- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа Изучение творчества А. И. Солженицына на уроках русского языка и литературы в 7 - 11 классах
Программа Изучение творчества А. И. Солженицына на уроках русского языка и литературы в 7 - 11 классах
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколова Е.А. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением иностранных языков»
ПРОГРАММА
изучения творчества А.И. Солженицына
на уроках русского языка и литературы
в 7 - 11 классах
(33 часа)
Составитель
Соколова Елена Альбертовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Содержание проблемы и ее обоснование.
Настоящая программа изучения творчества А.И. Солженицына на уроках русского языка и литературы предназначена для учащихся 7 - 11 классов средней общеобразовательной школы, составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 - 11 классы» под редакцией Г.И. Беленького и Методических рекомендаций по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях («Вестник образования России». - 2008. - № 19).
Художественная значимость произведений А.И. Солженицына, понимание масштаба и смысла сказанного нам этим ярким мыслителем и художником диктует сегодня необходимость найти новые подходы к изучению творчества писателя в школе.
Необходимость создания данной программы продиктована тем, что изучение творчества А.И. Солженицына в Программе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 - 11 классы» под редакцией Г.И. Беленького сводится к знакомству («для чтения и бесед») с произведением «Матренин двор» в 9 классе и изучению («для чтения и изучения») произведений «Один день Ивана Денисовича» и «Случай на станции Кочетовка». Тогда как масштаб личности писателя и то значение, которое он «имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода, огромны.
Начиная с того момента, как в печати появились первые произведения А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», 1962 г.; «Случай на станции Кречетовка», «Матрёнин двор» и «Для пользы дела», 1963 г.; и др.), имя этого писателя стало во многом знамением времени. Его произведения открыли в русской литературе "лагерную тему". Сама биография Солженицына, история его высылки из Советского Союза, присуждения и вручения Нобелевской премии по литературе тоже может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. Вообще, многие события из жизни Солженицына становятся не просто фактами личной биографии, а знаком времени. Долгие годы его имя служило символом "антисоветской" литературы, за провоз его произведений на территорию Советского Союза людей арестовывали. Сегодня значение его творчества полностью пересмотрено.
Творчество Александра Исаевича 1974-1994 годов может быть названо важной частью такого явления, как литература русского зарубежья. Главное его произведение - «Архипелаг ГУЛАГ» - для очень многих людей стало источником знаний о страшном периоде нашей истории и поводом для того, чтобы переосмыслить очень многие значимые вещи. Большинство "сквозных" тем русской литературы второй половины ХХ века предполагают рассмотрение произведений А.И. Солженицына. Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нём не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени.
В изучении творчества А.И. Солженицына можно выделить несколько подходов, например: обращать внимание учащихся не только на тему тоталитарного государства, «лагерную тему», социальную проблематику, но и на нравственные основы характеров героев произведений, рассматривать и изучать произведения в контексте классической и современной литературы.
Данная программа предусматривает знакомство с творчеством
А.И. Солженицына не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка: изучение различных пластов лексики, особенностей синтаксиса простых и сложных предложений, подготовка к комплексному анализу текста, развитие речи: подготовка и написание изложений и сочинений, в том числе творческих работ в рамках ЕГЭ И ОГЭ по русскому языку.
Тексты А.И. Солженицына по праву можно отнести к категории прецедентных, то есть оказывающих весьма сильное влияние на формирование языковой личности, причем как индивидуальной, так и коллективной. Термин «прецедентный текст» был введен в науку о языке Ю.Н. Карауловым. Прецедентными он называл тексты: 1) «значимые для… личности в познавательном и эмоциональном отношениях»; 2) имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников»; 3) тексты, «обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности». Помочь учащимся в наиболее полном постижении текстов А.И. Солженицына - значит побудить их к целостному осмыслению идиостиля писателя - художественной картины мира, сформированной языковыми единицами различных уровней, неповторимостью воплощения в них лексических, грамматических форм, особенностей синтаксиса.
