Программа по русскому языку 5 класс ФГОС

Используемый учебно-методический комплекс - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.В программе дана характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты (ЗУНы и УУД)На весь учебный год распланированы уроки развития речи и контрольные работы. Все они представлены в конце планирования (смотрите Приложение)Та...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский

Большеглушицкого района Самарской области

наименование ОУ

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Фрунзенский

____________ Ненашева Г.В.

« » ______________ 20 ___ г.

Рабочая программа

по _____русскому языку______

для _5_ класса

(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)

Учитель: ­­­­­­­_Соловьева Н.В.__

Квалификационная категория: __нет__

Рабочая программа составлена на основе: примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. - М.: ВАКО, 2013.)

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол от « » ___________ 20 __ № _________________________________

Руководитель _____________________ ( _______________________________ )

подпись расшифровка



2013 год


Пояснительная записка


Нормативная база преподавания предмета


Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

  3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области (приказ Министерства образования и науки Самарской области от 04 апреля 2005 года к № 55-од)

  4. Учебного плана ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский на 2013-2014 учебный год

  5. Примерной программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку.

  6. Учебника: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанс кий]. - М.: Просвещение, 2012.

Место учебного предмета в решении общих целей и задач

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.

Цели обучения


  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:


  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами

  • русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Общая характеристика курса


В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка:

- литературного произношения,

- образования форм слов,

- построения словосочетаний и предложений,

- употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания. Работа осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:


  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:


  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;


  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:


  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Распределение учебных часов по разделам программы


Содержание

Количество часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

Язык и общение.

1

-

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем

16

2

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

23

2

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

12

1

3

Лексика. Культура речи.

11

1

3

Морфемика. Орфография. Культура речи.

18

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

36

3

12

Повторение и систематизация изученного.

9

1

1

ИТОГО

126

12

32

Содержание тем учебного предмета

Язык и общение. (1 ч)

Общение устное и письменное. Стили речи. Культура речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем. (16 ч)

Произношение и правописание. Звуки и буквы. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Части речи. Глагол. -Тся и -mься в глаголах. Личные окончания глаголов.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Местоимение.

Текст. Что мы знаем о тексте. Тема текста. Основная мысль текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи: гласные и согласные. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях.

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи. (10 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание предмета, изображенного на картине. Использование необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи. (17 ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи. (33 ч)

Имя существительное (19 ч).

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные.

Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Множественное число имён существительных.

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11 ч)

Имя прилагательное как часть речи.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (22 ч)

Глагол как часть речи.

Неопределённая форма глагола. Правописание -тся и -тъся в глаголах.

Совершенный и несовершенный вид глагола. I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Время глагола. Употребление времён.

Буквы е - и в корнях с чередованием: -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Не с глаголами. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки.

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли и устранения неоправданного повтора слов.

Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного. (8 ч)

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5 классе;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги;

  • не смешивать звуки и буквы;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • разбирать слова фонетически;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • опознавать звукопись как поэтическое средство;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • разбирать слова орфоэпически;

  • работать с орфоэпическим словарем;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарем;

словообразование

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово морфологически;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;

  • пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

  • получения знаний по другим учебным предметам.

Используемый учебно-методический комплекс


Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. - М.: ВАКО, 2013.

Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/pro/pnpo

Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: window.edu.ru

Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: fcior.edu.ru

Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: katalog.iot.ru

Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: it-n.ru

Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: standart.edu.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: old.mon.gov.ru

Современные образовательные технологии/Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.

Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е.П. Черногрудова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/press/news/8286

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку для 5 класса к УМК Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение), составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).


Учитель: Соловьева Н.В.

Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 часов.

Плановых контрольных уроков - 12 ч.

Планирование составлено на основе примерной Программы основного общего образования и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012).


Раздел/темы

Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты


Дата

Предметные результаты (ЗУН)

Метапредметные результаты (УУД)


  1. Раздел «Язык и общение» (2 ч)


1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Научиться дифференцировать понятия язык и речь, определять коммуникативную функцию языка; различать языковые единицы, формировать навыки языкового анализа.

Личностные:

формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга; выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

выделять и формулировать цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи, выявляемые в ходе расследования структуры слова.

2

Р/Р. Стили речи.


  1. Раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем» (22 ч)


3

К/Р. Входной диагностический тест.

