Разработка урока по теме Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока литературы по теме:

"Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества".

Разработка урока по теме Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества

Технологическая карта урока

Курс 2

Учебная специальность: Литература

Учитель: Юдина Наталья Владимировна

Тема урока: Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества

Цели урока:

  • Образовательная: рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова;



  • Развивающая: развивать творческие и аналитические способности обучающихся: анализировать, обобщать, делать вывод;



  • Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к труду, расширять кругозор учащихся.

Методическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связи отношений в объектах изучения.

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: оборудование учебного кабинета, презентация, раздаточный материал (биография и стихотворения Александра Вампилова), ватман, фломастеры.

Разработка урока по теме Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин);

  2. Психологическая подготовка к восприятию учебного материала (5 мин);

  3. Повторение материала прошлого урока (фронтальный опрос) (5 мин);

  4. Изучение нового материала ( 20 мин);

  5. Закрепление. Анализ произведений (20 мин);

  6. Своя игра ( 20 мин);

  7. Подведение итогов урока - интеллект-карты. Задание для внеаудиторной работы - анализ произведения Александра Вампилова по плану ( 15 мин);

  8. Рефлексия (2 мин).

Этапа

урока

Наименование

этапа и его

содержание

Время

в мин.

Технология обучения

Показатель реального

результата

Методы обучения

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация

начала урока. Проверка го-

говности к

уроку

3

Беседа

Оборудование учебного кабинета

Задаёт вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

Присутствие всех учащихся на уроке. Все имеют комплект средств обучения (ручки, тетради, учебники).

2

Психологическая подготов-ка к восприя-тию нового материала

5

Игровой

Оборудование учебного кабинета

Задаёт вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

Правильные ответы на поставленный вопрос

3

Актуализация

Учебного процесса (повторение)

5

Репродуктивный

Схема на экране

Задаёт вопросы, раздаёт карточки-задания.

Отвечают на вопросы, выполняют практические задания

Активное включение учащихся в познавательный процесс.

4

Изучение нового материала

20

Лекция, работа с биографией

Оборудование учебного кабинета

Читает лекцию

Выделяют главные моменты биографии, записывают

Усвоение нового материала

5

Первичная

проверка усвоения знаний

10

Закрепляющая беседа, практическая работа

стихотворения

Задаёт вопросы, предлагает выполнить анализ стихотворения

Отвечают на вопросы, выполняют упражнение "Гроздь винограда"

Усвоение нового материала, выполнение заданий

6

Первичное закрепление знаний

10

Анализ пьес

инструкционные карты

Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, выполняют анализ по заданному алгоритму

Результативное выполнение анализа

7

Контроль и самопроверка

знаний

20

Своя игра

Вопросы к игре

Разбирает с учащимися сделанные ошибки

Самоконтроль выполненной работы, исправление ошибок

Полное усвоение нового материала

8

Подведение

итогов урока Информация о самостоя-тельной рабо-те в домаш-них условиях

15

Интеллект-карты

Сообщение (итогов урока) Объяснительно-иллюстративный

Оборудование учебного кабинета

Проверка интеллект-карт.

Подводит итоги уро-ка, сообща-ет оценки Объясняет и показы-вает алго-ритм вы-полнения самостоятельной работы

Разработка интеллект-карт.

Слушают, запоми-нают

Положительные оценки за урок

9

Рефлексия

2

Контрольно-коррекционный

Карточки-опросники

Предлагает заполнить карточки

Заполняют карточки

Объективная картина усвоения новой темы

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка присутствующих.

2. Психологическая подготовка к восприятию учебного материала.

Учитель: Наш урок мы начнем с повторения.

Перед вами фамилии драматургов и названия пьес. Вам нужно соотнести писателя и пьесу.

Розов Виктор Сергеевич - "Вечно живые"

Александр Моисеевич Володин - "Пять вечеров", "Старшая сестра"

Александр Николаевич Арбузов - "Иркутская история", Жестокие игры"

Вопрос к учащимся: Разгадайте ребус и сформулируйте тему нашего урока.

Разработка урока по теме Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: тема урока: Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества.

Цель - рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова.

Учитель: Как вы понимаете эпиграф нашего урока: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам». А. Вампилов?

Ответы обучающихся.

4. Изучение нового материала

Биография писателя.

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (ПСЕВДОНИМ А. Санин) (19 августа 1937- 17 августа 1972) - русский драматург и прозаик.

Псевдоним образован бесхитростно - от имени Саня. Александра родные и близкие люди называли ласково Саня, Санечка.

Сегодня на уроке вы будете работать в команде. В каждой группе один член будет заниматься подсчетом баллов за ваши задания.

Сейчас каждая команда получит фрагмент биографии писателя. Вам необходимо выделить основные моменты из биографии писателя, а затем рассказать о них. На изучение данного материала вам отводится 5 минут.

