Урок русского языка по теме Определение 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

по русскому языку в 5 классе по теме: «Определение».


Знать: способы выражения определения, роль определений в речи.

Уметь: находить определения в предложении, обозначать их графически.

Повторить: дополнение, окончания прилагательных.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

замена тетрадей;

запись числа и темы.

  1. Проверка домашнего задания.

Выделить грамматическую основу и дополнение:

Яркий огонь костра осветил поляну.

Спой мне песню.

Вывод:

  1. Что обозначает дополнение?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Какие слова в предложении поясняет?

  4. Какими частями речи может быть выражено?

  1. Новая тема

  1. Запишите и разберите предложение:

В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

Подумайте: от каких слов нужно поставить вопросы к этим словам? Какая это часть речи? Что обозначают прилагательные? В чем согласуются с существительными?

Эти прилагательные являются определениями и подчеркиваются тонкие

А теперь подумаем и самостоятельно сделаем вывод: что же такое определение?

  1. Затем читаем по учебнику,

  2. Разберите предложения (комментировано):

Пришла долгожданная весна.

Зеленым ковром покрылась земля.

В кустах мелькнул лисий хвост.

  1. Упражнение 347. Прочитайте текст дважды: без определений и с ними. Какой текст точнее и выразительнее рисует картину зимы? Сделайте вывод о роли определений в предложении.

Какие из них являются эпитетами?

Спишите любое предложение, ставя прилагательные, которые являются определениями, в нужном падеже, роде, числе.

  1. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте члены предложения.

Певчий дрозд небольшая серая птичка.

Снегирь русская наша птичка.

Оляпка остроносая и чуткая птичка.

Назовите определения, отличающие птичек по цвету, повадкам, месту обитания.

Какие еще отличительные признаки называют определения?

  1. (Устно) Прочитайте предложение: Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

-Что это за «зверек»?

-О чем идет речь? (О пиле)

А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь, найдите его в предложении:

1) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направленно действие, отчет на вопрос что?, выражен именем существительным в винительном падеже (дополнение дубок)

2) зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (определение зубастый)

  1. (Устно) Замените словосочетание «прил. + сущ.» словосочетанием «сущ. + сущ.»

Образец: кирпичный (какой?) дом - дом (какой?) из кирпича.

Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.

Устно составьте с данными словосочетаниями предложения.

Сделайте вывод: чем, кроме имени прилагательного может быть выражено определение?

  1. Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 351.

Списать одно предложение. Подчеркнуть грамматическую основу и определение.

  1. Одновременно слабым учащимся раздаются карточки: выделить кружочком те предложения, где есть определения:

Ураган приближался к городу.

От цветка исходил нежный аромат.

Дуют ветры яростные.

Улыбнулись сонные березки.

Подул легкий ветерок с тихим шорохом.


  1. Составьте предложения по схемам:

  2. Вывод:

Что такое определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает?

Какой частью речи чаще всего выражается?

Что могут выражать определения?

  1. Домашнее задание: параграф 38 правила выучить. Упражнение 349.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам члены предложения.


© 2010-2022