«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

  Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику",- говорил Л.Н.Толстой   Цели моей работы: — повышение мотивации обучения, — развития познавательной активности учащихся, — стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.  Задачи:  — воспитывать у учащихся по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику

Л.Н.Толстой

Цели моей работы:

- повышение мотивации обучения,

- развития познавательной активности учащихся,

- стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Задачи:

- воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

- вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

- повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя - «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения - организация работы учащихся с помощью программно - педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель - класс - ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов-разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации - это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

• информационной поддержки;

• иллюстрирования;

• использования разнообразных упражнений;

• экономии времени и материальных средств;

• построения канвы урока;

• расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

• концентрация внимания;

• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

• повышение интереса к изучению предмета;

• возрастание мотивации к учёбе.

Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

Как я использую возможности компьютера, хочу показать на примере урока в 7 классе по теме «Образование и правописание наречий». По типу это урок систематизации и обобщения изученного материала.

На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

Комментарии к презентации

На первом слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Второй слайд представляет собой текст для работы над обобщением изученного о наречии.

Практическая работа после этого этапа проводится в рабочей тетради «Комплексный анализ текста», где выполняется морфологический разбор наречия. Небольшой объяснительный диктант и индивидуальная работа у доски развивают навык нахождения наречий в тексте, их отличие от других частей речи.

Третий слайд предлагает выполнить задание «Подскажи словечко», где нужно заменить неделимые устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) одним наречием. Это задание даёт возможность вспомнить материал 6 класса о фразеологизмах и провести работу по употреблению наречий в своей речи. Вторая часть слайда появляется после того, как дети записали ответы в тетради. Осуществляется коллективная проверка (по цепочке). Далее предлагается составить предложения с использованием фразеологизмов и наречий-синонимов. После чего делается вывод о том, что «Наречия делают речь более точной и выразительной».

Следующий слайд - кроссворд, в котором ученики образуют наречия из прилагательных. Совместными усилиями делается вывод об образовании наречий.

Пятый слайд используется в качестве ключа для взаимопроверки.

Шестой слайд представляет собой красочную схему «Наречия на - а, -о.». Вывод о правописании а-о на конце наречий. А также практическое задание, выполняемое по вариантам, с последующей взаимопроверкой, проверяющее, как дети усвоили этот вывод.

Седьмой слайд предназначен для ознакомления с правилами дефисного написания наречий. Используя данные схемы, ученики выполняют упражнение учебника в тетрадях и на доске.

На последнем слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Каждый урок русского языка - это постижение тайн одного из великих языков мира. Делаются выводы о пройденном на уроке.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия и Видеоуроки «Инфоурок» по русскому языку и литературе.. Такие уроки разработаны практически по всем предметам школьного курса. Дети очень любят занятия в кабинете информационных технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами.

Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты - все это позволяет разнообразить уроки литературы.

Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал находится в разделе «Теория литературы

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.

О продуктивности системы работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствуют классе - качество знаний учащихся 8А класса,с которыми я работаю третий год. Учащиеся выбрали защиту реферата как форму итоговой аттестации. На Ломоносовскик чтения учащиеся представили свои исследовательские работы, которые сопровождались компьютерной презентацией. Это свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции учеников.

Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по русскому языку и литературе К, и во внеурочной деятельности с классом.(классные часы)

Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.

Таким образом использование ИКТ положительно влияют на качество учебного процесса. Использование ИКТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию рефлексии у обучающихся. Обучающая программа дает возможность ученикам наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному: 1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, н.: «КМ-школа»); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы н.: «Фраза»); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

В 2015году в рамках реализации данной программы дети получают возможность участвовать в Интернет-олимпиадах, конкурсах. Так бемалян М. и Морозова В.(7А кл) заняли I место в Международной дистанционной олимпиаде по русскому языку, Иванцова З., Марьенко М. - 2 место, Кузьменко А.-3 место (8 А класс). Кузьменко А. стала обладательницей Диплома 1 степени 23 Региональной научно-практической конференции научного сообщества «Искатель».

Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.








© 2010-2022