- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Образ Матери - великая сила искусства
Урок Образ Матери - великая сила искусства
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пастухова Т.Н. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Образ матери - великая сила искусства».
Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства, литературы и современных технологий.
Задачи:
-
Рассмотреть, как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
-
Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.
-
Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль
«Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-
Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми»,
А.Дейнека «Мать», иконы Богоматерь Казанская, Тихвинская,
Владимирская; Шуберт «Две Мария», С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», песня «Мама»
План урока:
1. Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.
2. Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества к материнству.
3. Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
-Доброе утро! (хором)
-Доброе утро!
-Солнцу и птицам! (хором)
-Доброе утро!
-Приветливым лицам (хором)
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера (хором)
Учитель: Сегодня к нам на урок пришли мои коллеги. Они наши гости. Поприветствуйте их. Я рада приветствовать вас, ребята, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха на нашем уроке.
Учитель: Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, поэтов и писателей, равно так же, как и музыка вдохновляет писателей, художников всех народов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, поэтов, художников. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери - великая сила искусства. Она и является темой нашего урока. Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова:(Читаю эпиграф) (слайд 1)
Я верю, что женщина - чудо такое.
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное - женщина-мать!
Л.Рогожников
Сообщение целей урока.
Учитель: как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?(ответы уч-ся)
Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка, литература и живопись создают образ матери.
Учитель: Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью. Поэтому наш урок должен заставить вас задуматься, достаточно ли вы внимательны и добры к своим мамам.
Ученик читает стихотворение. Н.Саксонская «Разговор о маме».
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща.
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою -
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
Учитель: Кому посвящено это стихотворение?
Дети: Маме.
Учитель: «Мать» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят матерей.
Расул Гамзатов «Мама» (читает ученик)
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - звон и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого созданья.
Резвая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём - исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
Мама!
Учитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного.
Слайд №2. «Сикстинская мадонна».
Учитель: Ребята, перед вами репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
-Что на ней изображено? (ответы уч-ся)
Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны.Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертвы. Мария- идеал материнства. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст, ангелы, - отсюда и название картины «Сикстинская мадонна» Все латинские молитвы, обращённые к Матери Христа, начинаются словами «Аве Мария», что значит «Славься Мария».
Она идёт , хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на землю являя.
Давайте прослушаем сочинение австрийского композитора Франца Шуберта «Аве, Мария!» в исполнении
(На фоне музыки звучит стихотворение Афанасия Фета)
Аве Мария - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха
Чистая Дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария - лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
У Рафаэля есть и другие картины с изображением Мадонны, например «Мадонна с цветком» (репродукция на доске).
Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.Недаром среди многих обращений к Богородице - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть обращение:Воспетая. Много на Руси есть прекрасных праздников. Один из них называется Благовещение.
Знаете ли вы что это за праздник? Когда он празднуется? ( 7 апреля)
В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принёс деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между жёнами и от неё воплотится Сын Божий.
Он сказал ей такие слова: «Радуйся благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между жёнами».
Этот же текст является и текстом молитвы.
-Давайте послушаем эту молитву «Богородице Дево, радуйся»
Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).
Учитель: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда его не забудете.
Чтение стихотворения уч-ся
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви ей издревле завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете мерится следами,
Сколько бы ни вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках! (С.Островой)
Учитель: На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна. Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он ни находился. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг.
Читает ученик
Я помню спальню и лампадку
Игрушки, тёплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел - хранитель над тобой…»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?
(И.Бунин)
- Кого поэт называет ангелом?
-Как вы думаете, можно ли маму назвать ангелом-хранителем своих детей? Почему?
- А вы считаете свою маму ангелом-хранителем?
Учитель: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь - каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.
Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».
Учитель: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать».
-Опишите картину. Что вы здесь видите?
На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. Показывая хрупкое, разморенное сном тельце мальчика и сильную, крепкую фигуру матери, художник стремится подчеркнуть неразрывную духовную связь между ними, готовность матери защитить ребёнка. Нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
Слайд № 8 , К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».
