Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Вид глагола»

Этот урок проводится в 5 классе после изучения темы «Вид глагола». Тип урока - объяснение нового материала. Цели урока: Образовательная - ознакомить учеников с правилом правописания букв «е»-«и» в корне слова где есть чередование; формирование навыков письма таких корней. Развивающая - способствовать развитию речевой компетенции и умения сравнивать. Воспитательная - сформировать и воспитать аккуратность, внимание и взаимопомощь. Формы и методы: взаимопроверка в парах; самостоятельная работа,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях слов.

Цели урока:

Образовательная - познакомить учащихся с правилом правописания е-и в корнях с чередованием; сформировать навык письма корней с чередующимися гласными.

Развивающая - способствовать развитию речевой компетенции и умению сравнивать.

Воспитательная - способствовать формированию и воспитанию аккуратности, внимания и взаимопомощи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы и методы: взаимопроверка в парах; самостоятельная работа, тестирование.

Оборудование: доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, словарь, учебник.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Повернитесь, пожалуйста, друг другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока. Присаживайтесь!

(Слайд1)Записываем дату, классная работа, а следующую строчку оставляем, ее запишем позже.

II. Мотивационно- ориентировочный этап.

- Народная мудрость гласит: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». (слайд 2)Как вы понимаете эти слова? (Умный, образованный человек всегда будет востребован.)

- Какое отношение они имеют к уроку? (Надо приобретать новые знания.)

- Нас вновь ждут открытия новых знаний в области орфографии. Но нельзя забывать и старые.

III. Актуализация знаний.

- В 5 классе мы встречались с чередованием О-А в корнях. В каких корнях происходит этот процесс? Назовите правило.

- Давайте вспомним эти правила. (Слайд № 3, 4)

(Ребята записывают через запятую только гласную букву в корнях слов, а потом самостоятельно проверяют на слайде).

Р.сли, предпол.гать, изл.жение, зар.сли, р.стение.

- От чего зависит написание гласной в этих корнях? (От последующего согласного).

- Молодцы! Справились с заданием.

IV. Объяснение нового материала.

- А теперь приглашаю вас провести исследовательскую работу

На доске записаны слова: (слайд 5)

Изберу, блистать, вытереть, избирать, блестеть, замереть, вытирать, замирать

- Выделите корень в словах.

-Что интересного заметили в этих корнях? (Буквы разные: е - и)

-Какой возникает вопрос? (Почему в одном слове пишется И, а в другом - Е?)

-Знаком ли вам подобный процесс? (чередование)

-Какая будет тема урока? (запись темы урока) (слайд 6)

- В русском языке большое значение играет интуиция и орфографическая зоркость. Используя эти качества, выскажите свои предположения о написании Е и И.

(Учащиеся выдвигают версии: ударение, вид глагола, наличие суффикса)

- А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях. (Ответы ребят).

- Сравните вывод с правилом учебника.

- Ребята, а для чего нам нужно изучение данного правила (ответы учащихся).

Верно сказали: мы изучаем данную орфограмму для того, чтобы грамотно писать, а еще, чтобы подготовиться к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах.

- Продолжаем наше исследование. Перед вами словосочетания. (Слайд7)

примирять врагов

выдержали экзамен

хватит терпения.

- Объясните, почему в корнях слов пишется другая буква?

(омонимичные корни)

V. Закрепление.

1. - А теперь проговорим правило, объяснив слова. (Первое слово проговаривает учитель, далее по цепочке дети). Пробираться, расстилается, заблестели, взбираемся, замереть, блистать.

- Среди слов встретились слова с приставками на з-, с-. Вспомните правописание данных приставок, объясните написание.

2. Игра «третий лишний». (слайд 8).

- Ребята, возникла проблема, слова перемешались. Какое слово является лишним в каждой группе? Ответ обоснуйте.

зам..раю

зад..ру

заж..гаем

ст..рает

ум..реть

зап..реть

3. Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмму. (слайд 9)

сверкать на солнце (блистать)

подниматься в гору (взбираться)

закрывать класс (запирать)

загораться ярко (блестеть)

оцепенеть от страха (замереть)

выдёргивать сорную траву (выдирать)

убегать от ребят (удирать)

Физкультминутка

(если пишется И, то наклон влево, если Е, то вправо)

Замереть, заблистать, не бери, задирать, протереть, перетирать, зажечь, поджигаем, застилать, расстелить.


4. Игра «Корректор».

Я предлагает вам сыграть в игру «Корректор». Слово корректор - словарное. Запишите его.

- Что обозначает данное слово? (Сверить по толковому словарю Ожегова.) (слайд10)

- Придумайте с этим словом предложение.

- Какими качествами должен обладать

корректор? Будьте внимательными!

Задание. Исправьте ошибки. Запишите предложения в тетрадь. (слайд 11)

Мы находимся у подножия горы. Соб (е, и)раем жёлтые, лиловые, красные цветы. На растениях еще бл (е, и)стают капельки росы. Взб(е,и)раемся на вершину.

- Проверьте написанное по образцу. (слайд 12)

- В первом предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (подножия).

- Выделите грамматическую основу предложения.

5. Тестовые задания. (слайд 13)

1. В каком глаголе пишется -Е-?

а) отп_рать в) зам_реть

б) заст_лать г) заж_гать

2. В каком глаголе пишется -И-?

а) забл_стеть в) подп_рать

б) (всё) зам_рло г) подст_лить

( Далее учащиеся проверяют выполнение теста, сверяют с правильными ответами (слайд 14)).

3.Самостоятельная работа. (слайд 15)

Вставить нужную букву.

1 вариант: Блистать, замереть, расстилать, протирать, соберу.

2 вариант: растереть, прибирать, удирать, блестеть, замирать.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте друг другу оценки (слайд 16).

VI. Запись домашнего задания.

Упр. 598 или пейзажная зарисовка «Зима», используя слова, записанные в начале урока

VII. Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем ещё надо поработать?

- Выставление оценок.

VIII. Рефлексия. (изобрази настроение)

Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уйдете с урока. На парте перед каждым из вас - три жетона: один - с улыбающимся личиком, второй- с безразличным выражением лица, третий - с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Всем спасибо за урок!










Игра "Цепочка". Класс делится на две команды, каждая из команд подходит к листу, прикрепленному на доске, и вставляет пропущенную букву. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

СОБ…РУ

ПОСТ…ЛИТЬ

ЗАБЛ…СТАТЬ

РАСТ…РЕТЬ

НАТ…РАЮ

СД…РУ

УБ…РУ

ВЫБ…РАЮ

БЛ…СТЕТЬ

НАТ…РЕТЬ

ВЫТ…Р

ЗАП…РАЮ

ЗАД…РАЮ

ВЫД…РУ

РАЗБ…РАЮ

РАССТ…ЛАЮ

ИЗБ…РАЕТ

ПРИБ…РЁТ

12. *Комментированное письмо (Резервное задание).

Серый зайка удирает, сердце в пятках замирает. Мимо ёлки и осинки он блистательно бежит, выбирает виражи. Обжигает ветер ушки! Скок-поскок - беглец избушке. Запирай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь!


© 2010-2022