Внеклассная работа по русскому языку «Великие сыны казахской степи» ( посвящено 550-летию Казахского ханства)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : «Великие сыны казахской степи»

( посвящено 550-летию Казахского ханства )

Цель: Углубить знания учащихся по истории образования Казахского ханства и деятельности воинов-богатырей - батыров.

Задачи:

- развитие кругозора учащихся, навыков свободно, выражать свои мысли о формировании и образовании Казахского ханства;

- привить у учащихся патриотические чувства ответственности за свою Родину; чувства гордости за народных батыров ;

- Воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства.

Оборудовние: Интерактивная доска,слайды.

Я сын степей, я сын казахского народа...

(навеяно произведением «Дүниеге жар», Қасым Аманжолов)

Я сын степей - там, где свобода

В надменный мир спускает взор.

Я сын казахского народа,

Знаком ли ты с моей судьбой?

Славные сыны степи. Казахские батыры.

В дни же великих тревог и свершений

Рядом с тобой пусть будут в борьбе

Славный батыр и достойнейший бек,

Сладость победы и боль пораженья -

Все испытать приведется тебе!

Шалкииз-жырау

Рождение независимой Республики Казахстан создало благоприятную обстановку для того, чтобы в полном объеме восстановить историческую правду о прошлом казахского народа, его выдающихся политических и государственных деятелях.

Государственность казахов в средневековье создала благоприятные условия для возникновения, сохранения и развития казахской народности и первого казахского государства. Это государство - Казахское ханство. Изучение его истории невозможно без выяснения всех подробностей жизни и деятельности правителей - ханов, воинов-богатырей - батыров, правозащитников - биев, оставивших потомкам в наследство свою мудрость.

Казахские правители упорно отстаивали границы государства, которое уже в XVI веке устно и письменно именовалось «Казахстан». Лучшие казахские ханы проявили максимум полководческих и дипломатических дарований. Поднявшиеся из народа могучие батыры мужественно защитили земли от захватчиков. Бии направили народ на осуществление планов мудрых правителей. Честь им и хвала!

История Казахстана богата славными именами, прославившими казахскую степь далеко за ее пределами. Сегодня личности, составившие основу национальной истории, возвращаются к нам из прошлого. Знакомство с ними позволяет понять всю меру их ответственности за выстраданную истину, политические традиции власти, систему управления народом, практику взаимоотношений с соседями.

КАЗАХСКИЕ БАТЫРЫ

В ярких лучах солнца гордо сияют величественные синие горы. Острые пики вонзаются в голубое небо. Дремучие ели и вековые сосны застыли в таинственном молчании.

Ниже раскинулась необозримая полынная степь, помнящая мощный гул копыт тысяч табунов и дикий храп необъезженных аргамаков, счастливое гоготанье лебединых пар и грустное курлыканье отлетающих журавлей…

Издревле живет здесь воинственный народ - казахи, более всего на свете любящий свободу. Душа у казаха щедра и открыта, как необъятные степи. Поэтому каждый казах поет, а звуки домбры окрыляют его…

Батыры - это герои, отважные, сильные, мужественные люди. Зачастую исход любого боя зависел именно от батыров - умелых стратегов и тактиков, бесстрашных воинов. Имена батыров были известны во всех уголках Степи. Певцы-импровизаторы, жырау, славили их и слагали предания о богатырях. В памятнике средневекового тюркского эпоса говорится: «С кобызом руке, от народа к народу <..> идет певец; кто из мужей отважен, кто негоден, знает певец». Казтуган-жырау так описывал батыра:

Мыслителя лоб, выступают виски,

Покрыт ледяною кольчугой тоски.

Походка султана, наездника прыть,

Он - мощного лука шелковая нить.

Он - как предводитель в отаре овец.

А речь? Красноречия речь образец.

Он сдержит строптивых коней в поводу,

Он держит на сильных плечах всю орду.

Прекрасный образ воина. Так кто же они, батыры?

