Конспект урока по русскому языку Деепричастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Урок русского языка в 10 классе

Тип урока : повторительно -обобщающий

Вид урока : «картинки с выставки»

Цель урока :Закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте .

Задачи:1. вызвать потребность знать, расширить словарный запас, развивать умения и навыки работы с текстом

2.Развитие умений конструировать предложение,правильно использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи.

3.Приобщение к культурным ценностям через беседу по картине,организация ситуаций творчества и активной мыслительной деятельности учащихся.

Оборудование: карточки,иллюстрации,таблицы,компьютер,интерактивная доска

Ход урока

І. Стадия вызова.Ознакомление с темой урока.Постановка задач урока.

1.Слово учителя. Ребята ,сегодня мы подводим итог изучению темы : «Деепричастие».Мы вспомним все, чему научились в течении нескольких уроков:определить виды деепричастий,синтаксическую функцию деепричастий,покажем,что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки,связанные с неправильным употреблением деепричастий. А поможет нам в этом замечательная картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка». Но прежде всего несколько слов о нем. (слайд№ 1)

Виктор Михайлович Васнецов родился на Урале в 1868 г. Юношей покинул отчий дом,уехав учиться в Петербург . Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международную выставку,и они получают две бронзовые медали.Академия художеств награждает его серебряными медалями. Друзья у него замечательные:Илья Репин,Васий Суриков,Василий Полянов -талантливые художники,благородные люди. Самое знаменитое произведение художника -«Богатыри», «Аленушка».

2.Беседа.

Обратимся теперь к картине В.М.Васнецова «Аленушка». (слайд№ 2)

- Что напоминает вам эта картина?

-Народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

-О чем рассказывает эта сказка ? Выделите в ней эпизод,соответствующий картине Васнецова.

-Это невозможно сделать . В сказке не берегу пруда бегал козленочек ,который жалобно звал сестрицу ,а Аленушка -на дне пруда с тяжелым камнем на шее.Сюжет картины иной,отличается от сказочного.

-Правильно.Художник изобразил не сказочный персонаж,а правдивый образ крестьянской девочки. Виктор Михайлович, готовясь к новой картине,рассказал брату - художнику Апполинарию,что на Хотьковской дороге ,по которой нищие шли на богомолье,увидел странную девочку. Одиноко брела она ,и была в ее глазах страшная тоска.О судьбе этой девочки ему и захотелось рассказать в картине «Аленушка».

3.Осмысление.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» придумана народом,имеет счастливый конец

Картина Васнецова -это не иллюстрация к сказке,а история провдоподобная

Образ Аленушки вызывает сочувствие к бедной девочке-сиротеА теперь ,сопоставим образы Аленушки из картины Васнецова и из народной сказки ,найдем общее и составим диаграмму Венна .


4.Обратите внимание ,перед вами лежат таблицы,которые вы должны заполнить.

V(знаю)

+ (информация,новая для меня)

_( информация,которая отличается от той,что я знала)

1.Автор картины -

В.М.Васнецов,живописец,великий русский художник

2.

1.История создания картины провдоподобная,а не вымышленная

2.

1.Я думала ,что эта картина иллюстрация к

сказке«Сестрица Аленушка и братец Иванушка »...

ІІ. Работа с текстом.

Вы многое узнали об истории создания картины В.М.Васнецова «Аленушка».

А теперь ,внимание! В течение урока вы должны «собирать »деепричастия ,которые помогут потом описать эту картину. Молчу-молча,говорю-говоря.Какая связь между этими словами? Правильно,от глаголов образуются деепричастия . Давайте же посмотрим,насколько мы научились образовывать деепричастия . Выполним упражнение.

(слайд №3).Задание.

Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями . Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты,расставьте знаки препинания.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление,заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека. Уронила голову на руки,отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.Переживания сжимают сердце ,туманят ее безрадостный взгляд.Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену.Серое небо навевает тревожные мысли,окутывает холодом,Глубокое озеро тоскливо чернеет,пугает неизвестностью.Золотые листья окружают Аленушку,напоминают о несбывшихся мечтах.

Кажется,что осенняя природа чувствует настроение девушки,стремится утешить печальную красавицу.

Ключ. (слайд №4).

Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление,заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека

Уронив голову на руки,отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.Переживания, сжимая сердце. ,туманят ее безрадостный взгляд.Неласково шумят деревья,превратившись в плотную стену.Серое небо,навевая тревожные мысли,окутывает холодом,Глубокое озеро тоскливо чернея,пугает неизвестностью.Золотые листья окружают Аленушку,напоминая о несбывшихся мечтах.

Кажется,что осенняя природа, чувствуя настроение девушки,стремится утешить печальную красавицу.

III.Выборочно - распределительный диктант.

(Закрепить умение определить вид деепричастия)

-Прочтем получившийся текст. Сравните деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются? Верно, видом. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия.

Задание.

Данные деепричастия распределите по видам и заполните таблицу: Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья;

(Учащимся раздаются таблицы для заполнения)

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь

IV.Работа по развитию речи.

А) Исправьте грамматические ошибки.

1.Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.

Глядя вдаль, она грустит.

2.Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.

Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

Б) Задание для сильных учащихся.

Распространите предложения деепричастными оборотами.

Природа грустит. Лес окружает Аленушку.

Ключ. (слайд №5).

Природа грустит,думая о судьбе одинокой девушки.

Лес окружает Аленушку,ограждая ее от несправедливого мира.

V.Подведение итогов урока по таблице-схеме «Деепричастие-особая форма глагола». (слайд № 6).Конспект урока по русскому языку Деепричастие

VI. Инструктаж по домашнему заданию.

-Ребята! Мы сегодня вспомнили и повторили дееричастие. Показали, что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки,связанные с неправильным употреблением деепричастий,определять вид деепричастий. А еще мы познакомились с удивительной картиной В.М.Васнецова «Аленушка». Думаю,что знакомое с детства полотно стало вам еще ближе. Дома вам предстоит составить текст-описание еще одной известной картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов: всмартиваясь в картину,символизируя смелость и отвагу,напряженно вглядываясь, высоко поднимая сорокапудовую палицу,готовясь вступить в смертельную схватку,внушая страх противнику,мужественно защищая свое Отечество;

VI. Рефлексия и подведение итогов урока.

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

  • Что особенно понравилось?

Закончите предложения:

1. Урок, на котором мы , ……

2. Тема, над которой мы работали, …..

3. Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….

VII.Комментирование оценок.

Исползованная литература:

1.Современная грамматика русского языка/С.В.Ковалева.-Ростов н/Д:Феникс;Донецк,2006г

2. Учебные таблицы. 5-11 классы.А.В.Владимирова. Русский язык. Орфография и пунктуация в алгоритмах.



Садыкова Шаттык Хаирболатовна

Учитель русского языка и литературы Аккольской общей средней школы Атырауская область Курмангазинский район село Акколь ул.Сатпаева ,11

Телефон 8 71233 71161 факс 87123371148

Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»



© 2010-2022