Урок-обобщение по теме «Наречие»

Цель  урока: повторение и обобщение материала по теме «Наречие» Задачи: Обучающие: -         повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме «Наречие»; -         совершенствовать умение работать с текстом, находить в тексте наречия; -         содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы. Развивающие: -         способствовать развитию учебно-познавательной,  информационной, языковой  и коммуникативной компетенции. -         развивать творческие способности учащихся; -         расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий. Воспитательные: -         воспитывать интерес к изучению предмета; -         способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа; -         продолжить формирование опыта работы в группе.   Тип урока: обобщающий урок Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая. Техническое оборудование – компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация в программе Power Point.   Структура урока: 1этап . Организационный момент.( цель- положительный настрой на урок и формирования познавательного интереса к изученному материалу)           2.Целеполагание (цель- самостоятельное определение учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу).                       3. Практическая работа в парах.( Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Использование  икт и элемент игровой технологии - ребус)        4. Домашнее задание.                    5. Подведение итогов работы.                    6. Рефлексия.   Это заключительный  урок в цикле уроков  по теме «Наречие». На нем систематизировались и углублялись знания учащихся, полученные при изучении данной части речи. Урок работал на последующее успешное выполнение работ, связанных с использованием наречия в  речи, построением текста с наречием. На уроке использовался  частично-поисковый метод обучения: знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный  характер познавательной деятельности (анализ текста). Учебная работа на уроке была разнообразна.  В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуален фронтальный опрос для повторения и закрепления (тексты  представлены на экране). Далее повторение  велось  по блокам. При этом  велась работа с дидактическим материалом, работа в паре, опрос . Чередовались различные виды деятельности учащихся. В частности, выборочно- распределительная работа «Смотри в оба!» со сменой динамических поз, интеллектуальная разминка, фонетическая  разминка с различным интонационным прочтением алфавита .Она позволила детям снять эмоциональное напряжение. На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: ü Текстоориентированный: работа с текстом художественного стиля. ü Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.  В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как ü Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),   ü умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,   ü личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка) .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- обобщение по теме «Наречие»Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Переяславка района имени Лазо Хабаровского края



Подготовила и провела:

Чепала А.Ф.,

учитель русского языка и литературы.

Класс : 6

























Переяславка

2013

УРОК ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ».

1. Этап .Оргмомент.

Учитель приветствует класс. Представляется.

Объявляет, что работа сегодня будет вестись в парах. успех команды зависит, конечно же, от каждого ее члена.

Ребята в группах здороваются друг с другом.

Учитель: пожмите друг другу руки, вам предстоит работать вместе, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - доброе начало.

- Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака "Друзья - товарищи".( 2 чел-ка , хорошо читающих, выходят и озвучивают данное стихотворение)

Какая часть речи встречается в этом стихотворении?

1.День стоял весёлый

Раннею весной,

2.Шли мы после школы -

Я да ты со мной.

1. Куртки нараспашку,

Шапки набекрень -

2. Шли куда попало

В первый тёплый день.

1. Шли куда попало -

Просто наугад,

2. Прямо и направо,

А потом назад.

1. А потом обратно,

А потом кругом,

2. А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

1. Весело бродили

Я да ты со мной,

2. Весело вернулись

К вечеру домой.

1. Весело расстались -

Что нам унывать?

2. Весело друг с другом

Встретимся опять

- Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Какие вопросы обсуждать?

Цель: позитивно настроить учащихся на предстоящую деятельность

Участники: все учащиеся

СЛАЙД С ТЕМОЙ УРОКА

2.Этап «Как ты думаешь?»

Цель: формирование умения рассуждать, выражать свою точку зрения; выявление мнения учащихся.

Необходимые материалы: высказывания о русском языке на слайде презентации.

Проведение: учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Какая общая мысль заключена в этих высказываниях и какой вывод из нее можно сделать?»

1.Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена (Вольтер)

2. Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, вражде и ненависти… (Л. Н. Толстой)

3. Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. А. Шолохов)

Учитель. Выскажите своё мнение о роли слова и речи в жизни человека, почему необходимо хорошо знать свой язык и уметь владеть им?

( Высказывания детей)

Учитель Сегодняшний урок - это еще одна ступенька в овладении языком, грамотной речью, умением выражать свои мысли и мнение. Мы поговорим о наречии как слове, о его роли в нашей речи.

