- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок -игра Что ? Где ? Когда ? по литературе по поэме Н. А. Некрасова Русские женщины ( 7 класс)
Урок -игра Что ? Где ? Когда ? по литературе по поэме Н. А. Некрасова Русские женщины ( 7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козенко Н.А. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок - игра
ПО ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА
«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»
Цели:
-
учить ребят новым формам общения, учить умению думать над вопросом в течение короткого времени и отвечать за несколько секунд;
-
учить коллективной форме работы.
Оборудование:
3 стола игровых (поле на одном); портреты А.Г. Муравьёвой, Е.И. Трубецкой, М. Волконской; портрет Н.А. Некрасова
Ход игры
Вступительное слово учителя о том, что сегодняшняя игра посвящена поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». В игре принимают участие 3 команды. Всё готово для игры.
Право занять стол с игровым полем предоставляется той команде, которая быстрее ответит на вопросы.
Внимание командам!
Итак, 1-й вопрос.
-
В каком году декабристы были сосланы в Сибирь на каторжные работы?
(В 1826 году; первые 8 декабристов выехали 23 июня 1826 года - в Нерчинские рудники)
-
Сколько жён декабристов выехало вслед за мужьями в Сибирь?
(11 человек)
-
Кто из них первым выехал в Сибирь?
(Екатерина Ивановна Трубецкая (24 июня); затем в конце декабря 1826 года Волконская Мария Николаевна)
Чья команда на большинство вопросов ответит (два из трёх), та и занимает стол с игровым полем. Остальные за другие столы.
Право первого ответа принадлежит команде за ведущим столом, а если не ответит, то из других команд (кто первым поднимет руку).
Игру начали!
Вопросы для игры.
-
Против знатоков играет учитель Ширингушской средней школы Княжева Людмила Михайловна.
- Что объединяет и княгиню Трубецкую, и княгиню Волконскую в их решении ехать к мужьям в Сибирь?
(По-другому: Какова цель их поездки?)
Трубецкая
… Но долг другой,
И выше, и трудней
Меня зовёт
Волконская
- Я долг исполняю, отец!
Делила с ним (мужем) радость
делить и тюрьму!
Должна я …
- Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!
-
Этот вопрос прислала жительница п. Зубова Поляна Беляева Марина.
- В то время добирались до Сибири в возках. Путь был долог. Много времени для размышления. Что же вспомнилось Трубецкой во время поездки к мужу?
(Ей вспомнилась прежняя жизнь, юность, богатство, блеск, детский бал, музыка; затем другой бал, где она встретилась со своим мужем - князем Сергеем Петровичем Трубецким (1790-1860 гг.), о поездке в Рим, где посетили многие памятники старины.
Затем восстание декабристов, длинный и сырой подземный коридор тюрьмы.)
-
Против знатоков играет директор Ново-Выселской средней школы Селяева Любовь Львовна.
- Трубецкая доехала до Иркутска, где попросила у губернатора лошадей. Но он их не дал ей, т.к. получил бумагу от царя: всеми силами препятствовать продвижению княгини к мужу.
Внимание: вопрос!
- Что ожидало княгиню в остроге у мужа? Какую картину нарисовал ей губернатор Иркутска?
(Он сказал, что бедна та сторона, короче весна, зима 8 месяцев, люди черствы душой, и все почти с клеймом (каторжники), ужасен тюремный дом, рудники глубоки, жить придётся в общей казарме, где нельзя остаться с мужем с глазу на глаз, пища скудная - хлеб и квас.
5 тысяч каторжников озлоблены судьбой и часто заводят драки, убийства и разбой; никто её не пощадит, не сжалится; климат тот её убьёт, и мужа она только измучит - легче ему быть одному, тем боле он виноват перед ней, что увлёкся призраком пустым.
Что она обязана подписать бумагу, что отрекается от своих прав; что её поведут под конвоем с партией каторжников.)
-
Вопрос задаёт бывший учитель Ново-Выселской средней школы Демидова Лидия Михайловна.
- Была ли сломлена княгиня? Что она ответила губернатору?
(Никакие угрозы не смогли сломить княгиню. Даже губернатор был поражён её стойкостью.)
- Пусть смерть мне суждена -
Мне нечего жалеть!..
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
- Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь его простила б я!..
Неделя целая прошла.
Нет сердца у людей!
Зачем бы разом не сказать?..
Уж шла бы я давно…
Велите ж партию сбирать -
Иду! Мне всё равно!..
-
Письмо с вопросом прислала преподавательница Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва Клара Лейзеровна Цыганкова.
- Что завещала княгиня Волконская своим внукам?