Все свободные кочевники несли воинскую повинность. Население степи, по существу, представляло собой вооруженную массу людей. Причем ношение оружия было не только законным правом свободного скотовода, но даже обязанностью. На народном собрании - курултае - безоружный мужчина не имел права голоса, а младшие могли не уступать ему места.

Как титул слово «батыр» прибавлялось к собственному имени храбреца. Этот почетный титул-звание мог получить за свои личные воинские подвиги и качества любой свободный член кочевого общества, будь он рядовым воином или представителем знати. Звание батыра не передавалось по наследству.

Батыр, как писал российский исследователь С.Рычков, - это «первейший защитник своих соплеменников, храбрый и многоопытный воитель, пользующийся известностью и влиянием на окружающих: под его водительство охотно идут удальцы, он независим и не всегда согласует свои действия с мнением «власть имущих». Имена народных батыров увековечены в героических преданиях и эпосе.


БОГЕНБАЙ БАТЫР

(1690 - 1775)

Он побеждал уменьем и умом,

Он от врагов очистил отчий дом.

Батыра Богенбая знают всюду -

Посол казахов, слыл он мудрецом!

Е.Утетлеуов

Богенбай батыр - один из крупных военачальников XVIII века, прославленный полководец эпохи Абылай хана. Как полководец он снискал огромный авторитет и уважение среди казахских воинов, прозвавших его «Канжыгалы Богенбаев».

Богенбай батыр родился на берегу Сырдарьи. Его дедом был Альдекун, отцом - Акча, а матерью - Баяу. У Богенбая было два сына - Тураналы и Турымбет.

В первой половине XVIII века вместе с батырами Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими он боролся за независимость своего народа, не раз показывая безмерную храбрость в битвах с джунгарами, а затем в освобождении своей земли от китайских завоевателей.

Богенбай батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, он в 1761 году сопровождал сына Абылай хана - Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.

Достойный батыр покинул этот мир, прожив 85 лет. Останки его не предали родной Ерментауской земле. Они погребены в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи в городе Туркестане.

ЕСЕТ БАТЫР

(1807-1888)

Я сын казахского народа,

В его судьбе - моя судьба…

Д.Абилев


Батыр Есет Котибарулы выступал против Хивинского и Кокандского ханств, а также против колониального гнета Российского правительства. В 1847-1858 годах возглавил восстание казахов Младшего жуза. В 1853-1854 годах восставшие вели бои с силами приграничной царской администрации. В мае 1853 года для подавления восстания были направлены султан Арслан Жанторин, два казачьих отряда и 200 казахов, возглавляемые султаном Таукиным и майором Михайловым из Уральского укрепления, а также 600 казахов под руководством Елекея Касымова. Но Есет батыр заблаговременно отправил им навстречу 800 воинов, и вооруженный карательный поход закончился безуспешно.

24 августа 1859 года с группой султанов и биев Есет батыр был на приеме у российского императора Александра II в Санкт-Петербурге. В 1861 году его назначают руководителем рода кабак, а в 1869 году - помощником Ыргызского уездного начальника. В 1873 году Есет батыр участвует в хивинском походе и получает золотую медаль «За усердие». В 1879 году он был освобожден от занимаемой должности. Похоронен на родовом кладбище в урочище Шолакжиде Шалкарского района Актюбинской области.


ЖАЛАНТОС БАТЫР

(1576 - 1656)

И парит орел боевой,

Как утеса суровый бог,

Чтобы к гордой твердыне той

Недруг злой подойти не мог.

А.Сарсенбаев

Жалантос Бахадур Сейткулулы - казахский батыр, полководец, эмир Самарканда.

Жалантос происходил из рода торткара Младшего жуза. Его отец Сейткул с 1570 года правил частью родов Младшего жуза, некоторыми группами узбеков и каракалпаков, кочевавшими в окрестностях жуза. Согласно казахским преданиям Жалантос родился в низовьях Сырдарьи. Спасаясь от голода в 1581 году, вместе с аулами Шыгай хана Сейткул откочевал к горам Нураты близ Бухары. С 12 лет Жалантос воспитывался в окружении бухарского хана Дин-Мухаммеда. Здесь в мечети он получил первое образование, затем учился в военной школе бухарского хана, готовившей военачальников. После ее окончания Жалантос получил чин туменбасы (командующего 10-тысячным отрядом). В 1593 году Жалантос был избран бием части родов алимулы, кочевавшей на территориях Булангар, Лайыш, Каттыкорган. А в 1595-1598 годах он отправляется учиться в Багдад. В конце XVI - начале XVII века Жалантос принимает самое активное участие в политической жизни Бухарского ханства.