Научиться:

- определять орфограмму в корне, составлять и использовать алгоритм нахождения проверки орфограммы;

- отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст, определять и формулировать тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, отражать идею, главную мысль в заголовке;

- распознавать части речи, определять их по морфологическим признакам;

- воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности.

Личностные: формирование

- анализа и самоанализа;

- устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

- навыка анализа и самоанализа.

Коммуникативные:

- формировать речевые действия;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи;

- формировать речевые действия.

Регулятивные:

осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками;

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

5

Орфограммы.

6-7

Правописание проверяемых непроверяемых безударных гласных в корне слова.

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

9

Правописание непроизносимых согласных в корне.

10

Буквы и, у, а после шипящих.

11

Разделительные ъ и ь.

12

Раздельное написание предлогов с другими словами.

13-14

Р/Р. Что мы знаем о тексте. Изложение «Хитрый заяц».

15

Части речи.

16

Глагол.

17

-Тся и -mься в глаголах.

18

Р/Р. Тема текста. Сочинение «Воскресная прогулка ».

19

Личные окончания глаголов.

20

Имя существительное.

21

Имя прилагательное.

22

Местоимение.

23

Р/Р. Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости».

24

К/Р. Контрольная работа по теме «Морфология»


  1. Раздел «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (30 ч)


25

Синтаксис. Пунктуация.

Научиться:

- различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания;

- словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь;

- выделять главное в тексте, используя приемы компрессии;

- определять вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске;

- различать главные и второстепенные члены предложения;

- применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами, обращениями, в сложном предложении;

- собирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текста типа речи описание;

- составлять диалоги, использовать пунктуационные правила при оформлении диалога.

Личностные: формирование

- устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

- навыков составления алгоритма выполнения задачи;

- навыка анализа и самоанализа;

- устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей.

Коммуникативные:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний;

- использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- осознавать самого себя как движущую силу научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования отдельных предложений, главных и второстепенных членов предложения, структуры сложных предложений, прямой речи и диалога, а также в ходе контрольного диктанта.

26

Словосочетание.

27

Разбор словосочетаний.

28

Р/Р. Сжатое изложение «Старый пень».

29

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

30

Восклицательные предложения.

31-32

Члены предложения. Главные члены: подлежащее, сказуемое.

33-34

Р/Р. Изложение «Необычная забота».

35

Тире между подлежащим и сказуемым.

36

Нераспространённые и распространённые предложения.

37

Дополнение.

38

Определение.

39

Обстоятельство.

40

К/Р. Тест по теме «Предложение»

41

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

42

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

43

Предложения с обращениями.

44

Р/Р. Письмо.

45

К/Р. / Р/Р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

46

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

47-48

Простые и сложные предложения.

49

Синтаксический разбор сложного предложения.

50-51

Прямая речь.

52

Диалог.

53

54

К/Р. Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ ошибок.


  1. Раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» (16 ч)


55

Фонетика. Гласные звуки.

Научиться:

- различать гласные и согласные звуки, ставить ударение в словах, различать звук и букву;

- различать слабые и сильные позиции у гласных и согласных звуков, определять позиционные чередования гласных и согласных звуков;

- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- определять тип речи текста повествование, создавать текс-описание, редактировать написанное;

- проводить орфоэпический анализ слова, фонетический разбор слова;

- применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах; владеть терминологий.

Личностные:

формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков, работы с алфавитом, а также в ходе работы над текстом с разными видами связи и в ходе исследования контрольного диктанта.

56

Согласные звуки.

57

Изменение звуков в потоке речи.

58

Согласные твёрдые и мягкие.

59-60

Р/Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания: К. Г. Паустовский «Шкатулка».

61

Согласные звонкие и глухие.

62

Графика. Алфавит

63

Р/Р. Описание предмета. Сочинение с элементами описания.

64

Обозначение мягкости согласных с помощью ь знака.

65

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

66

Орфоэпия.

67

Фонетический разбор слова.

68

Повторение. Тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

69-70

К/Р. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Анализ ошибок.


  1. Раздел «Лексика. Культура речи» (15 ч)

71

Слово и его лексическое значение.

Научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения, различать лексическое и грамматическое значение

Научиться:

- определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение.

- создавать текст-описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображенного на картине и передавать ее с помощью словесных образов;

- подбирать к слову антонимы, омонимы, синонимы;

- применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах, правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении.

