- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харчёва О.Н. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ п\п | № в теме | Дата | Тема
| Основное содержание урока | Планируемые результаты | Используемые ресурсы
| Основные виды учебной деятельности
| Объекты и формы текущего контроля | ||||||||||||
план | факт
| |||||||||||||||||||
Знать | Уметь | |||||||||||||||||||
1 | 1 | 1.09 |
| Входной контроль. Русский язык в современном мире. | Дать понятие о функции русского языка в современном мире. Расширить общие сведения о русском языке и его международном значении | Понимать статус русского языка как государственного. Знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке | Пересказ текста. |
| Сообщение новых знаний, повторение ранее изученного материала. |
| ||||||||||
|
|
|
| Повторение пройденного в 5-7 классах 8+1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
2 | 1 | 4.09 |
| Повторение по теме «Пунктуация и орфография». | Повторить и обобщить знания учащихся о применении знаков препинания. | Повторить основные разделы науки о языке |
|
| Слово учителя, беседа, словарная, орфоэпическая работа, игра «Редактор», работа с учебником. | Контрольные вопросы. | ||||||||||
3 | 2 | 6.09 |
| Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Выработать навыки грамотного письма и фонетического анализа. | Повторить условия употребления знаков препинания |
| Контрольные вопросы. | Слово учителя, кроссворд, игра «Кто больше?», работа с таблицей, лингвистическая работа. |
| ||||||||||
4 | 3 | 8.09 |
| Знаки препинания в сложном предложении. | Повторить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания, проверить навыки определения темы текста, стиля и типа текста. | Повторить навыки сознательногограмотного применения знаков препинания, проверить навыки определения темы текста, стиля и типа текста. |
|
| Слово учителя, кроссворд, игра «Кто больше?», работа с таблицей, лингвистическая работа. | Текст и его строение. | ||||||||||
5 | 4 | 11.09 |
| Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | Закрепить умение и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении, повторить правила орфографии, отработать навыки различения СПП и ССП . | Закрепить умение и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении, повторить правила орфографии, отработать навыки различения СПП и ССП . | Беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, лингвистическая игра «На пароход грузили…» | Текст и его строение. | Компьютерная программа «Фраза»; И.В.Шустина «Кроссворды для школьников» №18, 19. | Признаки текста. | ||||||||||
6 | 5 | 13.09 |
| Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | Повторить и закрепить знания по теме урока, повторить правила орфографии; закрепить навыки морфемного и морфологического разбора слов. | Повторить и закрепить знания по теме урока, повторить правила орфографии; закрепить навыки морфемного и морфологического разбора слов. | Беседа по вопросам, словарная работа, лингвистическая разминка, орфографическая диктовка, игра «Найди лишнее». | Признаки текста. | Комплексный анализ текста №2 (А.Б.Малюшкин «Комплексный анализ текста»). |
| ||||||||||
7 | 6 | 15.09 |
| Р.Р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту. | Осуществить контроль за сформированностью навыков слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи. Повторить орфограммы О-Ё после шипящих и Ы-И после Ц. | Осуществить контроль за сформированностью навыков слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи. Повторить орфограммы О-Ё после шипящих и Ы-И после Ц. | Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте | Способы связи частей текста. |
|
| ||||||||||
8 | 7 | 18.09 |
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в VII классе». | Проверка знаний. |
|
| О.А.Нури стр. 28. |
|
| ||||||||||
9 | 8 | 20.09 |
| Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками |
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 6+1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
10 | 1 | 22.09 |
| Основные единицы синтаксиса. | Повторение общих сведений о словосочетании, предложении, видах связи в словосочетании и предложении; укрепить навыки работы со словом как с единицей языка; совершенствовать навыки анализа строения предложения. | Знать основные единицы синтаксиса. | Уметь различать основные единицы синтаксиса |
| Повторение пройденного, объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа, игра «Редактор». |
| ||||||||||
11 | 2 | 25.09 |
| Р.Р.Текст как единица синтаксиса. |
|
| Уметь определить смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов | Самостоятельная работа; кроссворд. | Способы и приёмы создания образов (героев, автора и пр.). |
| ||||||||||
12 | 3 | 27.09 |
| Предложение как единица синтаксиса. | Понимание учащимися темы, идеи, композиции текста. Отработать навыки озаглавливания текста по главной мысли. Развивать, обогащать орфографическую зоркость. |
|
| Устное сочинение. | Объяснение учителя, выразительное чтение, орфоэпическая работа, словарная работа. |
| ||||||||||
13 | 4 | 29.09 |
| Словосочетание как единица синтаксиса. | Раскрыть понятие «предложения» как единицы синтаксиса с коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте. | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений | Уметь различать основные единицы синтаксиса | Орфографическая диктовка, выборочный диктант. |
|
| ||||||||||
14 | 5 | 2.10 |
| Виды словосочетаний.