Умер Жалантос батыр в возрасте 80 лет. Прах его покоится в могиле зимовки Дагбит в 12 километрах от Самарканда.

ЖАНИБЕК БАТЫР

(1693 - 1752)

Править народом достойный ты сын,

Его защитником быть достоин ты, сын,

Не жалей справедливости людям, нуждающимся в ней,

Заслужишь доверие народа к себе,

С товарищем добычей делись, не жалей,

В беде не оставит он тебя.

Из тысячи друзей выбери самого верного,

Только один из тысячи может осчастливить других.

Будь одним из таких,

Самым достойным из тысячи!

Уважения тебе и почета! Аминь!

Благословение старца Абыза

Взрослые частенько шептались между собой: «Вот увидишь, выйдет толк из Жанибека. Быть ему настоящим батыром, достойный защитник растет. Или бием-краснобаем будет, ибо все это есть в его благородной крови. Тьфу, тьфу! Как бы не сглазить ненароком». И в этих словах была доля истины.

Родился Жанибек в 1693 году в роду Аргын. Он был сыном Кошкара - одного из шести сыновей Кошея Шакшака. На первый взгляд он ничем и не выделялся среди своих сверстников. Как и все мальчишки, ловко укрощал строптивых коней, умело подковывал их. Не было равных ему в борьбе. Никто из сверстников не мог устоять перед ним. Интересовался народными преданиями, легендами, мифами, сочинял стихи. Но прадед Шакшак предсказал в благословении великую судьбу своему правнуку, прорицательно предначертал его будущую плодотворную деятельность на благо своего народа. По наказу прадеда Жанибек с ранних детских лет воспитывался в лучших традициях династии, все члены которой были прославленными биями и батырами.

Жанибек Тархан, вобравший в себя все положительные качества своего народа, сумевший стать надежным оружием против врагов, проживший жизнь, полную подвигов, истинный сын степи, умер весной 1752 года на пятьдесят девятом году жизни в Торгае. Его любимый сын Акпамбет доставил тело батыра из Торгая в Туркестан и похоронил отца под сенью купола мечети Ходжи Ахмеда Яссауи.

Вся жизнь Жанибека, бывшего щитом для казахов и палицей для джунгар, от рождения до последних дней прошла в нелегкой борьбе. И потомки батыра оказались достойными славного имени своего отца, честно следуя традициям своих предков.


ЖАНКОЖА БАТЫР

(1774 - 1860)

Считая себя пред народом в долгу,

Ты шел, не сгибаясь, навстречу врагу,

И люди справлялись с любою бедой.

И был ты для них путеводной звездой.

Поминальный плач…

Жанкожа Нурмухамедулы - батыр, старшина рода шекты, возглавлял народно-освободительное восстание сырдарьинских казахов против гнета Хивинского и Кокандского ханств (1-я пол. XIX века) и колониальной политики России (1856-1857 годах).

Славной была жизнь, отважной борьба и трогательной смерть Жанкожи батыра. Будучи бием и батыром, он не стремился к власти и славе, всегда оставался простым человеком. Никогда не присягал российскому царю, всегда находил причины для отказа. Был борцом за свободу казахов, не признающим «ни русских, ни хивинцев, ни кокандцев и никаких ханов».

9 января 1857 года для подавления восстания выступил вооруженный отряд Фитингофа в составе 320 пехотинцев и 300 казаков. Карателям помогал отряд султана Елекея (Ермухамеда) Касымова, «консультанта» пограничных властей по управлению сырдарьинскими казахами. Решающее сражение произошло в урочище Арык-Балык. Недостаток оружия жигиты Жанкожы батыра восполняли отчаянной храбростью, решительно идя в атаки на значительно превосходящего во всех отношениях противника. Но против пушек они были бессильны и обречены на жестокое поражение. Хорошо вооруженные солдаты-профессионалы победили почти безоружных земледельцев и скотоводов. Богатырский дух Жанкожы батыра не в силах был что-либо изменить в картине неравного боя.

