Занятие: Фразеология на уроке и вне урока

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фразеология на уроке и вне урока.

Начнём работу так:

Отрывки предложений потеряли друг друга. Помогите им найтись:

  1. О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него…

  2. О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него…

  3. О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него..

  4. Если человек испытывает большое облегчение, говорят, что у него…

  5. Если человек попал в неловкое положение, говорят, что он…

  6. Если человек устал, говорят, что он…

  7. Если человек бездельничает, говорят, что он…

  8. Если человек занимается пустяками, ерундой, а не главным, говорят, что он…

  9. Когда мы хотим кого-то наказать, то говорим, что покажем ему…

1гора с плеч свалилась

2зуб на зуб не попадает

3пятки сверкают

4душа в пятки ушла

5 сбился с ног

6сел в калошу

7в бирюльки играет

8бьёт баклуши

9 где раки зимуют



Ответ: 14, 23, 32, 41, 56, 65, 78, 87,99. (Вряд ли у ребят всё получится, вот тогда и говорим о необходимости изучать фразеологию, интереснейшую науку, которая делает нашу речь выразительной, яркой, искромётной и… умной.)

Объявляем тему занятия и открываем рубрику: «Почему мы так говорим?»

В бирюльки играть.

Есть такая старинная игра, при помощи которой, как уверяют, развивается терпение и осторожность: бирюльки.

Перед вами лежит кучка крошечных вещичек: рюмочек, молоточков, сердечек - бирюлек. Задача игры в том, чтобы маленьким крючочком вытаскивать из груды одну бирюльку за другой, да так, чтобы остальные не тревожить.

Говоря о ком-либо «он в бирюльки играет», мы подразумеваем, что такой человек занимается пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

- Используя любой фразеологический словарь, объясняем смысл всех фразеологизмов в таблице.

Задание (выполняется в группах) -

Попытайтесь сами объяснить смысл фразеологизмов (корректируем объяснение с помощью словаря), составьте с ними предложения:

Задирать нос

Вешать нос

Водить за нос

Зарубить на носу

Встретиться нос к носу

Клевать носом

Не видеть дальше своего носа

Бояться нос показать

Носа не высунешь

Остаться с носом

Держать нос по ветру

А что, если б фразеологизм понять в прямом смысле? Что получится?

Давайте проверим! Возьмите любой фразеологизм и нарисуйте его в прямом смысле.

(Делаем вы ставку рисунков, лучшие обсуждаем).

- Итак, мы убедились, что фразеология - интереснейшая наука и она интересна и мастерам художественного слова, например, поэтам.

Выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова

Как работает слово.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж «немало воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки - сухие всегда.

Заметили люди: «как с гуся вода».

Случало с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? - « Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идёт -

«Под камень лежачий вода не течёт!»

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую… Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом!»

Стихи я пищу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: « В стихах-то - вода»…

Выделите в стихотворении фразеологизмы, объясните их смысл.

- Задания группам:

Прочтите предложения. Почему они звучат смешно?

Исправьте предложения, запишите, объясните знаки препинания:

  1. Рыбы говорят: рыболовы охотно идут на приманку.

  2. Допустим козла, в огород соседа палкой не загонишь, но почему же он оказался там.

  3. Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

  4. Не бросай слов, на ветер лучше погляди, на непогоду.

  5. Смотри: какие чудеса - в решете вода, как зеркало!

  6. Слышишь, заливается - соловьём недаром славится.

  7. Пора заметать, следы видишь?

  8. В потёмках, блуждать и не найти выход.

  9. Держать, на привязи, именно на привязи того, кто погулять любит.

  10. Не подъехать, на коне, на слоне не подъехать - ни на чём.

Предложения в исправленном виде:

1.Рыбы, говорят рыболовы, охотно идут на приманку.

2.Допустим, козла в огород соседа палкой не загонишь, но почему же он оказался там.

3.Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо.

4.Не бросай слов на ветер, лучше погляди на непогоду.

5. Смотри, какие чудеса в решете: вода, как зеркало.

6. Слышишь, заливается соловьём, недаром славится.

7. Пора заметать следы, видишь?

8. В потёмках блуждать и не найти выход.

9. Держать на привязи, именно на привязи того, кто погулять любит.

10. Не подъехать на коне ,на слоне не подъехать - ни на чём.

© 2010-2022