Максимальное количество баллов за данное задание - 2.

1 балл - работа в команде. 1 балл - за представление вашего материала.

Биография: Отец Александра Вампилова - Валентин Никитич Вампилов, по национальности бурят, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать будущего драматурга - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.

В 1955-1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.

В 1955-1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.

Первый рассказ А. Вампилова (студент 3 курса) «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября1957 года в газете «Иркутский университет».

Мы с вами изучили первую часть биографии писателя. Остальные фрагменты мы обсудим чуть попозже и другие группы выступят с защитой свой работы.

Обратимся к творчеству писателя. Обучающийся выразительно читает стихотворение.

Прощаясь с мечтой

Я сегодня прощаюсь с мечтой
Одеваю белое платье,
Я сегодня стану женой
Попаду в чужие объятья.
Мне на руку оденут кольцо
И подарят букеты роз
Я закрою ими лицо
И никто не увидит слез.
Мне покажется, что не с ним,
А с тобой иду под венец,
Но мечта превращается в дым
И всему приходит конец.
И не ты,а кто-то другой
Унесет меня в темную ночь
Я сегодня прощаюсь с мечтой
От себя убегая прочь.

Проанализируем данное стихотворение.

Вопросы:

Какие темы затрагиваются в стихотворении, в каких строчках? (тематика произведения).

Какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте. (проблематика стихотворения).

Что переживают лирические герои? каково их настроение? почему?

Ваше мнение о данном стихотворении (понравилось, не понравилось, почему).

5. Первичная проверка усвоения знаний

Для закрепления выполним упражнение "Гроздь винограда". Сейчас ко мне подходит член каждой команды и выбирает название стихотворения.

Все, что вы запомнили в данном стихотворении вы должны представить в виде грозди с ассоциативными словами.

Максимальное количество баллов за данное задание - 2.

1 балл - работа в команде. 1 балл - защита ваших работ.

Пример на слайде. первое стихотворение называлось "Я сегодня прощаюсь с мечтой". Ассоциации - свадьба с нелюбимым человеком, кольцо, фата, букеты роз, тоска, грусть, слезы, несчастливое будущее.

Итак, один из участников команды прошу подойти ко мне.

Названия стихотворений: я испытала в жизни много, несказанное слово, жизнь разбита.

Прошу членов команд показать, что у вас получилось.

Вопросы: Что объединяет все стихотворения? Вывод о творчестве Вампилова.

Возвращаемся к биографии писателя.

В 1964 году написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры ее постановкой изначально закончились безуспешно.

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей.

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром. Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссер Вадим Допкюнас. Успех постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

Первое и последнее интервью Вампилова газете "Советская Клайпеда»

Вампилов вступил в Союз писателей

5. Первичное закрепление знаний. Ваше домашнее задание было прочитать данную пьесу "Прощание в июне" и мы сейчас обсудим ее содержание.

Вопросы:

  • 1. Охарактеризуйте событие, лежащее в основе пьесы: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

  • 2. Охарактеризуйте героев:

    • их отношение к проблеме;

    • друг к другу;

    • выявите особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • 4. Определить отношение автора к проблеме.

Каков сюжет пьесы?

Кто такой Колесов? Ваше отношение к герою и его поступкам?

Как поступает Колесов, делая свой первый жизненный выбор?

Какой нравственный выбор сделает Колесов? Хватит ли ему души на трудное сопротивление?

Учитель: в данной пьесе А. Вампилов показывает, что в сцеплении жизненных ситуаций важно сохранить внутреннюю свободу как единственное богатство. Честность по отношению к себе, собственная свобода, невозможная при условии компромиссов, являются тем нравственным компасом, очень чутким к малейшим отклонениям, который корректирует жизненный маршрут героя А. Вампилова. Колесов совершает пер­вый и единственный поступок - рвет диплом, отказываясь всту­пить в корпорацию взяточников. Нелогичный с житейской точ­ки зрения, непонятный в пределах общественной морали, этот поступок закономерен для вампиловского героя, не желающего подчиняться господствующему конформизму.

Мы с вами выяснили суть данной пьесы.

Возвращаемся к биографии.

В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же 1968 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

Хочу подробнее остановиться на пьесе Александра Вампилова "Старший сын". Вы должны были прочитать ее дома.

«Старший сын» - одна из лучших пьес Вампилова.

1. Как развивается действие этой пьесы?

  • 1. Как развивается действие этой пьесы?

  • 2. Почему Бусыгин вдруг объявляет себя сыном Сарафанова? Почему не может покинуть дом, хотя Сильва настаивает на этом? (душевные качества).

  • 3. Какие моральные качества проявляются в Кудимове? (надменность, высокомерие, пренебрежение к старости, цинизм, эгоизм его по отношению к другим).

  • 4. Почему Сарафанов полюбил Бусыгина как родного сына? (отношение Бусыгина к «отцу», Васеньке, Нине - внимание, доброта, забота).

