«Станьте солнцем, и все вас увидят» Уроки по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Станьте солнцем, и все вас увидят» Уроки по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание3 урок. Тема: Петербург Достоевского.

Тема Петербурга традиционна для рус.литературы 19 века. Образ Петербурга создавали в своих произведениях Пушкин, Гоголь, Некрасов Тема, раскрывая всё новые и новые грани.

Для Пушкина это тема торжества «петровского духа», покорения природы умом и волей человека:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

Невы державное теченье

Береговой её гранит.

Прекрасный и величественный город встречает нас в произведениях поэта:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный

Утро доброе, приятное. Петербург неугомонный, кажется, что все радуются такому прекрасному утру.

Пушкин был последним певцом светлой стороны этого города.

Уже у Гоголя столица раздваивается, и её красота уходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Враждебный человеку быт и странные фантазии составляют гоголевский образ Петербурга.

- А вот Петербург Некрасова в стих-ии «Утро»:

- Каков он?

(Всё уныло, жалко, безрадостно. Нищета, смерть, страдание. Утро унылое, мрачное. Здесь всё ужасно. Здесь «жутко нервам», здесь отчаяние и беда, слышны жуткие нервные звуки)

- А каков Петербург Достоевского? (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер) (сообщение уч-ся)

Петербург в романе не просто фон, на котором происходят события. Это своеобразное действующее лицо - город, который дышит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Мы входим в грязные и вонючие дворы, поднимаемся по тёмным лестницам, встречаемся с семейством Мармеладовых - всё это производит потрясающее впечатление на Раскольникова.

На улицах этого города приносят себя в жертву Соня,, здесь замертво падает Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, сошедшая с ума, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади всенародно кается Раскольников.

Атмосфера безнадёжности, безысходности. «Дойдёшь до такой черты, - скажет Р-ов Дуне, - что не перешагнёшь её - несчастна будешь, а перешагнёшь - может ещё несчастнее будешь».

- Какой цветовой эпитет чаще всего встречается в начале романа? Приведите примеры.

(жёлтый)

*Комната Алёны Ивановны (ч.1, гл.1). здесь синоним к слову жёлтый - солнечный.

*каморка Раскольникова. Найдите близкое слово к «жёлтый»? (желчь)

Найдите синоним к слову «Желчный» (раздражительный, недовольный, больной)

Выстраивается синонимический ряд: жёлтый-желчный-больной.

Теперь вспомните жёлтое лицо Мармеладова от пьянства, жёлтое лицо утопленницы, жёлтые обои у Сони.

- Почему жёлтый цвет преобладает в описании именно Петербурга?

(Достоевский стремится передать атмосферу духовного нездоровья общества - вот почему отсвет жёлтых петербургских кварталов ложится на лица людей)

Таким образом, Петербург предстаёт перед нами грязным, душным, зловонным, совершенно не приспособленным к нормальной человеческой жизни.

- Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург. (ч.1, гл.1, стр.4 «На улице стояла …»)

И это станет одним из сквозных мотивов романа.

- Какую информацию даёт нам первая фраза романа: «В начале июля …»?

(время действия - лето, очень жарко, вечер. Возраст героя - молодой человек. Материальное положение - беден, так как живёт в каморке.)

- А теперь вчитаемся в эту фразу и попытаемся найти её разрастание: докажите, что в романе упоминание о чрезвычайно жарком времени повторяется неоднократно (гл.1,3)

- Как автор представляет главного героя?

(гл.1: «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону»)

- Действительно ли молодой человек студент?

(Так он представился старушонке-процентщице - гл.1: «Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц…». В разговоре с Мармеладовым в распивочной (гл.2): «Осмелюсь узнать, служить изволили? - Нет, учусь…-отвечал молодой человек… - Студент, стало быть, или бывший студент! - вскричал чиновник, - так я и думал.»)

- Молодой человек, бывший студент вышел из каморки. Почему - каморка? Не квартирка, не комната, а каморка? Найдите в тексте описание жилища Раскольникова. (гл.1)

- Почему именно такое место жительство выбирает автор для своего героя?

(раскольников бедный студент, ему нечем платить за хорошее жильё).

- Он не просто бедный, а нищий. Сможете это доказать?

(гл.1: «он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться… он был задавлен бедностью… Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»)

- Уже в первом предложении романа Достоевский указывает на деталь, говорящую о нищенском существовании героя. Как вы думаете, что значит «нанимал от жильцов»?

