- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку Имя прилагательное как самостоятельная часть речи (10 класс)
Разработка урока по русскому языку Имя прилагательное как самостоятельная часть речи (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хасанова Л.Т. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи
ЦЕЛЬ: Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Имя прилагательное».
ЗАДАЧИ: 1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;
2. Развить творческие и аналитические способности учащегося;
3. Развитие лексического запаса, орфографической грамотности;
4. Повысить интерес к русскому языку.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации.
ВИД УРОКА: урок-практикум.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, логическая схема.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: морфологические категории имени прилагательного.
ПЛАН УРОКА
I.Организационный момент.
II. Повторение.
-
Орфографическая работа «Правописание слов с непроизносимыми согласными»
-
Проверочная самостоятельная работа.
III. Основная часть.
-
Фронтальный опрос по логической схеме. Лексико-грамматические разряды имени прилагательного.
-
Закрепление.
-
Блиц - опрос. Степень сравнения имен прилагательных.
-
Закрепление. Графический диктант
-
Кроссворд.
III. Задание на дом.
IV. Подведение итогов.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Повторение
-
Орфографическая работа. «Правописание слов с непроизносимыми согласными»
Грустный - грусть, ужасный - ужасен, ненавистный - ненависть, редкостный - редкость.
Но следует помнить о словах, написание которых затемнено и объясняется этимологией. Что изучает этимология?
Таковыми словами являются, например,
-
Ровесник - исконно-русское слово, суффиксальное производное от ровесный - одинаковый по годам, образованное от той же основы, что ровный.
-
Сверстник - исконно-русское слово, суффиксальное производное от съвьрстьный - одинаковый по возрасту, образованное от съвьрть - одинаковый возраст, того же корня, что верста.
-
Яства - старославянское слово, от ясти - есть.
-
Явственно - общеславянское, суффиксальное производное от явъ - состояние, когда человек хорошо видит и слышит.
-
Проверочная самостоятельная работа.
КАРТОЧКА №1. Задание. Вставить пропущенные буквы.
-
Безвестный.
-
Тростниковый
-
Дерзостный
-
Лапландский
-
Властный
-
Костный
-
Ровесник
-
Шефствовать
-
Постный
-
Ревностный
-
Яростный
-
Опасный
-
Доблестный
-
Чудесный
-
Корыстный
ВЫВОД: Итак, мы с вами повторили и закрепили на практике орфографическое правило «Правописание слов с непроизносимыми согласными»
III. Основная часть.
-
Фронтальный опрос по логической схеме
-
Дайте определение имени прилагательному. Что является начальной формой имени прилагательного?
-
Назовите лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
-
Что обозначают притяжательные имена прилагательные? Каковы их отличительные особенности
-
Что обозначают качественные имена прилагательные? Каковы их отличительные особенности?
-
Что обозначают относительные имена прилагательные? Каковы их отличительные особенности?
Закрепление. Устно определяем разряд имени прилагательного
Большой
Деревянный
Беличий
Маленький
Алый
Скучный
Отцов
Лисий
Вечерний
Городская
Тяжелый
Стиральная
Соловьиный
Каменный
-
Граница между ЛГ группами имен прилагательных подвижна. Что это означает? (одно и то же прилагательное в основном значении может быть одного разряда, в переносном - другого)
-
Таким образом получается, что также можно выделить такие группы, как
-
Качественно-относительные: каменный дом - каменное сердце.
-
Относительно-качественные: глухой человек - глухой звук (характеризуется фонетич.глухостью).
-
Качественно-притяжательные: лисья нора - лисья улыбка.
-
Относительно-притяжательные: лисья нора - лисья шуба.
-
Притяжательно-относительные: пушкинские стихи - Пушкинские чтения.
-
Закрепление. Работа по карточке №2
Задание. Определить разряд имени прилагательного.
Прямой, отцов дом, волчий след, глиняный, лимонный пиджак, медвежья походка, хрупкая ваза, невесомый, прошлогодний, приторный, жаркий, свинцовые тучи, пятилетний сын, прохладный, метровая палка.
ВЫВОД: Итак, давайте сделаем вывод о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных.
-
Блиц-опрос.
-
Качественные имена прилагательные, как уже сказали, могут иметь краткую и полную форму, а также степень сравнения.
-
Как образуется сравнительная степень? Примеры
-
Как образуется превосходная степень? Примеры
-
Закрепление. Графический диктант (карточка №3).
-
Умнейший - сравнительная простая форма
-
Грустный - нет степени сравнения
-
Длинней - превосходная сложная форма
-
Широчайший - превосходная простая форма
-
Самый чистый - превосходная сложная форма.
-
Крепче - сравнительная простая форма
-
Наиболее приятный - превосходная сложная форма
-
Умнее всех - сравнительная сложная форма
-
Хуже - нет степени сравнения
-
Наиталантливейший - превосходная сложная форма
-
ВЫВОД.
-
Кроссворд «Теоретическая разминка»
ВЫВОД.
III. Задание на дом .
Теория - подготовка к контрольной работе, выучить лекцию «Правописание прилагательных»
Практика - написать мини-эссе (5-10 предложений), используя как можно больше имен прилагательных.
IV. Подведение итогов