Потерпев поражение, Жанкожа откочевал в направлении Даукары. Окончательно подавить последние очаги сопротивления и убить Жанкожу царская администрация поручила султану Елекею. Его аул был окружен и разграблен.

Как вел себя в свой последний час Жанкожа батыр? Достойно! Как и во всей предшествующей жизни. Он находился в окруженном ауле, в своей юрте, спокойно ожидая гибели. Что примечательно, жигиты из карательного отряда султана Елекея не посмели ворваться в юрту Жанкожы - он был почитаем как святой. Жанкожа знал, что сопротивление бесполезно… Решил встретить смерть в боевом облачении. Он неторопливо вышел из юрты, поднялся на видный отовсюду большой камень и сел, хладнокровно ожидая приближающихся врагов. С их стороны прозвучал выстрел…


ИСАТАЙ ТАЙМАНОВ

(1791 - 1838)

Не раз, Исатай мой, в броне,

На верном на быстром коне

На битву водил ты героев

За волю в родной стороне,

Готовых лететь хоть в огонь,

Поднятую видя ладонь,

Где мчится твой конь белоногий,

Как серна горячий твой конь.

М.Утемисов

Исатай Тайманов, казахский батыр, старшина Младшего жуза, руководитель народно-освободительного крестьянского восстания казахов в Бокеевской Орде и западной части Младшего жуза в 1836-1838 годах.

Исатай был выходцем из родового подразделения бериш рода байулы Младшего жуза. С юных лет он прославился своими организаторскими способностями, и уже в возрасте 21 года правитель Бокеевской (Внутренней) Орды Бокей назначил его старшиной рода бериш, выделил кочевья между Кокаревской и Кулпинской крепостями. 25 ноября 1814 года решение хана утвердил Оренбургский губернатор Р.С.Волконский. В 1833 - 1838 годах Исатай Тайманов являлся главным организатором и руководителем народного крестьянского восстания, направленного не только против политики Жангир хана, но и все более усиливающегося колониального гнета со стороны Российской империи.

КАБАНБАЙ БАТЫР

(ок.1691/2 - ок.1769/70)

Он ужасом стал для вчерашних тиранов.

Он спас свою землю, в страданьях и ранах.

Во всех поединках не знал себе равных,

Могучий и храбрый батыр Кабанбай!

Принес он народу - свободу и волю,

Покой и цветение - ратному полю,

А воинам - веру, и славную долю

Себе - предводителем стал Кабанбай!

Е.Утетлеуов

Кабанбай - казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководец казахского ополчения в XVIII веке. Еще при жизни имя его было овеяно славой. О подвигах Кабанбая ходили легенды, вещие певцы слагали о нем предания, арнау, поэмы, толгау. Народ считал его непобедимым.

Кабанбай происходил из рода каракерей. Родился он в семье батыра Кожакула, который дал ему при рождении имя Ерасыл, что означает Драгоценное мужество. А уж народ и сподвижники дали ему прозвище Избасар - Следующий геройским путем отца. Затем его сменили на Нарболу - молодой атлет, наделенный силой верблюда. Нарбола своим чередом превратился в Дарабоза - первого среди равных. И, наконец, Дарабоз стал Кабаном - Тревожащим беспрестанно врага. А уже это прозвище было узаконено в широко известное имя Кабанбай, которое стало грозным кличем, символом национально-освободительной борьбы казахов, возглавленной батыром.

С обретением республикой суверенитета, в 1991 году Казахстан широко отметил трехсотлетие со дня рождения выдающегося государственного, политического и военного деятеля восемнадцатого столетия Кабанбая. Были проведены сотни мероприятий, в том числе несколько научных конференций, а также торжественные празднования в Талдыкорганской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областях. Достойным завершением года явилось переименование одной из центральных улиц города Алматы именем Каракерея Кабанбая.