(«У него (Раскольникова) не только своего дома нет, но он даже нанимает каморку у тех, кто сам не имеет своего дома и, в свою очередь, нанимает квартиру»)

- и ещё одна деталь: «Молодой человек отправился в нерешимости». Найдите в ближайшем продолжении романа повторение этого слова.

(гл.1, 4, 6)

Можно сказать, что нерешимость, неразрешимость, не решаться - всё это ключевые слова романа. «Преступление и наказание» - роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений.

- На что пытается решиться главный герой?

(главный герой готовит себя к страшному предприятию. Он живёт в душной, тесной атмосфере, которая не способствует рождению светлых мыслей и герой пытается решиться на убийство)

- Каковы мотивы, истоки этого решения? (подумать сам-но)

Дом.задание:

  1. Семья Мармеладовых: Семён Захарыч, Катерина Ивановна, её дети, Соня. В чём сущность драмы Мармеладова. Исповедь Мармеладова.

  2. Символика цвета и чисел в романе.

  3. Пересказ библейской истории о Марии Магдалене. Как её соотнести с романом?







4 урок. Тема: Мир униженных и оскорблённых.

Бедность не порок,

это истина.

Достоевский продолжает традиции русских писателей в изображении «маленького человека», в частности Пушкина, Некрасова, Гоголя. Он же, пожалуй, первым обратил внимание на «бедных людей».

- Каковы признаки «маленького человека»?

(униженный и оскорблённый властью высших чиновников: человек, занимающий низкое положение в обществе; живущий в бедности (нищите); умеющий любить; порой жертвует собой ради близких и любимых людей; способен на глубокое чувство; щедрый и пытающийся противостоять судьбе… Он заслуживает сострадания и сочувствия.)

Чудовищная преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слёзы.

Обвиняя мир в жестокости, Раскольников говорит о детях. В первую очередь их страдания вызвали его бунт против преступного общества.

- Рассмотрим это на примере судьбы Семёна Захаровича Мармеладова и его семьи. В чём сущность жизненной драмы Мармеладова? (его исповедь в трактире - ч.1, гл. 2, стр. 12)

(пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее понимает ужас своего положения: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда уже больше идти?» - в тоске восклицает Мармеладов.

Мармеладов казнит себя за то , что жена сгорает в чахотке, что дети голодны, раздеты, а старшая Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. И сознавая это, он только в запое, обрекающем семью на нищету, находит утешение и даже какое-то мучительное наслаждение: «Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для этого и пью, что в питии сём и сострадания и чувства ищу. Пью, ибо сугубо страдать хочу!»

Свою исповедь М-в произносит высоким, торжественным слогом, напоминающим легенды о страдальцах и мучениках. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!»)

- В этой восторженности проявляется претензия М-ва. На что?

(чтобы и в скотском состоянии его всё же считали человеком, достойным уважения. Это рассказ о всех «пьяненьких», «слабеньких», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти и не к кому. Ему остаётся одно - погибнуть под колёсами повозки.)

- В исповеди М-ва часто встречаются слова-сигналы, побуждающие вспомнить Библию. Что это за слова?

(фамилия портного, у которого снимает квартиру Соня - Капернаумов имеет свой смысл: Капернаум, по библейской энциклопедии - главное и любимое местопребывание Господа Иисуса во время его земной жизни. Но многие жители этого города погрязли в грехах и Иисус предсказал ему горькую судьбу: «И ты, Капернаум, до неба вознесённый, до ада низвергнешься»)

- Какова жизнь Катерины Ивановны?

(имеет троих детей, с ней связана болезненная мания самоутверждения. Чем безнадёжнее её положение, тем безудержнее её мания. На поминках она вторично овдовевшая, видит себя в мечтах директрисой пансиона благородных девиц. Для человека нет надежды на перемену, поэтому для неё остаётся одно - смерть.)

- Сильно подействовала на Р-ва встреча и с детьми Катерины Ивановны. Найдите это эпизод. (ч.1, гл.2, стр. 21-22)

(Что-то болезненное, странное мы ощущаем в позе Лидочки, девочки лет 6. Жалость вызывает Коля - мальчик, годом старше её. Несчастен вид и старшей Поли, девятилетней сестры.

