- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Занятие: Фразеология на уроке и вне урока
Занятие: Фразеология на уроке и вне урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Володина В.Н. |
Дата | 29.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Фразеология на уроке и вне урока.
Начнём работу так:
Отрывки предложений потеряли друг друга. Помогите им найтись:
-
О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него…
-
О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него…
-
О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него..
-
Если человек испытывает большое облегчение, говорят, что у него…
-
Если человек попал в неловкое положение, говорят, что он…
-
Если человек устал, говорят, что он…
-
Если человек бездельничает, говорят, что он…
-
Если человек занимается пустяками, ерундой, а не главным, говорят, что он…
-
Когда мы хотим кого-то наказать, то говорим, что покажем ему…
1гора с плеч свалилась
2зуб на зуб не попадает
3пятки сверкают
4душа в пятки ушла
5 сбился с ног
6сел в калошу
7в бирюльки играет
8бьёт баклуши
9 где раки зимуют
Ответ: 14, 23, 32, 41, 56, 65, 78, 87,99. (Вряд ли у ребят всё получится, вот тогда и говорим о необходимости изучать фразеологию, интереснейшую науку, которая делает нашу речь выразительной, яркой, искромётной и… умной.)
Объявляем тему занятия и открываем рубрику: «Почему мы так говорим?»
В бирюльки играть.
Есть такая старинная игра, при помощи которой, как уверяют, развивается терпение и осторожность: бирюльки.
Перед вами лежит кучка крошечных вещичек: рюмочек, молоточков, сердечек - бирюлек. Задача игры в том, чтобы маленьким крючочком вытаскивать из груды одну бирюльку за другой, да так, чтобы остальные не тревожить.
Говоря о ком-либо «он в бирюльки играет», мы подразумеваем, что такой человек занимается пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.
- Используя любой фразеологический словарь, объясняем смысл всех фразеологизмов в таблице.
Задание (выполняется в группах) -
Попытайтесь сами объяснить смысл фразеологизмов (корректируем объяснение с помощью словаря), составьте с ними предложения:
Задирать нос
Вешать нос
Водить за нос
Зарубить на носу
Встретиться нос к носу
Клевать носом
Не видеть дальше своего носа
Бояться нос показать
Носа не высунешь
Остаться с носом
Держать нос по ветру
А что, если б фразеологизм понять в прямом смысле? Что получится?
Давайте проверим! Возьмите любой фразеологизм и нарисуйте его в прямом смысле.
(Делаем вы ставку рисунков, лучшие обсуждаем).
- Итак, мы убедились, что фразеология - интереснейшая наука и она интересна и мастерам художественного слова, например, поэтам.
Выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова
Как работает слово.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «немало воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди: «как с гуся вода».
Случало с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? - « Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идёт -
«Под камень лежачий вода не течёт!»
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую… Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом!»
Стихи я пищу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: « В стихах-то - вода»…
Выделите в стихотворении фразеологизмы, объясните их смысл.
- Задания группам:
Прочтите предложения. Почему они звучат смешно?
Исправьте предложения, запишите, объясните знаки препинания:
-
Рыбы говорят: рыболовы охотно идут на приманку.
-
Допустим козла, в огород соседа палкой не загонишь, но почему же он оказался там.
-
Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
-
Не бросай слов, на ветер лучше погляди, на непогоду.
-
Смотри: какие чудеса - в решете вода, как зеркало!
-
Слышишь, заливается - соловьём недаром славится.
-
Пора заметать, следы видишь?
-
В потёмках, блуждать и не найти выход.
-
Держать, на привязи, именно на привязи того, кто погулять любит.
-
Не подъехать, на коне, на слоне не подъехать - ни на чём.
Предложения в исправленном виде:
1.Рыбы, говорят рыболовы, охотно идут на приманку.
2.Допустим, козла в огород соседа палкой не загонишь, но почему же он оказался там.
3.Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо.
4.Не бросай слов на ветер, лучше погляди на непогоду.
5. Смотри, какие чудеса в решете: вода, как зеркало.
6. Слышишь, заливается соловьём, недаром славится.
7. Пора заметать следы, видишь?
8. В потёмках блуждать и не найти выход.
9. Держать на привязи, именно на привязи того, кто погулять любит.
10. Не подъехать на коне ,на слоне не подъехать - ни на чём.