- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок чтения: Знакомство с биографией Н. А. Некрасова
Урок чтения: Знакомство с биографией Н. А. Некрасова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воробьева Н.Н. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБС(К)ОУ-ЕЛИОНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ
8 КЛАСС
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С
БИОГРАФИЕЙ Н.А.НЕКРАСОВА
УЧИТЕЛЬ: ВОРОБЬЕВА Н.Н.
2012-2013 УЧ. ГОД
ТЕМА: Знакомство с биографией Н. А. Некрасова
Цель: познакомить учащихся с основными моментами в биографии Н. А. Некрасова, рассказать о его творчестве.
Задачи: 1)учить выразительно читать стихи наизусть, обогащать словарный запас учащихся.
2)способствовать развитию устной речи, памяти, устойчивого внимания, мышления.
3)прививать любовь к творчеству поэта, любовь к природе, к товарищам.
Оборудование и материалы: презентация ,,Сейте разумное, доброе, вечное", учебник, словари.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Ход урока
I.Орг. момент.
Все начинается со школьного звонка
В далёкий путь отчаливают парты
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьёзней будут, а пока…
II.Разминка
Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
Заворочался в санях
Михайло Иваныч
III.Работа по теме урока (тема записана на доске)
Презентация 1 слайд
Сейте разумное, доброе, вечное
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ!
Н.А.Некрасов
Учитель: Я не случайно выбрала этот эпиграф, т.к. на мой взгляд в нём нашли отражение и жизнь, и тематика стихов поэта, в этом мы убедимся сегодня на уроке.
Рассказ учителя: Н.А.Некрасов родился в 1821 году. Провёл своё детство поэт в деревне Грешнево близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. 2 слайд
Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно дворянскому ребёнку водиться с детьми крепостных. Но мальчик улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу-кататься с крутых берегов на салазках. 3 слайд
Часто на берегу реки мальчик видел бурлаков. Почти пригнувшись головой к ногам, тянули они, напрягаясь из последних сил, тяжёлую баржу. Был хорошо слышен их протяжный стон. О детском впечатлении, которое останется в его сердце навсегда, Некрасов напишет: 4 слайд
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски. 5 слайд
Словарная работа
Бурлак - простолюдин, работник
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога в ту пору была многолюдная. Стоило мальчику выйти за ворота усадьбы, он в любое время мог встретить разговорчивых и добродушных людей, переходивших в поисках работы из города в город.
Через много лет, уже пожилым человеком поэт вспоминал об этих встречах. 6 слайд
Стих:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей
Ребята обступят : начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей…
Рабочий расставит, разложит снаряды-
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди чертенята!» А дети и рады
Как пилишь, как лудишь - им всё покажи
Случалось, тут целые дни пролетали
Что новый прохожий, то новый рассказ.
7 слайд
Словарная работа
Лудишь
Лудильщик-рабочий, который покрывал специальным сплавом олова посуду.
Его няня, крепостная крестьянка, и поэтому первые сказки, какие ему пришлось услышать, были старинные русские народные сказки, которые в каждой семье рассказывали каждому ребёнку.
8 слайд
Уже в раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух на нём. Ему было лет семь, когда нянька вздумала запугать его чертями. Об этом приключении Некрасов рассказывает так.
Стих:
Однажды няня говорит
«Не бегай ночью, волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошёл я в сад
Не то чтоб я чертям был рад
А так хотелось видеть их
Я постоял на берегу
Послушал-черти ни гу-гу
Я пруд три раза обошёл
Но черт ни выплыл, ни пришёл.
9 слайд
Словарная работа
рига - большой сарай с печью для сушки снопов зерна и льна
Мальчик был рад проводить целые дни под открытым небом, с утра до вечера, в лесах и полях.
10 слайд
Но дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец Алексей Сергеевич, был одним из таких помещиков, каких тогда было много: грубый, невежественный и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Это доставляло мальчику много страданий.
11 слайд
Мать поэта, Закревская Елена Андреевна, любящая и добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался на жену с кулаками. Она убегала от своего мучителя в дальнюю комнату и брала с собою любимого сына. Мальчик видел её слёзы и горевал вместе с ней.
12 слайд
Некрасов любил детей и написал о них много стихов. Но не всех детей он любил. Никогда ему не были милы избалованные дети богатых родителей. 13 слайд
Он дружил с крестьянскими детьми. С ними ему всегда было весело. В своем стихотворении «Крестьянские дети» он с задушевной любовью рассказывает об этих ребятах.
Стихотворение» Крестьянские дети»
14 слайд
15 слайд
Словарная работа
Студёная пора-холодная пора
Н. А. Некрасов любил родную природу и написал о ней много чудесных стихов.
17 слайд
Так, любимый герой русских народных сказок - Мороз-богатырь, Морозко. В своих стихах поэт изображает богатыря весёлым озорным и могучим чародеем.
Чтение стихотворения »Мороз-воевода»
В стихотворении «Перед дождём» Некрасов очень верно описывает, что происходит в природе, когда вдруг в конце лета надвинутся тучи, несущие холод и дождь.
18 слайд
Стихотворение «Перед дождём»
Но не только грустные стихи писал Н. А. Некрасов. Однажды поэт узнал о проделках ручного медведя и написал стихотворение «Генерал Топтыгин»
20,21 слайды
В свободное время Некрасов уезжал из Петербурга, где он жил и скитался с ружьём по лесам и полям. Там он знакомился с крестьянами и записывал то, что ему пришлось услышать от них. Много интересных историй рассказал ему старый крестьянин Мазай, с которым он ходил на охоту.
22, 23 слайды
На стихи Н. А. Некрасова написаны песни. Музыка народная. Это романсы «Тройка», «Выхожу один я на дорогу», «Меж высоких хлебов», песня «Коробейники», в которой рассказывается о купцах, которые ходили по сёлам и продавали товары. 25, 26 слайды
Прослушивание песни «Коробейники».
IV. Физминутка
V. Работа по учебнику
Чтение учащимися биографии.
-
Беседа по прочитанному материалу.
-
Что вы узнали о семье Н. А. Некрасова?
-
Расскажите об отношениях будущего поэта с отцом?
-
Расскажите о жизни поэта в Петербурге.
-
Какие темы затрагивает Н.А. Некрасов в своих произведениях?
Вывод: Как видите, поэзия поэта, доступна для народа, его стихи легко читаются, в них много метких выражений. Народ любит Некрасова, его произведения изучаются в школах. По мотивам произведений создаются фильмы.
27 слайд
VI. Д - З: стр.110 - 111 (чтение и пересказ)
VII.Итог урока
-
С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?
-
Оценки за работу на уроке.
28 слайд
Словарная работа
1.Бурлак - простолюдин, работник
2.Лудишь, лудильщик - рабочий, который покрывал специальным сплавом олова посуду
3.рига (за нашей ригой) - большой сарай с печью для сушки снопов зерна и льна
4.Студёная пора - холодная пора
4.Николай Алексеевич Некрасов в своих стихах пишет о своём детстве, о природе, любви, о русских женщинах, о простых людях.
1. Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера. Когда, мальчику было 3 года семья переехала в Грешнево. У мальчика была добрая любящая мать и жестокий отец.