- Вид этих несчастных детей заставляет Р-ва отдать М-ым едва ли не последние свои гроши. Но на лестнице укоряет себя, с неприязнью думает о Мармеладовых. Что? Прочитайте. (ч.1 (2), стр.22-23)

-О чём думает Р-в, произнося эти слова?

(Перед ним пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, но не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Р-ва жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и в болезни и при плаче детей не евших, послала падчерицу на панель. Да и вся - то семья живёт её позором, её страданиями.)

- Зачем введён образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Р-ов?

(Ещё одно впечатление толкает героя на решение «переступить»: он видит обманутую и опозоренную девочку на бульваре, за которой охотится жирный франт. «Совсем ещё как ребёнок»,- говорит о ней городовой. (ч.1 (4), стр. 39)

Сострадание к этому ребёнку и ненависть к преступникам, погубившим девочку снова тяжким грузом ложатся на душу Р-ва.

- в сознании Р-ва рождаются вопросы. Какие?

(А в чём виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестёр и брата? В чём они виноваты - эти дети? Да и вообще все дети с их очевидной изначальной чистотой и наивностью. Подло на них возлагать ответственность за насилие и разврат, царящие в мире. А человечество складывается из вырастающих детей.)

- В одной из записных книжек Достоевского есть такая мысль: «Женщина… если достойна того нравственно, всем равна, равна королям»

- Достойна ли по-вашему, нравственно Соня М.? Равна ли она королям? Если да, то в чём достоинство её нравственного поведения?

(Соня - 17-18 лет, слабая, робкая, безответная, забитая. Её профессия неизбежный результат условий, в которых она живёт. Профессия ввергает Соню в позор и низость, мотивы и цели самоотверженны, возвышенны, святы. Соня жертвует собой во имя любви к близким, и подвиг её прекрасен.)

Контраст её чистого духовного облика и её грязной профессии, страшная судьба этой девочки-ребёнка - наиболее веское доказательство преступности общества. Судьбу Сони Р-ов соотносит с судьбой всех униженных и оскорблённых. В ней он увидел символ вселенского горя и страдания, и целуя ей ноги (Мария Магдалена целует ноги Иисусу), он всему страданию человеческому поклонился.

Чистый и справедливый мир детской души раскрывается в вещем сне Р-ва (ч.1, гл.5, стр. 46): ведь не взрослый Родион Романович, а мальчик Родя горько плачет, видя, как избивают несчастную клячу и бросается с своими кулачками на Миколку. Взрослые же свидетели этой безобразной сцены равнодушно принимают зло и не протестуют против него.

Главное во сне - лошадь (кляча, савраска, худая), а тележка громадная. Савраска - это Россия загубленная, задавленная.

Нет, бедствия человечества - считает Р-ов - порождены не подлостью людской, а скорее извечной покорностью огромного большинства насилию немногих. И если это так, то спасти человечество способен разве что властитель, который желает людям добра и поведёт их к счастию, не останавливаясь перед нарушением - ради блага всех - библейских заповедей. Всё равно эти заповеди: «не убий», « не укради», «не прелюбодействуй» и т.д. на каждом шагу безнаказанно нарушаются и загробное возмездие - страхи «напущенные». В мыслях Р-ва назревает бунт, его сомнение в Божеской справедливости. Защитить от насилия можно только насилием, но с благой целью: обрести власть, чтобы мощной рукой направить человечество к благоденствию.

Безысходность - основа романа. Писатель постоянно печётся и о судьбах детей: «Неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить. Там нельзя детьми оставаться. Там семилетний развратен и вор.»

2. Домашнее задание.

1. Сущность теории Раскольникова.

2. Как изображается в романе крушение теории Раскольникова? (ч.1, гл.7, ч.3, гл. 5-6)

3.Проследить состояние, поведение Раскольникова до совершения убийства, в момент убийства и после убийства.










УТРО (1874)

Ты грустна, ты страдаешь душою:

Верю - здесь не страдать мудрено.

С окружающей нас нищетою

Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки

Эти пастбища, нивы, луга,

Эти мокрые, сонные галки,

Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,

Через силу бегущая вскачь

В даль, сокрытую синим туманом,

Это мутное небо... Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:

Те же тучи по небу бегут;

Жутко нервам - железной лопатой

Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;

Возвестили пожар с каланчи;

На позорную площадь кого-то

Провезли - там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете

Поспешает, покинув постель;

Офицеры в наемной карете

Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!

