Урок русского языка в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа»

города-курорта Железноводска











Конспект урока русского языка

в 9 классе

«Сложносочиненные предложения. Обобщение»

Программа М.М. Разумовской



Урок русского языка в 9 классеУрок русского языка в 9 классе

Учитель русского

языка и литературы:

Агабекян К.В.











Железноводск -2015



Сложносочинённые предложения

Ход урока

  1. Вступительное слово.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы. Урок русского языка в 9 классе

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

  1. Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? (слайд №1)

Урок русского языка в 9 классеОбратимся к ключевым словам. Итак, мы будем

повторять

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усваивать

особенности сложносочинённого предложения;

отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;

И, наконец, мы вновь будем учиться

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала. ( слайд №2)

-Ребята, я сегодня не случайно начала урок со слов А.С.Пушкина. Совсем недавно мы отмечали замечательную дату - 200-летие открытия Царскосельского лицея, в котором учился А.С. Пушкин. Урок русского языка в 9 классе

Поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате.

Проверка домашнего задания

1. Выступление учащегося с презентацией

- Итак, теорию о ССП нам напомнит… У него было индивидуальное домашнее задание: обобщить материал в виде презентации.

2. Опрос учащихся по индивидуальному заданию.

-В ходе его сообщения мы будем обращаться к примерам из домашней работы. Несколько учеников получали индивидуальное задание: выписать из произведений А.С.Пушкина примеры ССП и простых предложений с однородными членами. Остальные выполняли упражнение.

3. Индивидуальная тестовая работа. ( 3 ученика)

-Индивидуальную тестовую работу выполняют по данной теме 3 ученика.

- Работайте в тетрадях.

4.Фронтально-обобщающие вопросы.

- Сделаем вывод.

1).- Дайте определение сложносочиненному предложению.

2).-Какие разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения могут быть?

3).-Назовите соединительные союзы в ССП. (И, да (=и),ни…ни, тоже, также, не только- но и, как- так и)

4).-Разделительные союзы: (то…то, или (иль),либо…либо, не то…не то, то ли…то ли)

5).-Назовите противительные союзы (а, но, да (= но),однако, зато, же,

только (= но)

6).- Когда в сложносочиненном предложении запятая не ставится?

5.Сдача индивидуальной работы по тестам. (проверка)

6.Графический диктант (2 человека у доски)

-Первой цели урока мы уже достигли. Для решения остальных обратимся к графическому диктанту.



  1. 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. [__ ___ и ___]

(Простое с однородными сказуемыми)

  1. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя студентами. [___], и [___ ___](ССП с соед. Союзом с последовтельным смысловым значением)

3. Царь Александр I подписал проект, составленный министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения. [___ _____,/ /,…]( ПП с обособленным определением)

4.Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. [ __ ___ … , … и…] (ПП с однор. дополн.)

5. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. [___ ___], а [___ ___] (ССП с противит. союзом со значение противопоставления)

6.За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницин. [=== __], и [ ___ ===](ССП c соединит. союзом с одновременным смысловым значением)

7. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. [===], а [___ ___] (ССП с противит. союзом со значение противопоставления) ССП

-Какая группа сочинительных союзов не встретилась в данном диктанте? (Разделительные)

Слово учителя:

Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. И сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось… Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на экране, на столах. Запишите вид работы: Работа с текстом.

Анализ текста.

1. С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление.Урок русского языка в 9 классе

2. Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных.

3. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея.

4. Встречал приезжающих сам директор - Василий Федорович Малиновский.

5. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте.

6. Держался он и скромно, и просто, и приветливо.

7. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.

8. «Новобранцы» прибывали по одному.

9. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы - лишние слезы».

10. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором.

11. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились.

2. Беседа по тексту.

Как можно озаглавить текст?

Задания к тексту.

  1. Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера.

  2. Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.

  3. Определите вид 11 предложения.

  4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?

  5. Подберите синоним к слову новобранцы

Следующий вид работы - осложнённое списывание познакомит нас с некоторыми высказываниями. Запишите вид работы. Задание: вставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Урок русского языка в 9 классе

Осложнённое списывание

  1. Среди св…тых во…поминаний
    Я с детских лет …десь во…р…стал
    А глухо между тем поток народной брани
    Уж бесновался и р…птал. (А.С.Пушкин).



  1. Шесть лет промчалось как мечтанье
    В объятьях сла…кой т…шины
    И уж отечества призванье
    Гремит нам: шествуйте, сыны! (А.Дельвиг)



  1. Смуглый отрок бродил по а…еям
    У озёрных грустил берегов
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шелест шагов."
    ( Анна Ахматова)

Проверка работы.

Какой знак препинания отделяет предикативные части в ССП данного текста?

Какие ещё знаки могут встречаться в ССП? (; -)

А теперь давайте вспомним функции знаков препинания, в частности, запятой.

Какие же функции она может выполнять в тексте? (Разделяющую, выделяющую). Готовясь к ГИА, мы с вами учимся писать сочинения разных видов, рассуждения на свободную и лингвистическую темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)

Приведите примеры таких предложений в данном тексте.

Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП и в простом предложении с однородными членами, аргументировав свой ответ примерами из данного текста. Урок русского языка в 9 классе

(Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой ( 2, 3 предложения). Ту же роль они играют и в простом предложении с однородными членами (предложения 9, 16).

Проверка ответов.

Есть ли в тексте запятые, выполняющие другую, выделительную функцию? (Да) Подробный ответ на этот вопрос вы дадите дома.

Запишите домашнее задание:

  1. Повторить тему ССП, подготовится к контрольной работе по изученному материалу.

  2. Задание по выбору

А) Написать сочинение-рассуждение на тему: Зачем нужны запятые в тексте М.Басиной? Не забудьте привести примеры.

Б) Написать сочинение-рассуждение на тему: Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина?

Объём сочинения -не менее 70 слов. Урок русского языка в 9 классе

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

Мы повторили

- сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

Мы выяснили

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

И, наконец, мы вспомнили некоторые важные события из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы продолжим своё знакомство на уроках литературы на следующей неделе.

Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников.



© 2010-2022