| Раскрыть структуру и значение словосочетания как единицы синтаксиса. | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений | Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов | Мини-тест. |
|
| ||||||||||
15 | 6 | 4.10 |
| Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Познакомить со словосочетанием с позиции лексического значения, структуры, грамматического значения. | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов | Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи | Устное сочинение, игра «Редактор». |
|
| ||||||||||
16 | 7 | 6.10 |
| Синтаксический разбор словосочетаний.
| Совершенствование навыков устной речи, расширение словарного запаса учеников. | Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи | Приемы создания пейзажных зарисовок. Р.Р. упр 72. Контрольное сочинение - описание «Дом, который украшает наш город» | Словарный диктант, тестовая работа. | Анализ письменных работ, объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений. |
| ||||||||||
|
|
|
| Простое предложение 5+1 |
|
|
| Цифровой диктант. |
|
| ||||||||||
17 | 1 | 9.10 |
| Грамматичес кая (предикатив ная) основа предложения. | Повторить материал по структуре простого предложения, грамматической основе предложения. |
| Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов |
| Работа с учебником, объяснение учителя, конструирование предложений. |
| ||||||||||
18 | 2 | 11.10 |
| Порядок слов в предложении. Интонация. | Понятие о порядке слов в русском языке. Прямой порядок слов. Инверсия. Логическое ударение. | Знать структуру текст - описания, его языковые особенности. | Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно - выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | Схематический диктант. | Орфографический практикум «Ь на конце слов после шипящих», работа с учебником, работа с текстом |
| ||||||||||
19 | 3 | 13.10 |
| Интонация, логическое ударение. | Дать представление об интонации, логическом ударении. |
| Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов |
| ( фрагмент из романа «Дубровский»). |
| ||||||||||
20 | 4 | 16.10 |
| Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | Контроль изученного. |
|
|
|
|
| ||||||||||
21 | 5 | 18.10 |
| Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. |
|
|
|
|
| ||||||||||
22 | 6 | 20.10 |
| Р.Р. Описание памятника культуры. | Проверить умение учащихся анализировать готовый текст и создавать собственный текст-описание. | Знать структуру текст - описания, его языковые особенности. | Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно - выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме |
| Творческий диктант, работа с учебником. |
| ||||||||||
|
|
|
| Двусоставные предложения 5+1 |
|
|
| Подготовка к домашнему сочинению- описанию человека по упр. 150-151. |
|
| ||||||||||
23 | 1 | 23.10 |
| Главные члены предложения. Подлежащее. | Обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах, отработать умения выделять грамматическую основу, способы выражения подлежащего. | Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего. | Уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённы словом |
| Слово учителя, работа с учебником. |
| ||||||||||
24 | 2 | 25.10 |
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Систематизация знаний о сказуемом. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Повторение морфологических признаков глагола. | Знать виды сказуемого. | Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого | Творческое задание. | Объяснение учителя, беседа по вопросам, повторение пройденного материала, комментированное письмо. |
| ||||||||||
25 | 3 | 27.10 |
| Составное глагольное сказуемое. | Формирование понятия о структуре составного глагольного сказуемого. Способы выражения и значение вспомогательных глаголов |
| Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно - ответная форма изложения) | Самостоятельная работа с элементами анализа текста. | Объяснение учителя, беседа по вопросам, словарная работа, конструирование предложений. |
| ||||||||||
26 | 4 | 30.10 |
| Составное именное сказуемое. | Формирование понятия о составном именном сказуемом. Повторение морфологических признаков именных частей речи. Определение значения глагола-связки. | Знать структуру составного именного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое |
| Игра «Четвёртое лишнее», составление таблицы. | Объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, занимательная лингвистика. |
| ||||||||||
27 | 5 | 1.11 |
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Формирование пунктуационных навыков. Определение способов выражения подлежащего и сказуемого. Анализ условия постановки (или отсутствия) тире между подлежащим и сказуемым. |
| Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого | Самостоятельная работа, индивидуальные задания. | Объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала, составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений. |
| ||||||||||
28 | 6 | IIчетверть 10.11 |