Личностные: формирование

- устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности, познавательного интереса;

- навыков самоанализа и самоконтроля.

Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы, контрольного диктанта и анализа слов с ошибками, текста на микротемы.

72-73

Однозначные и многозначные слова.

74-75

Прямое и переносное значение слов.

76

Омонимы.

77-78

Синонимы.

79

Р/Р. Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь».

80

Антонимы.

81

Повторение.

82-83

К/Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Анализ ошибок.

84-85

Р/Р. Подробное изложение: К.Г. Паустовский

«Первый снег».


  1. Раздел «Морфемика. Орфография. Культура речи» (22 ч)

86

Морфема. Изменение и образование слов.

Научиться:

- рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать форму слова от однокоренного слова;

- выделять окончание, основу слова, корень слова, суффиксы, приставки.

- создавать текст типа речи рассуждение, формулировать тезис рассуждения, подбирать аргументы.

- определять орфограмму в приставке, корне, применять правила написания гласных и согласных в морфемах;

- создавать текст-описание, использовать средства выразительности в своем сочинении

Личностные: формирование

- навыков анализа и проектирования.

- навыков работы по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки;

- творческих способностей.

Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

- использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний творческого задания.

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова и однокоренных слов, а также в ходе морфемного анализа слов, работы над текстом с изменением лица и создания текста-описания.

87

Окончание. Основа слова.

88-89

Корень слова.

90

Р/Р. Рассуждение.

91

Суффикс.

92

Приставка.

93

Р/Р. Выборочное изложение «Последний лист орешника».

94

Чередование звуков.

95

Беглые гласные.

96

Варианты морфем.

97

Морфемный разбор слова.

98

Правописание гласных и согласных в приставках.

99

Буквы з и с на конце приставок.

100

Буквы а - о в корне -лаг- -лож-.

101

Буквы а - о в корне -раст- - -рос-.

102

Буквы ё - о после шипящих в корне.

103

Буквы и - ы после ц.

104

Повторение. Тест

105-106

К/Р. Контрольный диктант по теме «Морфемика». Анализ ошибок.

107

Р/Р. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине».


  1. Раздел «Морфология. Орфография. Культура речи» (52 ч)

Имя существительное (19 ч)

108

Имя существительное как часть речи.

Научиться:

- определять постоянные и непостоянные признаки существительного;

- различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные;

- характеризовать имя существительное как часть речи, применять правила правописания существительных;

- подбирать аргументы к сформулированному тезису, делать на их основании вывод;

- определять тему текста, применять приемы пересказа текста с изменением лица;

- создавать текст-описание, использовать средства выразительности в своем сочинении.

Личностные: формирование

- навыков развернутого анализа;

- устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов;

- навыков самоанализа и самоконтроля.

Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества;

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

- управлять своим поведением.

Регулятивные:

осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

- объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки.

а также в ходе доказательств при рассуждении.

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания

109

Р/Р. Доказательства в рассуждении.

110

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

111

Имена существительные собственные и нарицательные.

112

Р/Р. Сжатое изложение: Е. А. Пермяк «Перо и чернильница».

113

Род имён существительных.

114

Существительные, которые имеют форму только множественного числа.

115

Существительные, которые имеют форму только единственного числа.

116

Три склонения существительных.

117

Падеж имён существительных.

118

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

119

Р/Р. Изложение с изменением лица.

120

Множественное число имён существительных.

121

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

122

Морфологический разбор имени существительного.

123

Повторение.

124-125

К/Р. Контрольная работа: имя существительное.

Анализ ошибок.

126

Р/Р. Сочинение по картине Г: Нисского «Февраль. Подмосковье».

Имя прилагательное (11 ч)

127

Имя прилагательное как часть речи.

Научиться:

- находить в предложении прилагательное, определять непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении;

- характеризовать имя прилагательное как часть речи, применять правила правописания прилагательных;

- создавать текст-описание, используя прилагательные как средство выразительности;

- собирать материал для написания сочинения-описания по картине, составлять план сочинения, владеть методами редактирования написанного.

Личностные:

формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе в ходе анализа имен прилагательных, а также в ходе создания текста-описания и в ходе контрольного диктанта

128-129

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

130-131

Р/Р. Описание животного. Изложение: А.И. Куприн «Ю-ю».

132

Прилагательные полные и краткие.

133

Р/Р. Описание животного по картине А. Комарова «Наводнение».