КАРАСАЙ БАТЫР

(1598 - 1671)

Как ветер мести пролетая,

И днем и ночью при луне,

Рубил врагов, не уставая,

Казах на белом скакуне...

А.Тажибаев

Карасай Алтынайулы родился в 1598 году в Жетысу. Его отец Алтынай, по преданиям, обладал даром предвидения. Говорят, однажды он предсказал холодную зиму и джут, но в ханской ставке ему не поверили. Тогда юный Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или и Каратал. Зима, действительно, оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь скот. Карасай же весной пригнал многочисленные стада с приплодом. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего аргамака и проедь три раза через стадо овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по левую - хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло так, как сказал отец, и семья Алтыная не осталась в накладе.

Батыр Карасай Алтынайулы приходился правнуком бесстрашному батыру Шапрашты и происходил из племени шапрашты рода Ескожа, которые считались самыми воинственными в Жетысу.

Карасай батыр оставил после себя блестящую школу военных топографов-стратегов. Их талант особенно развернулся в 20-30-е годы XVIII века, когда война с джунгарами развернулась в полную силу. Отряды Жанибек тархана и Наурызбай батыра не знали поражения. Они прекрасно использовали знание местности, что позволяло наносить внезапные удары по врагу и неожиданно исчезать на глазах изумленного противника. Это позволяло выигрывать решающие сражения, несмотря на превосходящие силы джунгар и наличие у них большего количества огнестрельного оружия.

Карасай батыр не различал казахов по жузам, родам и общинам. Для него существовали единый народ, единое Отечество, священные рубежи Родины, сохранности которых он посвятил свою жизнь.

КЕЙКИ БАТЫР

(1871-1923)

О, батыр,

Ты могуч и умен.

Ты сражался за светлую жизнь!..

М.Ержанов

Кейки (Нурмагамбета) Кокембайулы родился в 1871 году в местности Байтума Костанайской области и происходил из рода кыпчак Среднего жуза. Произносить вслух имя Кейки батыра в разных краях стали лишь с приходом независимости и гласности, когда были названы новые имена героев сопротивления - предводителей движения и рядовых участников, отдавших свою жизнь за освобождение казахского народа. Долгое время о Кейки батыре вообще запрещалось говорить. Тем не менее, за последние годы о его подвигах, храбрости и стремлении сделать свой народ счастливым и независимым написано немало книг, повестей, поэм и документальных рассказов. В честь 125-летия со дня рождения в Аркалыке ему был установлен бюст, а на его родине в селе Амангельды прошел той. Земляки радовались, что наконец-то все расставлено по своим местам и Кейки батыр теперь в одном ряду с историческими личностями края. Лишь одно огорчало: что нет у национального героя могилы.

На сегодняшний день останки Кейки батыра так и хранятся в антропологическом фонде в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

МАХАМБЕТ УТЕМИСОВ

(1803 - 1846)

Я - муж, я - Храбрейший из всех храбрецов.

Лук крепкий в руках моих к битве готов.

Врагов побеждать научусь на войне,

Рвусь в битву на огненно-рыжем коне…

М.Утемисов

Махамбет Уитемисов, поэт и батыр и один из организаторов и идеологов антиколониального восстания казахских крестьян-шаруа под руководством Исатая Тайманова. Махамбет родился в местности Бекетай (Букеевская Орда). В раннем возрасте он увлекся устным поэтическим творчеством, проявил себя как талантливый поэт-импровизатор. Махамбет достиг всеобщего уважения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь своей мудростью и человечностью. Эти качества акына все время проявлялись в его произведениях. Поэт в своих стихах, главным образом, обращал внимание на социально-психологические аспекты казахского общества, на то, что происходит с простым народом, на справедливость и обман, на добро и зло:

Что толку народу от тронов златых,

Что толку народу от ханов лихих,

Если для немощных и бедняков

Нет справедливости правды у них?