| Р.Р. Изложение с элементами сочинения-рассуждения. | Закрепление навыков лингвистического разбора. |
|
| Игра «Редактор», орфоэпический диктант. | Диктовка с последующим собственным заключением. |
| ||||||||||
|
|
|
| Второстепенные члены предложения 7+1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
29 | 1 | 13.11 |
| Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. | Формирование понятия о дополнении, его значении и способах выражения. Прямые и косвенные дополнения. Повторение морфологических признаков глагола | Знать отличие главных и второстепенных членов предложения. |
|
| Повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний и предложений, отработка умения правильно ставить вопросы. |
| ||||||||||
30 | 2 | 15.11 |
| Определение. | Формирование понятия об определении, его значении и способах выражения. Формирование понятия определяемое и определение. Согласованное и несогласованное определение. | Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения. | Уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение | Словарный диктант; комментированное письмо с последующей взаимопроверкой, творческий диктант. | Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, составление плана. |
| ||||||||||
31 | 3 | 17.11 |
| Приложение. Знаки препинания при нём. | Формирование понятия о приложении, его значении и способах выражения. Дефисное написание приложений. | Употребление кавычек при написании приложений. | Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения - эпитеты - как средства выразительности | Тестовая работа. | Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа. |
| ||||||||||
32-33 | 4 | 20.11.22.11
|
| Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | Формирование понятия об обстоятельствах, их значении и способах выражения.
|
| Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах | Словарная работа. | Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, орфографическая работа, |
| ||||||||||
34 | 5 | 24.11 |
| Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» |
|
|
| Орфографическая диктовка, мини-тест. | Проверить знания учеников, закрепить навыки синтаксического разбора. |
| ||||||||||
35 | 6 | 27.11 |
| Синтаксический разбор двусоставного предложения |
| Уметь производить синтаксический разбор простого двусоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении |
|
| Орфографическая диктовка, работа с учебником. |
| ||||||||||
36 | 7 | 29.11 |
| Р.Р.Изложение «Характеристика человека» |
| Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы |
| Мини-диктант с грамматическим заданием (Н.Егорова стр.78), комментированное письмо, схематический диктант, игра «Кто больше?» | Беседа, работа с учебником, словарная работа. |
| ||||||||||
|
|
|
| Односоставные предложения. 8+2 |
|
|
| Упр.162-166 |
|
| ||||||||||
37 | 1 | 1.12 |
| Главный член односоставного предложения. | Дать понятие об односоставных предложениях. Деление односоставных предложений на группы. Односоставные предложения с главным членом сказуемым и главным членом подлежащим. Отличие односоставных предложений от неполных предложений. Формирование понятия об определенно-личном предложении. Повторение морфологических признаков глагола | Знать структурные различия односоставных предложений. | Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения |
| Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, орфографическая работа, кроссворд. |
| ||||||||||
38 | 2 | 4.12 |
| Назывные предложения. | Формирование понятия о назывном предложении. Употребление односоставных назывных предложений в устной и письменной речи | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. | Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений | Словарный диктант; комментированное письмо с последующей взаимопроверкой, творческий диктант. | Работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения. |
| ||||||||||
39 | 3 | 6.12 |
| Определённо-личные предложения. | Дать понятие определённо-личных предложений. | Знать структурные и грамматические особенности определённо - личных предложений. правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо - личные предложения | Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо - личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо - личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо - личными предложениями как синтаксическими синонимами, | Тестовая работа. | Работа с учебником, беседа, слово учителя. |
| ||||||||||
40 | 4 | 8.12 |
| Неопределённо-личные предложения. | Формирование понятия о неопределенно-личном предложении. Употребление неопределенных предложений в устной и письменной речи | Знать структурные и грамматические особенности неопределённо - личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения. | Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | Словарная работа. | Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа, работа с учебником, подготовка к творческой работе (упр.220), лингвистическая игра «Аукцион пословиц». |
| ||||||||||
41 | 5 | 11.12 |
| Р.Р. Инструкция.