Наводненье столице грозит...

Кто-то умер: на красной подушке

Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит - попался!

Гонят стадо гусей на убой;

Где-то в верхнем этаже раздался

Выстрел - кто-то покончил с собой.








Урок 5. Тема: Философские и социальные истоки антигуманистической теории Раскольникова.


  1. В чём преступление и в чём наказание Раскольникова.

- Приглядитесь к обложке романа? Чего мы можем ждать от романа с таким названием?

(криминальная интрига - уголовное преступление и судебное наказание.)

Во время создания романа ещё не было понятия «детектив», современник Достоевского француз Э.Габарио называл такие истории судебными романами. Перед нами судебный роман.

- В чём преступление и в чём наказание Р-ва?

(согласно привычной читательской логике, преступление - это, конечно, убийство старухи-процентщицы; наказание - это каторга)

- Но так ли это в романе?

Вот парадокс: преступление Р-ва не столько в убийстве старухи-процентщицы, сколько в идее, предшествующей этому убийству.

Мы наблюдаем за движениями, развитием мыслями самого героя, мотивы преступления которого раскрываются постепенно, на протяжении всего романа, и после того, как убийство совершенно.

Таким образом, в основе романа лежит психологическая и философская тайна. В словах «преступление и наказание» содержится загадка.

- Какая?

(- кто совершил преступление?

- почему убил?

- какие идеи привели к убийству?

- только ли Р-в совершает преступление?

- виноват ли преступник?)


  1. Сущность теории Раскольникова.

На вопросы, поставленные выше Р-в отвечает: «Старушонку эту чёрт убил, а не я».

А вот что говорит ему Соня: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал».

Перед глазами героя стоит дилемма: «Быть ли с Богом, или не быть, мнить себя сущим - без Бога?»

- Раскольников выбирает «не быть». Почему мы делаем такой вывод?

( т.к. заповедь гласит: «не убий» и становится преступником.)

Через потребности этого преступления доказать

существование Божие - таков смелый план Достоевского. Такова его отрицательная логика: если герой выбирает жизнь «без Бога», значит, он выбирает дьявола, и становится его рабом. Ведь идея, поработившая героя, есть орудие дьявола.

- Каков же дьявольский план, какова последовательность продиктованных им событий?

Современные исследователи связывают теорию Р-ва с идеями бонапартизма, распространившегося в России. В 1865 г. Вышло в свет сочинение французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», в котором отстаивалась состоятельность идей бонапартизма, защищались права так называемой «сильной личности», нарушающей нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей. Он провозгласил исключительное значение великих личностей, в несколько лет творящих дела много веков, это как «Цезарь, Наполеон, Карл Великий». Вот эту книгу и читает Раскольников, это сочинение стало одним из идейных источников теории Р-ва.

- Что же это за идея?

(деление людей на обыкновенных и необыкновенных)

Раскольников говорит, что он написал статью «по поводу одной книги». Возможно, речь идёт о книге Макса Штирнера «Единственный и его собственность» (ч.3, гл.5). послушайте выдержки и сделайте выводы, к каким идеям, мыслям может подтолкнуть эта книга.

«Победить или покориться - таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побеждённый обращается в подвластного… я … не стану бояться мысли, как бы дерзка и демонична она ни была, потому что в моей власти уничтожить её, если она мне станет представляться неудобной… Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь властнее и сильнее. Сознай, что ты больше, и ты будешь больше… Я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, противозакония» (М.Штирнер) - (Наполеон залил Европу кровью - ему памятник).

- О чём же статья Раскольникова?

СЛАЙД


(Раскольников делит людей на две категории, размышляя о том, к какому разряду людей он себя относит: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…» - ч. 5, гл.4).

Какие же головокружительные высоты открывались перед бедным студентом, пишущим эти строки! Разве не думал он в эти минуты о себе? Так может быть, его теория и есть рассказ о себе? Попробуйте подтвердить текстом.

  1. «Я вывожу, что и все, не то, что великие, но чуть-чуть из колеи выходящие люди, т.е. чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…»

  2. «Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют… разрушения настоящего во имя лучшего»

  3. «люди разделяются на два разряда: на нищий и собственно на людей, т.е. имеющих дар или талант сказать в среде своей

н о в о е с л о в о (в тексте выделено курсивом)».

