Разработка урока по русскому языку Имя прилагательное как самостоятельная часть речи (10 класс)

Данная разработка урока по русскому языку будет интересна учителям 5, 10 классов при изучении раздела "Морфология. Имя прилагательное". ЦЕЛЬ урока: Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Имя прилагательное». ЗАДАЧИ: 1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»; 2. Развить творческие и аналитические способности учащегося; 3. Развитие лексического запаса, орфографической грамотности; 4. Повысить интерес к русскому языку. ТИП УРОКА: урок обобщения ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи

ЦЕЛЬ: Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Имя прилагательное».

ЗАДАЧИ: 1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;

2. Развить творческие и аналитические способности учащегося;

3. Развитие лексического запаса, орфографической грамотности;

4. Повысить интерес к русскому языку.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации.

ВИД УРОКА: урок-практикум.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, логическая схема.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: морфологические категории имени прилагательного.

ПЛАН УРОКА

I.Организационный момент.

II. Повторение.

  • Орфографическая работа «Правописание слов с непроизносимыми согласными»

  • Проверочная самостоятельная работа.

III. Основная часть.

  1. Фронтальный опрос по логической схеме. Лексико-грамматические разряды имени прилагательного.

  2. Закрепление.

  3. Блиц - опрос. Степень сравнения имен прилагательных.

  4. Закрепление. Графический диктант

  5. Кроссворд.

III. Задание на дом.

IV. Подведение итогов.

Ход урока


I.Организационный момент

II. Повторение


  • Орфографическая работа. «Правописание слов с непроизносимыми согласными»

Грустный - грусть, ужасный - ужасен, ненавистный - ненависть, редкостный - редкость.

Но следует помнить о словах, написание которых затемнено и объясняется этимологией. Что изучает этимология?

Таковыми словами являются, например,

  • Ровесник - исконно-русское слово, суффиксальное производное от ровесный - одинаковый по годам, образованное от той же основы, что ровный.

  • Сверстник - исконно-русское слово, суффиксальное производное от съвьрстьный - одинаковый по возрасту, образованное от съвьрть - одинаковый возраст, того же корня, что верста.

  • Яства - старославянское слово, от ясти - есть.

  • Явственно - общеславянское, суффиксальное производное от явъ - состояние, когда человек хорошо видит и слышит.


  • Проверочная самостоятельная работа.

КАРТОЧКА №1. Задание. Вставить пропущенные буквы.


  1. Безвестный.

  2. Тростниковый

  3. Дерзостный

  4. Лапландский

  5. Властный

  6. Костный

  7. Ровесник

  8. Шефствовать

  9. Постный

  10. Ревностный

  11. Яростный

  12. Опасный

  13. Доблестный

  14. Чудесный

  15. Корыстный

ВЫВОД: Итак, мы с вами повторили и закрепили на практике орфографическое правило «Правописание слов с непроизносимыми согласными»

III. Основная часть.

  1. Фронтальный опрос по логической схеме

  • Дайте определение имени прилагательному. Что является начальной формой имени прилагательного?

  • Назовите лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

  • Что обозначают притяжательные имена прилагательные? Каковы их отличительные особенности

  • Что обозначают качественные имена прилагательные? Каковы их отличительные особенности?

  • Что обозначают относительные имена прилагательные? Каковы их отличительные особенности?

Закрепление. Устно определяем разряд имени прилагательного

Большой

Деревянный

Беличий

Маленький

Алый

Скучный

Отцов

Лисий

Вечерний

Городская

Тяжелый

Стиральная

Соловьиный

Каменный


  • Граница между ЛГ группами имен прилагательных подвижна. Что это означает? (одно и то же прилагательное в основном значении может быть одного разряда, в переносном - другого)

  • Таким образом получается, что также можно выделить такие группы, как

  • Качественно-относительные: каменный дом - каменное сердце.

  • Относительно-качественные: глухой человек - глухой звук (характеризуется фонетич.глухостью).

  • Качественно-притяжательные: лисья нора - лисья улыбка.

  • Относительно-притяжательные: лисья нора - лисья шуба.

  • Притяжательно-относительные: пушкинские стихи - Пушкинские чтения.

  1. Закрепление. Работа по карточке №2

Задание. Определить разряд имени прилагательного.

Прямой, отцов дом, волчий след, глиняный, лимонный пиджак, медвежья походка, хрупкая ваза, невесомый, прошлогодний, приторный, жаркий, свинцовые тучи, пятилетний сын, прохладный, метровая палка.

ВЫВОД: Итак, давайте сделаем вывод о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных.

  1. Блиц-опрос.

  • Качественные имена прилагательные, как уже сказали, могут иметь краткую и полную форму, а также степень сравнения.

  • Как образуется сравнительная степень? Примеры

  • Как образуется превосходная степень? Примеры

  1. Закрепление. Графический диктант (карточка №3).

    1. Умнейший - сравнительная простая форма

    2. Грустный - нет степени сравнения

    3. Длинней - превосходная сложная форма

    4. Широчайший - превосходная простая форма

    5. Самый чистый - превосходная сложная форма.

    6. Крепче - сравнительная простая форма

    7. Наиболее приятный - превосходная сложная форма

    8. Умнее всех - сравнительная сложная форма

    9. Хуже - нет степени сравнения

    10. Наиталантливейший - превосходная сложная форма

ВЫВОД.

  1. Кроссворд «Теоретическая разминка»

ВЫВОД.

III. Задание на дом .

Теория - подготовка к контрольной работе, выучить лекцию «Правописание прилагательных»

Практика - написать мини-эссе (5-10 предложений), используя как можно больше имен прилагательных.

IV. Подведение итогов



© 2010-2022