Поэзия и судьба А. А. Фета

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Конспект урока литературы в 10 классе «Поэзия и судьба А.А. Фета»








Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Цыганкова Е.В.





2015 г.

Цели урока:

1. образовательная

- формировать у учащихся представление о А.А.Фете как об авторе стихов, раскрывающих чувства и переживания человека; познакомить учащихся с отдельными фактами жизни А.А.Фета;

- формировать умение сопоставлять лирические произведения;

  1. развивающая

- развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного;

- развивать умение строить суждение на конкретном материале;

- развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

3. воспитательная

- воспитывать чувство слова и культуру чувств;

- продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.

Оборудование:

- портрет А.А.Фета;
- выставка книг;
- романсы на стихи А.А.Фета;
- мультимедийная установка.
Методические приёмы:
- исследовательская работа;
- работа в группах;
- составление презентаций;
- выразительное чтение.



















Эпиграф:

Он - высокий, высочайший авторитет

в поэзии, в искусстве, в мысли.

В.Брюсов


План.

  1. Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

II. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Давайте повторим

  1. Слово учителя.

Сегодня мы окунемся в мир лирических откровений русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. При упоминании его имени сразу перед глазами встают прекрасные картины русской природы. В его стихах удивительная свежесть, искренность и еще что-то неуловимое, от чего так хорошо на душе! Тончайший лирик, Фет из рук в руки передает читателю волнение своей души. Блаженство, наслаждение, восторг испытывают люди, читая лирические россыпи его стихов .Фет пришел в этот мир, чтобы воспеть земную красоту. Земную ночь- частичку мировой гармонии - поэт особенно любил и находил необыкновенные краски, чтобы передать нам свой восторг.

Стих-е « Какая ночь, как воздух чист» (Белевцова К.)

Современники единодушно отмечали, что наружностью и разговорами Фет мало походил на поэта. В салонах за глаза его называли толстым крепостником, человеком сухим, жестким, черствым. Но никто из критиков так и не мог ответить на один вопрос - как этот человек мог создавать такие нежные, красивые, человечные стихи. Почему идут года, проходят десятилетия, а фетовские розы, тюльпаны, кусты сирени, яблони так же свежи, как в тот день, что расцвели. Как уживался в нем тончайший лирик и скрупулезный хозяйственник? Где брал он для своей трепетной кисти краски? Попробуем ответить хотя бы на некоторые вопросы.



Родился будущий поэт в 1820 году в деревне Новоселки Орловской губернии, это было родовое имение его отца Афанасия Неофитовича Шеншина. Афанасий Шеншин привез будущую мать поэта из Германии. Не просто привез - буквально выкрал Шарлотту Фет у ее первого мужа. Трудно понять, чем пленил молоденькую немку небогатый помещик, но она бросила маленькую дочь, мужа, больного отца, свою страну и бежала с Шеншиным в его далекое степное имение. Кроме того, она ждала второго ребенка. Мальчик родился в России. До 14 лет он считал себя сыном русского дворянина Афанасия Шеншина. Но местная духовная консистория установила, что мальчик родился до официального брака его родителей и поэтому должен именоваться не российским дворянином Шеншиным, а Фетом. Таким образом он оказался без русского подданства и дворянства. Родители отправили Афанасия на учебу в Лифляндию, в маленький городок в частный немецкий пансион , и не забирали домой даже на каникулы. Но - нет худа без добра - Фет смог получить здесь неплохое образование: питомцев пансиона кормили Скудно, но учили серьезно. Многие исследователи жизни и творчества поэта считают, что страдания юного Фета стали хорошей почвой взрастившей его необыкновенный дар. Через некоторое время стараниями отца Афанасий был все же переведен из немецкого пансиона в московский, а в 1838 году « немецкий подданный Фет» стал студентом Московского университета.
Вскоре стихи потоком полились из него. Учась в университете, юный Фет начал публиковать их. В 1840 году вышел его первый лирический сборник. Назвал он его «Лирический пантеон». Фета начали охотно печатать в «Отечественных записках». Похоже, он сразу стал зрелым мастером, без всяких « проб пера» и ученического периода. Кстати, к этому времени относится превращение немецкой фамилии Фет в Фет. Произошло это по воле самого поэта или из-за какой-то случайности, никто не знает. Казалось, что после университета Фету прямой путь в литературу. Но не тут - то было. Смерть любимой матери, помешала литературной карьере. Лишившись всякой поддержки родных, средств к существованию, молодой человек не раскис, а напряг все силы, умственные и физические, заставил себя быть крепким, чтобы состояться как человек, как личность.

Я вдаль иду моей дорогой
И уведу с собою вдаль
С моей сердечною тревогой
Мою сердечную печаль.

