- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Определение 5 класс
Урок русского языка по теме Определение 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рахматуллина Т.Ю. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок
по русскому языку в 5 классе по теме: «Определение».
Знать: способы выражения определения, роль определений в речи.
Уметь: находить определения в предложении, обозначать их графически.
Повторить: дополнение, окончания прилагательных.
Ход урока.
-
Организационный момент.
замена тетрадей;
запись числа и темы.
-
Проверка домашнего задания.
Выделить грамматическую основу и дополнение:
Яркий огонь костра осветил поляну.
Спой мне песню.
Вывод:
-
Что обозначает дополнение?
-
На какие вопросы отвечает?
-
Какие слова в предложении поясняет?
-
Какими частями речи может быть выражено?
-
Новая тема
-
Запишите и разберите предложение:
В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.
Подумайте: от каких слов нужно поставить вопросы к этим словам? Какая это часть речи? Что обозначают прилагательные? В чем согласуются с существительными?
Эти прилагательные являются определениями и подчеркиваются тонкие
А теперь подумаем и самостоятельно сделаем вывод: что же такое определение?
-
Затем читаем по учебнику,
-
Разберите предложения (комментировано):
Пришла долгожданная весна.
Зеленым ковром покрылась земля.
В кустах мелькнул лисий хвост.
-
Упражнение 347. Прочитайте текст дважды: без определений и с ними. Какой текст точнее и выразительнее рисует картину зимы? Сделайте вывод о роли определений в предложении.
Какие из них являются эпитетами?
Спишите любое предложение, ставя прилагательные, которые являются определениями, в нужном падеже, роде, числе.
-
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте члены предложения.
Певчий дрозд небольшая серая птичка.
Снегирь русская наша птичка.
Оляпка остроносая и чуткая птичка.
Назовите определения, отличающие птичек по цвету, повадкам, месту обитания.
Какие еще отличительные признаки называют определения?
-
(Устно) Прочитайте предложение: Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
-Что это за «зверек»?
-О чем идет речь? (О пиле)
А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь, найдите его в предложении:
1) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направленно действие, отчет на вопрос что?, выражен именем существительным в винительном падеже (дополнение дубок)
2) зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (определение зубастый)
-
(Устно) Замените словосочетание «прил. + сущ.» словосочетанием «сущ. + сущ.»
Образец: кирпичный (какой?) дом - дом (какой?) из кирпича.
Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.
Устно составьте с данными словосочетаниями предложения.
Сделайте вывод: чем, кроме имени прилагательного может быть выражено определение?
-
Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 351.
Списать одно предложение. Подчеркнуть грамматическую основу и определение.
-
Одновременно слабым учащимся раздаются карточки: выделить кружочком те предложения, где есть определения:
Ураган приближался к городу.
От цветка исходил нежный аромат.
Дуют ветры яростные.
Улыбнулись сонные березки.
Подул легкий ветерок с тихим шорохом.
-
Составьте предложения по схемам:
-
Вывод:
Что такое определение?
Что обозначает определение?
На какие вопросы отвечает?
Какой частью речи чаще всего выражается?
Что могут выражать определения?
-
Домашнее задание: параграф 38 правила выучить. Упражнение 349.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам члены предложения.