Программа Изучение творчества А. И. Солженицына на уроках русского языка и литературы в 7 - 11 классах

Настоящая программа изучения творчества А.И. Солженицына на уроках русского языка и литературы предназначена для учащихся 7 – 11 классов средней общеобразовательной школы, составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы» под редакцией Г.И. Беленького и Методических рекомендаций по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях («Вестник образования России». – 2008. - № 19). Художественная значимость произве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением иностранных языков»








ПРОГРАММА




изучения творчества А.И. Солженицына

на уроках русского языка и литературы

в 7 - 11 классах

(33 часа)









Составитель

Соколова Елена Альбертовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории











Северодвинск

2014-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Содержание проблемы и ее обоснование.

Настоящая программа изучения творчества А.И. Солженицына на уроках русского языка и литературы предназначена для учащихся 7 - 11 классов средней общеобразовательной школы, составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 - 11 классы» под редакцией Г.И. Беленького и Методических рекомендаций по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях («Вестник образования России». - 2008. - № 19).

Художественная значимость произведений А.И. Солженицына, понимание масштаба и смысла сказанного нам этим ярким мыслителем и художником диктует сегодня необходимость найти новые подходы к изучению творчества писателя в школе.

Необходимость создания данной программы продиктована тем, что изучение творчества А.И. Солженицына в Программе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 - 11 классы» под редакцией Г.И. Беленького сводится к знакомству («для чтения и бесед») с произведением «Матренин двор» в 9 классе и изучению («для чтения и изучения») произведений «Один день Ивана Денисовича» и «Случай на станции Кочетовка». Тогда как масштаб личности писателя и то значение, которое он «имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода, огромны.

Начиная с того момента, как в печати появились первые произведения А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», 1962 г.; «Случай на станции Кречетовка», «Матрёнин двор» и «Для пользы дела», 1963 г.; и др.), имя этого писателя стало во многом знамением времени. Его произведения открыли в русской литературе "лагерную тему". Сама биография Солженицына, история его высылки из Советского Союза, присуждения и вручения Нобелевской премии по литературе тоже может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. Вообще, многие события из жизни Солженицына становятся не просто фактами личной биографии, а знаком времени. Долгие годы его имя служило символом "антисоветской" литературы, за провоз его произведений на территорию Советского Союза людей арестовывали. Сегодня значение его творчества полностью пересмотрено.

Творчество Александра Исаевича 1974-1994 годов может быть названо важной частью такого явления, как литература русского зарубежья. Главное его произведение - «Архипелаг ГУЛАГ» - для очень многих людей стало источником знаний о страшном периоде нашей истории и поводом для того, чтобы переосмыслить очень многие значимые вещи. Большинство "сквозных" тем русской литературы второй половины ХХ века предполагают рассмотрение произведений А.И. Солженицына. Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нём не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени.

В изучении творчества А.И. Солженицына можно выделить несколько подходов, например: обращать внимание учащихся не только на тему тоталитарного государства, «лагерную тему», социальную проблематику, но и на нравственные основы характеров героев произведений, рассматривать и изучать произведения в контексте классической и современной литературы.

Данная программа предусматривает знакомство с творчеством

А.И. Солженицына не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка: изучение различных пластов лексики, особенностей синтаксиса простых и сложных предложений, подготовка к комплексному анализу текста, развитие речи: подготовка и написание изложений и сочинений, в том числе творческих работ в рамках ЕГЭ И ОГЭ по русскому языку.

Тексты А.И. Солженицына по праву можно отнести к категории прецедентных, то есть оказывающих весьма сильное влияние на формирование языковой личности, причем как индивидуальной, так и коллективной. Термин «прецедентный текст» был введен в науку о языке Ю.Н. Карауловым. Прецедентными он называл тексты: 1) «значимые для… личности в познавательном и эмоциональном отношениях»; 2) имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников»; 3) тексты, «обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности». Помочь учащимся в наиболее полном постижении текстов А.И. Солженицына - значит побудить их к целостному осмыслению идиостиля писателя - художественной картины мира, сформированной языковыми единицами различных уровней, неповторимостью воплощения в них лексических, грамматических форм, особенностей синтаксиса.


