем саду в мае тысяча восемьсот пятьдесят пятого года; фигуры зверей на постаменте выполнены по рисункам знаменитого художника Агина.
1) Объясните значение словосочетаний:
на постаменте - ескерткіштің тас табаны;
отлитые из бронзы - қоладан құйылған;
чудесное сокровище искусства - мәдениеттің қымбат қазынасы;
поражённые произведением искусства - мәдениетке таңданушы;
знаменитый художник - әйгілі суретші;
вокруг толпятся - айналшықтау;
сооружён по проекту архитектора - сәулетші жобасымен жасалған.
2) Ответьте на вопросы:
- Кто является автором проекта, по которому сооружён памятник
И. А. Крылову?
- По чьим рисункам выполнены фигуры зверей?
- Есть ли памятники в вашем городе? Расскажите о них.
3) Определите, к какому типу и стилю речи относится данный текст.
4) Найдите в тексте БСП и объясните расстановку знаков препинания.
-
Работа с учебником. Выполнение упражнений по учебнику (по выбору учителя)
-
Графический диктант. Выберите и запишите БСП. Объясните знаки препинания.
1)В тихие июльские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печаль какой - то трогательности и нежности. 2) Хлеб - всему голова. 3) Дети стали большими - им надо учиться. 4) Белая куропатка отыскивает себе корм: замёрзшие ягоды, семена, почки. 5) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеют одуванчики, скромно синеют колокольчики, полыхают яркие тюльпаны. 6) Ни дерево, ни трава - ничто не шелохнётся. 7) Вдруг позади нас послышался шум: кто - то спускался к источнику.
-
Работа над пословицами. Допишите пословицы. Объясните их значение. Поставьте нужные знаки препинания.
-
За двумя зайцами погонишься - (ни одного не поймаешь).
-
Источник утоляет жажду, (доброе слово - сердце).
-
Мельница мелет - мука будет, (язык мелет - беда будет).
-
Потерянное золото можно найти, (потерянное время - никогда).
-
Кончил дело - (гуляй смело).
-
Слово не воробей: (вылетит не поймаешь).
-
Слово молвит - (соловей поёт).
-
-
Игра «Четвёртый лишний».
1) Красна, сладка, душиста;
Растёт низко, к земле близко. (Земляника)
2) Поднялись ворота -
Всему миру красота. (Радуга)
3) Не пустили в огород -
Оттого она и жжёт. (Крапива)
4) В ясный день в углу стою,
А в ненастный гулять хожу. (Зонтик)
-
Подведение итогов.
-
Комментирование оценок.
-
Домашнее задание. Выписать из художественных произведений 10 БСП. Выделить в них грамматические основы. Объяснить расстановку знаков препинания.