СЛАЙД С ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ УРОКА

3.Этап. «Дерево успеха».

Учитель. Оценивать свои действия и знания мы будем с помощью дерева успеха. А собрать его мы должны с помощью знаний о наречии.

Цель: выявить ожидания, оценить свои действия и знания.

СЛАЙД С ДЕРЕВОМ УРОКА

Необходимые материалы: муляж дерева ,ветви которого подписаны названиями заданий, Проведение: по завершении выполнения заданий в группе наклеивается соответствующая ветвь на доску.

Учитель.Что самое большое у дерева? Самое мощное? ( ствол)

( Прикрепляется ствол на доску)

- Как человек не может без рук, так дерево не может без ветвей. А ветви мы будем с вами присоединять после определённого блока повторения.

4 Этап. «Интеллектуальная разминка»

Цель: актуализация теоретических знаний по теме урока.

1. Это слово является наречием:

Придорожная (1) ромашка(2) в комьях (3) бросовой (4) земли(5) , с добрым (6) сердцем (7) нараспашку(8) ты(9) всегда(10) стоишь(11) в пыли(12).

2. Это слово является наречием:

Тот(1), кто(2) с гусятами(3) близко(4) знаком (5), знает(6): гусята(7) гуляют (8) гуськом (9); тот (10) же, кто (11) близко(12) знаком(13) с гусаком(14), к ним (15) не рискнет (16) подойти (17) босиком (18).

( Прикрепляется 1 веточка с надписью «Наречие как часть речи» к стволу)

5.Этап. «Смысловые группы наречий»

- А каким образом вы определили, что эти слова наречия?

( Отвечают на вопросы наречий, обозначают признак действия, зависят от глагола)

СЛАЙД ВОПРОСЫ НАРЕЧИЯ

( Прикрепляется 2 веточка с надписью «Вопросы наречия» к стволу)

( умение видеть наречие)

Учитель. В зависимости от вопроса на какие смысловые группы делятся наречия?

(Времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени)

6.Этап .Допишите словосочетания, ответив на вопрос:

Бежать (когда?) …рано, поздно, утром, вечером, весной

Бежать (где?) …там, здесь, далеко

Бежать (куда?) …вверх, вниз, влево, вправо, вперед

Бежать (откуда?) …оттуда, издали

Бежать (как?) …весело, величаво, быстро, медленно, еле-еле, вдвоем

Бежать (зачем? - цель ) …назло , нарочно, специально

Бежать (почему ? - причина) … сгоряча, поневоле.

( Прикрепляется 3 веточка с надписью «Смысловые группы наречий» к стволу)

7. Этап. Составьте слово. ( ОБРАТИМ внимание на то, что в прилагательном ОМУ -окончание, а в наречии это что будет?)

1. По-хорошему 1. Он относился ко мне по-доброму.

2. Каждому было дано по доброму совету.

2. По-старому 1. Все вновь пошло по-старому.

2. Мы отправились к селу по старому пути.

ВЫВОД : правописание наречий и омонимичных форм зависит от контекста

( Прикрепляется 4 веточка с надписью «Словообразование наречий» к стволу)

Учитель. А каким членом предложения будут омонимичные формы?

( Прикрепляется 5 веточка с надписью «Синтаксическая роль наречий» к стволу)

Фонетическая разминка.

Цель: снять эмоциональное напряжение, усталость глаз, настроиться на дальнейшую работу

Проведение: демонстрируется сайд с изображением алфавита, в котором рядом с буквами стоят знаки препинания. Нужно прочесть весь алфавит в соответствии со знаками.(А! Б?В. и т.д.)

8.Этап. «Смотри в оба!»

Выборочно-распределительная работа со сменой динамических поз.

Цель: снять физическую усталость, напряжение глаз.

Проведение: учитель предлагает учащимся встать и рассмотреть слова, расположенные на стенах по периметру класса. Посовещавшись, они должны выбрать только наречия.

СЛОВА Чувствуеш…, шалаш…, вскач…, настеж…., обижаеш….ся, замуж…, наотмаш…, шипуч…., невтерпеж…., врач… , доч…, нож.., рож…, сидиш..

(ПРОВЕРИМ СЕБЯ - слайд )

- НАРЕЧИЯ ВЫБРАЛИ. А В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ их правописания?

