Урок по русскому языку на тему: Диалог (5 класс)

Тема.   Диалог.   Цели:   дать понятие диалога и реплики;              воспитывать у учащихся пунктуационную зоркость;              развивать устную и письменную речь;              учить правильно читать диалог.   Оборудование:  диск с записью сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и                              работнике его Балде», картинки для составления диалога.                                            Ход урока   I.   Организационный момент. II.  Проверка домашнего задания. III.  Повторение п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык, 5 класс.

Тема. Диалог.

Цели: дать понятие диалога и реплики;

воспитывать у учащихся пунктуационную зоркость;

развивать устную и письменную речь;

учить правильно читать диалог.

Оборудование: диск с записью сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и

работнике его Балде», картинки для составления диалога.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение пройденного материала «Прямая речь».

1. Моделирование предложений с прямой речью с целью усвоения знаков

препинания.

1-группа «Двоеточие»: «П»,-а. А: «П?»

2-группа «Тире»: А: «П». «П!»-а.

IV. Объяснение нового материала «Диалог».

Ключевые слова к уроку: 1. Реплика.

2. Диалог.

3. Слова автора.

Что мы должны знать: 1. Что такое диалог?

2. Из чего состоит диалог?

3. Что такое реплика?

4. Как оформляется реплика со словами автора и

без них?

Прослушивание записи «Сказка о попе и работнике его Балде».

Задание: 1. Сколько реплик в диалоге?

2. Назовите участников диалога.

Балда - поп

Поп - попадья

Балда - старший Бес

Балда - бесёнок

(Между ними состоится диалог).

V. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.

1. Творческое задание: составление диалога.

1-группа - разыграть в паре ситуацию общения «На вокзале», используя

слова вежливости.

2-группа - составление телефонного разговора, включая слова вежливости.

2. Выразительное чтение диалога с последующими заданиями.

1-группа. Отрывок из эпоса «Кыз-Жибек».

В разгар тоя бай Базарбай вызвал к себе Тулегена и при всём народе начал расспрашивать его. Ер-Тулеген с достоинством отвечал на все вопросы отца.

Тогда Базарбай спросил:

- Свет очей моих, когда собираешься ехать за невестой?

- Думаю, что к весне.

- А если я попрошу тебя об одном условии, обещаешь, что выполнишь его?

- Обещаю.

- Если обещаешь, тогда поедешь к своей невесте не раньше, чем через год.

- Отец! Но как же так!

2-группа. Отрывок из романа Сабита Муканова «Промелькнувший

метеор».

И мать, и сын с нетерпением ожидали с нетерпением разговора об Айжан. Цели их были прямо противоположны. Чокан стремился добиться согласия матери на женитьбу. Зейнеп отговаривала сына.

- Мама.

- Слушаю, солнышко.

- Почему так говорится в народе, мама?

- Как?

- Согнулся дуб высокий - сломался , значит, ствол. Джигит поклялся

дважды- он смерть свою обрёл

- Не знаю, Канашжан.

- А такую поговорку слышала?

- Что ты меня забрасываешь пословицами, Канаш?

Задание: 1. Сколько реплик в диалоге?

2. Составить схему диалога.

3. Работа по картине «Мама и сыночек».

Задание: рассмотрите картинку, сочините по ней сказку.

4. Игра «Подстройся под ответ».

Обратитесь к собеседнику с просьбой, советом, предложением, вопросом, учитывая данные ответы.

1. - …

- Конечно, помогу! О чём разговор?!

2. - …

- Спасибо! Обязательно прочитаю!

3. - …

- С удовольствием!

4. - …

- Сегодня , к сожалению, не могу… Никак!

5. - …

- На Иссык-Куль.

6. - …

- Конечно, видел! Купался в нём!

5. Инсценировка стихотворения С. Маршака. ( На голову надеваются

цифры «1» и «0»).

Сказал весёлый, круглый ноль

Соседке единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

(Оценивается артистичность учащихся).

VI. Итог урока. Выставление и комментирование оценок.

VII. Домашнее задание. Составление диалога на тему: «В магазине»,

записать диалог в виде схем.

Урок по русскому языку на тему: Диалог (5 класс)

«Мама и сыночек».



© 2010-2022