Конспект урока русского языка в технологии деятельностного метода

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в технологии деятельностного методаКонспект урока русского языка в технологии деятельностного метода

Автор: учитель русского языка и литературы Осипова Л.Г.

Учебник «Русский язык» 5класс под ред. Т.А.Ладыженской..

Предмет: Русский язык

Класс -5 класс

Тема урока: Многозначные слова

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: научить различать однозначные и многозначные слова.

Задачи: -

обучающие:

уметь различать однозначные и многозначные слова:

развивающие:

формировать навыки анализа лексики, опознания однозначных и многозначных слов,

развивать навыки работы с толковым словарем;

-воспитательные:

прививать детям интерес к русскому языку.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер, толковые словари.

Этап урока

Содержание.

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, сегодня я начну урок с притчи.

Однажды учитель велел своим ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок.

Один ученик вернулся через день и рассказал: Ничего загадочного я не увидел. В нашем районе есть лес и горы, море и берег. Есть город и несколько деревень. Вся земля уже изучена.»

Второй вернулся через две недели и сказал:»Учитель, я не посмел задерживаться дольше, хотя вокруг меня было очень много загадок. Мне не хватило времени разгадать их.

Учитель внимательно слушал его и удивлялся, каким внимательным оказался его ученик.

(на доске написаны слова: небо, земля, роса, абажур)

-Я попрошу вас разделить эти слова на две группы: слова с одним лексическим значением и многозначные слова и записать их в тетрадь за 1 минуту.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.Выявление места и причины затруднения.

-Кто выполнил задание? Какие группы слов у вас получились?

(ученики зачитывают группы слов)

-Можете ли вы объяснить, почему вы так распределили слова?

(ученики высказывают свои предположения)

-Как вы думаете, среди ваших ответов есть правильные?

(ученики говорят, что ,наверно есть правильные и неправильные)

Что вы не смогли сделать, выполняя задание?

(правильно разделить на группы и объяснить, как мы делили их, сомневаемся, верно ли сделали задание)

Почему вы не смогли выполнить задание?

(Мы не знаем ,что такое многозначные и однозначные слова)

-Что у вас возникло на этом этапе урока?

(трудность)

-Какое задание вы должны были выполнить?

(разделить слова по группам)

Почему вы не смогли выполнить задание?

(Мы не знаем ,что такое многозначные и однозначные слова)

-Что у вас возникло на этом этапе урока?

(трудность)

-Вы поняли, в чем ваша трудность?

(мы не можем определить группы слов, потому что не знаем, какие слов являются многозначными и однозначными )

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, какую цель мы должны поставить перед собой?

(узнать, какие слова называются многозначными и однозначными)

-Как можно сформулировать тему нашего урока?

(Запись темы на доске и в тетради: Многозначные и однозначные слова)

-Что нам поможет в открытии нового знания?

(поможет то,что мы уже знаем о словах.

Слова можно узнать по-разному:

Алгоритм.

Слова имеют значение.

Слова, которые произносятся одинаково, могут иметь разные значения( например, банка, шашки, рысь),значение непонятного слова можно узнать разными путями.

Составим алгоритм узнавания значения слова.

1.прочитать слово.

2.уточнить его значение по толковому словарю.

3.посмотреть,сколько значений имеет слово.

4.сделать вывод: если слово имеет одно значение-оно однозначное, если у слова не одно значение, значит слово многозначное.

5.Реализация построенного проекта.

- Ребята, вернемся к началу нашего урока.

Какие слова вы должны были разделить на группы?

(небо, земля, абажур, роса)

- Пользуясь составленным планом, давайте попробуем открыть новое знание.

Напомните, какое новое знание вы должны открыть? (какие слова называются многозначными)

- - Действовать будете следующим образом:

два слова будем анализировать вместе, а оставшиеся два слова - в парах.

- Какой первый шаг надо сделать?

(прочитать слово)

- Что сделаете потом?

(уточнить его значение по толковому словарю.)

- В качестве помощников, вы можете использовать материалы из толкового словаря, которые я вам заготовила заранее.

- Сколько значений у слова роса? (одно), у слова земля ? (семь)

- Сделайте вывод.

Работа в парах

- Слова небо и абажур рассмотрите, работая в парах, по составленному плану.

- Назовите многозначное слово. Обоснуйте свой ответ. (многозначное слово небО, потому что имеет несколько значений)

- Вы открыли новое знание?

6. Первичное закрепление во внешней речи

-Ребята, что сейчас вы должны сделать?

(закрепить новое знания)

- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача - из всех слов притчи отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ.

Многозначные слова: район, горы, лес, город, цветы, небо.

- У кого ответы совпали?

7 . Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Возьмите на парте карточку со словами.

- В строке оставьте только многозначные слова.

(Слова: капелька, поле, загадка, окрестность )

- Проверьте правильность выполнения задания по эталону. (Эталон: капелька, поле, загадка)

8 этап Включение в систему знаний и повторение

- Где вам может помочь новое полученное знание?

(при выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных)

- Откройте учебник на с. . Прочитайте задание из упр. № 331.

- Какое значение имеет каждая пословица? Какое многозначное слово в этих пословицах есть?

- Вспомните правила письма по памяти. Напишите любую пословицу, пользуясь эти правилом.

(вариативность этого задания заключается в том, что ученики могут выбрать ту пословицу, которая для письма по памяти вызовет меньше затруднений)

- Проверьте правильность написания по учебнику.

Запишите домашнее задание:

Из коми народной сказки выпишите 2 многозначных и 2 однозначных слова. Запишите значения этих слов.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель ставили сегодня на уроке?

- Достигли этой цели? Докажите.

Допишите у себя в тетради предложения:

Я узнал ,что…

Мне было интересно, потому что…

Я не знал, что…

Мне было легко,

Мне было трудно…

- - Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться)

- Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?

- Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)



© 2010-2022