  1. Цели и задачи программы:

Цели:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына;

  • научить на основе непосредственных впечатлений от прочтения произведений делать их комплексный анализ, рассматривая проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;

  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;

  • развивать навыки исследования художественного текста;

  • на примере героев произведений воспитывать лучшие человеческие качества;

  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Задачи:

  • совершенствовать умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;

  • выявить взаимообусловленность элементов формы и содержания литературного произведения;

  • формировать умения сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений;

  • сформировать представление о личности писателя;

  • способствовать овладению выразительными свойствами языка и использованию их в речи;

  • учить в привычных, обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный смысл;

  • воспитывать читательскую позицию;


  1. Реализация программы:

В процессе реализации данной программы учащиеся знакомятся с произведениями А.И. Солженицына на уроках русского языка и литературы с 7 по 11 класс. В 7 классе предлагается больше внимания уделять произведениям «малой формы» - «крохоткам» - на уроках русского языка, уроках развития речи. В 8 - 11 классах разговор о творчестве писателя преобладает на уроках литературы.

Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына будут эвристические беседы, уроки-дискуссии, семинары, уроки-панорамы (интегрированные с уроками истории Отечества), семинары с элементами дискуссии, уроки-размышления.


  1. Содержание программы - произведения А.И. Солженицына:


  1. «Абрикосовое варенье» 2 часа (знакомство с рассказом и написание изложения по его фрагменту - описание помещения; сравнение использования антитезы как приема раскрытия идеи произведения в рассказе А.И. Солженицына и Л.Н. Толстого);

  2. «Матренин двор» 2 часа (раскрытие темы праведничества с помощью проведения сравнительно-сопоставительного анализа образов Матрены и Сони Мармеладовой);

  3. «Один день Ивана Денисовича» 4 часа (разговор об особенностях русского национального характера героев Л.Н. Толстого и

А.И. Солженицына; анализ образов второстепенных персонажей, две картины жизни: «);

  1. «Эго» 2 часа (анализ исторической ситуации - гражданская война, тамбовский мятеж, проблема выбора);

  2. «Правая кисть» 2 часа (сравнительно-сопоставительный анализ произведений для ответа на вопрос о смысле жизни и ее финале);

  3. «Случай на станции Кочетовка» 1 час (анализ произведения, продолжение темы «маленького человека» в русской классической литературе);

  4. «Архипелаг ГУЛАГ» 4 часа: 2 часа - глава 8 «Побеги с моралью и инженерией» (аналитическое чтение: цель, смысл, назначение побега у М.А. Шолохова и у А.И. Солженицына);

2 часа - глава 9 «Сынки с автоматами» (аналитическое чтение: человек в ситуации выбора);

  1. «Крохотки» 1958-1963 и 1996-1999 годов.

  1. «Шарик» 1 час (анализ произведения, рассуждения о смысле заголовка);

  2. «Утенок» 2 часа (изложение - описание героя; раскрытие проблем экологии и индустриализации современного мира);

  3. «Вязовое бревно» 1 час (сочинение-рассуждение над фрагментом из текста);

  4. «Дыхание» 1 час (анализ произведения, продолжая тему наслаждения жизнью и проникновенного отношения к миру вокруг человека);

  5. «Гроза в горах» 1 час (продолжение разговора о романтической направленности литературного произведения, анализ художественных средств, обсуждение причин появления такой миниатюры);

  6. «Утро» 1 час (подготовка и написание изложения - описания внутреннего состояния героя);

  7. «Позор» 1 час (композиционные особенности сочинения-рассуждения, публицистичность литературного произведения);

  8. «Озеро Сегден» 1 час (продолжение знакомства с жанром путевых заметок, особенности стиля и мастерства писателя);

  9. «На родине Есенина» 1 час (продолжение разговора о путевых заметка, вступление к разговору о творчестве С.А. Есенина);

  10. «Путешествуя вдоль Оки» 1 час (анализ произведения, подготовка к написанию сжатого изложения);

  11. «Колокол Углича» 1 час (подготовка к написанию сочинения-рассуждения - анализ фрагмента из текста произведения);

  12. «Колокольня» 1 час (композиционные особенности сочинения-рассуждения, публицистичность литературного произведения);

  13. «Прах поэта» 1 час («высокое и низкое» в миниатюре, публицистичность произведения, «вечность» поднятой темы);

  14. «Молитва» и «Молитва о России» 1 час (гражданственность произведения, соотнесенность проблем с собственной нравственной убежденностью);


  1. Учебно-тематическое планирование:

Класс

Предмет

Тема урока

Место в УТП данного предмета

7

Литература

1. «Почему «Шарик»? Размышления над заголовком произведения А.И. Солженицына.

