Путешествие – исследование страны «Лексика» (6 класс)

После изучения темы "Лексика и фразеология" я провожу итоговый урок в форме путешествия-исследования. Учащимся выдаются маршрутные листы с заданиями по разным разделам лексики и фразеологии. Работа проводится индивидуальная, групповая и командная. Ребята повторяют материал о значениях слов, отличия переносного значения от прямого, большая работа проводится по синонимам и антонимам, распределают группы слов на общеупотребительные, диалектные, устаревшие, просторечия, выделают терминологическую ле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В 6 классе после изучения темы «Лексика и фразеология» я проводила путешествие-исследование страны «Лексика» как итоговую работу. Учащимся выдавался маршрутный лист с заданиями (работу можно было выполнять индивидуально и группой).

Путешествие - исследование страны «Лексика»

учени____ 6 ___ класса школы № 143

Какие вы знаете словари ? __________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Прочитайте предложения и определите, сколько значений у слова «земля»

Предложения

Значение слова «земля»

1 ) Выполнив задание, мы получали право путешествовать по земле лингвистической страны.

2 ) Шёл, шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь).

3 ) Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.

4 ) Земля вращается вокруг Солнца.

5 ) Береги землю родную, как мать любимую.

1)

2)

3)

4)

5)

- Как называются такие слова и их способность выступать в разных значениях?

_____________________________________________________________________

Какое значение имеет слово «язык» ? (прямое или переносное).

Языку мы учимся и должны учится непрерывно, до последних дней своей жизни ( К. Паустовкий) (______________________________________________________ )

2) Язык, доставленный разведчиками, сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага. ( ______________________________________ )

3) Мама посоветовала прикусить язык. ( _______________________________ )

4) Маша больно прикусила язык. ( ____________________________________ )

5) Предупреждаем : на нашей земле легко заблудиться и попасть в неприятную историю, помните: при желании язык до Киева доведет. (_____________________________________________________ )

4. Запишите слова ___________________________________________________________

______________________________________________________. Как они называются?


Прочитайте диалог. Вместо точек вставьте глаголы - синонимы. Избегайте повторов. Какой становится речь в результате использования синонимов?

- Ты взял у сестры куклу?

- Да, - …………………… я тихо.

- Ты украл её?

- Нет, - …………………….. я .

- Как нет? - …………………………………… вдруг отец.

- Э-ге-ге! - …………………………………………. вдруг за окном голос.

- Я вижу,-……………………………………………. Тыбурций, -моего друга в затруднительном положении.

Лингвистический анализ текста ( упр. 65)

Задание: исследовать лексические средства языка ( дать объяснение указанным группам слов через подбор синонимов).

Общеупотребительные:

- знаменитый ___________________________________________________________

- закоченевший _________________________________________________________

Диалектные :

-замолаживать ________________________________________________________

Переносное значение :

- сани идут ____________________________________________________________

- шинель греет _________________________________________________________

- решение перевернуло жизнь ____________________________________________

- из страниц вырос словарь ______________________________________________

устаревшие:

- губерния ____________________________________________________________

- ямщик ______________________________________________________________

просторечные:

- сунул _______________________________________________________________

- тычет _______________________________________________________________

- щурит ________________________________________________________________

- понукает _______________________________________________________________

фразеологизмы:

а ) эмоционально-экспрессивные:

-новая, с иголочки ____________________________________________________

б ) терминологические:

-мичманская форма _______________________________________

-записная книжка _________________________________________

- толковый словарь живого великого русского языка ____________________________

_________________________________________________________________________

-Новгородская губерния ____________________________________________________


© 2010-2022