134

Морфологический разбор имени прилагательного.

135

Повторение.

136-137

К/Р. Контрольный диктант «Имя прилагательное».

Анализ ошибок.

Глагол (22 ч)

138

Глагол как часть речи.

Научиться:

- рассматривать глагол как самостоятельную часть речи, применять правила правописания не с глаголами, личных безударных окончаний глагола, правильно определять спряжение приставочных глаголов;

- определять неопределенную форму, вид глагола;

- образовывать форму прошедшего, настоящего, будущего времени глагола;

- создавать рассказ о себе, применять приемы сжатия текста, изменять форму лица при пересказе текста;

- составлять план рассказа, писать текст-повествование.

Личностные: формирование

- устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении;

- навыков выполнения задания по образцу;

- познавательного интереса.

Коммуникативные:

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов, а также в ходе создания невыдуманного рассказа о себе.

139

Не с глаголами.

140

Р/Р. Рассказ.

141

Неопределённая форма глагола.

142

Виды глагола.

143

Буквы е - и в корнях с чередованием.

144

Р/Р. Невыдуманный рассказ «Как я однажды…»

145

Время глагола. Прошедшее время.

146

Настоящее время.

147

Будущее время.

148-149

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

150

Морфологический разбор глагола.

151-152

Р/Р. Сжатое изложение с изменением формы лица: А.Ф. Савчук «Шоколадный торт».

153

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

154

Употребление времён.

155

Р/Р. Употребление «живописного настоящего» в речи (упр. 696, 697)

156

Повторение.

157-158

К/Р. Контрольный диктант по теме «Глагол».

Анализ ошибок.

159

Р/Р. Сочинение-рассказ по рисунку «Не взяли на рыбалку».


  1. Раздел «Повторение и систематизация изученного» (11 ч)


160

Орфограммы в корне слова..

Научиться:

- определять орфограммы в корне слова, в приставках и в окончаниях, использовать способы проверки, владеть терминологией;

- писать текст-повествование;

- применять правила написания гласных в окончаниях существительных и прилагательных;

- применять правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

Показать знания своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении

Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста с орфограммами; объяснять языковые явления, выявляемые в ходе создания сочинения по выбору.

161

Р/Р. Сочинение на одну из тем (на выбор).

162

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

163

Орфограммы в окончаниях слов.

164-165

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

166-167

К/Р. Итоговый тест по программе 5 класса. Анализ работ.

168-

170

Защита исследовательских проектов.

Резервные часы.


Приложение


Развитие связной речи учащихся


Темы уроков развития связной речи

Учебник

Кол-во часов

Стили речи.

С. 10-13, § 5

1

Что мы знаем о тексте. Изложение «Хитрый заяц».

С. 34, № 70

2

Тема текста. Сочинение «Воскресная прогулка ».

С. 43, № 87

1

Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости».

С. 54, № 118

1

Сжатое изложение «Старый пень».

С. 69, № 144

1

Изложение «Необычная забота».

С. 78, № 168

2

Письмо.

С. 101, § 43

1

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания: К. Г. Паустовский «Шкатулка».

С. 129, № 283


2

Описание предмета. Сочинение с элементами описания.

С. 137, § 59, № 302

1

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

С. 165, № 368

1

Подробное изложение: К.Г. Паустовский «Первый снег»

С. 168, №. 375

2

Рассуждение.

С. 14, § 75

1

Выборочное изложение «Последний лист орешника».

С. 22, № 420

1

Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине».

С. 43, № 470

1

Доказательства в рассуждении.

С. 48, § 89, № 484

1

Сжатое изложение: Е. А. Пермяк «Перо и чернильница».

С. 60, № 513

1

Изложение с изменением лица.

С. 72, № 547

1

Сочинение по картине Г: Нисского «Февраль. Подмосковье».

С. 80, № 563

1

Описание животного. Изложение: А.И. Куприн «Ю-ю».

С. 90, № 585

2

Описание животного по картине А. Комарова «Наводнение».

С. 94, № 598


1

Рассказ.

С. 101, § 108, № 619

1

Невыдуманный рассказ «Как я однажды…»

С. 114, § 113, № 652

1

Сжатое изложение с изменением формы лица: А.Ф. Савчук «Шоколадный торт».

С. 129, № 688

2

Употребление «живописного настоящего» в речи.

С. 133, № 696, 697

1

Сочинение-рассказ по рисунку «Не взяли на рыбалку».

