- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы по рассказу А. П. Чехова Смерть чиновника (6 класс)
Конспект урока литературы по рассказу А. П. Чехова Смерть чиновника (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Подчасова Л.Ю. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы
А. П. Чехов "Смерть чиновника"
(6 класс, программа Г. Беленького)
Цель урока: обсудить рассказ, найти ответ на проблемный вопрос: какая тема сближает рассказы А. П. Чехова "Смерть чиновника" и "Толстый и тонкий"? Что унижает, уничтожает человека, по мнению автора.
Оборудование урока: портрет писателя, на доске дано лексическое значение слов "чинопочитание", "самоуничижение".
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Вступительное слово учителя
-
Проверка индивидуального домашнего задания (карточки)
-
Объяснение понятий "юмор", "ирония", "сатира". Что сближает и что различает эти понятия (работа со словарем)? Какие из известных вам рассказов А. П. Чехова можно назвать юмористическими, а какие сатирическими?
-
Исходя из содержания термина "сатира" найдите в рассказе "Смерть чиновника" изображение отрицательных сторон жизни в нелепом, преувеличенном виде.
-
Беседа по содержанию рассказа
-
Известно, что А. П. Чехову рассказывали подобный случай, действитно произошедший в Большом театре. В Таганроге произошло самоубийство мелкого чиновника после неудачной попытки попросить прощения у своего начальника за незначительный проступок. Почему пустяковый случай (чихнул) привел героя рассказа к трагическому концу? Смеешься ли ты над Червяковым или жалеешь его? Почему?
-
Что подчеркивает фамилия главного героя - Червяков? Одна из формул самоуничижения в прошлом: "Я, ничтожный червь мира сего…"
-
Генерал не унижал чиновника, наоборот, успокаивал его. Чего боится Червяков, почему не может успокоиться?
-
Отчего умирает чиновник? Перечитаем финал рассказа со слов: «Письма генералу он не написал…».
-
Что сближает рассказы «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий»?
-
Что унижает, порабощает человека, по мнению автора? (Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что чин, деньги, поклонение им порождает страх, который и уничтожает человека).
-
За какого человека боролся писатель в своих рассказах? Какие недостатки высмеивал? (А.П.Чехов боролся за человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства, высмеивал то, что мешает человеку быть таким).
-
-
Проверка домашнего задания.
Какие два способа создания комического эффекта мы видим в рассказах Чехова?
Способ №1. Нагнетание, многократное повторение героем одного и того же действия с некоторыми изменениями (например, многократные извинения Червякова)
Способ №2. Неожиданная развязка рассказа.
-
Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: «Что следовало бы изменить в этой истории, чтобы Червякову удалось избежать печальной участи?»
Прочитать рассказ «Пересолил».