В 1845 году Фет поступает на службу унтер-офицером в Кирасирский полк с твердой решимостью, получив офицерский чин, вернуть себе российское подданство и дворянство. Началась гонка длиной в полжизни. Через год Фет -уже офицер, но выходит царский указ, отодвигающий дворянство до следующего чина. 10 лет уйдет на его достижение. Но уже новый царский указ назовет следующий чин, дарующий дворянство. Опять Фет не поспевает. Страдает, конечно. Но в жизни невзгоды часто становятся сильной пружиной, стимулирующей творчество. С Фетом так и было. В годы службы он пишет превосходные лирические стихи, но о самой военной службе - ни строчки.


Какая ночь! На всем какая нега...
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и нов ее убор.
Нет! Никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить.
Опять к тебе иду с невольной песней.
Невольной и последней, может быть.

В его лирике три основных темы - природа, любовь и песня. Они не только соприкасаются, но и тесно взаимосвязаны, проникают друг в друга, образуя единый слитный художественный мир - фетовскую вселенную красоты, в которую нет доступа ничему ужасному, жестокому, безобразному. Большинство стихов Фета отражает лишь внутреннюю, духовную жизнь поэта и никак не может быть соотнесено с реалиями его повседневной жизни. В поэзии Фет никогда не демонстрировал своей гражданской позиции, не называл имена лирических адресатов, не стремился перечислять бытовые подробности.

Многие отмечали музыкальность стихов Фета. П. И. Чайковский писал: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...» « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», - писал А. Фет. Лирика Фета с ее эмоциональностью, яркой образностью близка к фольклору. А романс « На заре ты ее не буди» стал подлинно народной песней.

( Звучит романс «На заре ты ее не буди»)


Ведущий 2 Много времени Афанасий Фет проводил в гостеприимном доме помещика - стихотворца Бржевского. В те годы вечера в гостиных, салонах проходили очень интересно: звучала классическая музыка, слышалось пение, приглашались заезжие знаменитости. Светские разговоры перемежались игрой в вист - молодежь развлекалась шарадами, фантами, стихотворными
экспромтами... Отдавали дань и русским традициям - гаданиям, например. Особенно весело было на святках.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня... .
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги ярче и жарче дня...
Дух захватило в груди...
Суженый! Золото, серебро!...
Чур меня, Чур меня - сгинь, пропади!


Вот как передал состояние, чувства гадающей о судьбе девушки молодой Фет. Что же прочила судьба самому Фету?

Слайд 8 Портрет М.Лазич


В гостеприимном доме Петковичей он встретил их молодую родственницу Марию Лазич. Дочь отставного генерала, она была образованна, умна, необыкновенно одарена музыкально. Знала и любила стихи Фета. Мария Лазич стала героиней его любовной лирики. Они были духовно очень близки, им было чрезвычайно интересно друг с другом. Неудивительно, что между ними возникло чувство.

Ведущий 2 Они могли быть счастливы, но... Мария была бедна, как и Фет. По понятиям Фета, это делало невозможным их брак. Кроме всего прочего, в браке он видел существенное препятствие к продвижению по службе. Живя для будущего, он приносит в жертву настоящее. Фет не подозревает, что, когда он достигнет всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его возлюбленная.





Руку бы снова твою мне хотелось пожать!
Прежнего счастья , конечно, уже не видать,
Но и под старость отрадно очами недуга
Вновь увидать неизменно прекрасного друга.
В голой аллее, где лист под ногами шумит,
Как-то пугливо и сладостно сердце щемит.
Если стопам попирать довелося устало
То, что когда-то так много блаженства скрывало.


Ведущий 1 В мае, когда облетал яблоневый цвет, молодые люди встретились перед его отбытием на маневры, а осенью, на свой осторожный вопрос о Марии Фет услышал изумленное: « Как, Вы ничего не знаете?» Собеседник, пишет поэт, смотрел на него диким взглядом. И после паузы, « видя мое костенеющее недоумение, прибавил: «Да ведь ее уже нет! Она умерла! И, Боже мой, как ужасно!». Ужаснее смерть и впрямь вообразить себе трудно: молодая женщина уронила на платье непогашенную спичку и скончалась от страшных ожогов.

Ведущий 2. Только в стихах навсегда сохранился образ прекрасной возлюбленной поэта. Ей посвящено стихотворение «Шепот, робкое дыханье», которое навсегда стало для многих русских читателей символом фетовской поэзии.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...

Слайд 9 Портрет А. Фета


Ведущий 1 Афанасий Фет нашел в себе силы жить дальше. Через несколько лет он женился на дочери богатейшего московского чаеторговца - Марии Петровне Боткиной. Это был брак не столько по любви, сколько по взаимной привязанности двух одиноких людей, уже немолодых,- и он оказался на редкость счастливым. Фет был прекрасным хозяином, он преумножил и без того немалое состояние жены. « Я наконец осуществил свой идеал, -писал он, - жить в прочной каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой, окруженной значительной растительностью...»