С. 136, № 701

1

Сочинение на одну из тем (на выбор).

С. 142, № 717

1

ИТОГО

32


Контрольные и проверочные работы


Темы контрольных и проверочных работ

Источник

Кол-во часов

Входной диагностический тест.

Приложение 1

1

Контрольная работа по теме «Морфология»

Приложение 2

1

Тест по теме «Предложение»

Приложение 3

1

Контрольное сочинение-описание по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

Стр. 105, упр. 229

1

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Приложение 4

1

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Приложение 5


1

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Приложение 6

1

Контрольный диктант по теме «Морфемика».

Приложение 7

1

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Приложение 8

1

Контрольный диктант «Имя прилагательное».

Приложение 9

1

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Приложение 10

1

Итоговый тест по программе 5 класса.

Приложение 11

1

ИТОГО

12


Приложение 1

Входной диагностический тест.

Часть 1

При выполнении заданий этой части (задания 1-12) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа.

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка 3) Юля

2) пять 4) чайка

2. В каком слове произносятся только твёрдые согласные звуки?

1) пение 3) вагон

2) прямо 4) колесо

3. Укажи слово с ударением на втором слоге.

1) километр 3) звоните

2) сторожит 4) документ

4. В каком слове отсутствует приставка?

1) подорожник 2) подарок

3) полочка 4) поход

5. Какое слово не является однокоренным к слову сказка.

1) сказочка 2) сказочник

3) сказки 4) сказочный

6. При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяйте ударением».

1) п белка 3) молод сть

2) г зета 4) л нивый

7. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?

1) влас ный 3) чудес ный

2) лес ница 4) хрус нула

8. В каком словосочетании на месте пропуска надо писать окончание и?

1) встретились на вокзал_ 2) играли на площадк_

3) мечтал о поездк_ 4) подъехали к площад_

9. Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак (ь).

1) багаж _ 3) в ехал

2) ноч ной 4) молодёж_

10. В окончании какого имени прилагательного на месте пропуска пишется буква и?

1) на горяч м песке 2) по свеж й траве

3) зимн м лесом 4) в дальн ю поездку

11. В каком варианте ответа верно указаны главные члены предложения?

Смолистые шишки украшают вершины елей.

1) смолистые шишки 2) шишки украшают

3) вершины украшают 4) вершины елей

12. Укажи слова, близкие по значению (синонимы).

1) ночь, звёзды 2) подземный, подводный

3) река, рыба 4) жара, зной

Часть 2

При выполнении заданий этой части запиши ответ.

13. Определи падеж имени прилагательного в предложении.

Болотные птицы полетели на юг. Ответ: ______

14. Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Охотники отвязали(1) лодку(2) уложили в неё рюкзак(З) оттолкнулись(4) от берега(5) и поплыли.

Ответ: ______

Часть 3

При выполнении заданий этой части запиши прямоугольнике.

15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Скоро у них вывелись аистята.

Б. На старом дереве аисты свили гнездо.

В. Радовались аистята вкусной еде.

Г. С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек и рыбёшек.

Д. Они благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.

Ответ:

Приложение 2

Контрольная работа по теме «Морфология»

(Озаглавить.)

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт3 подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается2 Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком1 воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются4.


Приложение 3

Тест по теме «Предложение»

Часть 1

1. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены.

1) дополнение, сказуемое, определение

2) определение, обстоятельство, подлежащее

3) обстоятельство, подлежащее, сказуемое

4) определение, дополнение, обстоятельство

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член - дополнение.

1) Мы принесли цветы в корзинах.

2) Орёл громко закричал и расправил крылья.

3) Ель рукавом тропинку мне завесила.

4) Турция - южная страна.

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством.

1) Багряная луна висит над домом.

2) Лунная ночь ещё больше побелела от мороза.

3) Море глухо роптало и билось о берег.

4) В камышах стояла выпь на одной ноге.

4. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.

1) С утра шёл сильный снег.

2) Звёзды усеяли ночное небо.

3) Тиха украинская ночь.

4) В роще берёзы одна другой красивее.

5. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член - определение.

1) Кудрявые ветки украсил нежный снежок.

2) Полный месяц встал над лугом.

3) В доме стояла поразительная тишина.

4) Этот дом находится рядом.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(I)3ацвела черёмуха. (2)И грянули черёмуховые холода.