Погиб поэт, говоривший слова правды в лицо ханам и султанам, сочувствовавший обездоленным и ненавидевший их угнетателей. Погиб поэт, но продолжается в веках его поэзия и созвучны времени его стихи:

Что ж, друзья, устроим шумный пир,

Полный ярких праздничных потех,

Скачки, игры, - пусть веселый смех

Не смолкает больше ни на час!

Мы умрем… Но разве после нас

Не останется обманный мир?


НАУРЫЗБАЙ КУТТЫМБЕТУЛЫ БАТЫР

(1706 - 1781)

Скалой могучей высится батыр.

На поле брани он добудет мир,

Врагов своей отвагой покоряя.

Он десять тысяч приведет на пир -

Они душа и честь Наурызбая!

Е.Утетлеуов

Наурызбай Куттымбетулы - герой войны против джунгар, один из трех знаменосцев (Кабанбай, Богенбай, Наурызбай) Абылай хана, полководец - глава тумена, десятитысячного войска. Родился он в местности Жалпактас-Сериктас (нынешняя территория Жамбылского района Атматинской области) в 1706 году, и происходил из рода толемис племенного союза шапрашты.

Наурызбай был рослым и крупным мальчиком. Его богатырская стать выгодно подчеркивалось высоким ростом. Отец, состоятельный человек, заметив, что сын с детства отличается могучим телосложением, специально растил двух пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим молоком. Эти два пегих коня служили Наурызбаю восемнадцать лет. На одном из них он отправился на первый бой с джунгарами, умножая славу своего народа.

Это были первые битвы после назначения Шапрашты Наурызбая главой тумена - мартом. Впоследствии батыр до семидесяти лет не выпускал из рук оружия. Он оставался полководцем при Абылай хане и считался одним из главных батыров вплоть до полного освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей:

Кровавый пир устроил он врагам -

Они лежать остались здесь и там,

В долинах Шамалхана, Каскелена…

Батыра слава - долетела к нам,

Батыра имя - вечно и нетленно!


РАЙЫМБЕК БАТЫР

(1705 - точная дата смерти неизвестна)

Вот и ты здесь вырос вольной птицей

И в суровый для отчизны час

Полетел в огонь с врагами биться,

Биться смело, смерти не страшась.

Г.Малдыбаев

Наиболее трагическими для казахских степей стали 1723-1727 годы, когда под напором превосходящих сил завоевателей казахи были вынуждены покинуть веками насиженные места и бежать в пределы среднеазиатских ханств. С запада начались набеги волжских калмыков, башкир и русского казачества. Этот период запечатлен в народной памяти как годы Великого бедствия, которые повлекли за собой разорение, нищету и массовую гибель.

Угроза гибели сплотила весь казахский народ, повсеместно стали создаваться ополчения, народ из своей среды выдвинул наиболее сильных и стойких воинов, из числа которых вышел батыр, сумевший спасти родину. Таким батыром стал Райымбек.

Райымбек родился в 1705 году на территории современной Алматинской области. Он из рода албан, подрода алжан. Дед Райымбека Кангельды (Ханшельды), по письменным источникам, известен как предводитель и дипломат. Он участвовал в российско-казахских переговорах, а в 1734 году посетил в составе казахской делегации Петербург. Его имя также встречается в памятниках казахско-джунгарских взаимоотношений. С детства Райымбек рос в атмосфере духа защиты Родины и освобождения родных земель от джунгарской кабалы. Уже в 17 лет он был признан «батыром»! А в те времена людей ценили за реальные подвиги, а не за происхождение и богатство.

Старые раны, полученные в боях, дали о себе знать в последующем. Точная дата смерти Райымбека не установлена. Но источники тех лет сообщают, что, почувствовав приближение смерти, он пригласил своих соратников со всего края и попрощался с ними. Кончину его оплакивала вся степь. Райымбек прожил достойную жизнь и был похоронен с почестями близ Алматы. Его захоронение стало объектом паломничества казахов. Позже это место вошло в восточные границы города. В 1981 году на его могиле была установлена гранитная стела, а в 1994 году в торжественной обстановке был открыт мавзолей выдающегося воина-освободителя.