Учитель: Картина «1918 год в Петрограде» написана русским художником Кузьмой Петровым-Водкиным.
-Что изображено на этой картине? (ответы уч-ся)
Идёт война. Город, где живёт эта женщина, находится в кольце блокады. Но лицо кормящей матери спокойно, простодушно, она занята делом, важней которого для неё ничего нет.
Слайд N 9 , О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».
Учитель: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.
- Что объединяет все эти картины? -Какие чувства вызвали эти картины?
Учитель: Ребята, а теперь закройте глаза, представьте себе лицо своей мамы. Загляните в ее глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните? Берегите, уважайте, любите своих матерей.
Самостоятельная работа. Слайд № 11.
Учитель: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые матери.
Опросить несколько человек. Появляется слайд №12.
Учитель: Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира.
Учитель: Мне на глаза как-то попалась прекрасная ,грустная,но очень поучительная русская народная сказка о Гусыне. Прослушайте её.
(на фоне музыки Глюка «Мелодия» учитель читает сказку)
В жаркий день вывела мать Гусыня на прогулку своих маленьких жёлтеньких гусят. Она впервые показала детям большой мир. Этот мир был ярким , зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить своих деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчёл, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, а на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.. Стала Гусыня звать своих детей, но они не слушались. И вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали крупные капли дождя. И гусята поняли, что мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали,каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой как нужна мать, они подняли свои маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать.
Под крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносился грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало веселее: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи- холодно и опасно.
Потом всё стихло. Гусятам хотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, материнскую руку, оно не просит , а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла это сделать. Гусята всё это видели. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой?
И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?»
Она тих ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сынок».
Жёлтенькие гусята рассыпались по траве и мать была счастлива.
Проверка первичного восприятия. Работа с произведением.
Учитель: Понравилось ли вам это произведение? Какие чувства у вас возникли при слушании сказки ? (грусть, потому что гусята забывают о своей матери, когда им хорошо).
Учитель: Почему гусята не слушали Гусыню? (Потому что им было весело и хорошо
Учитель: Что вы можете сказать о детях? ( беззаботные, требовательные)
Учитель: В какой момент они вспомнили о ней? (когда начался дождь, град, ветер, когда им стало плохо)
Учитель: Почему мать была счастлива? (потому что её детям было хорошо, они все живы, здоровы и никто не пострадал)
Учитель: Эта сказка , ребята, поучительная. А чему она нас учит?( учит быть чуткими, отзывчивыми, чтобы мы не забывали о своих матерях в горе и в радости)
Учитель: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.
-
Птица рада весне, а младенец - матери.
-
Нет милее дружка, чем родима матушка.
-
При солнышке тепло, при матушке добро.
-
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
-
Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Учитель: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют... Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие.
Учитель: А сейчас прослушайте песню о маме. (Исполнение песни «Мама»)
Итог урока:
-Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? ( о Матери, каким показан образ Матери в живописи, литературе, музыке)
- Почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами?
( Мама - самый родной, близкий человек на Земле)
Учитель: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относиться к своим мамам. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влёк бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот, от забот. Если стали сердцем вы суровы, Будьте, дети, ласковыми с ней. Берегите мать от злого слова, Знайте: дети ранят всех больней. Если ваши матери устали, Добрый отдых вы им дать должны… Вам наказ даю, напоминаю: Дети, дети, берегите мать!
Рефлексия. Ребята, у вас на партах лежат сердечки разных цветов. Если наш урок заставил вас задуматься, не оставил вас равнодушными, выберите красные сердечки. Если вы остались равнодушными - синие сердечки. (уч-ся поднимают выбранные сердечки)
Я рада, что после нашего урока вы стали немножко добрее, отзывчивее по отношению к своим мамам. И частичку своего сердца (эти сердечки) вы подарите своим мамам и выразите свою любовь к ним в виде пожелания к 8-Марта. Я предлагаю вам небольшое творческое задание: в канун праздника 8 марта напишите своим мамам признание в любви, пожелание.