- Что же даёт Раскольникову силы на преступление?

(Конечно, сознание своей принадлежности к высшему разряду: ведь он открыл новый закон, сказал своё «новое слово»)

- Но если открытие уже сделано, то зачем убийство?

(ему нужно было проверить, сможет ли он действовать как необыкновенный человек. Проверить тварь ли он дрожащая или право имеет)

- А что показала практика?

(что он тварь дрожащая)

- Как он это понял?

(старуха-процентщица во сне смеётся над ним. Моральной победы не одержал. Не может родным подать руки - не мог её поднять).

- Что же привело Р-ва к преступлению. Ведь он, влача жалкое существование, он готов отдать последнее тому, кому, на его взгляд, совсем плохо: девочка на бульваре, семья Мармеладовых. И вот такой человек становится убийцей.

- Перечислите эпизоды, которые подводят героя к преступлению?


  1. Среда, в которой оказывается герой. Его преследует духота, царящая в его каморке, похожей на шкаф. Он выходит на улицу, но духота, переходящая в вонь настигает его и там. И от неё нет спасения.

  2. В 4 главе 1 ч. Упоминаеися о мысли, которая заставит вздрогнуть героя. Что это за мысль? Чем она была продиктована? (Письмо матери, в котором она рассказывает о Дуне, поступившей в услужение к Свидригайловым. В их доме Дуню обвинили сначала в нечестности, затем выгнали из дома - ч.1, гл.3) Чтобы спасти самых близких, необходимо что-то сделать сейчас. «Письмо матери вдруг как громом в него ударило…» И Раскольников за мать, за честь сестры, за идею готов был убить.

  3. Семья Мармеладова, пьяная опозоренная девочка, женщина-самоубийца.

- 1ч., 6 гл. (стр.32-34) открывает процесс зарождения идеи убийства. Что это за эпизоды?

  • Первая встреча со старухой - стр. 6

  • Проходя по улице, он случайно слышит разговор Лизаветы (сводной сестры Алёны Ивановны) со знакомыми, которые приглашают её в гости, значит, старуха останется одна.

  • Раскольников заходит в трактир, где слышит разговор между офицером и студентом о старухе и её сестре. Слова студента совпадают с мыслями Р-ва: «Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил… За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!» Родион приходит домой, ложится спать, а потом тщательно готовится к убийству.

«Дьявол меня смущал,»- позже признается Р-в. Идея не выдумана Р-м, она ему внушена, она обладает им, а через неё - дьявол. Эти подстроенные дьяволом странности означают для Р-ва приговор к убийству: «он вошёл к себе, как приговорённый к смерти. Ни о чём не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни воли, ни свободы рассудка, и что всё вдруг решено окончательно».

После этого, идя на преступление, герой чувствует, что место «рассудка и воли» занято чужой ему волей, что не по своему плану он действует, а по плану тех странных совпадений («не рассудок, а бес»).

Затем ряд внешних впечатлений укрепляют Р-ва в его решении: рассказ М-ва о людях, которым уже некуда больше идти.

- как покончить с таким положением?

(Р-в берётся за топор. И тут же останавливается: «Разве я способен на это?» Всякая теория стремится к подтверждению на практике. Для Р-ва практика - это убийство)

СЛАЙД (таблица «Разве я способен на это?»)


Причины преступления можно представить следующим образом: осознание несправедливости мира, сострадание к униженным и оскорблённым, неприятие мира и намерение проверить себя.

(стих-е из книги Пуртовой)

- Таково преступление Раскольникова. Ясно, что и наказание за него не каторга. А что же?

(стр. 72 - состояние после преступления. Ад - ещё при жизни. Родион обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души, мучения бессмысленной жизни в смерти.)

Мысли Р-ва о преступлении Достоевский называет «мечтой». Совместимы ли понятия преступление и мечта? На что обрекла бы людей теория Р-ва, если бы она восторжествовала?

- Как писатель раскрывает ложность теории Р-ва?

(общество, в котором живёт Р-в основано на законе: сильному всё дозволено)

Достоевский убеждает нас, что если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, измученный чужими страданиями, то он неизбежно приносит зло себе и другим.


  1. Домашнее задание.

  1. Как изображается в романе крушение теории Раскольникова? (ч.1, гл.7, ч.3, гл. 5-6)

  2. Проследить состояние, поведение Раскольникова до совершения убийства, в момент убийства и после убийства.

