Статья Применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы

Артамонова Н.А.

Учитель русского языка и литературы

Кара-Мурзинской средней школы

Бескарагайского района ВКО

Русский язык является наиболее трудным учебным предметом и для ученика, и для учителя не только в начальных классах, но и на всём протяжении учёбы в общеобразовательной школе. Ученик должен усвоить ряд теоретических сведений, овладеть практическими умениями и навыками, совершенствовать культуру устной и письменной речи. Более того, в последнее время в связи с сокращением в учебной программе часов русского языка тот же объём учебного материала дать учащимся и добиться его усвоения очень сложно. А если урок проходит одновременно в двух классах, эта задача усложняется вдвое.

Основная сложность работы в малокомплектном классе заключается в том, что одновременно приходится работать в двух класса. А это разный возраст детей, разный уровень подготовленности, наконец, разные темы урока. Учитель, чтобы добиться цели урока, прежде всего должен научить детей работать самостоятельно, сформировать умение учиться. Поэтому одним из выходов из создавшегося положения считаю организацию самостоятельной работы по русскому языку и литературы на основе технологии развивающего обучения.

Я работаю учителем русского языка и литературы в малокомплектной школе 20 лет. По русскому языку работу в двух классах проводить легче, так как письменный предмет предполагает разнообразие письменных заданий. Это и работа с учебником, и работа по карточкам, перфокартам, выполнение тестовых заданий. Сейчас, с развитием компьютерной технологии, многие задания можно выполнять с использованием компьютера или интерактивной доски. Например, пока один класс знакомиться с новой темой, другой выполняет проверочную работу с использованием вышеперечисленных средств. В качестве примера могу привести урок-семинар по русскому языку по теме «Служебные части речи», проведённом в 5 и 7 классах. Удобно также то, что эта тема изучается в указанных классах почти в одно и то же время и можно выполнять задания одновременно с учащимися как 5, так и 7 классов, используя, конечно, дифференцированный подход. Но такая удача выпадает не часто.

Учебный компонент технологии развивающего обучения - это различные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем: спор, соревнование, групповая работа, работа в парах и т.д. Примером может служить тот же урок-семинар: работая над научным проектом, ребята сами выбрали для себя форму работы. Одна группа распределила вопросы между собой, как я им посоветовала, другая же группа над каждым вопросом трудилась сообща.

Особую сложность вызывают уроки литературы, так как это, в основном, устный предмет, предполагающий развёрнутые ответы на поставленный вопрос, поэтому работу по одному и тому же произведению, например, в тех же 5 и 7 классах не совместишь. Поэтому нередко учащимся одного из классов приходится самостоятельно знакомиться с новым материалом. Организовать самостоятельную работу по литературе намного сложнее и приходится строить работу с использованием опор, карточек творческого характера, кроссвордов т.д. Чтобы привлечь учащихся к работе, практически к каждому уроку приходится готовить различные опорные схемы, карточки, тесты и т.д. Так как в 7 классе программа по литературе сложнее, чем в 5 классе, потому что семиклассники читают большие по объёму произведения, начинают изучать теоретический материал, например, по темам «Художественное пространство», «Художественное время», «Литературный образ-персонаж» и др., то самостоятельно работать чаще всего приходится пятиклассникам. Многие задания я готовлю сама, некоторые беру из методички, дидактического материала. Хорошо ребята справляются с составлением таблиц сравнительных характеристик литературных героев, с заданием узнать персонаж по его описанию.

Учащиеся среднего звена очень любят рисовать. Поэтому задание нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду произведения, басне, сказке, портрет персонажа дети выполняют с удовольствием. Всегда интересно и легко проходит урок литературы в 7 классе по рассказу Чехова «Толстый и тонкий», когда текст прочитывается по частям, после анализа каждой части дети рисуют иллюстрацию к прочитанному отрывку, при этом у каждого получается свой, индивидуальный рисунок, так как каждый ребёнок мыслит и понимает по-своему.

В любом возрасте дети очень любят играть. Поэтому применение учебных игр даёт хороший познавательный результат - играя, дети лучше запоминают учебный материал.

Начиная с пятого класса, приучаю детей отбирать материал для сообщений, рефератов, так как они должны быть небольшими по объёму, но содержать все необходимые сведения. Литература тесно связана с историей, поэтому к каждому произведению на историческую тему дети готовят сообщение об историческом событии или историческом персонаже, которые упоминаются в данном произведении. Это помогает лучше понять историческую обстановку, дать свою оценку событиям, описываемым в литературном произведении. Например, прежде чем читать и анализировать «Песню про … купца Калашникова» Лермонтова, мы знакомимся с историей и бытом Московской Руси XVI века, понятием «опричнина», правлением царя Ивана IV. По всем этим вопросам учащиеся готовят рефераты.

Исходя из вышеизложенного, наиболее приемлемой технологией в условиях малокомплектной школы я считаю технологию развивающего обучения. Работа с использованием данной технологии прививает детям интерес к изучению русского языка, даёт возможность углубленного изучения предмета и способствует установлению дружеских, толерантных взаимоотношений детей разных возрастных групп, потому что детям приходится работать в группах, парах, подбирать и систематизировать новый для них материал, например, в работе над научными проектами или при выполнении опережающих заданий.

Сущность развивающего обучения в том и состоит, что задачами школы являются формирование общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, становление самостоятельной, свободной культурной и нравственной личности. А так же в том, что оно ускоряет развитие интеллектуально-волевых качеств школьника. Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, как развитие отдельных сторон - внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих её основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли - умением мобилизовать себя на достижение поставленной цели. Развитие чувств - эстетических, нравственных, интеллектуальных, - составляет духовное богатство человека.

В процессе обучения, направленного на общее развитие, складываются и определённые мотивы деятельности и духовные потребности школьников, без чего не мыслится общее развитие их личности.

Учитель должен быть озабочен не только развитием интеллектуальной сферы каждого ученика, но и развитием личностных качеств ребёнка, составляющих основу его отношения к учёбе и способности к самоорганизации. Поэтому основную свою задачу вижу не в принуждении учащихся к учёбе, а в развитии у них побуждений в виде познавательных интересов и потребностей, а также волевого стремления преодолевать трудности учебной работы. Кроме того, нужно стремиться помочь учащимся овладеть собственным поведением и сформировать у них навыки самоконтроля, самопроверки, самооценки; стремиться так организовать деятельность учащихся на уроках, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от проделанной работы, от сознания своих успехов. Главная задача развивающего обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и в осуществлении на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение.


© 2010-2022