КТП элективного курса От анализа текста к его созданию

   Данный материал по русскому языку для 9 класса можно использовать для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена. Материал дан в количестве 34 часов, 1 час в неделю.    В начале года дается повторение по текстоведению. Большая часть времени отводится на написание сочинений на лингвистическую тему, которые были рекомендованы в 2013-2014 учебном году.  При умелом использовании они могут быть умело  заменены на темы, рекомендуемые в 2014-2015 уче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование элективного курса «От анализа текста к его созданию»


Дата

Наименование раздела, темы

Ч

а

с

ы

виды

учебной деятельности

Требования к результату

Виды

контроля

Литература. оборудование

План

Факт


Текст как единое целое. Повторение изученного о тексте в 5-8 классах

4




1.

Что такое текст

1

Речевые ситуации, жанры текста

Знать речевые ситуации и жанры, в которых используется текст. Уметь различать речевые жанры

Презентация

2.

Основные нормы построения текста

1

Нахождение ошибок в тексте

Уметь находить ошибки в собственном тексте

Презентация

3.

Типы речи

1

Типы речи. Их особенности. Способы определения текстов разных типов. Типологический анализ текста

Знать и определять типы речи

Презентация

4.

Микротема. Абзац

1

Чтение текста, выделение абзацев, нахождение микротем

Знать, что такое абзац и микротема

Презентация

Изложение. Компрессия текста

5


5.

Компрессия текста

1

Учиться сжимать текст

Компрессия

Презентация

6.

Компрессия текста.

Исключение

1

Учиться сжимать текст при помощи приема исключения

Исключение

Презентация

7.

Компрессия текста.

Обобщение

1

Учиться сжимать текст при помощи

приема обобщения

Обобщение

Презентация

8.

Компрессия текста.

Упрощение

1

Учиться сжимать текст при помощи

приема упрощения

Компрессия

Презентация

9.

Практическое занятие. Сжатое изложение

1

Письменная работа


Структура текста рассуждения. Языковые средства связи

3


10.

Структура сочинения-рассуждения по тексту

1

Лингвистическое понятие. Значение термина. Собственное понимание. Суждение с опорой на аргументы из прочитанного текста

Применять практические навыки овладения лингвистической теорией при создании текста-рассуждения.

Презентация

11

Тезис, аргументы сочинения-рассуждения

1

Введение в сочинение аргументов с использованием приема «Ссылка на авторитетный источник». Редактирование текста. Выдвижение тезиса под различные виды аргументов.

Уметь вводить аргументы, аргументировать выдвинутый тезис

12

Сочинение «Книга -это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет»

1

Письменная работа


Особенности сочинения на лингвистическую тему

3


13

Структура сочинения

на лингвистическую тему

1

Лингвистическое понятие. Значение термина. Собственное понимание

Создавать и редактировать лингвистический текст, применять практические навыки овладения лингвистической теорией при создании текста

текст

14

Тезис, аргументы

сочинения на лингвистическую

тему

1

Выдвижение тезиса под различные виды аргументов.

Тезис, аргументы

текст

15

Сочинение на лингвистическую тему: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Л.В. Успенский

1

Письменная работа


Практика успешного написания сочинения - рассуждения: комплексный и лингвистический анализ текста -

19


16

Комплексный анализ текста по Ф. Сологубу «О зависти»

1

Ознакомиться с планом анализа текста, работа в парах. беседа

План анализа текста

текст

17

Лингвистический анализ текста

1

Работа с текстом по плану

текст

18

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Почерк - зеркало характера»

1

Работа в группах

Сочинене-рассуждение

19

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения «В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» Л.В. Успенский

1

Работа в группах

Грамматика

Сочинене-рассуждение

20

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» Л.В. Успенский

1

Работа в группах

Грамматика

Сочинене-рассуждение

21

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» А.А. Потебня

1

Работа в группах

Повелительное и условное наклонения

Сочинене-рассуждение

22

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому -то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются М.Е. Салтыков - Щедрин

1

Работа в группе

Синтаксис и пунктуация

Сочинене-рассуждение

23

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Нет таких звуков, красок, образов, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К.Г. Паустовский

1

Работа в группе

Фонетика, аллитерация, ассонанс

Сочинене-рассуждение

24

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» А.А. Зеленецкий

1

Работа в группе

Эпитеты

Сочинене-рассуждение

25

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение» И.И. Постникова

1

Работа в группе

Лексика, грамматика, синтаксис

Сочинене-рассуждение

26

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Местоименные слова - слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А.А. Реформатский

1

Работа в группе

Местоименные слова

Сочинене-рассуждение

27

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». И.И. Постникова

1

Работа в группе

Словосочетание

Сочинене-рассуждение

28

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» Е.В. Джанджакова

1

Работа в группе

Художественный текст, нормы построения текста

Сочинене-рассуждение

29

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» М.В. Панов

1

Работа в группе

Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение

Сочинене-рассуждение

30

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Л.Н. Толстой

1

Работа в группе

Глагол, существительное

Сочинене-рассуждение

31

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» Из учебника русского языка

1

Работа в группе

Фразеологизмы

Сочинене-рассуждение

32

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Некоторые ученые даже предлагают выделить два языка - устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» А.А. Мирошниченко

1

Работа в группе

Устная и письменная речь

Сочинене-рассуждение

33

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на тему «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» В.Г. Короленко

1

Работа в группе

Выразительные средства языка

Сочинене-рассуждение

34

Написание сочинения - рассуждения на тему «Функции абзаца тесно связаны с функционально- стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» Н.С. Валгина

1

Абзац, стиль

Сочинене-рассуждение


© 2010-2022