  3. Характеристика Сони.

  4. Двойники и антиподы Раскольникова:

- Лужин (ч.1, гл.3), (ч 2, гл. 5)

- Свидригайлов ч.1 (3), ч.4 (1,2), ч.5 (1,3,5), ч.6 (2,3,4,5)

Каково их отношение к людям, взгляды на жизнь. Выпишите цитаты, характеризующие этих героев.



Урок 6. Тема: Крушение теории Раскольникова.

Я себя убил, а не старушонку!

  1. Вступление.

В 1 ч. Романа раскрывается внутренняя борьба Р-ва с самим собой. Шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается 1 часть сценой убийства. Остальные 5 частей повествуют о том, что произошло после этого события. Таким образом главное место в романе занимает рассказ о том, как свершается наказание.


  1. Состояние, поведение Раскольникова до совершения убийства, в момент убийства и после убийства.

- Каково состояние Р-ва до совершения преступления. Можно ли сказать, что до преступления начинается наказание?

(мысль о преступлении жжёт и терзает героя: «нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть даже нет никаких соснений во всех этих расчётах…»)

- А как усугубляется наказание в момент преступления?

( мы видим эту сцену словно бы глазами Р-ва, чувствуя, как и он, что эта жадная старуха всё-таки человек, что невыносимо страшно и мерзко опустить топор на её голову. А Лизавету мы видим испуганным до оцепенения ребёнком - стр. 63-65)

- Что чувствует Р-в после совершения преступления?

(потрясённый своим злодеянием, герой сразу же после убийства заболел. Он впал в лихорадочное состояние, с бредом, с беспамятством. Он понимает ужас всего происходящего, испытывает ужас смерти.)

- А может ли это пройти безнаказанно?

(нет, наказание тут же даёт о себе знать. Вокруг него мгновенно образуется пустота и мучительное одиночество.)

- Сколько убийств совершает Раскольников?

(несколько: старуха Алёна Ивановна, Лизавета, её ещё не родившийся ребёнок, «себя убил и мать»).

После преступления наказание неизбежно.

- А какое бывает наказание?

(официальное и нравственное)

- Почему официальному наказанию в романе уделено мало внимания?

(такое соотношение свидетельствует о том, насколько важно было Достоевскому заглянуть в глубины души человека, пролившего кровь, и показать, ценою, каких страданий он расплачивается за это.)

- Что становится постоянным спутником Р-ва?

(страх. Убийца теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, в свои силы и к самому себе испытывает отвращение - обратите внимание на жпиграф. Он обречён теперь на беспросветное одиночество: «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего»)

- Как душевные муки Родиона отражены в его портрете?

(в его улыбке проявляется что-то неестественное: она «искривлённая, странная, болезненная», появляется эта улыбка насильственно, с мукой.

О многом говорит и выражение его глаз: пронзительный, сверкающий взгляд, беспокойный и подозрительный, сухой, воспалённый, острый.)

- Раскольников пошёл на эксперимент, который так важен для него. Как же он оценивает результат?

(к нему приходит осознание своей ничтожности. Он делает вывод о том, что он как все. «Старуха была только болезнь… Я переступить поскорее хотел… я не человека убил, а принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить - то не переступил, на этой стороне остался»)

- Как вы понимаете последнюю часть цитаты?

(т.е. не стал всесильным, остался обыкновенным)

Раскольников двойственен и в преступлении, и в страдании: его душа расколота надвое. Герой объясняет себе свои душевные мучения тем, что не смог до конца дело довести, не сумел стать человеком необыкновенным.

- Чего недооценил в себе герой?

(У Раскольникова есть совесть, и все его страдания - голос совести)

В конечном итоге оказывается важнее не человечество спасти, а самому подняться.

- Чтобы заявить о делении человечества на разряды, нужны веские основания. Важнейшее из них какое?

(знание людей)

- Обладал ли им Р-в?

(нет: он молод, замкнут, предпочитает одиночество)

Однако трагические обстоятельства заставят всмотреться в этих людей.


  1. Раскольников и Соня.

- Первый визит к Соне. Что ждёт от него Р-в?

(Он ищет союзника, родственную душу, ведь Соня, по его мнению, тоже преступница, она тоже «загубила жизнь …свою - это всё равно!»)

- А захочет ли она пойти с ним?

