МОБИЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБИЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
- проблемное обучение;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы:
1. Учитель выбирает текст для чтения.
Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории

(в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра, экскурсия и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика.

Попадая в необычную ситуацию, ребѐнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.

Особое внимание уделяю урокам развития речи. Уроки развития речи способствуют расширению словарного запаса, помогают решать вопросы нравственно-патриотического воспитания. На таких уроках должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность, поэтому я часто использую различные формы работы: как индивидуальные, так и групповые. Отдельные учащиеся порой сами предлагают темы и подбирают к ним материал с желанием выступить перед одноклассниками, что также мною поощряется и приветствуется, и дает возможность как самой использовать технические средства обучения, так и детям применить полученные задания на уроках с использованием ИКТ.

Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад и сегодня. На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов. Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель.

На своих уроках особое внимание уделяю проговариванию. Этот прием называется комментированное управление. Суть его в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Вот как это происходит на уроке русского языка: весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать - не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось - ошибка! - лес рук многие готовы продолжить начатую работу или поправить ―не ответ‖. Все всегда в курсе дела в классе. Дети раскованы, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними.

Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Для закрепления нового материала, очень хорошо подходят игры-соревнования: «Кто больше… (кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игра-эстафета. При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой».

Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации.

Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребѐнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; рисование обложек к литературным произведениям; инсценировка художественного произведения; наблюдение за природой; подготовка словарных диктантов; составление конспекта, опорных таблиц; письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребѐнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребѐнка обобщать, систематизировать материал по теме.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.


© 2010-2022