Урок -игра Что ? Где ? Когда ? по литературе по поэме Н. А. Некрасова Русские женщины ( 7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - игра

Урок -игра Что ? Где ? Когда ? по литературе по поэме Н.А.Некрасова Русские женщины ( 7 класс)

Урок -игра Что ? Где ? Когда ? по литературе по поэме Н.А.Некрасова Русские женщины ( 7 класс)

Урок -игра Что ? Где ? Когда ? по литературе по поэме Н.А.Некрасова Русские женщины ( 7 класс)

ПО ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА

«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»







Цели:

  1. учить ребят новым формам общения, учить умению думать над вопросом в течение короткого времени и отвечать за несколько секунд;

  2. учить коллективной форме работы.

Оборудование:

3 стола игровых (поле на одном); портреты А.Г. Муравьёвой, Е.И. Трубецкой, М. Волконской; портрет Н.А. Некрасова

Ход игры

Вступительное слово учителя о том, что сегодняшняя игра посвящена поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». В игре принимают участие 3 команды. Всё готово для игры.

Право занять стол с игровым полем предоставляется той команде, которая быстрее ответит на вопросы.

Внимание командам!

Итак, 1-й вопрос.

  1. В каком году декабристы были сосланы в Сибирь на каторжные работы?

(В 1826 году; первые 8 декабристов выехали 23 июня 1826 года - в Нерчинские рудники)

  1. Сколько жён декабристов выехало вслед за мужьями в Сибирь?

(11 человек)

  1. Кто из них первым выехал в Сибирь?

(Екатерина Ивановна Трубецкая (24 июня); затем в конце декабря 1826 года Волконская Мария Николаевна)

Чья команда на большинство вопросов ответит (два из трёх), та и занимает стол с игровым полем. Остальные за другие столы.

Право первого ответа принадлежит команде за ведущим столом, а если не ответит, то из других команд (кто первым поднимет руку).

Игру начали!

Вопросы для игры.

  1. Против знатоков играет учитель Ширингушской средней школы Княжева Людмила Михайловна.

- Что объединяет и княгиню Трубецкую, и княгиню Волконскую в их решении ехать к мужьям в Сибирь?

(По-другому: Какова цель их поездки?)

Трубецкая

Но долг другой,

И выше, и трудней

Меня зовёт

Волконская

- Я долг исполняю, отец!

Делила с ним (мужем) радость

делить и тюрьму!

Должна я …

- Иду я туда, где я больше нужна,

Иду я к тому, кто в неволе!


  1. Этот вопрос прислала жительница п. Зубова Поляна Беляева Марина.

- В то время добирались до Сибири в возках. Путь был долог. Много времени для размышления. Что же вспомнилось Трубецкой во время поездки к мужу?

(Ей вспомнилась прежняя жизнь, юность, богатство, блеск, детский бал, музыка; затем другой бал, где она встретилась со своим мужем - князем Сергеем Петровичем Трубецким (1790-1860 гг.), о поездке в Рим, где посетили многие памятники старины.

Затем восстание декабристов, длинный и сырой подземный коридор тюрьмы.)

  1. Против знатоков играет директор Ново-Выселской средней школы Селяева Любовь Львовна.

- Трубецкая доехала до Иркутска, где попросила у губернатора лошадей. Но он их не дал ей, т.к. получил бумагу от царя: всеми силами препятствовать продвижению княгини к мужу.

Внимание: вопрос!

- Что ожидало княгиню в остроге у мужа? Какую картину нарисовал ей губернатор Иркутска?

(Он сказал, что бедна та сторона, короче весна, зима 8 месяцев, люди черствы душой, и все почти с клеймом (каторжники), ужасен тюремный дом, рудники глубоки, жить придётся в общей казарме, где нельзя остаться с мужем с глазу на глаз, пища скудная - хлеб и квас.

5 тысяч каторжников озлоблены судьбой и часто заводят драки, убийства и разбой; никто её не пощадит, не сжалится; климат тот её убьёт, и мужа она только измучит - легче ему быть одному, тем боле он виноват перед ней, что увлёкся призраком пустым.

Что она обязана подписать бумагу, что отрекается от своих прав; что её поведут под конвоем с партией каторжников.)

  1. Вопрос задаёт бывший учитель Ново-Выселской средней школы Демидова Лидия Михайловна.

- Была ли сломлена княгиня? Что она ответила губернатору?

(Никакие угрозы не смогли сломить княгиню. Даже губернатор был поражён её стойкостью.)

- Пусть смерть мне суждена -

Мне нечего жалеть!..

Я еду! еду! я должна

Близ мужа умереть.

- Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь его простила б я!..

Неделя целая прошла.

Нет сердца у людей!

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно…

Велите ж партию сбирать -

Иду! Мне всё равно!..