(З)Туман на рассвете не поднялся колечком с лесной поляны, а замёрз и лёг на поляну инеем. (4)Небо блёклое; не поймёшь, каким оно днём станет: то ли синим, то ли серым?

(5)Тихо в лесу. (6)Одна кукушка кукует, кричит и кричит своё ку-ку!

(7)И докричалась. (8)Вечером её слышал - совсем осипла. (9)Вместо «ку-ку» кричит «хы-хо!», «хы-хо!». (Ю)Видно, застудила горло!

(II)Кто не слышал таких осипших кукушек? (12)Одни говорят, что это они от собственного крика сипнут. (13)Другие говорят: колоском, мол, подавилась. (14)Но какие в мае ещё колоски?

(15)Про весенние холода у нас тоже ведь говорят по-разному. (16)Кто объясняет похолодание тем, что черёмуха цветёт, кто - ладожский лёд идёт. (17)А знатоки утверждают, что в это время льды в Арктике раскалываются и передвигаются.

(18)Как всё-таки здорово в природе! (19)Где-то в далёкой Арктике льды зашевелились, а у нас кукушка осипла. (20)Где аукнулось и где откликнулось! (Н. Сладков)

1. Среди предложений 1-4 найдите простое нераспространённое предложение. Запишите его номер.

2. Какой член предложения выражен выделенным словом в предложении 17?

3. Каким членом предложения распространено предложение 2?

Приложение 4

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация»

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4

Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед1 ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.


Приложение 5

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

(Озаглавить.)

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать1 медовый2 урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова2. К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников.4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Приложение 6

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Часть 1

Укажите синоним к слову уникальность.

1) разноплановость 2) великолепие

3) неповторимость 4) таинственность

2. В какой строке выделенные слова являются омонимами?

1) косяк лошадей - косяк двери 2) красивый пейзаж - прекрасная картина

3) ручка ребёнка - ручной зверь 4) сухой климат - влажный воздух

3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются

1) синонимы 2) антонимы

3) омонимы 4) разные значения многозначного слова

4. В какой строке выделенные слова являются синонимами?

1) хвойный лес - лес рук 2) девичья коса - острая коса

3) сладкое яблоко - горькая полынь 4) большой дом и огромное здание

5. В каком варианте ответа указаны синонимы к слову зелёный (учитывайте его многозначность).

A. молодой Б. неспелый B. изумрудный Г. синий

1) А, Б, В 3) Г

2) Б, Г 4) В, Г

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Как и все обезьяны, Малышка была очень жадная.

(2)Меня она совсем перестала бояться, и когда я входила в клетку с кормом, она щипала мне руки, если я давала не ей. (3)А щипалась Малышка очень больно, и у меня руки часто были в синяках. (4)Она не боялась даже Гришки.

(5)Гришка - это тоже обезьяна. (6)Но он был вожак.

(7)На воле многие обезьяны живут стаями; из них самая большая и сильная обезьяна бывает вожаком. (8)Она охраняет от опасности всю стаю, защищает её. (9)Своего вожака обезьяны слушаются и боятся. (10)Так и тут, в клетке, Гришку тоже слушались и боялись. (11)Когда обезьян кормили, ни одна не смела раньше его взять корм. (12)Все ждали, пока наестся Гришка. (13)А Гришка неторопливо выбирал самое вкусное и, наевшись, медленно и важно взбирался на свою любимую полочку. (14)Тогда, осторожно оглядываясь на него, слезали остальные обезьяны. (15)Они торопливо совали себе за щёки всё, что попадало под руки, и спешили разбежаться по местам. (16)Держал всех Гришка в страхе. (17)Он мог безнаказанно бить и кусать обезьян, но другим драться не позволял.

(18)Горе тому, кто попытался бы обидеть обезьяну из его стаи! (19)Тут уж Гришка не разбирал, какой враг был перед ним, и первый бросался на защиту. (20)3ато когда Гришке было холодно, он собирал обезьян в кучу, заставлял их себя греть или искать у него блох.

(В. Чаплина)

1. В каком из предложений 4-8 использованы синонимы. Запишите номер этого предложения.

2. Из предложения 11 выпишите выделенное слово, поставьте в нём ударение, учитывая его значение. Рядом запишите омоним к этому слову, выделите в нём ударную гласную.

3. К слову холодно (предложение 20) подберите синоним и запишите его. Какое ещё значение имеет слово холодно? Запишите синоним к этому значению.