СЫРЫМ ДАТУЛЫ

(1712 - 1802)

Клинок мой блестящий, острый

дремал до сих пор в ножнах,

Но час наступил, и сила

стала его нужна.

Х.Джумалиев

Сырым-батыр - казахский батыр, организатор и руководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в первой половине XIX века. В 1783 году в Младшем жузе разразилось восстание крестьян - шаруа под предводительством старшины рода байбакты Сырыма Датулы. Девятью годами раньше С.Датулы возглавлял казахский отряд, воевавший на стороне Емельяна Пугачева в крестьянской войне 1773-1775 годов. Правда, участие Сырыма в этой войне было непоследовательным. «Пресытившись Пугачевым», он оказался на стороне царских властей; затем вновь примыкает к восставшим и сражается с уральскими казаками. С.Датулы был захвачен и посажен в тюрьму, откуда его выкупил хан Нуралы. Но со временен Сырым отошел и от этого правителя.

Ему не удалось создать новой формы казахской государственности, где решающее слово имели бы народные съезды, а в промежутках между ними - главные родовые старшины. Крестьянские выступления, длившиеся с перерывами около 14 лет, пошли на убыль и вскоре прекратились. Преследуемый султанами, Сырым батыр вынужден был в конце 1797 года бежать в Хиву, где, по одной из версий, и был умерщвлен по их заданию.

СУРАНШЫ БАТЫР

(1815 - 1865)

Был к сраженьям всегда готов

Воин, смело разящий врагов,

Метко пущенная им стрела

Цель свою всегда бы нашла.

Базар Утемис-улы

В яркой плеяде казахских батыров XIX века видное место занимает Сураншы батыр, потомок прославленного Карасай батыра, из племени Шапрашты. Знаменитые акыны Жетысу Суюнбай и Жамбыл воспели его в героическом эпосе «Сураншы батыр»:

Сураншы в утесах жил.

Он с орлятами дружил.

Сердце барса в львином теле

Сураншы родной носил.

Потомки Карасая - сплошь батыры,

Устроившие врагу смерть и ад.

Слухи о героизме Сураншы, Саурыка

Быстрее ветра по степи летят!

Сураншы Акынбекулы родился в 1815 году в ауле Каргалы Верненского уезда. Его прадед Туркпен и дед Даулет - знаменитые батыры XVIII века, отважные военачальники, защищавшие народ и отстаивавшие землю свою в жестоких схватках с джунгарами. Сураншы батыр, подобно дедам своим, боролся за свободу и независимость народа, не жалея ни сил, ни жизни своей.

У каждого народа есть свои святыни, связанные с понятием чести, достоинства, славы и гордости нации. У казахов традиционно на первом месте среди всех национальных святынь, как «сияние звездного неба», светятся имена и образы великих исторических личностей, внесших свой вклад в дело создания единой казахской нации, укрепления государственного суверенитета, защиты священных рубежей Отечества.

Батыры… Сотни народных героев прославили и обессмертили свои имена в веках. В тяжелые минуты испытаний они поднимали народ на борьбу, проявляя незаурядный талант полководцев, и ценой невероятных усилий, а порой и жизни, вели его к победам. Нет сомнения в том, что имена славных батыров вечно будут храниться в памяти казахского народа и бережно передаваться из поколения в поколение.

«Погиб батыр, но остался народ. И если народ этот будет сплоченным, разве не родятся в нем другие герои! Разве они не продолжат дело его? И разве мечтаний своих не достигнут?

Не плачь, если дед твой от вражьей руки принял смерть и отец твой погиб! Имя героя в сердце народ сохранит. Кто же мертвым его назовет! Пусть он жизнь свою прожил в скитаньях великих - цели своей он добился и из жизни ушел, не жалея о прожитых днях».

Это предание было сложено когда-то древним жырау, а сказитель - жыршы повторил его нам. Запомни, чем оно кончается:

«Мечта героя - служить народу.

Цель героя - прославить народ!

И всякий потомок, что мечтаний своих не предает, не откажется от намеченной цели, - достигнет ее. Так пусть же высокими будут ваши мечтанья!»





© 2010-2022