После разговора о стихотворениях в прозе

И.С. Тургенева.

Русский язык

2. Подготовка к написанию изложения-описания по миниатюре А.И. Солженицына «Утенок».

В цикле уроков развития речи - изложение-описание героя.

3. Подготовка к сочинению на тему: «Как я понимаю слова «Хочет жить!» в миниатюре А.И. Солженицына «Вязовое бревно»?..

В цикле уроков развития речи - сочинение-рассуждение по предложенной миниатюре.

4. Подготовка к написанию изложения по фрагменту из рассказа

А.И. Солженицына «Абрикосовое варенье».

В цикле уроков развития речи: сочинение - описание помещения.

8

Литература

5. Антитеза как прием раскрытия идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и рассказа «Абрикосовое варенье» А.И. Солженицына.

(Вариант сравнительного анализа).

После чтения и изучения рассказа

Л.Н. Толстого «После бала».

6. А.И. Солженицын. Миниатюра «Дыхание».

«Сладкий дух» жизни и счастья...»

После знакомства с произведением

В.Г. Короленко «Огоньки».

7.Романтическое настроение миниатюры «Гроза в горах».

После чтения и изучения «Песни о Соколе»

А.М. Горького.

Русский язык

8.Подготовка к написанию изложения по миниатюре А.И. Солженицына

«Утро».

В цикле уроков развития речи - изложение-описание состояния героя..

9.Подготовка к написанию сочинения по миниатюре А.И. Солженицына

«Позор».

В цикле уроков развития речи - сочинение-рассуждение.

9

Литература

10.«Озеро в небо смотрит, небо - в озеро». Взгляд на картину мира в миниатюре А.И. Солженицына «Озеро Сегден». (Опыт прочтения путевых заметок писателя).

После знакомства с фрагментами произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

11.Талант - «небесный огонь» великого русского поэта. Размышления над строками миниатюры А.И. Солженицына «На родине Есенина».

Перед разговором о лирике

С.А. Есенина

12, 13.«Свобода - счастье или тяжкое испытание?..». Размышления над словом «побег». (М.А. Шолохов «Судьба человека» и А.И. Солженицын «Побеги с моралью и инженерией», гл 8 романа «Архипелаг ГУЛАГ»)

(2 часа)

После чтения и изучения рассказа

М.А. Шолохова «Судьба человека»

14. Учитель, солдат, писатель... Жизнь и судьба А.И. Солженицына.

По УТП уроков о Солженицыне.

Русский язык

15. Написание сжатого изложения по миниатюре А.И. Солженицына «Путешествуя вдоль Оки».

В цикле уроков подготовки к написанию 1-ой творческой части на ОГЭ.

16. Написание сочинения по миниатюре А.И. Солженицына «Колокол Углича» на тему «Как я понимаю выражение «колокол... укреплен тут в почёте»?

В цикле уроков подготовки к написанию 2-ой творческой части на ОГЭ.

10

Литература

17, 18. «Красотой спасется мир?» Тема праведничества в творчестве

Ф.М. Достоевского и

А.И. Солженицына. (Соня и Матрена в стремлении к душевной красоте и чистоте) (2 часа)

После изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

19, 20. «Живое и мертвое» в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого и рассказе «Правая кисть»

А.И. Солженицына.

(2 часа)

После знакомства с главами романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

21, 22. Из века в век: солдаты или пленники? (Размышления над особенностями русского национального характера Платона Каратаева и Ивана Шухова).

(2 часа)

После знакомства с главами романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Русский язык

23. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре

А.И. Солженицына «Утенок».

В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ .

24. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре

А.И. Солженицына «Колокольня».

В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ.

11

Литература

25, 26. «...Потерялся смысл жизни всей России...» (По рассказу

А.И. Солженицына «Эго») (2 часа)

После знакомства с главами романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова

27. «У нас брака не бывает...» (Неслучайный «Случай на станции Кочетовка»).

По УТП уроков литературы в 11 классе.

28, 29. «Мы наш, мы новый мир построим...» (Враги народа строят социализм в рассказах В. Шаламова и

А. Солженицына) (2 часа)

По УТП уроков литературы в 11 классе.

30, 31. «Мы... должны быть твердыми!» Размышления о присяге и совести. (По 9 главе «Сынки с автоматами» из романа

А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»). (2 часа)

После чтения и бесед о творчестве

В. Т. Шаламова.

Русский язык

32. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре

А.И. Солженицына «Прах поэта».

В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ.

33. «Молитва» и «Молитва о России». Публицистичность и гражданственность миниатюр

А.И. Солженицына.

В цикле уроков развития речи: комплексный анализ теста.


  1. Планируемые результаты:

К концу 11 класса учащиеся овладевают знаниями:


  • о жизни и творчестве А.И. Солженицына;

  • об общечеловеческом и конкретно-историческом значении произведений А.И. Солженицына;

  • о жанрах произведений А.И. Солженицына и основных способах выражения в них авторского сознания;

  • о произведениях А.И. Солженицына как художественном единстве;

К концу 11 класса учащиеся овладевают умениями:


  • характеризовать основные проблемы, жанровые и композиционные особенности произведений А.И. Солженицына;

  • определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

  • характеризовать, сопоставлять главных героев произведений, изученных текстуально;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками и словарями;

  • составлять планы и тезисы своих выступлений на литературные темы;

  • писать сочинения и изложения различных жанров, отзывы и рецензии.





  1. Список литературы:



  1. Барабанова М.В. Идея страдания в творчестве Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына// Литература в школе.- 2012.-№ 1.-С.11 - 13.

  2. Варлам Шаламов. Письма к А. И. Солженицыну //Собрание сочинений. - М.: Худ. лит., Вагриус, 1998. - Т. 4.

  3. Жуков Ю. Уроки ГУЛАГа в школьном расписании // Литературная газета. - № 50 (6304), 8 декабря 2010.

  4. Лидия Колобаева . «Крохотки». //Литературное обозрение. 1999. № 1. С. 39-44).

  5. Костиков Вячеслав. Без Солженицына. Он завещал нам жить не по лжи. Аргументы и Факты (6 августа 2008).

  6. Левицкая Г.Н., Кононова О.Н. - Александр Солженицын: жизнь и творчество. Семинар-конференция.Х1 класс//Литература в школе.-2008. -№ 2. - С.27.

  7. Лёвушкина О.Н. - Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» //Литература в школе. - № 8. -С.13.

  8. Локтионова Мария - «Не стоит село без праведника», Размышления о рассказе А. Солженицына «Матренин двор»//Литература в школе. - 2010. -№ 8. - С.17.

  9. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына (1918 - 2008) в курсе литературы //Вестник образования России. - 2008. - № 19. - С.31-36.

  10. Прохорова Т.Г. Солженицын «Матренин двор» (Х1 класс) //Русская словесность - 2011. - № 2. - С. 38.

  11. Решетовская Н. В споре со временем : Воспоминания. - М.: Агентство печати Новости, 1975.

  12. Сараскина Л. И. Александр Солженицын. - М.: Мол. гвардия, 2008.

  13. Сараскина Л. Биография Солженицына.

  14. Сбережение народа - высшая изо всех наших государственных задач. Интервью А. Солженицына газете «Московские новости» (28 апреля 2006 года).

  15. Фурсенко А.М. Человек и время в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 11 класс //Литература в школе. - 2012. - № 1. - С.14-15.

  16. Чалмаев В.А. Александр Солженицын в жизни и творчестве. «Окаменелая наша слеза» («Архипелаг ГУЛАГ» - чаша страданий, трагическая страница истории»)//Литература в школе.-2012. - №1.- С. 5-11.

© 2010-2022