Урок – путешествие по теме «Местоимение» (6 класс)

Цель урока: отработка навыков различения местоимений и связанных с ним орфограмм на письме и в речи через активацию восприятия, внимания, памяти и аналитических способностей учащихся. Задачи: -  повторить, обобщить и систематизировать умения и навыки по теме «Местоимения». - способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через упражнения аналитического характера. - повышать интерес к урокам русского языка.  На уроке в занимательной форме ученики обобщат знания о местоимении, повт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие по теме «Местоимение».

(Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе)

Цель: отработка навыков различения местоимений и связанных с ним орфограмм на письме и в речи через активацию восприятия, внимания, памяти и аналитических способностей учащихся.

Задачи:

- повторить, обобщить и систематизировать умения и навыки по теме «Местоимения».

- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через упражнения аналитического характера.

- повышать интерес к урокам русского языка.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы, целей урока.

Слово учителя.

- Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Предлагаю разделиться на три экипажа. Мы летим на ближайшую соседку именных планет - планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите. Жители ее тесно контактируют с планетами именной группы ( планета Существляндия, Прилагандия, Числяндия). Они научились вслед за существительными указывать на предмет, за прилагательными - на признак, вслед за числительными - на количество и порядок предметов при счете. Местоимения считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому разделились на 9 разрядов и запустили 9 спутников - лабораторий. Назовите их.

- Наша задача - побывать на каждом из спутников и более тесно познакомиться с их жителями.

- Жители спутников очень любят сказки и загадки, но никак не могут прийти к единому началу и решению. Так, одни утверждают, что в некотором царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он однажды по какой-то дороге, нашел нечто, встретил кое-кого, отдал ему кое-что, осталось у него что-либо?

А другие утверждают, что совсем было не так.

Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать, не о ком и не о чем спорить.

А третьи говорят, что дело обстояло следующим образом, а именно:

Шел по дороге странник, нашел вещь, пусть берет ее себе, собой надо заниматься, себя жалеть, только о себе думать.

- Как вы думаете, жители каких спутников рассказывают эти сказки?

Задания экипажам:

Рассказать, что нам известно о неопределенных местоимениях (1 экипаж); об отрицательных (2 экипаж); о возвратном местоимении себя (3 экипаж). ( Задания экипажи получают на карточках).

- Посмотрим, удастся ли нам наладить контакт с жителями этих спутников. Первыми на орбиту выходят члены первого экипажа. Им было дано задание сформулировать правило правописания неопределенных местоимений и записать их в соответствии с правилом.

Беседовал кое (с )кем, с кем (нибудь) посоветуйся, встретишь кого(то), приобрести кое(какие) вещи, спросить у кого(либо), догадывался о чем(то), попросить кое(у) кого, подыскать (не)которые статьи, препятствовать (в) чем (либо) кому (нибудь).

Теперь черед второго экипажа. Они должны были вспомнить образование и правописание отрицательных местоимений и подобрать к глаголам подходящие по смыслу местоимения.

Посоветоваться …, не испугался …., не догадался ….. рассчитывать …. Идти …, торопить …, не преподнес …, не радовался …. Не встретил …, встречаться было …, не слушал …. Слушать было …, я не говорил …. Разговаривать было …

Жители этого спутника знают одно занимательное стихотворение

Про Ничего.

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперед оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.

А про это Ничего

И сказать-то

Не-

Че-

Го!

Третий экипаж! Вам задание:

- Каково значение, морфологические признаки возвратного местоимения себя?

- Определить падеж возвратного местоимения, заменить фразеологический оборот одним словом.

Уйти в себя (замкнуться), себе на уме (скрытный), судить по себе, на себя не похож. Читать про себя (молча), владеть собой (сдерживаться), выходить из себя (нервничать.

(Правильность выполнения заданий проверяется на слайдах с помощью мультимедиа)

- Внимание! Мы приближаемся к спутнику, жители которого все время задают вопросы. Что это за спутник? Что мы знаем о нем?