-
Свои «Воспоминания» («Записки»), для них бережёт
-
Портреты дорогих людей
-
Альбом
-
Цветы с могилы сестры - Муравьёвой Александры Григорьевны (умершей (погибшей) в Сибири, все жёны декабристов сроднились, стали как бы сёстрами)
-
Коллекцию бабочек
-
Флору Читы
-
Виды-картины страны той суровой
-
Железный браслет, сделанный для жены из цепей (деда - мужа Волконской)
-
Против знатоков играет ученица 8 класса Маргаева Марина.
- Княгиня Трубецкая уезжала из дома без всяких препятствий со стороны домашних.
А как отнеслась к решению дочери ехать к мужу в Сибирь семья Раевских? Какую сцену она вам напоминает?
(1-ая часть вопроса - дружно и грозно восстала вся семья. Была из-под Киева вызвана мать, братья приехали. Отец «приказал» образумить сестру, убеждали, просили.
2-ая часть вопроса - напоминает сцену разговора Трубецкой с губернатором. Здесь так же приводили тысячу доводов: что обижает родных, что оставляет маленького сына (годовалого), что нужна для поездки неженская сила, что найдёт она там могилу, что обрекает себя на муку.)
-
Вопрос задаёт Общева Нина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
- Фамилии каких известных поэтов упоминает в своих «Записках» Волконская?
(Жуковского, Веневитинова, Пушкина, Одоевского, Вяземского, Байрона да и сама Зинаида Александровна Волконская (родственница М.Н. Волконской по мужу Сергею Григорьевичу Волконскому) тоже была поэтессой)
-
Со знатоками играет учитель начальных классов Губина Елена Алексеевна.
- Какими словами Волконская утешала Трубецкую?
(Спасёт нас дружба и молодость наша, нас жребий один неразрывно связал, об руку пойдём трудным путём; будут сильны друг другом, неся достойно свой крест; что пред ними дорога добра, дорога избранников бога, что они будут утешением для мужей, кротостью своей смягчат палачей, осилят терпением страданье; опорой будут для гибнущих, слабых, больных)
-
Вопрос задаёт учитель химии Шаханова Светлана Васильевна.
- Где встретилась Волконская со своим мужем? Что сделала она прежде чем обнять его?
(Встретилась с мужем в руднике, который находился в 12 км. от Нерчинска - в Благодатске, к руднику её провели мальчишки. Прежде чем обнять мужа, она оковы к губам приложила. Этот жест означал одобрение деятельности мужа.)
Вопросы для блиц-игры
Кто из сосланных в Сибирь декабристов написал портреты своих товарищей по каторге и их жён?
(Н.А. Бестужев)
С кем из декабристов отправил своё стихотворение «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин?
(с Александрой Григорьевной Муравьевой)
Как первоначально хотел назвать свою поэму Некрасов?
(«Декабристки»)
-
Вопрос задаёт преподаватель Зубово-Полянского педагогического колледжа Костина Татьяна Алексеевна.
- Почему, когда Волконская, опустившись на колени перед мужем, поцеловала его оковы на его ногах, повисла тишина, замерли все звуки: говор, грохот работ, звуки оков?
(Казалось, что каждый здесь с нами делил и горечь, и счастье встречи.
Святая, святая была тишина!
Какой-то высокой печали,
Какой-то торжественной думы полна.)
-
Со знатоками играет учитель истории Захаров Игорь Вячеславович.
- Губернатор Иркутска, сам царь, молодой офицер, сопровождавший обоз с серебром, презрительно говорили о каторжниках.
А как всё-таки народ относился к ним, к жёнам декабристов, да и к самим декабристам?
(Добрые люди по-своему выражали уважение к Трубецкой и Волконской, называли их ангелами, за их мужей уроки исполняли, т.е. норму, колодник клеймённый картофелем печёным их угостил. Недаром Волконская пишет, что эти простые люди из народа не подлили горечи в чашу и что с таким народом они бодрее несли непосильное бремя)
-
Вопрос прислан из Дзержинска Меленковой Ольгой Николаевной.
- Что служит доказательством тому, что декабристы, несмотря на невыносимые условия труда, жизни, не сломились, не очерствели душой?
(Вспомните, с какой радостью, сердечностью они встретили Волконскую в руднике, тотчас послали за её мужем, пролагали ей путь впереди, носилки предлагали)
Подвести итог и сделать заключение.
Жёны декабристов были единомышленниками своих мужей, горячо любили их. Верность долгу, уважение к подвигу декабристов, стремление поддержать их волю и мужество ставят этих удивительных женщин на необыкновенно нравственную высоту. Их имена - символ женской верности, самопожертвования.