  • Запишем персонажей данной пьесы.

  • Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.

Продолжение биографии.

Только в 1972 году отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и Ленинградский Большой драматический театр.

17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, трагически погиб - утонул в Байкале(перевернулась моторная лодка). На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, французский, чешский, эстонский и другие языки.

6. Закрепление. Своя игра.

Мы закончили знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Следующий этап нашего урока - это викторина.

Перед вами 4 категории и баллы за ваши ответы.

1 категория - даты. Это года, связанные с жизнью писателя.

2 категория - пьеса "Старший сын". Это вопросы, связанные с данной пьесой.

3 категория - пьеса "Прощание в июне". Это вопросы, связанные с данной пьесой.

4 категория - разное. Здесь находятся вопросы, связанные с различными темами, которые касаются литературы.

Начиная с первой команды вы выбираете категорию и отвечаете на данный вопрос. Если вы готовы ответить, вы поднимаете руку.

Даты

В этом году родился Александр Вампилов (1937) - 20 баллов

В этом году вышла в свет первая книга Александра Вампилова (1961) - 40 баллов

В каком году Александра Вампилова вступил в Союз писателей? (осень 1966) - 60 баллов

В каком году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах? (1970) - 80 баллов

В каком году была закончена пьеса «Утиная охота»? (1968) - 100 баллов

Пьеса "Старший сын"

Рядом с каменным зданием ютился «деревянный домик, с крыльцом и окном во двор». Кто в нем жил? (Макарская) 20 баллов

Кто заканчивал авиаучилище и по распределению должен был отправиться на Сахалин? (Кудимов) - 40 баллов

Какой предмет передавался по наследству старшему сыну в семье Сарафановых? (серебряная табакерка) - 60 баллов

На каком музыкальном инструменте наигрывал Сильва? (на гитаре) - 80 баллов

Какая героиня работает в суде секретарем? (Макарская) 100 баллов

Пьеса "Прощание в июне"

Кто вынужден был выбирать одно из двух: любимую или университет? (Колесов) 20 баллов

Кто и кому говорит : «Кто так разговаривает? Вы на петуха похожи! На драчливого петуха» (Таня Колесову) 40 баллов

Из-за какого цветка, выкопанного на городской площади, был задержан Золотуев из пьесы «Прощание в июне»? (орхидеи) 60 баллов

Назовите фамилию артистки, в номер которой ворвался Колесов?

(Голошубова) 80 баллов

Чья это реплика: «В прошлом году биологи добивались свободного посещения. Если мне не изменяет память, Колесов возглавлял компанию… Боюсь, что он своего добился…» (Репникова) 100 баллов

Разное

Где находится Большой театр в Москве? На Театральной площади

20 баллов

Кто написал поэму «Реквием»? (Анна Ахматова) 40 баллов

Григорий и Аксинья - герои какого произведения? "Тихий Дон" 60 баллов

Годы жизни Михаила Булгакова (1891-1940) 80 баллов

Кто автор данного стихотворения «Горечь! Горечь! Вечный привкус»? (Марина Цветаева) 100 баллов

7. Интеллект-карты.

Подведем итог данного занятия с помощью интеллект карт.

Интеллект-карты - это инструмент, позволяющий:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Принцип построения:

в центре листа мы рисуем или пишем большими печатными буквами центральное слово (на примере это подарок).

У вас будет написано Александр Вампилов.

Слева в столбик вы пишите основные характеристики данного субъекта. А затем думайте какие группы образуют данные характеристики и изображаете вашу карту.

Время - 10 минут.

Максимальное количество баллов - 3. 1 балл - за правильное выполнение. 2 балла - за представление. 3 балла - за оригинальность.

8. Подведение итогов урока. Подсчёт баллов. Результат.

Учитель: обращаемся к эпиграфу. Почему мы взяли именно эти слова в качестве эпиграфа?

Мы возвращаемся на «круги своя»: без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живет и как живет, человек мельчает, «истончает» себя, теряет в себе живое, хотя и остается живым, приговаривает себя к смерти.

Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»

- домашнее задание

Задание для внеаудиторной работы

Цель работы: развитие творческих и аналитических способностей учащихся и повышение интереса к изучению литературы.

  • 1. Прочитать произведения А. Вампилова «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты»

  • 2. Письменный анализ одного из произведений «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты»

Алгоритм анализа:

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

4. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний;

5. Развернутое обоснование выводов.

9. Рефлексия

Тема урока: " Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества"

Фамилия И.О.__________________________________________________________________________

Я на занятии усвоил(а)__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осталось непонятым___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причина непонимания: а) не понимаю объяснения преподавателя

б) недостаточный уровень знаний

в) не достаточно времени

г) другое - ______________________________________________________

Мне понравилось на занятии____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне не понравилось на занятии__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




© 2010-2022