(такой вопрос для него не стоит: идти ей больше некуда, стоит только позвать.)

-Оправдались ли его расчёты?

(нет, потому что встреча эта пробуждает в нём неожиданные чувства. Одно из них любопытство. А именно?) стр 260-261.

- Соня по-иному смотрит на жизнь, нежели чем Р-в. Как?

(она видит хорошее в людях, жалеет их)

Раскольников ожидал увидеть человека сосредоточенного на своих бедах, измученного, обречённого, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел иное: «почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду?»

Соня становится интересной Р-ву.

- Абыл ли интересен ему её отец?

(М-в был ему ясен с самого начала: это слабый, безвольный человек, способный вызвать лишь жалость к себе)

- А какое качество в Соне привлекло Родиона?

(сила. В соне он увидел силу, позволяющую ей жить)

- Где она черпает силы? В чём её источник? Неужели в заботе о чужих детях и их матери? Это кажется Р-ву странным. «Юродивая, юродивая!» - твердил он про себя.

Итак, Р-в увидел необычность, неординарность Сони, которая по его теории, принадлежала к разряду обыкновенных.

(стр. 330) И опять неожиданность: в ответ на его вопрос, Лужину ли жить и делать мерзости или Катерине Ивановне умирать? Тихая Соня проявит удивительную твёрдость: «Да ведь я божьего промысла знать не могу…И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?»

- Что значит слово НЕЛЬЗЯ для Сони?

(За ним для неё начинается безнравственность, падение в пропасть. Соня чётко ощущает те внутренние границы, которые пытается стереть Р-в своей теорией)

Как же непросто Р-ву рассказать ей об убийстве. (ч.5, гл.4).

- Какой приговор звучит в реплике Сони и Раскольникову и его теории?

(«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу продал»)

- Как вы понимаете слова Сони?

(она понимает, что для Р-ва существует единственный выход - признаться, раскаяться. Звучит голос Родиона: «Может, я ещё человек, а не вошь, и поторопился себя осудить… я ещё поборюсь»)

- Какие понятия связывает каждый из них со словом человек?

(Для Р-ва - это тот, кто принадлежит к разряду «властелинов»

Для Сони - воплощение любви и милосердия. Они говорят на разных языках.)

Обстоятельства складываются так, что Р-в вынужден выслушать ещё одного представителя обыкновенных, кого?

(следователя Порфирия Петровича, утверждающего, что он «человек с сердцем и совестью»)

Не только профессиональный долг Порфирия Петровича, но и желание помочь Р-ву движет им: «Эй, жизнью не брезгайте! Да много ль вы ещё и жили-то? Много понимаете-то? Теорию выдумал, да стыдно стало, что сорвалось… я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей - если только веру или Бога найдёт. Ну и найдите, и будет жить. Ну что ж, что вы в другой разряд людей перейдёте?»

Идёт обратный процесс в сознании Р-ва, свидетельствующий о человеческой уникальности тех, кого он раньше относил к низшему разряду.

Расшатывается система его взглядов, что замечает чуткий Порфирий: «А вы ведь вашей теории уже больше не верите…»

- Признание в преступлении - один из вариантов выхода из тупика, существуют ли другие?

(самоубийство. А ещё можно стать таким, как сильные мира сего, те, которые «миллионами людей изводят, да ещё за добродетель почитают»)

Ложный путь, избранный героем, ведёт не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти. Достоевский учит нас: нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Р-в хочет следовать им, жить и действовать по этим законам.


  1. Домашнее задание.

  1. Двойники и антиподы Раскольникова:

- Лужин (ч.1, гл.3), (ч 2, гл. 5)

- Свидригайлов ч.1 (3), ч.4 (1,2), ч.5 (1,3,5), ч.6 (2,3,4,5)

Каково их отношение к людям, взгляды на жизнь. Выпишите цитаты, характеризующие этих героев.

  1. Сравнительная характеристика Сони и Р-ва.

  2. Рассказ о Порфирии Петровиче. Разговор Порфирия и Раскольникова (ч.3 (5), ч.4 (5), ч.6 (2).

  3. Возрождение погибшего человека.

  4. Эпилог. Сон Р-ва (его анализ)

  5. Библейский рассказ о воскресении Лазаря - пересказ.

  6. Творческая работа: подготовить речь в защиту или осуждение Раскольникова.


© 2010-2022