| Научить правильно применять глаголы повелительного наклонения при составлении текста. | Сочинение - рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. | Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка | Орфографическая диктовка, мини-тест. | Работа с учебником, с записями на доске. |
| ||||||||||
42 | 6 | 13.12 |
| Безличные предложения. | Формирование понятия о безличных предложениях. Повторение морфологических признаков безличных глаголов. Определение способов выражения сказуемого в безличных предложениях. Повторение синтаксической роли слов состояния. Безличные простые глагольные, составные глагольные и составные именные сказуемые. | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. | Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи |
| Объяснение учителя, работа с таблицей, составление плана, тренировочные предложения, словарная работа, орфоэпическая работа. |
| ||||||||||
43 | 7 | 15.12 |
| Р.Р. Составление текста-рассуждения. | Повторить признаки всех видов текста. | Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Уметь отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка. | Мини-диктант с грамматическим заданием (Н.Егорова стр.78), комментированное письмо, схематический диктант, игра «Кто больше?» | Слово учителя, работа с учебником, беседа. |
| ||||||||||
44 | 8 | 18.12 |
| Неполные предложения
| Дать понятие о неполных предложениях, показать сферу их употребления, сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения. | Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем. | Уметь опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи в письменном тексте | Упр.206 устно | Объяснение учителя, работа с учебником, конструирование предложений, текста. |
| ||||||||||
45 | 9 | 20.12 |
| Синтаксический разбор односоставного предложения.
| Закрепить навык грамотного рассуждения при синтаксическом разборе односоставного предложения. | Использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Уметь производить синтаксический разбор простого односоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, | Контрольный словарный диктант, диктант «Проверь себя». | Работа с учебником, практикум. |
| ||||||||||
46 | 10 | 22.12 |
| Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения». | Проверка уровня усвоения материала. Диктант с грамматическим заданием. | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений, Морфологические средства выражения главного члена Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений | Уметь пользоваться двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определённо - личных предложений, | Индивидуальная работа. | Работа с таблицей, тренировочные упражнения, лингвистическая игра. |
| ||||||||||
|
|
|
| Простое осложнённое предложение |
|
|
| Осложнённый словарный диктант, игра «Четвёртое лишнее», мини-тест. |
|
| ||||||||||
47 |
| 25.12 |
| Тестовая работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
| Однородные члены предложения.14 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
48 | 1 | 27.12 |
| Понятие об осложнённом предложении. | Дать понятие осложнённого предложения, его виды. | Осложнённые и неосложнённые предложения | Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами | Комментированное письмо, графический диктант. | Анализ творческих работ, повторение изученного, объяснение учителя, работа со схемами, тренировочные упражнения. |
| ||||||||||
49 | 2 | III четверть 12.01 |
| Понятие об однородных членах предложения. | Понятие об однородных членах предложения. Однородные подлежащие. Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения. | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов |
| Орфографическая диктовка, работа с учебником, схематический диктант. |
| ||||||||||
50 | 3-4 | 15.01 17.01 |
| Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | Научить отличать перечислительную интонацию, отработать постановку знаков препинания при однородных членах. | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Практикум по теме. | Орфографическая диктовка, работа с учебником, схематический диктант. |
| ||||||||||
51 | 5 | 19.01 |
| Однородные и неоднородные определения. | Однородные и неоднородные определения. Отличие однородных определений от неоднородных. Повторение морфологических признаков имени прилагательного. | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами | Р.Р. упр.246 изложение-описание | Орфографическая диктовка, схематический диктант, работа с учебником, составление таблицы. |
| ||||||||||
52- 53- 54 | 6-7- 8 | 22.01 24.01 26.01 |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Углубить знания об однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уточнить правила пунктуации. | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений |
| Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами, тренировочные упражнения. |
| ||||||||||
55 | 9 | 29.01 |
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | Составлять схемы предложений с однородными членами. Различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом. | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | Практикум по теме. | Объяснения учителя, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения. |
| ||||||||||
56 | 10 | 31.01 |
| Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | Формирование понятия об обобщающих словах при однородных членах предложения. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов | Выборочный диктант, диктант «Проверь себя», орфографическая работа, мини-тест. | Объяснение учителя, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения, словарная работа. |
| ||||||||||
57 | 11 | 2.02 |
| Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | Знаки препинания при обобщающих словах при однородных членах предложения. Способы выражения обобщающих слов при однородных членах предложения. Употребление уточняющих слов при обобщающих. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов | Р.Р. выборочное изложение упр.281 | Работа с текстом, схематический диктант, орфографический диктант. |
| ||||||||||
58 | 12 | 5.02 |
| Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». | Закрепить умения и навыки учащихся анализировать постановку пунктуационных знаков в предложениях с однородными членами. | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений |
| Диктант, грамматическое задание, тренировочные упражнения, пояснения учителя. |
| ||||||||||
59 | 13 | 7.02 |
| Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | Закрепить знания учеников об обощающих словах при однородных членах, закрепить навыки постановки знаков препинания. | Однородные члены предложения | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений |
| Диктант, грамматическое задание. |
| ||||||||||
60 | 14 | 9.02 |
| Анализ контрольного диктанта. | Проверить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; закрепить навыки постановки знаков препинания. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов |
| Анализ работ, индивидуальные консультации. |
| ||||||||||
|
|
|
| Обособленные члены предложения. 15+2 |
|
|
| Самостоятельная работа с учебником, контрольный словарный диктант |
|
| ||||||||||
61 | 1 | 12.02 |
| Понятие об обособлении. | Дать понятие обособления; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения части предложения. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные | Работа по карточкам. | Объяснение учителя, работа над интонацией, сопоставление предложений (синтаксическая синонимия). |
| ||||||||||
62 | 2 | 14.02 |
| Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | Объяснение условий обособления определения и приложения. Определение способов выражения определений. | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста | Тест, объяснительный диктант, выборочный диктант. | Слово учителя, работа с учебником. |
| ||||||||||
63 | 3 | 16.02 |
| Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения. | Усвоение общих правил обособления согласованных и несогласованных распространённых и нераспространённых определений; знаки препинания при обособлении. Формировать умение выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений; интонационно правильно читать предложения с обособлениями. | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей |
| Тренировочные упражнения, лингвистическая разминка, комментированное письмо, игра «Кто больше?» Объяснение учителя, анализ предложений, работа над речевыми нормами, тренировочные упражнения |
| ||||||||||
64 | 4 | 19.02 |
| Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. | Формировать умение составлять текст-рассуждение. | Рассуждение на основе литературного произведения | Уметь создавать текст - рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение | Орфографическая диктовка, творческий диктант, игра «Редактор». | Слово учителя, работа с учебником, обсуждение вариантов. |
| ||||||||||
65-66 | 5-6 | 21.02 26.02 |
| Обособление приложения. Выделительные знаки препинания при них.
| Формирование умений интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений |
| Объяснение учителя, составление таблицы, анализ предложений, тренировочные упражнения, |
| ||||||||||
67-68 | 7-8 | 28.02 2.03 |
| Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | Повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота. Отработать умение определять границы деепричастного оборота.
| Закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах. | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | Графический диктант, творческая работа. | Повторяем орфографию, повторение, работа с учебником, практикум. |
| ||||||||||
69-70 | 7-8 | 5.03 7.03 |
| Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | Формировать умения интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами; правильно ставить знаки препинания при них. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Иметь преставление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико - интонационного анализа высказывания |
| Работа с таблицами, орфографическая работа, объяснение учителя, объяснительный диктант. |
| ||||||||||
71 | 9 | 12.03 |
| Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | Проверка знаний по изученной теме. | Обособленные члены предложения, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы |
| Диктант, грамматические задания. |
| ||||||||||
72 | 10 | 14.03 |
| Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. |
|
| Объяснительный диктант, орфоэпический диктант. | Консультация учителя. |
| ||||||||||
73 | 11 | 16.03 |
| Р.Р.Сочинение «Изобретение наших дней» | Написание сочинения с использованием обособленных членов. |
|
|
| Работа с учебником, словарная работа. | упр.329 | ||||||||||
74 | 12 | 19.03 |
| Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | Обобщение материала по теме «Предложения с обособленными членами», дать образец устного и письменного синтаксического разбора таких предложений. разбора | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения | Самостоятельная работа. | Работа с учебником. |
| ||||||||||
75 | 13 | 21.03 |
| Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» | Систематизировать сведения об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; отработка умения правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств. | Обособленные члены предложения, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Орфоэпический диктант, схематический диктант, анализ предложений, диктант «Проверь себя». | Работа с таблицами, тренировочные упражнения, комментированное письмо. |
| ||||||||||
76 | 14 | IV четверть 30.03 |
| Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» | Проверка знаний по изученной теме. |
|
|
| Диктант, грамматические задания. |
| ||||||||||
77 | 15 | 2.04 |
| Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. |
|
|
| Консультация учителя. |
| ||||||||||
|
|
|
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения. 13+2 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
78 | 1 | 4.04 |
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Назначение обращения. | Знать, что такое обращение; функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); правила постановки знаков препинания при обращении.. Уметь пользоваться знаками препинания в письменной речи; правильно произносить предложения с обращениями; отличать обращение от других функций существительных в форме именительного падежа (подлежащего, сказуемого, приложения при подлежащем. | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи( звательная, оценочная, изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические и пунктуационные особенности предложений с обращениями | Практикум по теме. | Объяснение учителя, тренировочные упражнения, комментированное письмо, составление таблицы. |
| ||||||||||
79-80 | 2-3 | 6.04-9.04 |
| Распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении. | Формировать навыки употребления обращений, закрепить умения постановки знаков препинания в соответствии с интонацией. | Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, в языке художественной литературы и официально - деловом стиле | Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять обращения в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | Самостоятельная работа, индивидуальные задания. | Составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистическая разминка, комментированное письмо, работа с таблицей, орфоэпическая работа. |
| ||||||||||
81 | 4 | 11.04 |
| Р.Р.Употребление обращений. |
|
|
|
| Работа с учебником, орфографическая диктовка. |
| ||||||||||
|
|
|
| Вводные и вставные конструкции |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
82-83 | 5-6 | 13.04 16.04 |
| Вводные и вставные конструкции. | Дать понятие о вставных конструкциях, показать их структурные и интонационные особенности, их роль в предложении, вырабатывать навыки правильной интонации в предложениях с вставными конструкциями, развитие культуры речи. | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. | Уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах. |
|
|
| ||||||||||
84 | 7 | 18.04 |
| Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Знать группы вводных слов по значению. Уметь выразительно, интонационно правильно читать предложения с вводными словами. | Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | Уметь различать вводные слова и члены предложения |
| Слово учителя, работа с учебником. |
| ||||||||||
85-86 | 8 | 20.04-23.04 |
| Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | Различать вводные слова и предложения, развивать умения грамотного употребления вводных конструкций в устной и письменной речи. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимическую замену вводных слов |
| Орфографический практикум, работа с учебником, комментированное письмо. | |||||||||||
87 | 9 | 25.04 |
| Вставные слова, словосочетания и предложения. | Познакомить учащихся со вставными конструкциями, повторить правила орфографии. | Вставные слова, словосочетания и предложения | Иметь представление о вставных конструкциях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания |
| Слово учителя, работа с учебником. |
| ||||||||||
88 | 10 | 27.04 |