( Прикрепляется 6 веточка с надписью «Ь в наречиях» к стволу)

9.Этап. НЕ с наречием

На слайде даны наречия в два столбика: слитно и раздельно с НЕ.

Учитель. По какому принципу разделены наречия? ( слитно- раздельно)

- Когда пишем с не слитно?

- Когда пишем раздельно?

- А во всех ли предложенных вам наречиях слова написаны верно? Не закралась ли к нам ошибка? ( Не брежно)

- А как нужно написать? Почему?

- А какие еще части речи подчиняются этим правилам? ( СУЩ, ПРИЛ)

Необдуманно

Неуверенно

Немного

Неаккуратно

Ненастно

Невзрачно

Вовсе не далеко

Не точно, а приблизительно

Совсем не обдуманно поступить

Не глубоко, а мелко

Не брежно

Не по-товарищески

Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями:

- если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…): нисколько не жалко;

-если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил не медленнее (ср.ст.);

-если наречие пишется через дефис: поступил не по-товарищески;

-если наречие не оканчивается на -О, -Е: вникал не сразу (не на -О, -Е);

( Прикрепляется 7 веточка с надписью «Не с наречием» к стволу)

10. Этап. РАБОТА с текстом.

Текст для анализа. Текст распечатан на листах раздаточного материала.

Находчивая собака.

Я хочу вам рассказать интересный случай. Он произошёл с моим другом недавно. Живём мы во Франции и занимаемся овцеводством.

Однажды овечье стадо паслось далеко в горах, когда мой друг- пастух неожиданно потерял сознание. Это было страшно. Один, никого рядом…Но собака , сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она встревоженно обнюхала хозяина, затем , поняв, что с ним что-то случилось, стала действовать. Она загнала овец в стойло. Потом вернулась на пастбище и оттуда потащила своего хозяина - моего друга вниз к селению, что находилось слева от бурной реки.

Вскоре мы, жители горной деревушки, увидели, что собака волочёт к дому потерявшего сознание человека. Мы тотчас же послали за доктором.

Вот так спас моего друга обычный пёс.

Учитель. В этом тексте выделены все наречия. А 2 из них подчеркнуты. Как вы думаете, почему? ( подчиняются одному правилу) ( С+А) (В+О)

( Прикрепляется 8 веточка с надписью «Суффиксы О-А в наречиях» к стволу)

Учитель. Полное ли у нас получилось дерево? Чего не хватает? ( корня)

( Прикрепляется корень с надписью «Роль наречий в речи» к стволу)

Учитель. Данный текст нам поможет определить , для чего нам нужно наречие, можно ли обойтись без него в нашей речи? Попробуйте прочитать текст без наречий.

(Текст станет бессмысленным. Они помогают разнообразить речь, сделать её более красочной. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним.)

Учитель. А наречия встревоженно , страшно что обозначают ? ( чувства)

- Так зачем нам нужны наречия в речи?

(1. Для выражения своих чувств , эмоций

2. Людям разных профессий

3. Для определения расстояния, меры, веса.

4. Они помогают разнообразить речь, сделать её более красочной.)

РЕФЛЕКСИЯ.

-Перед вами яблоневые цветочки и листочки. Посовещавшись в группе, вы сейчас выйдете и прикрепите цветочки на веточки- блоки повторённых тем , если всё усвоили по теме, а если что-то непонятно- наклеиваем листочки.

( Дерево получилось цветущее, даже корень цвёл, и ни одного листочка)

11. Этап. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Наречие».

12. Итог. Выставление оценок.









Число_____________________________________

ГРУППА №______ ________________________________

____________________________________

1.Интеллектуальная разминка

1.__________________________

2.__________________________



  1. Смысловые группы наречий.

Бежать ( когда?)_______________________________________________________

Бежать (где?) _________________________________________________________

Бежать ( куда?)________________________________________________________

Бежать (откуда?) ______________________________________________________

Бежать ( как?)_________________________________________________________

Бежать (зачем?) _______________________________________________________

Бежать (почему?) ______________________________________________________



  1. Словообразование наречий.

1.Наречие _______________ 1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

  1. Смотри в оба!

________________________________________________________________________________



  1. Слитно- раздельно?

__________________________________________________________________________

© 2010-2022