Урок по теме «Сложные предложения с разными видами связи» (9 класс)

Пояснительная записка.   Урок по теме «Сложные предложения с разными видами связи» является одним из заключительных уроков в разделе «Сложные предложения» в 9 классе.На этом уроке  учащиеся не только закрепляют знания по данной теме, но и повторяют орфограммы на правописание Н и НН в разных частях речи, правописание НЕ с разными частями речи и правописание приставок ПРЕ- ПРИ-.  Ребята работают в группах.  Перед каждой группой ставится проблемная ситуация. Зная данный материал, учащиеся легко вып...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока русского языка в 9 классе

по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Учитель: Солнышкина Н.Г.

Цели урока:

1. Закрепить знания, полученные по данной теме; повторить правописание Н и НН в разных частях речи, правописание НЕ с разными частями речи, правописание приставок ПРЕ-ПРИ.

2. Отработать умения правильно расставлять знаки препинания в СП с разными видами связи, развивать логическое мышление и языковое чутьё

3. Развивать дух толерантности, воспитывать умение слушать и слышать чужое мнение.

I. Определение темы и целей.

- Какой раздел науки о языке изучаем в 9 классе (синтаксис и пунктуация)

- Какие 3 большие темы мы уже изучили (ССП, СПП, СБП)

- Всегда ли мы встречаем предложения, относящиеся к конкретному виду (Нет)

- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений. (Сложные предложения с разными видами связи)

- Такова тема нашего урока.

Запись. Число, классная работа, тема.

Мысль в подарок:

Собираться вместе - это начало

Оставаться вместе - это прогресс

Работать вместе - это успех

Г. Форд.

- Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический)

Как вам кажется, почему их не так много в текстах разговорного стиля? (Они громоздки, сложны. В разговоре преобладает диалог, неполные предложения)

Итак, зная все виды сложных предложений, чем мы будем заниматься на уроке, какие задачи решать.

Цель: отрабатывать умение на слух определять структуру предложения; составлять схемы предложений и предложения по схемам.

II. Орфографическая разминка.

Задания получают группы.

Н-НН

НЕ…

ПРЕ-, ПРИ-

глиняный

неглубокий

превышение скорости

серебряный

не доверяя

припорошить снегом

деревянный

невежество

пришелец

лиственница

нечего

приозерный

берестяной

невысказанные мысли

приклонить ветку

кожаный

не с кого

преломление лучей

III. Графический диктант.

Урок по теме«Сложные предложения с разными видами связи» (9 класс).

IV. Практикум. Проблемная ситуация по группам.

Группа 1 - задание: найти ошибки в схеме данного предложения.

Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. [ ] [ ( ), ].

Группа 2 - задание: восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении С. Есенина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста.

Мы, уходим, понемногу, теперь.

В страну, ту, тишь, благодать, и, где

Мне, и, скоро, в дорогу, может быть

Пожитки, собирать, бренные.

Группа 3 - задание: редактирование предложений. Из данных предложений составьте сложные предложения с разными видами связи.

  1. Отдохнув и утолив жажду, путешественники двинулись дальше.

  2. Прилетая на место, гуси шумно садятся на место.

  3. По истечении срока отпуска он вернулся на завод.

V. Творческая работа.

Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.

Французская Ассоциация защиты животных установила. Присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу. Ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

  1. [ - = ] : [ - = и = ], (если).

  2. [ - = ].

  3. [ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… )

Здоровье - бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

  1. [ - = ].

  2. [ - = ], (так как… ).

  3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).

Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.

Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

  1. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).

  2. [ - = ], (что… ).

  3. [ - = ], (чем… ), а [ - = ].

VI. Итог. Рефлексия.

1. Чему вы сегодня научились на уроке?

2.Что было интересным и почему?

3. Оцените работу своей группы.

VII. Д/з: Из 6 главы «Мёртвых душ» 5 предложений с разными видами связи.

Приложение.

1. Задания группам.

1. Составить словарную диктовку на правописание Н-НН в разных частях речи.

2. Составить словарную диктовку на правописание НЕ с разными частями речи.

3. Составить словарную. Диктовку на правописание приставок ПРИ-ПРЕ.

2. Составить схемы предложений, расставить знаки препинания.

1) Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогает дойти до неведомых глубин. (выполняют все группы)

2) Ворох листьев сильней разгорается и трещит и пылает костёр. (I группа)

3) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (II группа).

4) Мне очень понравился доклад - в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства. (III группа).

5) В роще распевали разные птички и соловьи и пеночки и чижи и зяблики. (выполняют все группы)

Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.

Французская Ассоциация защиты животных установила. Присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу. Ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

  1. [ - = ] : [ - = и = ], (если).

  2. [ - = ].

  3. [ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… )

Здоровье - бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

  1. [ - = ].

  2. [ - = ], (так как… ).

  3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).

Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.

Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

  1. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).

  2. [ - = ], (что… ).

  3. [ - = ], (чем… ), а [ - = ].

Проблемная ситуация по группам.

Группа 1 - задание: найти ошибки в схеме данного предложения.

Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. [ ] [ ( ), ].

Группа 2- задание: восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении С. Есенина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста.

Мы, уходим, понемногу, теперь.

В страну, ту, тишь, благодать, и, где

Мне, и, скоро, в дорогу, может быть

Пожитки, собирать, бренные.

Группа 3 - задание: редактирование предложений. Из данных предложений составьте сложные предложения с разными видами связи.

  1. Отдохнув и утолив жажду, путешественники двинулись дальше.

  2. Прилетая на место, гуси шумно садятся на место.

  3. По истечении срока отпуска он вернулся на завод.



Самоанализ урока в 9А классе.

Урок по теме «Сложные предложения с разными видами связи» является одним из заключительных уроков в разделе «Сложные предложения»

Цели урока:

1. Закрепить знания, полученные по данной теме; повторить правописание Н и НН в разных частях речи, правописание НЕ с разными частями речи, правописание приставок ПРЕ-ПРИ.

2. Отработать умения правильно расставлять знаки препинания в СП с разными видами связи, развивать логическое мышление и языковое чутьё

3. Развивать дух толерантности, воспитывать умение слушать и слышать чужое мнение.

Задачи урока:

1) научиться анализировать сложные предложения с разными видами связи, понимать схемы предложения, составлять свои сложные предложения с разными видами связи.

2). Развивать навыки самостоятельного поиска знаний, умения адаптироваться к требованиям учебной ситуации. Научиться в сотрудничестве решать учебные задачи, находить пути решения проблемных учебных ситуаций.

3). Воспитывать чувство ответственности за своё образование

Форма организации детей: работа в группах.

Тип урока: урок-практикум.

Этапы урока следующие:

1) организационный момент;

2) орфографическая разминка;

3) графический диктант;

4) проблемная ситуация;

5) творческая работа;

6) рефлексия

Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены. Урок активный, проходил в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учётом их способностей

Контроль и коррекция знаний ненавязчиво осуществлялась на всех этапах урока в зависимости от ситуации.

Считаю, что данная тема урока усвоена учащимися 9А класса в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения











© 2010-2022