  1. Письмо с вопросом прислала преподавательница Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва Клара Лейзеровна Цыганкова.

- Что завещала княгиня Волконская своим внукам?

  1. Свои «Воспоминания» («Записки»), для них бережёт

  2. Портреты дорогих людей

  3. Альбом

  4. Цветы с могилы сестры - Муравьёвой Александры Григорьевны (умершей (погибшей) в Сибири, все жёны декабристов сроднились, стали как бы сёстрами)

  5. Коллекцию бабочек

  6. Флору Читы

  7. Виды-картины страны той суровой

  8. Железный браслет, сделанный для жены из цепей (деда - мужа Волконской)


  1. Против знатоков играет ученица 8 класса Маргаева Марина.

- Княгиня Трубецкая уезжала из дома без всяких препятствий со стороны домашних.

А как отнеслась к решению дочери ехать к мужу в Сибирь семья Раевских? Какую сцену она вам напоминает?

(1-ая часть вопроса - дружно и грозно восстала вся семья. Была из-под Киева вызвана мать, братья приехали. Отец «приказал» образумить сестру, убеждали, просили.

2-ая часть вопроса - напоминает сцену разговора Трубецкой с губернатором. Здесь так же приводили тысячу доводов: что обижает родных, что оставляет маленького сына (годовалого), что нужна для поездки неженская сила, что найдёт она там могилу, что обрекает себя на муку.)

  1. Вопрос задаёт Общева Нина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

- Фамилии каких известных поэтов упоминает в своих «Записках» Волконская?

(Жуковского, Веневитинова, Пушкина, Одоевского, Вяземского, Байрона да и сама Зинаида Александровна Волконская (родственница М.Н. Волконской по мужу Сергею Григорьевичу Волконскому) тоже была поэтессой)

  1. Со знатоками играет учитель начальных классов Губина Елена Алексеевна.

- Какими словами Волконская утешала Трубецкую?

(Спасёт нас дружба и молодость наша, нас жребий один неразрывно связал, об руку пойдём трудным путём; будут сильны друг другом, неся достойно свой крест; что пред ними дорога добра, дорога избранников бога, что они будут утешением для мужей, кротостью своей смягчат палачей, осилят терпением страданье; опорой будут для гибнущих, слабых, больных)


  1. Вопрос задаёт учитель химии Шаханова Светлана Васильевна.

- Где встретилась Волконская со своим мужем? Что сделала она прежде чем обнять его?

(Встретилась с мужем в руднике, который находился в 12 км. от Нерчинска - в Благодатске, к руднику её провели мальчишки. Прежде чем обнять мужа, она оковы к губам приложила. Этот жест означал одобрение деятельности мужа.)

Вопросы для блиц-игры

Кто из сосланных в Сибирь декабристов написал портреты своих товарищей по каторге и их жён?

(Н.А. Бестужев)

С кем из декабристов отправил своё стихотворение «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин?

(с Александрой Григорьевной Муравьевой)

Как первоначально хотел назвать свою поэму Некрасов?

(«Декабристки»)

  1. Вопрос задаёт преподаватель Зубово-Полянского педагогического колледжа Костина Татьяна Алексеевна.

- Почему, когда Волконская, опустившись на колени перед мужем, поцеловала его оковы на его ногах, повисла тишина, замерли все звуки: говор, грохот работ, звуки оков?

(Казалось, что каждый здесь с нами делил и горечь, и счастье встречи.

Святая, святая была тишина!

Какой-то высокой печали,

Какой-то торжественной думы полна.)


  1. Со знатоками играет учитель истории Захаров Игорь Вячеславович.

- Губернатор Иркутска, сам царь, молодой офицер, сопровождавший обоз с серебром, презрительно говорили о каторжниках.

А как всё-таки народ относился к ним, к жёнам декабристов, да и к самим декабристам?

(Добрые люди по-своему выражали уважение к Трубецкой и Волконской, называли их ангелами, за их мужей уроки исполняли, т.е. норму, колодник клеймённый картофелем печёным их угостил. Недаром Волконская пишет, что эти простые люди из народа не подлили горечи в чашу и что с таким народом они бодрее несли непосильное бремя)

  1. Вопрос прислан из Дзержинска Меленковой Ольгой Николаевной.

- Что служит доказательством тому, что декабристы, несмотря на невыносимые условия труда, жизни, не сломились, не очерствели душой?

(Вспомните, с какой радостью, сердечностью они встретили Волконскую в руднике, тотчас послали за её мужем, пролагали ей путь впереди, носилки предлагали)

Подвести итог и сделать заключение.

Жёны декабристов были единомышленниками своих мужей, горячо любили их. Верность долгу, уважение к подвигу декабристов, стремление поддержать их волю и мужество ставят этих удивительных женщин на необыкновенно нравственную высоту. Их имена - символ женской верности, самопожертвования.


© 2010-2022