- У вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике. Как вы думаете, на каком? Что у них общего? Чем отличаются?

Предлагаю провести эксперимент. Цель - научиться отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения и подчинительные союзы. Чтобы решить эту задачу, нужно четко представлять себе синтаксическую функцию местоимений и союзов. Разберем это на примерах.

Спишите, обозначая члены предложения, а также местоимения союзы. Запись на доске:

Книга лежит на столе.

Что лежит на столе?

Я знаю, что лежит на столе.

Я знаю, что на столе лежит книга.

Выводы делаются коллективно:

  1. Вопросительное местоимение является членом вопросительного предложения.

  2. Относительные местоимения являются членом сложноподчиненного предложения и в то же время связывает его части.

  3. Союзы, в отличие от местоимений, членами предложения не являются (если убрать союзы, смысл и структура простого предложения не изменятся).

Жители этих спутников приготовили викторину под названием: «Узнаете ли вы нас?» Определите разряд местоимений, включенных в предложение. Раздаточный материал на каждом столе.

Кто из вас не мечтал о далеких галактиках? Пожалуй, нет ребят, кто бы не мечтал побывать на других планетах. Планета, которую мы увидели, - настоящее чудо. О каких открытиях вы мечтаете? Что бы вы хотели увидеть на других планетах? Чьим именем ты дорожишь? Хочешь ли знать, насколько совершены существа других планет?

На вопросительном спутнике на станции «Логостекстум» в речевом модуле побывал Незнайка. Но разговора с жителями у него не получилось. Помогите ему.

- В котором году ты родился? ( В каком?)

- Какие твои планы на будущее? (Каковы?)

- Сколько много предстоит сделать? (Как много)

- Чего ты делаешь в свободное время? (Что ты делаешь?)

- Сколько сейчас времени? (Который час?)

- О ужас! Началась космическая буря! Это страшное бедствие. Спутники сбились с курса, все местоимения в панике. Помогите им. Найдите каждому пострадавшему спутник, где он живет. Вот имена пострадавших.

Свой, этот, весь, мой, иной, наш, каждый, такой, самый.

- Что мы знаем об этих местоимениях?

(Определение разрядов)

Лингвистическая задача.

- Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Какие формы местоимений употребили вы?

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упреки.

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

И у нас во дворе я слышал однажды,

Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный,

Чтобы вы никогда не попали в лужу,

Их, его и ее говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят,

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам. ( А. Хайт)

- Ой, ребята, к нам обратились жители одного из спутников с просьбой помочь им в определении местоимения.

- Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки склонения одного местоимения. Ребята заспорили. Один утверждал, что здесь даны падежи местоимения сам, а другой, что на доске даны косвенные падежи местоимения самый. Кто же из них прав? Просклоняйте оба местоимения, не забудьте поставить ударение.

И.п. сам…

Р.п. самого

Д. п. самому

В. п. самого

Т. п. самим

П.п. (о) самом

- Наше путешествие подошло к концу. Мы познакомились с жителями планеты Местоимений, одобрили эксперимент со спутниками, помогли восстановить порядок во время космической бури. Давайте оставим память о себе, посадив деревья на этой планете.

1 экипаж - кто

2 экипаж - что

3 экипаж - какой

Заканчивая наше путешествие, проведем игру «Кто быстрей, кто правильней»

- Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (некого, нечего, себя)

- Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно встречается в спортивных состязаниях при равной борьбе? )Ничья.

- Какие три местоимения самые чистые? (Вы-Мы-Ты)

- Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-МЫ)

- Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я)

- Какое местоимение не имеет лица, рода. Числа. Но склоняется? (себя)

- Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

- Какое местоимение, если его прочитать наоборот, станет союзом? (Он - но)

Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если к нему прибавить 100? (Те-сто)

- Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам)

- Какой газ отрицает личное местоимение? ( Не-он)

- К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года)

3. Итог урока. Выставление оценок.

4. Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту, повторить все орфограммы по теме «Местоимение».


© 2010-2022