- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи»
Урок «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алферова И.И. |
Дата | 03.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи»
Цели урока: 1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.
2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.
3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.
4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.
5. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям.
.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока.
3. Чтение отрывка из текста И. Шмелёва «Лето Господне»:
1)Великая су(б, бб)ота, вечер. 2)В доме тихо, все прил..гли перед заутреней. 3)Я пробираюсь в зал - посм..треть, что на улице. 4)Народу мало, н..сут пасхи и куличи в картонках. 5)В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. 6)В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. 7)Постлали пасхальный к..вёр в гостиной, с пунцовыми букетами. 8)Сняли серые чехлы с бордовых кресел. 9)На образах в..ночки из розочек. 10)В зале и в коридорах - новые красные «дорожки».11)В ст..ловой на окошках - крашеные яйца в к..рзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. 12)В п..редней - з..лёные четверти с вином: подн..сить. 13)На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! - л..жат громадные куличи, пр..крытые розовой кисейкой, - остывают. 14)Пахнет от них сла..ким т..плом душ..стым. (И. Шмелёв).
4. Беседа по тексту.
- Канун, какого праздника описан?
- Когда в этом году отмечают Пасху?
- Определите стиль текста.
- Определите тип речи данного текста.
5. Лексико-орфографическая работа.
- Найдите синонимы, обозначающие цвета. (Бордовый, пунцовый, красный).
- С какой целью автор их использует?
- В тексте встретились слова «кисейка», «лампадка». Определите их лексическое значение- Какие запахи чувствует герой? (Сладкие)
- Что мы слышим? (Тишину).
- Какой видим свет? (Лучи заходящего солнца, лампадки).
- Какая создана картина?
6. Повторение изученного.
- Назовите имена собственные.
- Найдите существительные 1 склонения.
- Найдите существительные 2 склонения.
- Найдите существительные, которые всегда употребляются в единственном числе. (Тепло).
- Докажите, что существительное «отец» - существительное одушевлённое.
7. Объяснение нового материала.
А) Беседа по тексту.
- Какие слова помогают создать красочную картину?
- Какой они части речи?
- Что вы помните об имени прилагательном?
- Назовите имена прилагательные в этом тексте.
- Какие морфологические признаки у них можно выделить?
- Это непостоянные морфологические признаки. Давайте посмотрим, какие ещё морфологические признаки у них можно выделить.
Б) Знакомство с материалом учебника. (Правило на стр. 93 - 95, 98).
8. Закрепление.
1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
5. Выборочный диктант.
Выпишите имена прилагательные.
Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни гусем. … «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся - плотники, народ русый, маляры - посуши, порыжее… плотогоны - широкие крепыши… тяжёлые землекопы-мелековцы, ловкачи каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары…
6. Какова роль прилагательных в художественном тексте?
9. Творческая работа.
- Какому событию посвящён этот праздник?
- Какими становятся люди в этот день?
- Как готовятся к Пасхе в вашей семье?
- Напишите сочинение на одну из тем:
«Я готовлюсь к Пасхе»; «Пасха в нашей семье»; «Цвета Пасхи».
10. Домашняя работа.
1. Правило стр. 93 - 95, 98.