Приложение 7

Контрольный диктант по теме «Морфемика».

(Озаглавить.)

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветерок вдруг налетит, закружится пестрый смерч. Листья шуршат, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь.

Грамматическое задание.

1.Озаглавьте текст.

2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

3.Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

4.Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.


Приложение 8

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?

□ 1) пять кастрюль □ 2) сборщик дани

□ 3) парусный корабль □ 4) теннисная площадка

А2. Какое из нарицательных существительных употребляется и как имя собственное?

□ 1) орёл □ 2) медведь

□ 3) зяблик □ 4) заяц

А3. Какое существительное имеет форму только множественного числа?

□ 1) картины □ 2) шторы

□ 3) каникулы □ 4) цветы

А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) город в Удмурт.., гадает на ромашк..

□ 2) на капитанском мостик.., в Южной Америк..

□ 3) запечатал сургуч..м, любит всем сердц..м

□ 4) средство от мол.., расцвел на проталин..

А5. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

□ 1) шалаш.., полноч.. □ 2) дрож.., калач..

□ 3) из-за туч.., мощ.. □ 4) роскош.., рож..

А6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

□ 1) футбольные тренера □ 2) пять апельсинов

□ 3) строй солдат □ 4) пара чулок

В1. Из данного предложения выпишите существительное (существительные) в предложном падеже.

Сначала мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но потом я победил неприятное ощущение и начал спуск.

В2. Из данного предложения выпишите существительное (существительные) 3-го склонения, поставив его (их) в начальную форму.

Город утонул в лилово-туманной тени, и только верхушки высоких тополей на острове резко выделялись червонным золотом.

B3. Из данного предложения выпишите нарицательное (нарицательные) существительное (существительные), поставив его (их) в начальную форму.

Пошел раз Жилин под гору посмотреть, где живет старик.

С1. Напишите 4-5 предложений о фильме, который вам понравился.

Приложение 9

Контрольный диктант «Имя прилагательное».

(Озаглавить.)

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой2 берёзой лежит седая роса.4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца1.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

Приложение 10

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Лесное половодье.

Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.

Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.

Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

(По В.Пескову)

Грамматическое задание

1. Составьте предложения с глаголами:

гордиться, гордится (I вариант);

приготовится, приготовиться (II вариант).

2. Запишите глаголы в следующих формах:

гнать (3-е л. мн. ч.), стелить (2-е л. ед. ч.), хлопотать (1-е л. мн. ч.) (I вариант);

смотреть (1-е л. мн. ч.), построить (3-е л. ед. ч.), щебетать (2-е л. ед. ч.) (II вариант).

3. Выпишите из текста 2 глагола совершенного вида (I вариант) и 2 глагола несовершенного вида (II вариант).

4. Образуйте возможные временные формы глагола:

читать (I вариант);

изучить (II вариант).


Приложение 11

Итоговый тест по программе 5 класса

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

□ 1) река широка □ 2) характеристика героя

□ 3) длинный день □ 4) пролистал газету

А2. В каком предложении есть обстоятельство?

□ 1) Майор привез мальчишку на лафете.

□ 2) Тускло льется свет лампады.

□ 3) Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.

□ 4) Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы.

А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

□ 1) Больше всего Ваня любил конечно сказки.

□ 2) Полно доченька не плачь.

□ 3) Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.

□ 4) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Все соседи только про неё и говорят - «Работница - золотые руки!»

□ 2) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.

□ 3) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.

□ 4) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.

А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

□ 1) край □ 2) сгореть

□ 3) роль □ 4) взгляд

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) подушка мЯгка □ 2) квартАл

□ 3) нАчала □ 4) свеклА

А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

□ 1) умыват..ся, дрож.. □ 2) нет задач.., под..ехать

□ 3) катаеш..ся, борщ.. □ 4) нал..ю, линюч..

А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) ч..рный, плеч.. □ 2) ц..фра, пальц..

□ 3) заб..ру, ката..м □ 4) и..пугать, ра..бег

А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) рю..зак, диало.. □ 2) морж.., синиц..

□ 3) г..мнастика, г..роизм □ 4) подр..сти, прил..гательное

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.

(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3)Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.

В2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.

ВЗ. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.

В4. Из предложения (1) выпишите вводное слово.

В5. Из предложений (4, 5) выпишите синонимы.

В6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.

С1. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (Ответ должен быть полным.)


© 2010-2022