- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Деепричастие
Конспект урока по русскому языку Деепричастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Садыкова Ш.Х. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Урок русского языка в 10 классе
Тип урока : повторительно -обобщающий
Вид урока : «картинки с выставки»
Цель урока :Закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте .
Задачи:1. вызвать потребность знать, расширить словарный запас, развивать умения и навыки работы с текстом
2.Развитие умений конструировать предложение,правильно использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи.
3.Приобщение к культурным ценностям через беседу по картине,организация ситуаций творчества и активной мыслительной деятельности учащихся.
Оборудование: карточки,иллюстрации,таблицы,компьютер,интерактивная доска
Ход урока
І. Стадия вызова.Ознакомление с темой урока.Постановка задач урока.
1.Слово учителя. Ребята ,сегодня мы подводим итог изучению темы : «Деепричастие».Мы вспомним все, чему научились в течении нескольких уроков:определить виды деепричастий,синтаксическую функцию деепричастий,покажем,что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки,связанные с неправильным употреблением деепричастий. А поможет нам в этом замечательная картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка». Но прежде всего несколько слов о нем. (слайд№ 1)
Виктор Михайлович Васнецов родился на Урале в 1868 г. Юношей покинул отчий дом,уехав учиться в Петербург . Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международную выставку,и они получают две бронзовые медали.Академия художеств награждает его серебряными медалями. Друзья у него замечательные:Илья Репин,Васий Суриков,Василий Полянов -талантливые художники,благородные люди. Самое знаменитое произведение художника -«Богатыри», «Аленушка».
2.Беседа.
Обратимся теперь к картине В.М.Васнецова «Аленушка». (слайд№ 2)
- Что напоминает вам эта картина?
-Народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
-О чем рассказывает эта сказка ? Выделите в ней эпизод,соответствующий картине Васнецова.
-Это невозможно сделать . В сказке не берегу пруда бегал козленочек ,который жалобно звал сестрицу ,а Аленушка -на дне пруда с тяжелым камнем на шее.Сюжет картины иной,отличается от сказочного.
-Правильно.Художник изобразил не сказочный персонаж,а правдивый образ крестьянской девочки. Виктор Михайлович, готовясь к новой картине,рассказал брату - художнику Апполинарию,что на Хотьковской дороге ,по которой нищие шли на богомолье,увидел странную девочку. Одиноко брела она ,и была в ее глазах страшная тоска.О судьбе этой девочки ему и захотелось рассказать в картине «Аленушка».
3.Осмысление.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» придумана народом,имеет счастливый конец
Картина Васнецова -это не иллюстрация к сказке,а история провдоподобная
Образ Аленушки вызывает сочувствие к бедной девочке-сиротеА теперь ,сопоставим образы Аленушки из картины Васнецова и из народной сказки ,найдем общее и составим диаграмму Венна .
4.Обратите внимание ,перед вами лежат таблицы,которые вы должны заполнить.
V(знаю)
+ (информация,новая для меня)
_( информация,которая отличается от той,что я знала)
1.Автор картины -
В.М.Васнецов,живописец,великий русский художник
2.
1.История создания картины провдоподобная,а не вымышленная
2.
1.Я думала ,что эта картина иллюстрация к
сказке«Сестрица Аленушка и братец Иванушка »...
ІІ. Работа с текстом.
Вы многое узнали об истории создания картины В.М.Васнецова «Аленушка».
А теперь ,внимание! В течение урока вы должны «собирать »деепричастия ,которые помогут потом описать эту картину. Молчу-молча,говорю-говоря.Какая связь между этими словами? Правильно,от глаголов образуются деепричастия . Давайте же посмотрим,насколько мы научились образовывать деепричастия . Выполним упражнение.
(слайд №3).Задание.
Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями . Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты,расставьте знаки препинания.
Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление,заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека. Уронила голову на руки,отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.Переживания сжимают сердце ,туманят ее безрадостный взгляд.Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену.Серое небо навевает тревожные мысли,окутывает холодом,Глубокое озеро тоскливо чернеет,пугает неизвестностью.Золотые листья окружают Аленушку,напоминают о несбывшихся мечтах.
Кажется,что осенняя природа чувствует настроение девушки,стремится утешить печальную красавицу.
Ключ. (слайд №4).
Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление,заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека
Уронив голову на руки,отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.Переживания, сжимая сердце. ,туманят ее безрадостный взгляд.Неласково шумят деревья,превратившись в плотную стену.Серое небо,навевая тревожные мысли,окутывает холодом,Глубокое озеро тоскливо чернея,пугает неизвестностью.Золотые листья окружают Аленушку,напоминая о несбывшихся мечтах.
Кажется,что осенняя природа, чувствуя настроение девушки,стремится утешить печальную красавицу.
III.Выборочно - распределительный диктант.
(Закрепить умение определить вид деепричастия)
-Прочтем получившийся текст. Сравните деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются? Верно, видом. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия.
Задание.
Данные деепричастия распределите по видам и заполните таблицу: Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья;
(Учащимся раздаются таблицы для заполнения)
Деепричастия совершенного вида
Деепричастия несовершенного вида
пригорюнившись
отражаясь
убежав
качая
устремив
облетая
погрузившись
ощущая
прислушиваясь
IV.Работа по развитию речи.
А) Исправьте грамматические ошибки.
1.Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.
Глядя вдаль, она грустит.
2.Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.
Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.
Б) Задание для сильных учащихся.
Распространите предложения деепричастными оборотами.
Природа грустит. Лес окружает Аленушку.
Ключ. (слайд №5).
Природа грустит,думая о судьбе одинокой девушки.
Лес окружает Аленушку,ограждая ее от несправедливого мира.
V.Подведение итогов урока по таблице-схеме «Деепричастие-особая форма глагола». (слайд № 6).
VI. Инструктаж по домашнему заданию.
-Ребята! Мы сегодня вспомнили и повторили дееричастие. Показали, что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки,связанные с неправильным употреблением деепричастий,определять вид деепричастий. А еще мы познакомились с удивительной картиной В.М.Васнецова «Аленушка». Думаю,что знакомое с детства полотно стало вам еще ближе. Дома вам предстоит составить текст-описание еще одной известной картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов: всмартиваясь в картину,символизируя смелость и отвагу,напряженно вглядываясь, высоко поднимая сорокапудовую палицу,готовясь вступить в смертельную схватку,внушая страх противнику,мужественно защищая свое Отечество;
VI. Рефлексия и подведение итогов урока.
-
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
-
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
-
Что особенно понравилось?
Закончите предложения:
1. Урок, на котором мы , ……
2. Тема, над которой мы работали, …..
3. Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….
VII.Комментирование оценок.
Исползованная литература:
1.Современная грамматика русского языка/С.В.Ковалева.-Ростов н/Д:Феникс;Донецк,2006г
2. Учебные таблицы. 5-11 классы.А.В.Владимирова. Русский язык. Орфография и пунктуация в алгоритмах.
Садыкова Шаттык Хаирболатовна
Учитель русского языка и литературы Аккольской общей средней школы Атырауская область Курмангазинский район село Акколь ул.Сатпаева ,11
Телефон 8 71233 71161 факс 87123371148
Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»