КОНСПЕКТ УРОКА 9 КЛАСС БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 КЛАСС

Тема: Повторение темы «Бессоюзные сложные предложения».

Цель: повторение и закрепление сведений о бессоюзных сложных

предложениях;

совершенствование умений и навыков речевой деятельности на основе

связного текста;

воспитание бережного отношения к культурному наследию народа.

Оборудование и наглядные пособия: иллюстрации к тексту «Памятник

великому баснописцу», карточки с

заданиями, таблица «БСП».

Тип урока: урок - повторение.

Методы и приёмы: слово учителя, беседа.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Проверка посещаемости уч - ся. Подготовка к уроку.

  2. Проверка домашнего задания. Расскажите, как встречают и отмечают праздник Наурыз в нашей стране.

  3. Актуализация опорных знаний.

- Какие сложные предложения называются бессоюзными?

- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного?

- Чем отличаются БСП от ССП и СПП?

- В каких предложениях, союзных или бессоюзных, смысловые отношения (грамматические значения) выражаются более чётко, определённо?

  1. Работа над текстом « Памятник великому баснописцу».

Много в Санкт - Петербурге чудесных сокровищ искусства; немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках. Но мы хотим вам рассказать об одном из самых замечательных.

С набережной Невы входите вы в Летний сад, проходите несколько шагов и останавливаетесь, поражённые произведением искусства: на постаменте перед вами Иван Андреевич Крылов. Он сидит, словно живой: большая голова чуть наклонена вниз, глаза серьёзны и внимательны, будто разглядывают вас, в руке - книга.

А внизу, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы герои его басен. И кажется вам: вот-вот губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку. Тогда оживут и задвигаются бронзовые медведи и зайцы, обезьяны и волки.

Вскоре после смерти баснописца решили поставить ему памятник - была объявлена всенародная подписка. Памятник сооружён по проекту скульптора Клодта и установлен в Летнем саду в мае тысяча восемьсот пятьдесят пятого года; фигуры зверей на постаменте выполнены по рисункам знаменитого художника Агина.

1) Объясните значение словосочетаний:

на постаменте - ескерткіштің тас табаны;

отлитые из бронзы - қоладан құйылған;

чудесное сокровище искусства - мәдениеттің қымбат қазынасы;

поражённые произведением искусства - мәдениетке таңданушы;

знаменитый художник - әйгілі суретші;

вокруг толпятся - айналшықтау;

сооружён по проекту архитектора - сәулетші жобасымен жасалған.

2) Ответьте на вопросы:

- Кто является автором проекта, по которому сооружён памятник

И. А. Крылову?

- По чьим рисункам выполнены фигуры зверей?

- Есть ли памятники в вашем городе? Расскажите о них.

3) Определите, к какому типу и стилю речи относится данный текст.

4) Найдите в тексте БСП и объясните расстановку знаков препинания.

  1. Работа с учебником. Выполнение упражнений по учебнику (по выбору учителя)

  1. Графический диктант. Выберите и запишите БСП. Объясните знаки препинания.

1)В тихие июльские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печаль какой - то трогательности и нежности. 2) Хлеб - всему голова. 3) Дети стали большими - им надо учиться. 4) Белая куропатка отыскивает себе корм: замёрзшие ягоды, семена, почки. 5) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеют одуванчики, скромно синеют колокольчики, полыхают яркие тюльпаны. 6) Ни дерево, ни трава - ничто не шелохнётся. 7) Вдруг позади нас послышался шум: кто - то спускался к источнику.

  1. Работа над пословицами. Допишите пословицы. Объясните их значение. Поставьте нужные знаки препинания.

    1. За двумя зайцами погонишься - (ни одного не поймаешь).

    2. Источник утоляет жажду, (доброе слово - сердце).

    3. Мельница мелет - мука будет, (язык мелет - беда будет).

    4. Потерянное золото можно найти, (потерянное время - никогда).

    5. Кончил дело - (гуляй смело).

    6. Слово не воробей: (вылетит не поймаешь).

    7. Слово молвит - (соловей поёт).

  2. Игра «Четвёртый лишний».

1) Красна, сладка, душиста;

Растёт низко, к земле близко. (Земляника)

2) Поднялись ворота -

Всему миру красота. (Радуга)

3) Не пустили в огород -

Оттого она и жжёт. (Крапива)

4) В ясный день в углу стою,

А в ненастный гулять хожу. (Зонтик)

  1. Подведение итогов.

  2. Комментирование оценок.

  3. Домашнее задание. Выписать из художественных произведений 10 БСП. Выделить в них грамматические основы. Объяснить расстановку знаков препинания.

© 2010-2022