Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Средства выразительности ( по рассказу И. С. Тургенева Муму

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Типы речи. Описание. Выразительные средства языка»

Учитель Рыбакова К.В.

Цели:

  1. Познакомить учащихся 5 класса с тремя типами речи.

  2. Подробнее познакомиться с одним из типов речи - описанием.

  1. Выделить в предложенном для анализа отрывке средства художественной выразительности;

  1. Суметь провести работу на материале текста И.С.Тургенева «Муму»

Ход урока I. Рассказ учителя

«Использование языка для общения людей между собой (язык «в работе») -это что?» (Фраза написана на доске, учащийся выходит и делает запись «речь»)

Нас окружает огромный мир. Вокруг множество предметов и явлений, которые имеют свои признаки, свойства и совершают действия. Все мы это видим и говорим об этом. В нашей речи мы отражаем окружающую действительность. Но говорим мы не только о том, что нас окружает, мы говорим о возникших у нас мыслях и чувствах, оцениваем действительность (какая она?), объясняем происходящее (почему это произошло?) В зависимости от содержания высказывания речь делится на три типа:

  • Описание (какой?)

  • Повествование (что произошло?)

  • Рассуждение (почему?)

(Типы речи записаны на доске вместе с опорными вопросами)

П. Работа с отрывком из рассказа И.С.Тургенева «Муму»

  1. Выразительное чтение учащимися вслух отрывка со слов «Только что наступила летняя ночь...»

  2. Беседа с классом по вопросам:


  • Что за тип речи перед нами? (Описание)

  • Описание чего? (Ночи, природы)

  • Как мы это называем? (Пейзаж)

  • Какое слово синонимично? (Ландшафт)

  • А почему это не ландшафт? Чем отличаются пейзаж и ландшафт? (Описание природы - описание местности)

  • Когда дается описание? В какой момент? (Возвращение Герасима из Москвы в деревню)

• В эпических текстах, а особенно у Тургенева пейзаж играет
важнейшую роль. Давайте докажем это. Что есть в этом описании?
Какие образы нарисованы автором?

3. Работа в тетради для творческих работ, сначала проговариваемая вслух учащимися.

  • Образы солнца, неба, ветра, звезд, поля, дороги. (Обращаем внимание на написание непроизносимой согласной в корне слова «солнце»)

  • Какой здесь главный звук? Почему? (Тишина - Герасим глухонемой)

  • Какие еще звуки? (Гром перепелов, клики коростелей, шушуканье деревьев). (Обращаем внимание на написание разделительного Ь знака в словах «шушуканье» и «деревьев»)

  • Что еще важно? Какие приметы ночи? (Запахи- поспевающей ржи, ощущения - теплота, ласковые удары ветра, игра ветра в бороде и волосах). (Обращаем внимание на написание гласных после шипящих в словах «ржи» и «ощущения»). Учитель делает акцент на то, что Герасим глухонемой, поэтому запахи и ощущения очень важны для него).

  • Какие краски мы видим в этом отрывке? (Красные лучи, красный край неба (румяный), белая дорога, темные поля, синий, бело-серый (седой) сумрак, золотой отблеск).

  • В ряду изобразительно-выразительных средств в художественной речи наиболее важное значение имеют слова или выражения, употребляемые в переносном значении, используемые для характеристики каких-либо явлений. Какие средства вы уже знаете? (Метафора, олицетворение, сравнение). Учащиеся не только называют, но и дают определения понятий.

  • Вот эти средства, а наряду сними еще многие другие, с которыми мы будем знакомиться, называются тропами. (Определение тропов написано на доске учителем)

  • Помимо них, что еще вы знаете? Эпитеты (дается определение).

• Давайте найдем все выше названное и запишем в тетрадь.
(Сравнения - «дорога, прямая, как стрела», «как лев выступая сильно и
бодро» - по ходу ответов дается пояснение, что дорога указывает путь
(стрела), а Герасим - царь зверей - гордый, смелый; олицетворения -
«край неба... слабо румянился», «ночь шла», «чуткого ночного
шушуканья деревьев», «седой сумрак», «солнце закатилось» и др.;
метафоры - «перепела гремели», «ветер играл» и др.; эпитеты - «влажно-
красными лучами», «седой сумрак» и др.; (по ходу работы
комментируется написание слов «метафора», «сравнение»,
«олицетворение» и «эпитет», а также проговаривается, что олицетворение
- это разновидность метафоры).

4. Вывод из сделанной работы.

  • Когда дано описание?

  • Кокой момент в жизни героя?

  • Какой момент ночи?

(Герой как будто прозревает. Вольный ветер, простор родных полей созвучен той внутренней свободе, которую Герасим ощутил в себе).

5. Итог урока.

  • Что узнали нового?

  • Что повторили?


© 2010-2022