| Р.Р. Сочинение-рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. | Формирование навыков написания сочинения-рассуждения. | Текст как речевое произведение | Уметь написать публицистический текст, соблюдая нормы литературного языка на письме |
| Беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ текста, подготовка к творческой работе, словарная работа. |
| ||||||||||
89 | 11 | 30.04 |
| Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями и вводными словами». | Проверить уровень усвоения изученного. | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете |
| Диктант, грамматическое задание. |
| ||||||||||
90 | 12 |
|
|
| Работа над ошибками. |
|
| Практикум- заполнение таблицы. | Работа над речевыми нормами, работа над ошибками, синтаксический разбор, словарная работа. |
| ||||||||||
91 | 13 | 04.05 |
| Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. |
|
| Презентация к уроку. | Орфографическая диктовка, работа с учебником, пунктуационный разбор. |
| ||||||||||
92 | 14 | 7.05 |
| Междометия в предложении. | Вспомнить, что такое междометие, показать варианты постановки знаков препинания при междометии, отработать интонационно верные варианты произношения междометий. |
|
| Мини-диктант, практикум. | Фронтальный опрос. |
| ||||||||||
93 | 15 | 11.05 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложениями. | Формировать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложениями. | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете | Составление плана. | Объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение. |
| ||||||||||
94 | 16 | 14.05 |
| Урок-зачёт по теме «Слова, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложениями» | Проверить уровень усвоения изученного. |
|
|
| Слово учителя, работа с учебником. |
| ||||||||||
|
| 16.05 |
| Чужая речь 7 |
|
|
| Самостоятельная работа. |
|
| ||||||||||
95 | 1 |
|
| Чужая речь. Понятие о чужой речи. | Знать, что такое чужая речь; правила постановки знаков препинания при различных случаях употребления прямой речи (перед словами автора, после них, прямая речь разрывает слова автора). | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку | Практикум по теме. | Орфографический практикум, работа с учебником, комментированное письмо. |
| ||||||||||
96 | 2 | 18.05 |
| Прямая и косвенная речь. | Уметь находить прямую речь в тексте; правильно строить предложения с прямой речью; правильно произносить предложения с прямой речью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам. Знать, в чем отличие косвенной речи от прямой. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Знать понятие «косвенная речь», различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи | Индивидуальные задания. | Объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение. |
| ||||||||||
97 | 3 | 21.05 |
| Прямая речь. | Уметь правильно трансформировать прямую речь в косвенную. |
|
| Работа по группам. | Выразительное чтение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, упражнения по развитию устной речи. |
| ||||||||||
98 | 4 | 23.05 |
| Диалог. | Уточнить правила оформления прямой речи при различных вариантах её расположения в тексте. |
|
| Презентация к уроку. | Орфографический диктант, слово учителя, работа с учебником. |
| ||||||||||
99 | 5 | 25.05 |
| Р.Р. Рассказ по данному началу | Дать понятие диалога как вида прямой речи. | Композиция рассказа, использование диалога в рассказе как текстообразующего элемента | Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы | Мини-диктант, практикум. | Элементы лингвистического анализа текста, составление плана, изложение. упр.420 |
| ||||||||||
100 | 6 | 28.05 |
| Цитата. | Совершенствовать навыки лингвистического анализа, письменного изложения текста; развивать творческие способности учеников. | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании |
| Слово учителя, работа с учебником. |
| ||||||||||
101 | 7 | 30.05 |
| Синтаксический разбор предложений с чужой речью, пунктуационный разбор, повторение по теме «чужая речь». | Знать, что такое цитата и каковы способы введения ее в текст. Уметь цитировать различные высказывания; пользоваться правилами постановки знаков препинания при цитировании. | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных высказываниях | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения | Словарный диктант, схематический диктант. | Работа с учебником, фронтальный опрос, анализ схем. |
| ||||||||||
|
|
|
| Повторение и систематизация изученного в VIII классе. 4 ч |
|
|
| Самостоятельное изучение теоретического материала, контрольный словарный диктант, кроссворд. |
|
| ||||||||||
102 | 1 | 1.06 |
| Синтаксис и морфология. | Знать определения изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил. | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи | Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи | Словарный диктант, комментированное письмо, графический диктант. | Лингвистический разбор, задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения. |
| ||||||||||
103 | 2 | 02.06 |
| Синтаксис и пунктуация, орфография |
| Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями, вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания | Практикум. | Лингвистический разбор, задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения, взаимопроверка. |
| ||||||||||
104 | 3 | 03.06 |
| Итоговый контрольный диктант. | Повторить изученные орфограммы, развивать орфографическую зоркость. | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи | Уметь анализировать текст: производить композиционно - содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложения | Творческий диктант. | Диктант, грамматические задания. |
| ||||||||||
105
| 4 | 04.06 |
| Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. |
|
| Творческий схематический диктант. | Орфографическая диктовка, работа с учебником, пунктуационный разбор. |
| ||||||||||
|
|
|
| Всего : 105 часов; из них Р.Р. 12 часов |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| Мини-тест. |
|
|