-
Цели и задачи программы:
Цели:
-
углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына;
-
научить на основе непосредственных впечатлений от прочтения произведений делать их комплексный анализ, рассматривая проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;
-
совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;
-
работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
-
развивать навыки исследования художественного текста;
-
на примере героев произведений воспитывать лучшие человеческие качества;
-
воспитывать внимательное отношение к слову.
Задачи:
-
совершенствовать умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
-
выявить взаимообусловленность элементов формы и содержания литературного произведения;
-
формировать умения сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений;
-
сформировать представление о личности писателя;
-
способствовать овладению выразительными свойствами языка и использованию их в речи;
-
учить в привычных, обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный смысл;
-
воспитывать читательскую позицию;
-
Реализация программы:
В процессе реализации данной программы учащиеся знакомятся с произведениями А.И. Солженицына на уроках русского языка и литературы с 7 по 11 класс. В 7 классе предлагается больше внимания уделять произведениям «малой формы» - «крохоткам» - на уроках русского языка, уроках развития речи. В 8 - 11 классах разговор о творчестве писателя преобладает на уроках литературы.
Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына будут эвристические беседы, уроки-дискуссии, семинары, уроки-панорамы (интегрированные с уроками истории Отечества), семинары с элементами дискуссии, уроки-размышления.
-
Содержание программы - произведения А.И. Солженицына:
-
«Абрикосовое варенье» 2 часа (знакомство с рассказом и написание изложения по его фрагменту - описание помещения; сравнение использования антитезы как приема раскрытия идеи произведения в рассказе А.И. Солженицына и Л.Н. Толстого);
-
«Матренин двор» 2 часа (раскрытие темы праведничества с помощью проведения сравнительно-сопоставительного анализа образов Матрены и Сони Мармеладовой);
-
«Один день Ивана Денисовича» 4 часа (разговор об особенностях русского национального характера героев Л.Н. Толстого и
А.И. Солженицына; анализ образов второстепенных персонажей, две картины жизни: «);
-
«Эго» 2 часа (анализ исторической ситуации - гражданская война, тамбовский мятеж, проблема выбора);
-
«Правая кисть» 2 часа (сравнительно-сопоставительный анализ произведений для ответа на вопрос о смысле жизни и ее финале);
-
«Случай на станции Кочетовка» 1 час (анализ произведения, продолжение темы «маленького человека» в русской классической литературе);
-
«Архипелаг ГУЛАГ» 4 часа: 2 часа - глава 8 «Побеги с моралью и инженерией» (аналитическое чтение: цель, смысл, назначение побега у М.А. Шолохова и у А.И. Солженицына);
2 часа - глава 9 «Сынки с автоматами» (аналитическое чтение: человек в ситуации выбора);
-
«Крохотки» 1958-1963 и 1996-1999 годов.
-
«Шарик» 1 час (анализ произведения, рассуждения о смысле заголовка);
-
«Утенок» 2 часа (изложение - описание героя; раскрытие проблем экологии и индустриализации современного мира);
-
«Вязовое бревно» 1 час (сочинение-рассуждение над фрагментом из текста);
-
«Дыхание» 1 час (анализ произведения, продолжая тему наслаждения жизнью и проникновенного отношения к миру вокруг человека);
-
«Гроза в горах» 1 час (продолжение разговора о романтической направленности литературного произведения, анализ художественных средств, обсуждение причин появления такой миниатюры);
-
«Утро» 1 час (подготовка и написание изложения - описания внутреннего состояния героя);
-
«Позор» 1 час (композиционные особенности сочинения-рассуждения, публицистичность литературного произведения);
-
«Озеро Сегден» 1 час (продолжение знакомства с жанром путевых заметок, особенности стиля и мастерства писателя);
-
«На родине Есенина» 1 час (продолжение разговора о путевых заметка, вступление к разговору о творчестве С.А. Есенина);
-
«Путешествуя вдоль Оки» 1 час (анализ произведения, подготовка к написанию сжатого изложения);
-
«Колокол Углича» 1 час (подготовка к написанию сочинения-рассуждения - анализ фрагмента из текста произведения);
-
«Колокольня» 1 час (композиционные особенности сочинения-рассуждения, публицистичность литературного произведения);
-
«Прах поэта» 1 час («высокое и низкое» в миниатюре, публицистичность произведения, «вечность» поднятой темы);
-
«Молитва» и «Молитва о России» 1 час (гражданственность произведения, соотнесенность проблем с собственной нравственной убежденностью);
-
Учебно-тематическое планирование:
Класс
Предмет
Тема урока
Место в УТП данного предмета
7
Литература
1. «Почему «Шарик»? Размышления над заголовком произведения А.И. Солженицына.