Слайд 10 Имение А. Фета


Ведущий 2
У Фета была любимая пословица : « Дай Бог дать, да не дай взять». И когда ему после нищей юности стало что отдавать, он отдавал щедро. Помогал голодающим, построил сельскую больницу. Итак, у Фета была земля, не было малого -формальной принадлежности к дворянству. Он послал очередное прошение вернуть ему фамилию Шеншин и восстановить во всех утраченных правах. В 1873 году специальным указом Фету вернули дворянское звание. 40 лет он ждал этого дня. Но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

Ведущий 1
В конце 1850-х годов Афанасий Фет вдруг резко порывает с « Современником», перестает печатать стихи. Отчего? Вспомним Россию этого времени, по стране прокатываются крестьянские бунты, идет Крымская война, обнажившая гнилость политической системы и язвы крепостничества. Салтыков -Щедрин писал : « И романы, и стихи, и музыка... баловство грабителей, паразитов, не имеющих ничего общего с жизнью: романы, повести о том, как пакостно влюбляются, стихи о том же.. .А жизнь.. .кипит.. .вопросами о пище.. .труде, о вере, об отношении людей ...Стыдно, гадко!» . Фет обиделся. Отвергнутый идеологами демократической литературы, он порвал с «Современником», «Отечественными записками» и почти на 20 лет
ушел из литературы. Он перестал писать стихи, бежал в деревню, в свою Степановку. Там вскоре занялся переводами.

Восьмидесятые годы - взлет творческих сил Афанасия Фета. Вышли в свет четыре сборника стихов «Вечерние огни», которые считаются шедеврами лирики. Они отличаются необыкновенным мастерством, искренностью, свежестью. Не верится, что пишет их семидесятилетний старик.

И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться.
Правда, это игра, и притом
Может выйти игра роковая,
Но и жизнью играть нам вдвоем -
Это счастье, моя дорогая!

( Звучит романс « Я тебе ничего не скажу»)

Слайд 13 Сборники стихов А. Фета


Ведущий 2 Стихи, написанные в старости, полны юношеской свежести, остроты восприятия, зоркости, благоговения перед жизнью - в них «цветет весна и красота».

Слайд 14 Портрет А. Фета

Далекий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык. -
Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь' и смерть? А жаль того огня,
Что просиял нам целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.

Слайд 15 Имение А. Фета


Ведущий 1
Казалось, что к концу жизни Фет приобрел все, о чем мечтал в молодости: дом в Москве, богатое имение в Воробьевке, вернул фамилию Шеншин, дворянство, получил звание камергера, членство в Петербургской академии наук. Пятидесятилетие его творческой деятельности было отмечено пышно и торжественно. Всему этому Фет радовался, конечно, но больше страдал. Он достиг всего, к чему шел всю жизнь: поэтического признания, богатства, дворянского титула... Чем жить дальше? К чему стремиться? Человек живет, пока страдает. Ведь страдания, гонка в течение всей жизни давали ему силы, стимул, возможность творить.

Слайд 16 Портрет А. Фета


Ведущий 2 Богатство не радует. Друзья насмехаются, имея в виду почести, которые обильно сыпали на Фета власти. Стихи передают душевное состояние поэта.

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой , что ни улыбка,
Уже под ними торжествует смерть...


Фет сам сделал ей шаг навстречу. 21 ноября 1892 года секретарша поэта написала под его диктовку: « Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». При попытке поэта совершить самоубийство остановилось его сердце. Два дня не дожил Фет до своего 72-летия.

Слайд 17, 18 Могила А. Фета


Похоронили его в селе Клейменово Орловской губернии в родовом имении Шеншиных. Не стало еще одного российского поэта, но не погас огонь,' зажженный его талантом.

Слайд 19 Портрет А. Фета


Прошло более 100 лет, но жива благоуханная свежесть его стихов, в которых воспеты разноцветье осенней природы, радостный блеск солнечного утра, нежный свет заката, трепет молодой весенней жизни, солнечный свет, жаждущая счастья влюбленная человеческая душа, вечная гармония жизни.


План анализа стихотворения:
1. Дата создания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Структура стихотворения:

4.1. Форма строфы.

4.2. Тип рифмовки.

4.3. Размер.

5. Идейное содержание:

5.1. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5.2. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.

5.3. Преобладание общественных или личных интонаций.

5.4.Лирический герой. Его характерные качества.

5.5 Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

5.6. Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.

5.7. Сопоставление основных словесных образов:

5.7.1. по сходству;

5.7.2. по контрасту;

5.7.3. по смежности;

5.7.4. по ассоциации;

5.8. Ведущая тема.

5.9.Основная мысль

1. Тема природы: «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом», «Весенний дождь».

2. Человек и природа: «Гадание», «Море», «Учись у них - у дуба, у березы».

3. Стихи о любви: «Сияла ночь», «Шепот, робкое дыханье», «Не отходи от меня».

V. Самостоятельная работа учащихся.

Анализ стихотворения А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом» ( по плану анализа стихотворения). Используется обучающая структура «Континиус Раунд Робин».

VI. Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений А.А.Фета наизусть. VII. Итоги урока.

Слово учителя.

- Лирика А.А. Фета передает настроения, чувства человека, созвучно его душе. Мир души человека и мир природы, любви взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.









© 2010-2022