- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по литературе (5-11 классы)
Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по литературе (5-11 классы)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Вальтер О.А. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по литературе
-
Цель проведения работы - проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью
-
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент
государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Содержание работ соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования
-
Форма и структура работы
Форма - сочинение. Объём сочинения для 5-6 классов - 100-150 слов, 7- 8 классов-150-200 слов, 9-11 классов- 250-350 слов.
Обучающимся будет предложено несколько тем сочинений, им нужно выбрать только ОДНУ, а затем написать сочинение на эту тему
-
Продолжительность итоговой работы
На выполнение итоговой работы отводится 90 минут.
-
Критерии оценивания работы
Итоговые сочинения оцениваются в системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям:
1.Соответствие теме (жанру, форме)
2.Аргументация (привлечение литературного материала)
3. Композиция, логика рассуждения
4. Качество письменной речи
5.Грамотность
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 - в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (Объём сочинения для 5-6 классов - 100-150 слов, 7- 8 классов-150-200 слов, 9-11 классов- 250-350 слов) и написать работу самостоятельно.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Обучающийся должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Обучающийся должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при том условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Обучающийся должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Обучающийся должен точно выражать мысли, используя разнообразную
лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающихся.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста.
5 - 6 классы - 5 ошибок на 50 слов, 7- 8 классы- 5 ошибок на 80 слов, 9-11 классы- 5 ошибок на 100 слов.
-
Обучающимся предоставляется бумага для черновика, бумага для ответов. Титульный лист ответов содержит штамп школы, названия работы и данные ученика. Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске. Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
-
Итоговая работа проводится с 9 .00 в течение 90 минут для 5-8 классов, 130 минут для 9-11 классов. Организатором является педагог, не преподающий русский язык и литературу.
-
Темы сочинений
Инструкция для обучающихся
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему.
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору.
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво.
5 класс
- Составьте аннотацию на понравившееся произведение за курс 5 класса.
- Дайте своё толкование одному из произведений за курс 5 класса ( И.С. Тургенев «Муму», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
- Образ времени года в одном из лирических произведений (А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»; Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом»)
6 класс
- Отзыв о любом литературном произведении, изученном в 6 классе (Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских», А.С. Пушкин «Дубровский», М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
- Воспроизведение и толкование одного из лирических произведений за курс 6 класса.
- Уроки доброты (по произведению В. Распутина «Уроки французского»)
7 класс
- Характеристика героя одного из указанных произведений (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», М. Шолохов «Судьба человека», Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- Анализ лирического произведения за курс 7 класса.
- Рецензия на произведение за курс 7 класса.
8 класс
- Характеристика одного из литературных направлений на примере художественного произведения (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» - сентиментализм, Д.И. Фонвизин «Недоросль» - классицизм, М.Ю. Лермонтов «Мцыри» - романтизм, А.С. Пушкин «Станционный смотритель» - реализм).
- Анализ лирического произведения за курс 8 класса.
- Рецензия по произведению за курс 8 класса.
- Анализ эпизода любого произведения за курс 8 класса.
9 класс
- Роль детали в произведении.
- «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни.
- Роль пейзажа и интерьера в создании образа героя литературного произведения.
10 класс
- Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Тема прошлого, настоящего и будущего в литературном произведении (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»)
- Петербург Достоевского.
11 класс
- Чем страшен эгоизм?
- Можно ли на войне научиться милосердию?
-Человек и природа в произведениях В. Распутина.
- Свободная тема сочинения.