После разговора о стихотворениях в прозе
И.С. Тургенева.
Русский язык
2. Подготовка к написанию изложения-описания по миниатюре А.И. Солженицына «Утенок».
В цикле уроков развития речи - изложение-описание героя.
3. Подготовка к сочинению на тему: «Как я понимаю слова «Хочет жить!» в миниатюре А.И. Солженицына «Вязовое бревно»?..
В цикле уроков развития речи - сочинение-рассуждение по предложенной миниатюре.
4. Подготовка к написанию изложения по фрагменту из рассказа
А.И. Солженицына «Абрикосовое варенье».
В цикле уроков развития речи: сочинение - описание помещения.
8
Литература
5. Антитеза как прием раскрытия идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и рассказа «Абрикосовое варенье» А.И. Солженицына.
(Вариант сравнительного анализа).
После чтения и изучения рассказа
Л.Н. Толстого «После бала».
6. А.И. Солженицын. Миниатюра «Дыхание».
«Сладкий дух» жизни и счастья...»
После знакомства с произведением
В.Г. Короленко «Огоньки».
7.Романтическое настроение миниатюры «Гроза в горах».
После чтения и изучения «Песни о Соколе»
А.М. Горького.
Русский язык
8.Подготовка к написанию изложения по миниатюре А.И. Солженицына
«Утро».
В цикле уроков развития речи - изложение-описание состояния героя..
9.Подготовка к написанию сочинения по миниатюре А.И. Солженицына
«Позор».
В цикле уроков развития речи - сочинение-рассуждение.
9
Литература
10.«Озеро в небо смотрит, небо - в озеро». Взгляд на картину мира в миниатюре А.И. Солженицына «Озеро Сегден». (Опыт прочтения путевых заметок писателя).
После знакомства с фрагментами произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
11.Талант - «небесный огонь» великого русского поэта. Размышления над строками миниатюры А.И. Солженицына «На родине Есенина».
Перед разговором о лирике
С.А. Есенина
12, 13.«Свобода - счастье или тяжкое испытание?..». Размышления над словом «побег». (М.А. Шолохов «Судьба человека» и А.И. Солженицын «Побеги с моралью и инженерией», гл 8 романа «Архипелаг ГУЛАГ»)
(2 часа)
После чтения и изучения рассказа
М.А. Шолохова «Судьба человека»
14. Учитель, солдат, писатель... Жизнь и судьба А.И. Солженицына.
По УТП уроков о Солженицыне.
Русский язык
15. Написание сжатого изложения по миниатюре А.И. Солженицына «Путешествуя вдоль Оки».
В цикле уроков подготовки к написанию 1-ой творческой части на ОГЭ.
16. Написание сочинения по миниатюре А.И. Солженицына «Колокол Углича» на тему «Как я понимаю выражение «колокол... укреплен тут в почёте»?
В цикле уроков подготовки к написанию 2-ой творческой части на ОГЭ.
10
Литература
17, 18. «Красотой спасется мир?» Тема праведничества в творчестве
Ф.М. Достоевского и
А.И. Солженицына. (Соня и Матрена в стремлении к душевной красоте и чистоте) (2 часа)
После изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
19, 20. «Живое и мертвое» в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого и рассказе «Правая кисть»
А.И. Солженицына.
(2 часа)
После знакомства с главами романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
21, 22. Из века в век: солдаты или пленники? (Размышления над особенностями русского национального характера Платона Каратаева и Ивана Шухова).
(2 часа)
После знакомства с главами романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Русский язык
23. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре
А.И. Солженицына «Утенок».
В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ .
24. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре
А.И. Солженицына «Колокольня».
В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ.
11
Литература
25, 26. «...Потерялся смысл жизни всей России...» (По рассказу
А.И. Солженицына «Эго») (2 часа)
После знакомства с главами романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова
27. «У нас брака не бывает...» (Неслучайный «Случай на станции Кочетовка»).
По УТП уроков литературы в 11 классе.
28, 29. «Мы наш, мы новый мир построим...» (Враги народа строят социализм в рассказах В. Шаламова и
А. Солженицына) (2 часа)
По УТП уроков литературы в 11 классе.
30, 31. «Мы... должны быть твердыми!» Размышления о присяге и совести. (По 9 главе «Сынки с автоматами» из романа
А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»). (2 часа)
После чтения и бесед о творчестве
В. Т. Шаламова.
Русский язык
32. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре
А.И. Солженицына «Прах поэта».
В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ.
33. «Молитва» и «Молитва о России». Публицистичность и гражданственность миниатюр
А.И. Солженицына.
В цикле уроков развития речи: комплексный анализ теста.
-
Планируемые результаты:
К концу 11 класса учащиеся овладевают знаниями:
-
о жизни и творчестве А.И. Солженицына;
-
об общечеловеческом и конкретно-историческом значении произведений А.И. Солженицына;
-
о жанрах произведений А.И. Солженицына и основных способах выражения в них авторского сознания;
-
о произведениях А.И. Солженицына как художественном единстве;
К концу 11 класса учащиеся овладевают умениями:
-
характеризовать основные проблемы, жанровые и композиционные особенности произведений А.И. Солженицына;
-
определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
-
характеризовать, сопоставлять главных героев произведений, изученных текстуально;
-
пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками и словарями;
-
составлять планы и тезисы своих выступлений на литературные темы;
-
писать сочинения и изложения различных жанров, отзывы и рецензии.
-
Список литературы:
-
Барабанова М.В. Идея страдания в творчестве Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына// Литература в школе.- 2012.-№ 1.-С.11 - 13.
-
Варлам Шаламов. Письма к А. И. Солженицыну //Собрание сочинений. - М.: Худ. лит., Вагриус, 1998. - Т. 4.
-
Жуков Ю. Уроки ГУЛАГа в школьном расписании // Литературная газета. - № 50 (6304), 8 декабря 2010.
-
Лидия Колобаева . «Крохотки». //Литературное обозрение. 1999. № 1. С. 39-44).
-
Костиков Вячеслав. Без Солженицына. Он завещал нам жить не по лжи. Аргументы и Факты (6 августа 2008).
-
Левицкая Г.Н., Кононова О.Н. - Александр Солженицын: жизнь и творчество. Семинар-конференция.Х1 класс//Литература в школе.-2008. -№ 2. - С.27.
-
Лёвушкина О.Н. - Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» //Литература в школе. - № 8. -С.13.
-
Локтионова Мария - «Не стоит село без праведника», Размышления о рассказе А. Солженицына «Матренин двор»//Литература в школе. - 2010. -№ 8. - С.17.
-
Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына (1918 - 2008) в курсе литературы //Вестник образования России. - 2008. - № 19. - С.31-36.
-
Прохорова Т.Г. Солженицын «Матренин двор» (Х1 класс) //Русская словесность - 2011. - № 2. - С. 38.
-
Решетовская Н. В споре со временем : Воспоминания. - М.: Агентство печати Новости, 1975.
-
Сараскина Л. И. Александр Солженицын. - М.: Мол. гвардия, 2008.
-
Сараскина Л. Биография Солженицына.
-
Сбережение народа - высшая изо всех наших государственных задач. Интервью А. Солженицына газете «Московские новости» (28 апреля 2006 года).
-
Фурсенко А.М. Человек и время в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 11 класс //Литература в школе. - 2012. - № 1. - С.14-15.
-
Чалмаев В.А. Александр Солженицын в жизни и творчестве. «Окаменелая наша слеза» («Архипелаг ГУЛАГ» - чаша страданий, трагическая страница истории»)//Литература в школе.-2012. - №1.- С. 5-11.